УДК 342.9
 
Н.А. ПОГОДИНА,
аспирант кафедры публичного права ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет»
 
В статье рассматривается историческая природа применения таможенного досмотра товаров и транспортных средств; анализируется процедура проведения досмотра в России в период XVII—XX вв.
Ключевые слова: досмотр, история, таможенная реформа, регламент, таможенные обрядности.
 
In clause the historical nature of application of customs inspection of the goods and vehicles is considered. The author analyzes procedure of carrying out of examination in Russia during with XVII till XX century. Numerous modern and historical
references are used.
Keywords: examination, history, customs reform, the rules, customs ceremonialism.
 
Только зная прошлое, можно понять настоящее и предвидеть будущее, — именно поэтому представляется необходимым рассмотрение истории таможенного досмотра в России. Это тем более важно, что в таможенном деле России в начале 90-х годов ХХ века произошел коренной перелом — государственная монополия на внешнюю торговлю была заменена свободой внешнеэкономической деятельности.
История таможенного дела России насчитывает тысячелетия. Древнейшие источники: договоры, летописи, государственные документы, грамоты, а также сказания и былины — не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово-пошлинных отношений на территории Руси. Они свидетельствуют о том, что таможенное дело играло большую роль в период становления российской государственности, помогают понять общественное и государственное значение таможенного дела как важного национального интереса, гражданского и правового целого, необходимой и неотъемлемой части государственного аппарата.
Происходящие в стране позитивные процессы накопления капитала, прежде всего в сфере торговли, тормозились отсутствием всероссийского рынка, единой государственной таможенной системы и правового обоснования таможенных процедур. Экономика не выходила за рамки народных промыслов, а внешнеторговые связи в большинстве случаев контролировались иностранцами, которые не выполняли установленные таможенные правила и препятствовали торговле местных купцов.
В стране назрела необходимость таможенной реформы. В принятом в 1667 году Ново-
торговом уставе впервые встречаются нормы, закрепляющие производство досмотра. Подготовка указанного законодательного акта осуществлялась под руководством А.Л. Ордина-Нащокина[1].
В Новоторговом уставе устанавливался порядок торговли в порту и приграничных городах для иностранцев. Особенное внимание обращалось на необходимость досмотра приезжих из-за рубежа торговых людей: «В порубежных городах головам и целовальникам у иноземцев расспрашивать и пересматривать в сундуках, ларцах и ящиках жемчугу и каменья неоплошно, чтоб узорчатые вещи в утайке не были; но от покупки таких вещей надобно беречься, как и в других государствах берут серебро, а излишние такие вещи покупать запрещают, не позволяют их носить простым не чиновным людям, чтоб от того не беднели; также низких чинов люди чтоб не носили шелку и сукна. Надобно удерживать простых людей от покупки таких вещей накладною пошлиною и заповедью без пощады: берут того во всех государствах и от напрасного убожества своих людей охраняют»[2].
В Новоторговом уставе подробно изложены правила и порядок досмотра товаров. Этот до-
смотр был, судя по некоторым дошедшим до нас материалам, очень подробным и тщательным. За каждое нарушение таможенных правил со стороны купцов (неимение или неполнота грузовых документов, намеренное занижение цены предъявляемых товаров и т. п.) они наказывались отобранием товаров на государя, т. е. конфискацией[3].
Таможенному голове вменялось в обязанность отслеживать качество заграничных товаров, контролировать наличие на них фабричного клейма; на тот случай, если товар окажется некачественным, огласить приговор воровскому мастеру и отослать с бесчестием с ярмарки[4]. То же самое касалось и русских товаров. Особое внимание обращалось на контроль привоза ювелирных изделий: жемчуга, драгоценных камней и т. д., так как подобные товары легко могли быть скрыты от досмотра. Правила осуществления таможенного контроля рассматривались прежде всего как средство поощрения и развития внутреннего производства и пополнения казны, а не регулирования внешней торговли.
