УДК 378 

Страницы в журнале: 153-158

 

Д.Н. БЫКОВ-КУЛИКОВСКИЙ,

 научный сотрудник Учреждения РАО ИИО

 

В статье описываются методические подходы к реализации возможностей музыкального синтезатора в процессе обучения аранжировке. Предложены определенные формы и методы практического использования синтезатора при создании аранжировок на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения мотивации к занятиям, формирования музыкальной культуры, гармоничного развития личности.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии (ИКТ); программно-аппаратный комплекс синтезатора; клавишный музыкальный синтезатор; аранжировка на синтезаторе; интерактивное взаимодействие с программно-аппаратным комплексом музыкального синтезатора;  алгоритм; мультимедиа технология.

 

INTERACTIVE INTERACTION WITH A HARDWARE-SOFTWARE COMPLEX OF A SYNTHESIZER AT CREATION OF ARRANGEMENTS-COMPOSITIONS

 

Bykov-Kulikovsky D.N.

 

This article describes the methodological approaches to realization of possibilities in the music synthesizer the learning process arrangement. Proposed the basic types interactivity with software and hardware synthesizers to create the arrangements, but also presents the main steps of creating a musical arrangement of synthesizer.  Suggested some form of methods and practical use of synthesizers to create arrangements based on information and communication technologies (ICT) for motivation their studies, the formation of musical culture, and harmonious development of personality, which is essential to the educational process.

Keywords: information and communication technology (ICT); hardware and software complex synthesizers; keyboard music synthesizer; arrangement on the music synthesizer; algorithm; multimedia technology.

 

Одна из основных целей Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 годы — повышение роли предметов художественно-эстетического профиля в сфере общего образования и создание условий для получения художественного образования и приобщения к искусству и культуре всех групп населения, особенно детей, подростков, молодежи и людей с ограниченными физическими возможностями.

Технология мультимедиа основана на одновременном использовании различных средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, продуцирования аудиовизуальной, текстовой, графической информации в условиях интерактивного взаимодействия пользователя с информационной системой, реализующей возможности мультимедиа-операционных сред.

[4, c. 64]  В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Министерством образования и науки РФ [9], подчеркивалось, что задача обеспечения компьютерной грамотности носит подчиненный характер, являясь лишь базовой основой по отношению к задаче формирования информационной культуры в методической подготовке педагогов для использования новых информационных технологий в учебном процессе. Отмечалось также, что наибольшую практическую ценность имеет приобретение педагогических навыков эффективного использования средств информатизации, создания электронных библиотек, ведения справочников и архивов. Задача повышения профессионализма педагогических кадров в области информационных технологий является особенно актуальной на сегодняшний день.

Практическое применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе использование клавишного музыкального синтезатора (далее — синтезатор), ведет к повышению мотивации на музыкальных занятиях, приобщает обучаемого к музицированию как одной из важнейших целей музыкального образования. В аранжировке на синтезаторе, помимо основательного изучения проблем музыкальной теории, формирования элементарной компьютерной музыкальной грамотности на основе синтезатора, базовых знаний по оборудованию и программному обеспечению, включающему практическое освое-ние музыкального редактирования на синтезаторе все же важнейшим является творческая музыкальная деятельность.

Методические подходы к реализации возможностей музыкального синтезатора предполагают освоение студентами, в том числе будущими преподавателями музыки в школе, изучение мировой музыкально-художественной культуры в историческом контексте возникновения и развития ИКТ, а также мультимедиа технологий во взаимосвязи с практическим их использованием при изучении всех предметных дисциплин.

Музыкальные композиции, созданные на основе использования музыкального синтезатора, могут представлять ряд функций в виде описания вычислительных последовательностей, или алгоритмов. Под алгоритмом в самом широком смысле следует понимать строго определенную последовательность действий, или программу для исполнителя, приводящую к определенной цели.

