Реклама
Статья

Кандидаты в депутаты Государственной Думы РФ пятого и шестого созывов: сравнительный анализ партийных списков и предложения по совершенствованию законодательства

В.В. КРАСИНСКИЙ, кандидат юридических наук, эксперт Российского общественного института избирательного права (РОИИП) e-mail: vkr@fromru.com Анализируются партийные списки и сведения о кандидатах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого и шестого созывов. Рассмотрены некоторые проблемы регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы, даны предложения по совершенствованию законов о выборах.

УДК 342.8 

Страницы в журнале: 20-26

 

В.В. КРАСИНСКИЙ,

кандидат юридических наук, эксперт Российского общественного института избирательного права (РОИИП) e-mail: vkr@fromru.com

 

Анализируются партийные списки и сведения о кандидатах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого и шестого созывов. Рассмотрены некоторые проблемы регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы, даны предложения по совершенствованию законов о выборах.

Ключевые слова: выборы, избирательный процесс, политические партии, кандидаты в депутаты, партийные списки, Государственная Дума Федерального Собрания Российской   Федерации.

 

Candidates of the State Duma  of Russia of the fifth and sixth  convocations: the comparative analysis of party lists and the offer on legislation improvement

 

Krasinsky V.

 

The article examines federal lists of candidates and data on candidates of the State Duma of the Federal Assembly of the fifth and sixth convocations. The author studies some problems of registration of candidates of the State Duma and offers on perfection of laws on elections are given.

Keywords: elections, electoral process, political parties, candidates, federal lists of candidates, State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation.

 

Одним из важнейших и крупномасштабных общественно-политических мероприятий в нашей стране являются выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — ГД). В ходе избирательной кампании каждый из нас делает выбор между политическими лидерами, их программами и партиями, претендующими на осуществление государственной власти и народного представительства. Принимая политические решения, мы основываем свои политические предпочтения (поверхностно-ситуативные или глубоко осмысленные) на личных симпатиях и имеющихся сведениях о лидерах политических партий, наиболее известных  региональных функционерах, партийных программах и мероприятиях.

Помимо сведений о кандидатах, об идеологических установках партий, предоставляемых средствами массовой информации и избирательными комиссиями в ходе выборов, информацию о кандидатах, об избирательных объединениях и партийных списках можно получить в день голосования на избирательном участке. Там же можно ознакомиться с биографическими данными кандидатов, сведениями об их доходах и имуществе, неснятых и непогашенных судимостях, а также с информацией о представлении кандидатами недостоверных сведений (если она имеется).

К сожалению, объем подобных сведений на избирательных участках зачастую недостаточен. Целостную картину качественных характеристик будущего депутатского корпуса ГД дает только анализ зарегистрированных Центральной избирательной комиссией РФ (далее — ЦИК России) федеральных списков политических партий. Он позволяет выяснить число участников избирательной кампании, состав федеральных списков, количество региональных групп, информацию о выдвинутых кандидатах и представленных ими недостоверных сведениях.

Цель настоящей статьи — сравнительное исследование зарегистрированных партийных списков и соответствующих сведений о кандидатах, выдвинутых политическими партиями, принимавшими участие в выборах депутатов ГД пятого и шестого созывов, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательных актов о выборах и смежных законов.

В выборах депутатов ГД пятого созыва участвовали 11 политических партий: Аграрная партия России, Всероссийская политическая партия «Гражданская сила», Демократическая партия России, Всероссийская политическая партия «Единая Россия» (далее — «Единая Россия»), Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» (далее — «Яблоко»), «Справедливая Россия: Родина/ Пенсионеры/Жизнь» (далее — «Справедливая Россия»), «Патриоты России», Коммунистическая партия Российской Федерации (далее — КПРФ), политическая партия «Союз правых сил», Партия социальной справедливости и Либерально-демократическая партия России (далее — ЛДПР)[1].

Состав федеральных списков и порядок размещения в них кандидатов определялись политическими партиями. Федеральный список разбивался (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту РФ, группе субъектов РФ, части территории субъекта РФ.

Региональных групп кандидатов не могло быть менее 80. Региональная часть списка охватывала все субъекты РФ. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов включалось не более трех кандидатов. Общее число кандидатов, включенных в федеральный список, не могло превышать 600 человек.

