УДК 341:342
 
У.С. НОРОВ,
преподаватель кафедры права и государственной службы  Института повышения квалификации государственных служащих Республики Таджикистан
 
В статье на основе изложения различных точек зрения предпринята попытка раскрыть понятие «национальная безопасность».  Автор статьи, основываясь на законодательстве Республики Таджикистан в сфере национальной безопасности и работах специалистов в данной области, отмечает, что сущность национальной безопасности состоит в защищенности совокупности трех элементов: личности, общества и государства. Анализ законов Республики Таджикистан позволил частично осветить проблему национальной безопасности. Предлагается, используя базовое понятие «система», связать национальную безопасность с такими признаками системы, как целостность, упорядоченность, устойчивость, самоуправление и управление. В процессе разработки правовых актов предложено учитывать интересы национальной безопасности.
 
Определения понятия «национальная безопасность» в основном сводятся к защищенности совокупности трех элементов: личности (ее прав и свобод), общества (его материальных и духовных ценностей) и государства (территориальной целостности, суверенитета, конституционного строя)[1]. Например, как отмечает В. Голованов, «под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»[2]. Традиционно под безопасностью понимаются, прежде всего, физическое выживание государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные угрозы.
Национальная безопасность тесно связана с безопасностью общественно-политической системы страны, при реализации государством своих целей данная система вступает во взаимоотношения с другими государствами, которые будут либо способствовать, либо препятствовать достижению этих целей. Именно поэтому система национальной безопасности должна строиться с учетом как внешних, так и внутренних угроз[3].
А. А. Прохожев в работе «Общая теория национальной безопасности» отмечает, что личность, общество и государство образуют в конечном итоге нацию. Национальная безопасность или безопасность нации есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны[4].
Сам термин происходит от английского словосочетания «national security», которое может переводиться и как национальная, и как государственная безопасность.
Как отмечается в литературе, сущность национальной безопасности государства состоит в способности противостоять враждебным и негативным силам социального, техногенного и природного характера. Национальную безопасность также рассматривают как совокупность необходимых факторов, обеспечивающих благоприятные условия для жизнеспособности государства, целесообразного развития и сохранения его фундаментальных ценностей и традиций; неконфликтные отношения личности и государства; способность эффективно
преодолевать любые внутренние и внешние угрозы; обеспечивать достижение национальных целей[5].
На наш взгляд, рассматривать национальную безопасность любой страны следует через призму конституции — ее основного закона, в котором отражены важнейшие принципы построения общественно-политической системы данного государства.
В Конституции Республики Таджикистан можно выделить следующие ключевые положения, соблюдение либо нарушение которых прямо влияет на национальную безопасность: Республика Таджикистан — суверенное демократическое правовое светское унитарное, а также социальное государство (ст. 1), его территория неделима и неприкосновенна (ст. 7).  Эти положения определяют условия функционирования государства.
Далее можно выделить положения, определяющие стабильное функционирование общества: общественная жизнь развивается на основе политического и идеологического плюрализма (ст. 8), культурные и духовные ценности охраняются государством (ст. 40).
И, наконец, положение, охраняющее права и свободы личности:  человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 5).
Таким образом, национальную безопасность можно определить как совокупность внутренних и внешних условий, гарантирующих стабильное развитие общества (сохранение общественного согласия, гражданского мира внутри страны, а также защиту границ государства от военных угроз). Национальная безопасность предполагает безусловную возможность для проведения государством самостоятельной внешней и внутренней политики, отсутствие внешнего вмешательства в его дела, т. е. полноценный суверенитет.
При изучении категории «безопасность» с общетеоретических позиций многие исследователи пришли к выводу, «что одним из условий нормального развития человека и общества является безопасность государства»[6]. Под безопасностью страны, являющейся одним из условий нормального развития человека и общества, понимается «защищенность качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях, от опасностей, источником возникновения которых являются внутренние и внешние противоречия»[7].
Общепризнано, что для полноценного, целостного государства необходимы:
во-первых, особая система органов и учреждений, осуществляющих функции власти (т. е. система государственной власти);
во-вторых, совокупность правовых норм, регламентирующих основы государственного и общественного устройства страны, систему и принципы формирования и деятельности органов государственной власти и управления, избирательную систему, права и обязанности граждан (т. е. конституционное право);
в-третьих, определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного (конкретного) государства.
Кроме того, для независимого государства необходим еще один важнейший атрибут — полноценный суверенитет[8]. 