Программирование и алгоритмическая деятельность присутствуют как в ИКТ, так и в теоретических элементах музыки. Алгоритм, написанный для синтезатора, представляет собой программу, последовательность команд, сохраненных для исполнителя в цифровом виде для загрузки в компьютер.

Аранжировка на музыкальном синтезаторе — это прежде всего творческая музыкальная деятельность. Синтезатор — электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счет изменения свойств электрического сигнала в аналоговых синтезаторах или же путем настройки параметров центрального процессора в цифровых синтезаторах. Синтезатор, выполненный в виде корпуса с клавиатурой, называется клавишным синтезатором, синтезатор в виде корпуса без клавиатуры — синтезаторным модулем; он и управляется от MIDI-клавиатуры (Musical Instrument Digital Interface). Если клавишный синтезатор оборудован встроенным секвенсором (аппаратное или программное устройство для записи и воспроизведения MIDI-сообщений), он называется рабочей станцией.

Синтезатор в виде компьютерной программы, использующей универсальную звуковую плату для озвучивания и стандартные средства ввода-вывода, называется программным синтезатором. Он может использоваться даже при минимальных исполнительских и технических навыках и скромном объеме музыкально-теоретических знаний, и потому вполне доступен широкому кругу музыкантов-любителей, так как пользователь имеет возможность применять записанный в электронной памяти инструмента музыкальный материал.

Обучение созданию аранжировок на основе того или иного электронного инструментария имеет несущественные различия, которые носят частный характер. Аранжировка различных музыкальных произведений — это основной вид творческих заданий при обучении, освоении любых музыкальных дисциплин. Аранжировка на синтезаторе заключается, прежде всего, в правильном выборе того или иного режима звучания, в отборе из имеющихся в памяти инструмента заготовок, наиболее ярко, точно и убедительно выражающих образное содержание и характер музыки. Важно раскрыть в учебном процессе художественный потенциал электронных инструментов во взаимосвязи со спецификой всех музыкально-теоретических дисциплин, всевозможных средств и сфер интонирования с опорой на классические традиции — предоставив учащимся постигать музыку творчески самовыражаясь: музицируя, импровизируя, создавая аранжировки с помощью ИКТ.

Техника игры на синтезаторе, как и на музыкально адаптированном компьютере, близка к фортепианной, поскольку клавиатура идентична у всех клавишных инструментов. Поэтому методический опыт, накопленный в фортепианном обучении постановке рук, по освоению позиционной игры, по подкладыванию первого пальца, по преодолению зажатости рук и корпуса и многие другие могут быть с успехом использованы при освоении синтезатора. Важно умение пользоваться самим синтезатором, управлять его техническими возможностями, а не углубляться в нотно-музыкальный текст.

Пользуясь заложенными в памяти синтезатора музыкальными фрагментами или при помощи модуля записи и воспроизведения музыкальной информации с клавиатуры синтезатора, можно, обогатив музыкальную фактуру, упростить исполнительские задачи, если одновременно с игрой воспроизводить записанную композицию. Для достижения синхронности игры под автоаккомпанемент рекомендуется хорошо выучить текст, исполнять его под метроном и играть только мелодию, мысленно представляя себе фактуру автоаккомпанемента, либо играть аккомпанемент, мысленно или вслух пропевая мелодию. Такие упражнения построены по принципу расчленения сложной задачи на более простые.

Разъяснение последовательности действий и операций на синтезаторе является одним из важнейших методических подходов при обучении аранжировке.

Изучение отдельных вопросов музыкальной теории может проводиться в процессе аранжировки в практическом воплощении поставленной задачи, в ходе самостоятельного решения учеником проблемной ситуации. Такой тип самостоятельной работы «эвристического» склада на синтезаторе позволяет создать на уроке атмосферу творческого поиска и открытия на основе использования разнообразных вариантов музицирования. Стимулировать творческую активность при обучении аранжировке на синтезаторе, а также преодолеть внутреннюю «зажатость» помогут внимательное и бережное отношение педагога к творчеству ученика, доброжелательность, позитивный настрой, установка на возможность преодоления любых трудностей; умение педагога вселить в ученика уверенность в свои силы, индивидуальный подход, сочетающий поощрение и тактичную конструктивную критику.