Начало разработки нормативных актов по отдельным направлениям таможенного дела содержится в Новоторговом уставе и в многочисленных документах, изданных после выхода его в свет и до конца XVII века. Особенно активно велась нормотворческая работа в последней четверти века. В этот период таможенное законодательство получило дальнейшее развитие. Прежде всего при досмотре товаров обращалось внимание на проверку печатей, весов, гирь и таможенных книг, на их соответствие государственным эталонам.
В связи с необходимостью ужесточения борьбы с контрабандой в именных указах последнего десятилетия XVII века особо оговаривалось право таможенников осуществлять личный досмотр проезжающих. Так, в Наказе таможенному главе города Верхотурье 1692 года именем великого государя повелевалось строго следить, чтобы сибирские воеводы, дьяки и другие лица царской администрации не привозили с собой в сибирские города никаких товаров сверх нормы, установленной великим государем, «осматривать накрепко, и что у кого сверх приезжих грамот объявится, или что у них же товаров каких, ему те лишние запасы имать на Великих Государей, записывать в книге именно, а виновных сажать в тюрьму, бить батогами»[5].
При обыске предлагалось сойти с саней. Осмотр осуществлять можно было таможенному голове и целовальникам, «а Воевод и Дьяков и письменных Голов и их детей и племянников и людей мужской и женский пол и торговых и промышленных и служилых всяких людей по тому же обыскивать накрепко, чтоб в пазухах и в штанах и в зашитом платье отнюдь никакия мягкия рухляди не провозили, да чтоб у Воевод и Дьяков и у письменных Голов и у людей и у торговых и промышленных и служилых всяких людей мягкия рухляди соболей и шуб собольих и лисьих и горлотных и чернобурых и бурых и шапок лисьих и куниц черных и чернобурых и бурых и бобров, и всякой Сибирской мягкой рухляди, и Китайских заповедных товаров найдут… то все имать на Великих Государей и писать у себя в Таможенной избе в особые книги именно»[6]. Конфисковывалось все, за исключением меховых изделий, которые покупались на путь следования. После записи задержанного в таможенных книгах делалась выписка и направлялась государю вместе с задержанным имуществом.
В статьях о сборе пошлин в сибирских городах (Именной указ от 12 ноября 1698 г.) повелевалось (в связи с изменением ставок пошлин на драгоценности) искать золото и драгоценные камни в тюках и кипах, в ящиках между чаем и бадьяном и в китайках; указывалось, как ощупывать, «а камни в косяках не разбивать, чтобы с них лица не убыло, а в платье и в сапогах и в карманах повсюду досматривать накрепко; и буде что у кого сверх росписей лишнее явится, и то бесповоротно взять на Великого Государя, да ему ж учинить наказание, выговоря при всех торговых людях, что он забыл Великого Государя милость, дерзнул достатную пошлину красть: то учить, высечь батоги нещадно, и сказать, буде впредь он или иной так сворует, и ему в Сибири и в Китае, как явному вору, пропуску не будет»[7].
Если выяснялось, что торговец допустил оплошность и не нарочно, а по забывчивости не показал товар, то с него бралась двойная пошлина. В документе оговаривалось, что подобная мера наказания осуществляется для того, чтобы не разорять торгового человека. Так проявлялась забота государства о развитии торговли, поддержке участников торговых сделок.
Регламентом и примечаниями к Таможенному тарифу 1724 года были значительно изменены таможенные обрядности. Новые правила в большинстве своем были заимствованы из таможенных уставов заграничных держав, главным образом Швеции. Регламент определял круг должностных обязанностей досмотрщиков и порядок прохождения таможенных процедур.