Как известно, организм, личность, социальную группу, государство, социум, биосферу и
т. д. можно рассматривать как отдельные системы, каждая из которых, несмотря на свою внутреннюю сложность, является элементом системы более высокого уровня[9]. Главная (объективная) цель любой системы как целого — самосохранение, которое для государства и решается через систему национальной безопасности.
Исследователи предлагают различные перечни существенных признаков системы. По нашему мнению, оптимальным является перечень, предложенный Д.М. Мехонцевой[10], которая выделяет следующие признаки: целостность, упорядоченность, устойчивость, самоуправление, управление.
Целостность — единство управляющих и управляемых частей системы, обеспечиваемое информационными, энергетическими, транспортными (пространственно-временными, причинно-следственными) связями и необходимое для реализации ее главной и функциональной целей.
Упорядоченность — структура (строение, организованность, целесообразное размещение частей системы и их качественное своеобразие).
Устойчивость — стабильность, динамическое равновесие в статическом смысле (в определенных пределах), сопротивляемость, живучесть.
Самоуправление — взаимодействие частей системы, направленное на достижение главной ее системы — самосохранения.
Управление — взаимодействие системы как части (подсистемы) и вышестоящей системы в направлении движения к функциональной цели.
Утрата хотя бы одного из названных свойств означает разрушение системы. Чтобы этого не произошло, всякая система должна обеспечивать свою безопасность, то есть состояние целостности, упорядоченности, устойчивости, а также способности к самоуправлению и управлению[11].
Ключевым звеном в механизме сохранения указанных свойств, а, следовательно, и в обеспечении национальной безопасности является право, ибо на правовой основе базируются все виды безопасности: военная, экономическая, социальная, информационная, экологическая, международная и иные, определенные Концепцией национальной безопасности Республики Таджикистан (2004).
Каждое демократическое, правовое, светское государство всегда нуждается в своевременном принятии правовых актов для нормального функционирования всех его звеньев и обеспечения законности и стабильности в обществе. Для этого осуществляется подготовка проектов новых нормативных правовых актов, указов Президента страны, постановлений Правительства, проводится правовая экспертиза проектов законов. Стабилизация правового процесса в сфере правотворчества — общеобязательный атрибут любого цивилизованного демократического государства, а важнейший инструмент этой стабилизации — законность. С помощью законности, основываясь на ней, можно добиться устойчивого развития всех общественных процессов в государстве. Разрабатывая нормативные правовые акты, необходимо знать и учитывать последствия их применения на местах: не вызовет ли правовой акт дисбаланс ветвей власти, дестабилизацию в конкретных сферах общественных отношений, не будет ли он способствовать возникновению и развитию негативных процессов, связанных с коррупционными и иными негативными проявлениями. В противном случае деятельность государственных органов, в том числе всех ветвей власти, будет парализована отсутствием единства и стабильности законодательства. Хозяйствующие субъекты не смогут должным образом осуществлять экономическую деятельность, ибо законодательство не будет давать однозначного ответа на те или иные вопросы, возникающие в экономической сфере. Еще сложнее придется гражданам, ежедневно вступающим в различные отношения, регулируемые нормами права. В государстве может возникнуть дестабилизация, которая приведет к хаосу и произволу. Именно поэтому правотворческая деятельность заключается в создании нормативных правовых и законодательных актов, регулирующих деятельность государственных учреждений, служб и должностных лиц, правоохранительных органов и судов по пресечению противоправных действий в сфере обеспечения безопасности.Таким образом, правотворческая деятельность соответствующих органов государственной власти, если она учитывает интересы национальной безопасности, способствует наиболее четкому и полному упорядочению процесса ее сохранения и укрепления.
Государство — это «единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех правовые акты и обладает суверенитетом»[12]. Его основной элемент — государственная власть, которая является концентрированным выражением воли и силы государства, обеспечивает стабильность, защищает от внутренних и внешних посягательств, в том числе и способом государственного принуждения.
С.Н. Кожевников и В.В. Серегина выделяют следующие виды государственного принуждения: «1) меры предупреждения, направленные на предотвращение правонарушений и других отрицательных последствий; 2) меры пресечения, обеспечивающие прекращение длящегося правонарушения; 3) меры защиты субъективных прав; 4) меры юридической ответственности»[13].
Как отмечает С.Н. Кожевников, меры предупреждения — это предупредительные средства, применяемые для предотвращения опасных деяний со стороны отдельных лиц или предупреждения вредных последствий, которые могут наступить при наличии специальных условий (реквизиция во время стихийного бедствия и др.). Они могут использоваться и для предотвращения уклонения субъектов от исполнения возложенных обязанностей.