Как показывает опыт применения музыкального синтезатора, с первых же занятий аранжировкой, видя яркие, насыщенные по фактуре, богатые тембровыми красками результаты своей работы, учащиеся получают большой эмоциональный подъем, стимулирующий дальнейший интерес к творческому музицированию, к активной творческой деятельности.

Основываясь на вышеизложенном, выделим основные типы интерактивного взаимодействия с программно-аппаратным комплексом музыкального синтезатора при создании аранжировок:

1.            Создание аранжировок на основе звуков, хранящихся в памяти синтезатора.

2.            Применение в аранжировке различных готовых, «заложенных» в памяти фрагментов, определенных ритмических «заготовок» автоаккомпанемента и мелодий.

3.            Аранжировка, опирающаяся на музыкально-тематические фрагменты-заготовки, которые можно успешно использовать без специальной музыкальной подготовки.

Обучение аранжировке студентов — будущих преподавателей музыки в школе, основывается преимущественно на третьем типе создания музыкальных композиций, но индивидуальный подход к обучению предполагает и другие различные сочетания, в зависимости от уровня подготовки студента, его творческого потенциала и мастерства педагога.

Рассмотрим основные этапы методических подходов при создании аранжировки на музыкальном синтезаторе.

Аранжировка на синтезаторе представляет сложную творческую деятельность, включающую определенную логическую последовательность совместной работы преподавателя с учащимися:

— анализ музыкального текста оригинала или представление о звуковом тексте, если аранжировка музыкального произведения делается по слуху;

—предварительная разработка проекта аранжировки — его музыкальной формы (конструкции) — режиссура — расположение кульминаций, реприз и др.;

—отбор звуковых средств;

—окончательная корректировка на синтезаторе полученного результата.

 Каждая из этих операций на синтезаторе, в свою очередь, делится на ряд последовательных действий, в связи с чем приобщение учащихся к аранжировке возможно лишь на основе дидактического принципа последовательного разделения сложной задачи на составляющие. Аранжировщику необходимо не только грамотно и художественно-убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих проблем, но и осознавать саму логику следования этих проблем. В этой связи работа над проектом аранжировки с использованием музыкального синтезатора предполагает формирование или построение новой структуры, исходя из художественно-образной сферы содержания музыки, и включает три основных уровня: жанровый, драматургический, интонационный, каждый из которых на музыкальном синтезаторе ставит в работе над проектом аранжировки свои задачи.

Вместе с тем, на драматургическом уровне проект аранжировки на музыкальном синтезаторе должен «быть цельным, т.е. опираться на главную музыкальную мысль, определяющую логику музыкального развития; быть рельефным, контрастным, содержать в себе яркие «события», поддерживающие тонус слушательского внимания… главная задача — выстроить такой «музыкальный сюжет», который мог бы увлечь, «повести за собой» слушателя» [3, с. 41]. В этой связи следует особое внимание уделять индивидуальному видению художественной задачи, фантазии аранжировщика, его вкуса, что возможно самым широким спектром реализовать с помощью музыкального синтезатора. Аранжировщику необходимо учитывать и конкретную ситуацию исполнения его музыки, определить ее акустическую направленность, т.е. знать, где будет звучать аранжировка. Акустика концертного зала отличается от звучания на открытой площадке. Аранжировка, выполненная для музыкального оформления-фона на радио, телевидении отличается от звуковых критериев музыки для кинофильма. Характер выбора акустики — музыкальной коммуникации, имеет большое значение, так как его направленность связана с выбором жанра аранжировки: академическая, эстрадная, народная, джазовая и т. д.

Успех аранжировки напрямую будет зависеть от акустических возможностей аудитории звучания и от точного, правильного, технически-грамотного выбора решения жанра.