Федеральным законом от 21.07.2007 № 188-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Закон о выборах): ст. 36 была дополнена частью 9.1, согласно которой партии получили право определять региональную группу кандидатов, к которой будут отнесены поданные за федеральный список кандидатов голоса избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации[2]. Данным правом воспользовались «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко» и «Союз правых сил».

Исходя из сведений о численности избирателей, ЦИК России определила границы и перечень частей территорий 26 субъектов РФ, которым могли соответствовать региональные группы кандидатов при проведении выборов депутатов ГД пятого созыва[3]. Территории 59 субъектов РФ не делились на части, которым могли соответствовать региональные группы кандидатов. В 26 субъектах РФ число частей территории, которым могли соответствовать региональные группы кандидатов, составило 94.

Аграрная партия России выдвинула 469 кандидатов, 3 из которых входили в общефедеральную часть списка, а остальные — в состав 93 региональных групп. Пять региональных групп были образованы в Краснодарском крае, по 4 — в Республике Татарстан, Москве, Московской, Нижегородской, Ростовской областях, 3 — в Волгоградской области, по 2 — в Приморском крае, Иркутской, Новосибирской, Оренбургской и Челябинской областях.

Партия «Гражданская сила» и Партия социальной справедливости выдвинули наименьшее число кандидатов — 255 и 259 соответственно. Общефедеральная часть списка «Гражданской силы» включала 3 кандидатов,  остальные входили в 90 региональных групп. Пять региональных групп было образовано в Москве, 3 — в Московской области, по 2 — в Республике Башкортостан, Краснодарском крае, Воронежской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Самарской областях и Санкт-Петербурге.

Партия социальной справедливости образовала максимальное количество региональных групп (109) и максимальное количество групп в субъекте РФ (6). Шесть региональных групп было образовано в Москве, по 5 — в Московской и Свердловской областях, по 4 — в Республике Башкортостан и Санкт-Петербурге, по 3 — в Нижегородской и Новосибирской областях, по 2 — в Республике Дагестан, Краснодарском и Красноярском краях, Оренбургской и Тульской областях.

В списке Демократической партии России был 541 человек: 3 человека в общефедеральной части списка, остальные — в составе 99 региональных групп. По 5 региональных групп было образовано в Ростовской и Свердловской областях, по 4 — в Республике Татарстан и Челябинской области, по 3 — в Алтайском крае, Нижегородской, Самарской, Саратовской областях и в Москве, по 2 — в Пермском, Приморском, Ставропольском краях, Волгоградской, Воронежской, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Тульской областях и Санкт-Петербурге.

Наибольшее число кандидатов, допускаемое законом, выдвинула «Единая Россия» — 600 человек. В общефедеральной части списка был один кандидат — Президент РФ В.В. Путин. 599 кандидатов включены в состав 83 региональных групп. В отличие от других партийных списков, региональные группы «Единой России» возглавлялись высшими должностными лицами субъектов РФ (президентами республик, губернаторами, главами администраций), депутатами ГД, федеральными министрами. Три региональные группы были образованы в Волгоградской области и 2 группы — в Воронежской области.

Список партии «Яблоко» состоял из 341 человека. Три кандидата были включены в общефедеральную часть списка, остальные распределены среди 98 региональных групп. Пять региональных групп партия образовала в Санкт-Петербурге, 4 — в Республике Башкортостан, по 3 — в Краснодарском и Красноярском краях, Волгоградской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской областях и в Москве, по 2 — в Приморском крае, Воронежской, Омской, Оренбургской и Тульской областях.

В списке партии «Справедливая Россия» было 546 кандидатов, 3 из которых входили в общефедеральную часть, а остальные — в состав 90 региональных групп. Пять региональных групп было образовано в Краснодарском крае, 3 — в Московской области, по 2 — в республиках Башкортостан и Татарстан, Свердловской, Тульской и Челябинской областях.

«Патриоты России» выдвинули 433 кандидата. В общефедеральную часть списка были включены 3 кандидата, 430 кандидатов вошли в состав 87 региональных групп. По 2 региональные группы были образованы в Республике Башкортостан, Алтайском, Краснодарском и Пермском краях, Иркутской, Московской и Свердловской областях.

