А.И. ЗАБЕЙВОРОТА,

кандидат юридических наук, профессор

 

Автор анализирует существующие проблемы и пробелы правового регулирования  интеграционного взаимодействия государств — участников Таможенного союза и вносит конкретные предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы ТС.

Ключевые слова: Таможенный союз, интеграция, правовое регулирование.

 

An author analyses existent problems and blanks of the legal adjusting  of integration co-operation of the states - participants of the Customs union and makes concrete suggestions on perfection of normatively-legal base of ТС.

Keywords: the Customs union, integration, legal adjusting.

 

Опыт многих существующих международных региональных сообществ свидетельствует, что наиболее эффективно и полно использовать богатый потенциал государств можно только путем поэтапного развития всестороннего, в первую очередь экономического, сотрудничества. Таможенный союз (далее ТС), создаваемый с целью эффективного продвижения процесса формирования Экономического союза, сегодня является наиболее динамично формирующейся организацией, локомотивом экономической интеграции на постсоветском пространстве.

Наряду с достигнутыми результатами в процессе завершения формирования ТС имеют место и серьезные проблемы по углублению интеграционного взаимодействия государств — участников ТС:

1. Различный уровень экономического развития государств-участников ТС. Во-первых, Россия по своей экономической и политической силе превосходит Беларусь и Казахстан, что объективно обусловливает из-вестное неравноправие. Во-вторых, уровень экономического развития государств-участников ТС далеко не одинаков и количественно, и качественно. На первом месте по уровню развития в экономическом плане находится РФ, на втором — РБ и завершает список РК. Однако существует различие по уровню проводимых рыночных преобразований. Например, по темпам реформирования финансового, энергетического, жилищно-коммунального секторов экономики лидирует РК. Если сравнивать РФ и РБ, то российская экономическая модель отличается от белорусской значительным уменьшением роли государства в регулировании экономики.

Поэтому важное значение приобретают проведение государствами-участниками ТС согласованной политики социально-экономического развития и принятие реальных мер по гармонизации рыночных преобразований в государствах ТС.

2. Низкая конкурентоспособность товаров отечественного производства — это фактор, одновременно и поддерживающий взаимную торговлю, и разрушающий ее: экспортировать эти товары можно лишь в «ближнее зарубежье», но импортеры стараются переориентироваться на более качественные товары из «дальнего зарубежья». Поскольку в рыночном хозяйстве последнее слово остается за потребителем, то спрос на готовые товары из «ближнего зарубежья» уменьшается. Исключением являются сырьевые товары (нефть, газ, медь, алюминий), которые покупать в РФ дешевле, чем на мировом рынке. Но такая торговля выливается в скрытое субсидирование стран «ближнего зарубежья» за счет РФ.

3. Сходство в структуре национальных экономик и выход на внешние рынки с однотипной продукцией.  Государства — участники ТС схожи между собой преобладанием в структуре промышленности добывающих отраслей и отраслей с низкой степенью переработки, кроме того, особое внимание в них уделяется поддержке национального сельскохозяйственного производства. Как следствие, это порождает конкуренцию на внешних рынках, а на внутреннем рынке ТС их продукция также конкурирует с продукцией национальных производителей. Отсюда возникают стремление к созданию барьеров на пути внутрирегиональной торговли и стимулы к недобросовестной конкуренции.

На внешнеторговую политику по отношению к третьим странам влияет различная степень поддержки импортзамещающих отраслей, которая выше в странах с более диверсифицированными экономиками.

4. Низкий уровень интеграции государств ТС в аграрной сфере. В национальных законодательствах государств-участников ТС отсутствует четкое понимание и проработка принципов приоритетности взаимовыгодного сотрудничества в рамках ТС и общие торговые режимы в отношениях с третьими странами. Принятые в государствах ТС нормативно-правовые акты создают условия, которые существенно затрудняют торговлю между ними продовольственными товарами и сельскохозяйственной техникой.

Различия в темпах рыночных преобразований участников ТС, регулирующих внешнеторговые, валютные, таможенные и налоговые вопросы, приводят к тому, что государства —участники ТС не используют потенциал интеграции, а все больше ориентируются на собственное производство сельскохозяйственной продукции и выступают на мировых рынках не как партнеры, а как конкуренты.