Важнейшее отличие от прежних правил заключалось в системе взысканий, определенных за нарушение таможенных обрядностей. По новым правилам устанавливалась целая система взысканий: за открытую контрабанду, а также за сокрытие товаров от досмотра налагалась конфискация; за предъявление товара в меньшем количестве подлежал задержанию только необъявленный излишек; за показание при пропуске предметов, обложенных ценовыми пошлинами, высоких сортов товара теми ценами, какие существуют на низкие сорта, товар очищался пошлиной, рассчитанной по высшей цене, существовавшей на лучшие сорта данного товара, в случаях предъявления товара слишком низкой ценой, таможенные служители могли взять эти товары себе, уплачивая объявителю 20% интереса[8].
Получив развитие в последней четверти XVII века, таможенное законодательство России сыграло важную роль в совершенствовании правил таможенного оформления товаров, осуществления фискальных задач и способствовало поискам более совершенной таможенно-тарифной политики.
И хотя нормы таможенного права, которыми руководствовались на Руси, не были совершенны, они положили начало поискам новых форм взаимоотношений таможенников и торговых людей, отвечавших объективному характеру состояния экономики и финансов страны. Новоторговый устав и другие законодательные акты по таможенному делу прошли проверку на практике и просуществовали около ста лет.
К концу XIX века в России окончательно сложилась система таможенного контроля, состоявшая из двухэтапной процедуры. Первый этап заключался в активных действиях провозителей тех или иных предметов или грузовладельцев по объявлению таможне о провозимых ими предметах (вещах, валюты, грузов и т. п.)[9]. Второй этап представлял собой действия таможенных служащих по проверке сделанных объявлений путем опроса и досмотра и обложению таможенной пошлиной объявленных товаров.
В 1895 году впервые была введена форма для таможенных досмотрщиков.
Возросшее количество международных грузовых перевозок в условиях активизации международного экономического, торгового, промышленного сотрудничества вызвало дальнейшее совершенствование действующих таможенно-правовых норм.
Согласно ст. 65 Таможенного кодекса СССР 1964 года (утв. Указом Президиума ВС СССР
от 05.05.1964) таможенные учреждения производят досмотр грузов для установления законности их перемещения через государственную границу СССР, определения тарифного наименования, цены, количества и в подлежащих случаях качества. Таким образом, по сути дела, досмотр грузов производится таможенными учреждениями с целью установить соответствие перемещения грузов через границу положениям о государственной монополии внешней торговли, а также выявить необходимые компоненты для решения вопроса о начислении таможенной пошлины[10].
Если при досмотре обнаружено несходство с документами, то результаты досмотра оформляются актом и несходные грузы таможней задерживаются. Если же несходство не обнаружено, на транспортных документах делается отметка о досмотре. О результатах таможенного досмотра груза составляется досмотровая роспись.
Досмотровая роспись является важным документом: она подтверждает прохождение груза через границу; содержит перечень товаров, поступивших в таможню; на основе данных досмотровой росписи начисляется таможенная пошлина.
Досмотровая роспись имеет следующие реквизиты: порядковый номер, номера коносаментов, накладных или других транспортных документов, по которым груз поступил в таможню; наименование отправителя и страны происхождения товара и получателя; количество мест и вес. Далее в роспись заносятся результаты досмотра, т. е. перечисляются товары, указываются их отличительные признаки, вес, количество и цена. В досмотровой росписи показывается также тарифное наименование товара, т. е. такое наименование, которое подпадает под действие вполне определенной статьи и пункта таможенного тарифа.
«Так, например, если импортный груз состоит из сливочного масла, то нельзя писать в досмотровой росписи: “Масло животного происхождения”, так как это наименование не является тарифным наименованием и по нему невозможно проверить правильность применения таможенного тарифа и взыскания таможенной пошлины. При таком обозначении груза в досмотровой росписи можно применить ст. 11 таможенного тарифа по привозной торговле, по которой значится “масло коровье, облагаемое пошлиной в размере 25 руб. с кг по максимальной ставке и 3 руб. — по минимальной ставке” и ст. 17 таможенного тарифа — “жиры и масла животного происхождения, в отношении которых применяется минимальная ставка — 50% с цены товара”»[11].