На следующем, более конкретном уровне работы над проектом аранжировки на музыкальном синтезаторе складываются общие представления о содержании музыкального произведения и его взаимосвязи с элементами формы: тембром, фактурой, гармонией. Важно представлять целостный образ аранжировки, где для каждого элемента структуры предполагается свое место и решение в конкретных выразительных звуковых средствах.

При выборе звуковых средств на музыкальном синтезаторе на этом этапе аранжировки нужны и специальные музыкальные знания по гармонии, инструментовке, особенностях построения фактуры, музыкальной форме.

Главным помощником в гармонизации мелодии на музыкальном синтезаторе является режим автоаккомпанемента. Этот режим дает возможность получать разнообразные гармонические последовательности аккордов, поддерживает и расцвечивает их остинатным (повторяющимся) фактурным ритмическим рисунком. При этом музыкальный синтезатор реализует автоматизацию повторов. Актуальным здесь оказывается изучение теоретических понятий: интервалы (консонансы, диссонансы) и аккорды, интегрирующие эти интервалы в своей структуре, лад (мажор, минор), классическая система тональных функций (TSD).

Гармонию важно рассматривать в тесной связи с мелодией. Формообразующая роль гармонии — роль каденций (половинная, полная, прерванная) в музыкальном построении, повторность, квадратность структуры, отклонения и модуляции в другую тональность (как средство развития, динамизации музыкальной формы).

С помощью автоаккомпанемента на синтезаторе устанавливается гомофонно-гармонический склад (главенство мелодии), с характерным функциональным разделением голосов на мелодию и аккомпанемент, что становится важным ориентиром в изучении фактуры: мелодия, бас, гармонические голоса (аккорды), подголоски, педаль. Все эти детали берет на себя синтезатор, упрощая для обучаемого путь постижения музыкального языка и законов музыки.

Специальное внимание при аранжировке на синтезаторе должно быть уделено колористической функции фактуры, ее взаимосвязи с формой. При изменении музыкальной мысли-мелодии изменяется и фактура гармонического аккомпанемента — наступает новый раздел-часть музыкального произведения. На синтезаторе в большом количестве представлены «аккомпанирующие фигуры» [3] основных жанров и стилей классической музыки разных направлений и времен. Для музицирования и аранжировки очень важно различать эти гармонические ритмоформулы аккомпанемента и правильно их использовать.

Исполнительская аранжировка на музыкальном синтезаторе начинается с правильного выбора нужного тембра для наиболее яркого раскрытия художественного образа. Мастерство педагога поможет учащимся проявить художественное чутье в восприятии тембра и чувство колорита на ассоциативном уровне.

Изменения окраски звучания, ее коррекцию могут внести и специально управляемые с панели синтезатора исполнительские приемы артикуляции звука (вибрато, сустейн) и динамики.

Раскрыть перед учащимися в аспекте возможностей музыкального синтезатора эмоциональное наполнение — содержание музыкального произведения, увидеть содержание в цвете звуковых картин, это непростая задача педагога — раскрыть неисчерпаемое богатство колорита музыкального искусства. При этом важно поощрять концертные выступления учеников на синтезаторе, участие в ансамблевом музицировании перед сокурсниками, для себя, в кругу семьи. Каждое из этих видов творческой практики связывает обучение на музыкальном синтезаторе с жизнью, «превращаясь во внутреннюю потребность личности, данная практика становится самым действенным стимулом музыкально-творческого самоусовершенствования». [3, с. 58].

 Современный программно-аппаратный комплекс синтезатора может осуществить практически все порученные ему функции: создание аранжировки, нотописание, редактирование партитуры, распечатка ее на принтере в нескольких экземплярах, не только в полном варианте, но и по голосам, с автоматическим редактированием для транспонирующих инструментов (звучание которых смещено в другую тональность по сравнению с нотной записью), пересылка через Интернет для слушателей или отправление по электронной почте.