Меры пресечения обеспечивают принудительное прекращение неправомерных действий граждан или организаций. К их числу относится, например, приостановление работы на объектах в связи с грубым нарушением правил техники безопасности и т. п.[14]
Меры защиты субъективных прав преследуют в основном правовосстановительные цели. Они направлены на устранение последствий правонарушения. Это изъятие имущества в натуре из временного владения в гражданском праве, признание акта недействительным в административном праве, возмещение материального ущерба в трудовом праве и др.
Юридическая ответственность — это основанная на нормах права обязанность лица, допустившего виновное отступление от требований правовых норм, отвечать перед государством за свои деяния и нести в этой связи определенные лишения[15].
Кроме того, к мерам обеспечения национальной безопасности относятся лицензирование, сертификация, стандартизация и регистрация[16].
В Законе Республики Таджикистан от 17.05.2004 № 37 «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензированием подразумевается выдача официальных документов, которые разрешают осуществление указанного в них вида деятельности в течение установленного срока, а также выделяют условия его осуществления. Лицензирование осуществляется для обеспечения жизненно важных интересов и безопасности личности, общества и государства. В указанном Законе приводится  перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.
В Законе Республики Таджикистан от 13.12.1996 № 313 «О сертификации продукции и услуг» отмечается, что сертификация — это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Одной из целей сертификации является также контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.
В Законе Республики Таджикистан от 14.12.1996 № 333 «О стандартизации» дано следующее определение стандартизации. Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: государственной защиты интересов потребителей и государства с использованием методов и средств стандартизации, включая обеспечение обороноспособности и мобилизационной готовности государства.
Государственная регистрация, например, юридического лица — действия уполномоченного государственного органа по оформлению юридическою факта создания, реорганизации и ликвидации юридического лица с целью соблюдения соответствия с законодательством Республики Таджикистан учредительных документов создаваемого, реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица на территории Республики Таджикистан (Закон Республики Таджикистан от 22.04.2003 № 5 «О государственной регистрации юридического лица»).
С середины 1990-х гг. в Таджикистане постепенно стала формироваться правовая система обеспечения безопасности государства. Анализ данной системы показывает, что она должна способствовать:
— развитию теоретических и практических основ обеспечения безопасности Таджикистана, отвечающих современной геополитической ситуации, условиям политического и социально-экономического развития государства;
— формированию законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения безопасности Таджикистана, нормативного закрепления ответственности должностных лиц органов государственной власти, других юридических лиц и граждан за соблюдение требований безопасности государства;
— разработке механизмов реализации конституционных прав граждан на личную и общественную безопасность, а также безопасность государства;
— разработке современных методов и средств обеспечения безопасности Таджикистана;
— разработке критериев и методов оценки эффективности систем и средств безопасности государства;
— выработке правовых и иных форм, методов воздействия государства на формирование индивидуального и общественного сознания.
Базовым законом в сфере национальной безопасности Таджикистана является Закон Республики Таджикистан от 28.12.1993 № 918 «О безопасности», который закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора над законностью их деятельности.
Важен также Закон Республики Таджикистан от 04.11.1995 № 208 «Об обороне», определяющий основы и организацию обороны Республики Таджикистан, полномочия органов государственной власти, функции органов власти на местах, организаций и их  должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны, а также силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Республики Таджикистан в области обороны.
Закон Республики Таджикистан от 22.04.2003 № 4 «О государственной тайне» регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Республики Таджикистан. Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Республики Таджикистан и за ее пределами органами государственной власти, местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правового положения и формы собственности, должностными лицами и гражданами Республики Таджикистан, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования данного закона.
Закон Республики Таджикистан от 11.12.1999 № 879 «О мобилизационной подготовке и мобилизации» устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Республики Таджикистан в этой области.
В  ст. 1 Закона Республики Таджикистан от 17.05.2004 № 41 «О милиции» определено понятие «милиция», в статьях 2 и 3 установлены  правовые основы и основные направления деятельности милиции. В числе основных направлений деятельности указаны:
— защита общественных и государственных интересов;
— обеспечение общественного порядка и безопасности;
— раскрытие и расследование преступлений, розыск лиц, совершивших преступления;
— защита любых форм собственности от преступных посягательств.