5. Несогласованность в реализации транспортной и энергетической политики. Следует отметить низкий уровень согласованности в реализации странами ТС транзитной политики. Так, для казахстанских экспортеров тарифы для транспортировки нефти по российским трубопроводам в 2,5 раза выше, чем для российских. Железнодорожный тариф на транспорт экибастузских углей по территории России в 1,5 раза выше по сравнению с внутренними перевозками российских углей.

Серьезной проблемой для автомобильного транспорта, осуществляющего международные грузовые перевозки внутри государств ТС, являются устанавливаемые на местах органами исполнительной власти так называемые нетарифные барьеры: экологические сборы, плата за пользование транспортной инфраструктурой, другие административные ограничения, а также отсутствие единых требований к транспортным коммуникациям, нагрузкам и габаритам транспортных средств.

В области энергетики довольно медленными темпами идет работа по согласованию принципов таможенной политики.

6. Проблема увеличения барьеров во взаимной торговле.Несмотря на провозглашенное отсутствие подобных барьеров, на практике между членами ТС (в частности, между Россией и Белоруссией) все чаще ведутся «торговые войны», что оказывает существенное негативное воздействие на состояние взаимного торгово-экономического сотрудничества. Показательна в этом контексте длительная «сахарная» и «молочные» войны России и Белоруссии (по вопросам, касающимся условий поставок белорусского сахара и молока в Россию). Обусловленные конкуренцией производителей промышленной продукции из разных стран, меры по ограждению национальных производителей не просто снижают величину взаимного товарооборота, но и подрывают объективные экономические предпосылки для интеграции. Следствием подобного развития событий выступает по существу стагнация взаимной торговли в последние годы и снижение ее удельного веса в общем объеме внешней торговли стран.

Таким образом, реалии современного межгосударственного сотрудничества требуют от государств — участников ТС кодификации международных договоров, формирующего правовую основу ТС, так как разрозненные межгосударственные договоренности, зачастую противоречащие национальным нормам, сдерживают социальный и экономический процесс сближения, действуют на подобии нетарифных барьеров, снижающих стимулы к внешней торговле и инвестициям, а также потенциально угрожающие общественной и национальной безопасности не только государств-участников ТС, но и ТС в целом.

Надежные и современные правовые рамки — основа эффективного сотрудничества  участников ТС. Такие рамки должны позволять законодательству ТС:

— устанавливать компетенцию органов ТС и национальных органов исполнительной власти государств-участников ТС в применении и исполнении законодательства ТС, разработке административных правил, вынесении заключений по спорам или в их урегулировании, принятии решений по административным делам;

—развивать прозрачность и предсказуемость (например, своевременное распространение информации, заблаговременные постановления, независимый аудит, процессы оспаривания);

—содействовать сотрудничеству компетентных органов ТС с национальными ведомствами и правительственными организациями;

—способствовать партнерству с частным сектором (формальные консультации ипр.);

—укреплять благонадежность в сфере регулирования внешней торговли (ясные правила, которые не допускают излишней «свободы рук», четкое формулирование прав и обязательств уполномоченных должностных лиц органов исполнительной власти и т.д.);

—обеспечивать наказание соразмерно тяжести содеянного (т.е., наказание должно быть достаточно жестким, для того чтобы сдерживать нарушения и улучшать соответствие правилам, но при этом не должно быть неоправданно суровым, особенно когда речь идет о небольших — с точки зрения поступлений и исполнения законодательства (непреднамеренных нарушениях);

—быть доступным общественности;

—соответствовать международным стандартам.

Проведенное автором исследование позволяет сделать несколько основных выводов как операционного, так и практического характера, и проследить вектор создания и развития законодательства ТС, от поэтапного согласования и унификации национальных таможенных законодательств государств-участников ТС и их законодательств о государственном регулировании внешней торговли товарами до создания и подписания (введения в действие) всеобъемлющих межгосударственных актов, по вопросам таможенного дела и регулирования торговли товарами с третьими странами.

1. Усилия государств — участников ТС по совершенствованию законодательства о едином порядке регулирования внешнеторговой деятельности государств — участников ТС нацелены на достижение международных юридических стандартов.