Досмотренные грузы могут быть подвергнуты передосмотру в случае, если в этом возникнет необходимость, или по требованию грузораспорядителя.
После составления досмотровой росписи грузораспорядителю предлагается уплатить таможенную пошлину. Оригинал досмотровой росписи по уплате причитающихся сумм вручается грузораспорядителю, дубликат остается в делах таможни.
В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-импортные операции. В целях увеличения пропускной способности таможен и таможенных постов, а также освобождения местных таможенных учреждений от существенного объема работ по оформлению грузов предусматривалась возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей[12]. Для этого заинтересованное предприятие могло вызвать за свой счет сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенного уполномоченного.
Порядок создания досмотровых комиссий и назначения таможенных уполномоченных был утвержден приказом ГУГТК СССР от 29 января 1988 г.[13] Досмотровые комиссии создавались
на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и администрации предприятий. Таможенные уполномоченные были постоянными представителями таможенных органов на тех предприятиях, которые осуществляли экспортно-импортные операции регулярно. В отличие от досмотровых комиссий, они являлись официальными представителями органов таможенного контроля на местах и вместе с таможнями и таможенными постами входили в единую систему ГУГТК. Однако практика организации досмотровых комиссий не получила распространения.
В 80-х годах XX века началось строительство большого грузового терминала «Шереметьево-Карго». Это позволило значительно увеличить объемы грузов, подлежащих таможенному оформлению. В новых условиях появились возможности качественно улучшить оснащение таможни техническими средствами таможенного контроля. Так, при проведении таможенного досмотра грузов и отдельно следующего багажа пассажиров стала применяться рентгенотехника. Это дало ощутимые результаты: резко возросло количество заведенных дел о контрабанде.
Отказ от государственной монополии внешней торговли, самостоятельный выход производителей на внешний рынок вызвали необходимость изменения процедуры таможенного контроля, переноса основной работы по таможенному оформлению и досмотру грузов с таможенной границы (как это было раньше) в глубь страны. В 1988 году была введена грузовая таможенная декларация, началось интенсивное формирование «внутренних таможен»[14].
После обретения Россией независимости процесс создания внутренних таможен завершился. Вся территория Российской Федерации была поделена на зоны, на которых действует та или иная таможня. При этом именно внутренние таможни несут в настоящее время основную функциональную нагрузку. В них выполняются главные таможенные операции: досмотр, оформление грузов, взимание пошлин, налогов и т. д.[15]  Это соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота, делает таможенный контроль эффективным.
 
Библиография
1 Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605—1680) — боярин и воевода, известный московский дипломат времен царствования Алексея Михайловича.
2 Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. — М., 1989. С. 316.
3 См.: Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. — СПб., 1848. С. 154.
4 См.: Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. — Челябинск, 2005. С. 43.
5 Полное собрание законодательства Российской империи. Т. 3. — СПб., 1830. С. 437.
6 Там же. С. 439.
7 Там же. С. 489—490.
8 См.: Струве П.Б. Торговая политика России. — Челябинск, 2007. С. 69—70.
9 См.: Руководство к изучению производства досмотра товаров в таможнях / Сост. К. Пальшау. — Спб., 1874. С. 46.
10 См.: Храбсков В.Г. Таможня и закон. — М., 1979. С. 40.
11 Александров Д.А., Дмитриев С.С. Таможенное дело в СССР. — М., 1949. С. 133.
12 См.: Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Федерации. — М., 1993. С. 44.
13 См.: Основные документы по осуществлению внешнеэкономической деятельности. — М., 1989. С. 5.
14 См.: Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Указ. соч. С. 60.
15 См.: Приказ ГТК России от 19.03.1992 № 90 «О местах таможенного оформления товаров» // КонсультантПлюс. Документ опубликован не был.