Закон Республики Таджикистан от 20.03.2008 № 362 «Об органах национальной безопасности Республики Таджикистан» определяет статус органов национальной безопасности, которые,  являясь составной части системы обеспечения национальной безопасности Республики Таджикистан, в пределах данных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ст. 1).
Важное значение имеют также Закон Республики Таджикистан от 27.12.1993 «О связи»; Закон Республики Таджикистан от 02.12.2002 № 71 «О защите информации»; Закон Республики Таджикистан от 15.07.2004 № 53 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.
Анализ перечисленных законов показывает, что они предусматривают три направления деятельности государственных органов:
— деятельность по разработке нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере безопасности личности, общества и государства;
— исполнительную деятельность органов государственной власти;
— правоприменительную деятельность уполномоченных органов.
Исследование содержания перечисленных элементов правовой системы обеспечения безопасности Республики Таджикистан позволяет нам сделать некоторые обобщающие выводы.
Во-первых, основными направлениями правовых усилий по регулированию отношений в сфере обеспечения безопасности Республики Таджикистан являются:
— оценка состояния действующего законодательства и разработка программы его совершенствования;
— создание организационно-правовых механизмов обеспечения безопасности государства;
— определение правового статуса всех субъектов отношений в сфере обеспечения безопасности государства и их ответственности за соблюдение действующего законодательства;
— разработка правил и организационно-правовых процедур сбора и анализа статистических данных об источниках угроз безопасности, а также о последствиях их проявления с учетом всех видов опасности;
— разработка правовых актов, регулирующих порядок организации следствия и судебного разбирательства по фактам противоправных действий в сфере обеспечения безопасности государства, включая противоправные действия при работе с открытой и конфиденциальной информацией в информационных и телекоммуникационных системах, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;
— разработка составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, а также в Закон Республики Таджикистан от 05.03.2007 № 233 «О государственной службе».
Во-вторых, в качестве основных объектов правового обеспечения безопасности государства выступают:
— права граждан, юридических лиц и государства на безопасность;
— информационные ресурсы, включающие в себя документы с открытой и конфиденциальной информацией, а также со сведениями, составляющими государственную тайну;
— система формирования, распространения и использования национальных ресурсов;
— система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношений между людьми).
Таким образом, противодействие угрозам национальной безопасности правовыми формами и методами является одной из задач юридической науки. Ее решение обеспечивается посредством ликвидации угроз либо минимизации ущерба от проявления этих угроз, что достигается путем предупреждения, пресечения, защиты и юридической ответственности.
 
Библиография
1 См.: Военная реформа: оценка угроз национальной безопасности России // Приложение к информационно-аналитическому журналу «Обозреватель-Observer».— М., 1997. С. 5—6.
2 Голованов В. Нормотворческая деятельность органов юстиции в интересах национальной безопасности государства // Юстиция Беларуси. 2005. №9. С. 1; см. также: Булавин В.И. Национальная безопасность современной России. — М. 2002.
С. 18—21; Щедрин Н.В. Введение в правовую теорию мер безопасности: Моногр. — Красноярск, 1999. С. 76—81.
3 См.: Косолапов Н.  Национальная безопасность в меняющемся мире— МЭ и МО. 1992. № 10. С. 27.
4 Прохожев А. А. Общая теория национальной безопасности.— М., 2002. С. 106.
5 См.: Булавин В.И. Указ. соч. С. 21.
6 См.: Щедрин Н.В. Указ. соч. С. 80.
7 Там же. С. 84.
8 См.: Балуевский Ю.Н. Военная безопасность Российской Федерации— важнейший государственный приоритет // Вопросы военной безопасности Российской Федерации: Аналитический  вестник. 2006. №19 (307). С. 15.
9 См.: Сапронов В. Современный комплекс проблем безопасности.— М.: 2002. С. 4—8.
10 Мехонцева Д.М. Самоуправление и управление: Вопросы общей теории систем.— Красноярск, 1991. С. 18—44.
11 Щедрин Н.В. Указ. соч. С. 70—71.
12 Теория государства и права / С.Ю. Марочкин, С.А. Денисов и др.— Тюмень, 2002. С. 41.
13 Кожевников С.Н. О принуждении в правоохранительной деятельности советского государства // Проблемы применения советского права. — Свердловск, 1973. С. 123.
14 См.: Ардашкин В.Д. Охранительный механизм в праве / Актуальные проблемы государства и права в современный пе-
риод. — Томск, 1998. Ч. 1. С. 24.
15 См.: Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. — М., 1977. С. 77—79.
16 Там же. С. 77—84.