 Обучение аранжировке на синтезаторе — не самоцель. Это средство, позволяющее благодаря современным информационным технологиям, интерактивному взаимодействию с программно-аппаратным комплексом синтезатора даже неподготовленному индивидууму творчески самовыражаться в музыке.

Показательно, что современная образовательная программа дополнительного образования детей по дисциплине «Клавишный синтезатор» уже по окончании первого года обучения предполагает приобретение умения «применять в своей творческой практике простейшие приемы аранжировки музыки для синтезатора; «в электронном музицировании опираться на навыки чтения с листа, подбора по слуху и импровизацию; проявить интерес к музицированию; способности к элементарной музыкально-интонационной деятельности; способности к эмоционально-окрашенному восприятию музыки и выражению в музыкальных звуках собственных эстетических переживаний [8, с. 7].

Обучение игре на любом инструменте, включая создание аранжировок на синтезаторе — это обучение музыке через творчество, «развивающее слух, музыкальное чувство и понимание» [2]. Педагогу-музыканту «предстоит осознать свою миссию создателя стратегии, тактики и практики обучения… в современной информационной культуре» [7, с. 128].

 

Литература:

 

1. Асафьев Б.В. Музыка в единой трудовой школе. // Из истории советского музыкаль-

ного образования. Сб. материалов и документов. — Л., 1969. // Избранные статьи в музыкальном просвещении и образовании — М.-Л., 1965.

2.            Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. Изд. 2-е, доп.— Л.: Советский композитор, 1979. 352 с.

3.            Красильников И.М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. // Искусство в школе. — М., 2004. — 112 c.

4.            Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. — М.: ИИО РАО, 2010. — 356 с.

5.            Римский-Корсаков Н.А. О музыкальном образовании в России. ПСС. Литературные произведения и переписка. Т. 2. — М.; 1963.

6.            Денисов Э.В. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие. // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. — М.: Музыка, 1971.

7.            Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Технология создания электронных методических ресурсов. — М.: Классикa-XXI, 2011.

8.            Примерные образовательные программы дополнительного образования детей. Клавишный синтезатор. Ансамбль клавишных синтезаторов. Студия компьютерной музы-

ки. /Красильников И.М. — М., 2010.

9.            http://www.edu.ru/db/mo/Data/

d_02/393.html

10.          http://www.1tv.ru/prj/olimp2010/vypusk/3485, http://www.fhplus.ru/allsport/

news/nws_6141/

 

 

1.            Asafev B.V. Music in the united labor school in the book.: From the history of soviet music education. Collected materials and documents of Music L. 1969. / / Selected publications in music education and the formation of M.-L, Music 1965.

2.            Barenboim L.A. The way to playing music. The study. Ed. 2nd, ext., L.: Soviet composer, 1979. — 352.

3.            Krasilnikov I.M. Synthesizer and computer in the music education / / Art in the school. M., 2004. — 112 c.

4.            Robert I.V. Theory and methodology informatization of Education (Psychology and Education, and technological aspects). 3rd ed. — M.: IIE RAE, 2010. — 356.

5.            Rimsky-Korsakov N.A. About the musical education in Russia. Full. Collected Works. Cit. Literary works and correspondence. B. 2. — M., 1963.

6.            Denisov E.V. Stable and mobile elements of musical forms and their interaction. // Theoretical problems of musical forms and genres. — M.: Music, 1971.

7.            Taraeva G.R. Computer and innovations in music pedagogy. The technology of creating electronic teaching resources. — Moscow: Klassika-XXI, 2011.

8.            Examples of educational programs of additional education of children. Keyboard synthesizer. The ensemble keyboard synthesizers. Computer music studio. Krasilnikov I.M.— M., 2010.

9.            http://www.1tv.ru/prj/olimp2010/vypusk/3485, http://www.fhplus.ru/allsport/

news/nws_6141/

10.          http://www.edu.ru/db/mo/Data/

 

d_02/393.html