2. Международные договоры, формирующие правовую базу ТС, сочетающиеся с нормами ГАТТ/ВТО, позволяют обеспечить необходимую степень прозрачности и предсказуемости, поскольку они предоставляет базовую информацию по таким вопросам, как нормативные правила, решения, механизмы консультаций, адекватный процесс оспаривания решений органов ТС и органов исполнительной власти государств-участников ТС. Это устраняет усложненные или излишние торговые формальности, которые тормозят процесс товарооборота и порождают возможность ненужного произвольного вмешательства. Указанное за-конодательство обеспечивает правовые рамки для автоматизации (работ), в том числе для внедрения систем электронной связи, позволяет избежать расплывчатых формулировок.

3. Необходимо, чтобы правительства государств — участников ТС располагали четкой стратегией развития, обеспечивающей ясное видение роли органов исполнительной власти, особенно в плане их подхода к своим задачам в ходе достижения и поддержания международных стандартов в законодательстве о едином порядке регулирования внешнеторговой деятельности государств-участников Таможенного союза.

4.  Чтобы быть функциональным и эффективным, предложенное законодательство (международные договоры, формирующие правовую базу ТС) должно отвечать особенностям национальной культуры и национальной юридической системы.

5. Исследованием выявлены существующие пробелы и проблемы в правовом регулировании отдельных институтов ТС, таких, как,  применение вывозных таможенных пошлин и ставок пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, при обороте товаров, к которым такие пошлины применяются. Для вывозных пошлин — проблема контроля за уплатой, довзысканием пошлин при вывозе товара в третью страну с территории государства-участника ТС, не являющегося страной происхождения таких товаров, а для применения ставок пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа — порядок ввоза таких товаров на территорию государства — участника ТС, применяющего базовую ставку на данный товар. Выявлены и иные пробелы и проблемы правового регулирования институтов ТС, которые указаны в сносках к тексту проекта консолидированного международного акта и в тексте самого исследования.

6. Определен перечень актов ТС, сохраняющих свою силу в связи с принятием консолидированного акта. Это:

1) соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;

2) протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 к указанному Соглашению;

3) соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 года;

4) протоколом о таможенном контроле за реэкспортом товаров, происходящих с территории государств — участников Договора о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. и вывозимых в третьи страны от 22 мая 2001 г.;

5) соглашение о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт от 15 апреля 1994 г.;

6.) соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25 ян-варя 2008 г.;

7) соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 ян-варя 2008 г.;

8) протокол о Единой системе тарифных преференций от 12 декабря 2008 г.к Соглашению о едином таможенно-тарифном регулировании от 25января 2008 г.;

9) протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от  6 октября 2007 г.;

10) соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г.;

11) соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 г.;

12) соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Москва 25 января 2008 г.);

13) соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер (Москва, 25 января 2008 г.;

14) соглашение об условиях и  механизме применения тарифных льгот от 12 декабря 2008 г.

При этом могут утратить силу:

1) протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 г. к Соглашению о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.;

2) протокол об обеспечении единообразия применения правил определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых, через таможенную границу таможенного союза от 12 де-кабря 2008 г. к Соглашению об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25 января 2008 г.;

3) соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 6 октября 2007 г.

С принятием ТК ТС должны быть отменены:

1) соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза от 25 января 2008 г.;

2) соглашение о видах таможенных процедур и таможенных режимов от 12 декабря 2008 г.;

3) соглашение о порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 12 декабря 2008 г.;

4) соглашение о порядке исчисления и уплаты таможенных платежей в государствах-участниках таможенного союза от 12 декабря 2008 г.;

5) соглашение о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от

12 декабря 2008 г.;

6) соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах-участниках таможенного союза от 12 де-кабря 2008 г.;

7) соглашение о порядке декларирования товаров  от 12 декабря 2008 года.

Эти предложения, реализованные на практике, будут способствовать интеграции государств — участников ТС в мировую экономическую систему и могут быть использованы при разработке проектов нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы внешней торговли.

Полученные научно-практические результаты вносят определенный вклад в теорию международного права в области регулирования внешнеторговой деятельности и практику анализа и создания нормативных актов ТС. Они могут быть положены в основу дальнейших исследований по направлению таможенного дела и основ внешнеторговой деятельности государств — участников ТС.