КПРФ выдвинула 514 кандидатов, 3 из которых были включены в общефедеральную часть списка, остальные распределены среди 85 региональных групп. Так же, как и у Аграрной партии России и «Справедливой России», максимальное количество региональных групп (5) было образовано в Краснодарском крае. По 3 региональные группы были от республик Башкортостан и Татарстан, Нижегородской и Ростовской областей, по 2 — от Приморского и Ставропольского краев, Воронежской, Новосибирской и Свердловской областей.

В списке «Союза правых сил» числилось 300 человек: 3 кандидата в общефедеральной части, остальные — в составе региональных групп. По 3 региональные группы было образовано в Краснодарском крае и Московской области, по 2 — в республиках Башкортостан и Дагестан, а также в Нижегородской области.

ЛДПР выдвинула 356 кандидатов, 3 из которых были в общефедеральной части списка, а остальные — в составе 87 региональных групп. Три региональные группы было образовано в Краснодарском крае, по 2 — в республиках Башкортостан и Татарстан, Воронежской, Иркутской, Московской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской и Челябинской областях.

По результатам проведенных выборов депутатские мандаты в Государственной Думе пятого созыва были распределены между четырьмя политическими партиями. «Единая Россия» получила 315 депутатских мест в парламенте, КПРФ — 57, «Справедливая Россия» — 38, ЛДПР — 40[4].

По сравнению с 2007 годом к 2011 году сократилось количество зарегистрированных политических партий, имеющих право принимать участие в выборах[5]. Это привело к усилению конкуренции между кандидатами.

Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 № 144-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 33 Федерального закона “О политических партиях”» с 1 января 2009 г. было увеличено государственное финансирование политических партий с 5 до 20 руб., умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией[6].

В 2009 году был реализован комплекс законодательных инициатив Президента РФ, сформулированный в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.[7]

В частности, были обеспечены гарантии представительства избирателям, проголосовавшим за так называемые малые партии (партии, получившие от 5 до 7% голосов)[8]. Законодатель поэтапно снизил минимальное количество членов организации, требуемое для регистрации новой политической партии[9]. Политические партии, сумевшие набрать на выборах в Государственную Думу более 5% голосов либо создавшие фракции в более чем трети региональных парламентов, освобождались от сбора подписей[10]. На выборах всех уровней отменялся избирательный залог[11]. Впервые были созданы гарантии освещения работы парламентских партий в государственных СМИ[12].

Федеральный закон от 20.10.2011 № 287-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи со снижением минимального процента голосов избирателей, необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» снизил до 5% заградительный барьер на выборах депутатов ГД[13].

Совершенствование федерального законодательства о выборах и уменьшение числа субъектов РФ в результате реформы государственного строительства повлияли на количество региональных групп в составе партийных списков кандидатов: оно уменьшилось.

В соответствии с Федеральным законом от 23.02.2011 № 17-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”» минимально необходимое число региональных групп было сокращено до 70[14]. Кроме того, законодатель предусмотрел возможность исключения из федерального списка кандидатов нескольких региональных групп (но не более 10).

Федеральным законом от 29.11.2010 № 325-ФЗ «О внесении изменения в статью 36 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”» общефедеральная часть федерального списка кандидатов была расширена до 10 кандидатов[15]. Увеличение числа кандидатов в общефедеральной части было обосновано необходимостью повышения уровня информированности избирателей о политических партиях, об их программах и лидерах.

Исходя из сведений о численности избирателей, ЦИК России определила границы частей территорий и перечень частей территорий 25 субъектов РФ, которым могли соответствовать региональные группы кандидатов при проведении выборов депутатов ГД шестого созыва[16]. Территории 58 субъектов РФ не делились на части, которым могли соответствовать региональные группы кандидатов. В 25 субъектах РФ число частей территории, которым могли соответствовать региональные группы кандидатов, составило 93.

В выборах депутатов ГД шестого созыва участвовали 7 политических партий: «Справедливая Россия», ЛДПР, «Патриоты России», КПРФ, «Яблоко», «Единая Россия» и «Правое дело»[17].

В отличие от выборов 2007 года, все политические партии выделили в составе своих списков региональную группу кандидатов, к которой были отнесены голоса избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации.

В федеральном списке кандидатов «Справедливой России» было 576 кандидатов, общефедеральная часть списка включала 8 кандидатов и 73 региональные группы. В составе республик Башкортостан и Татарстан партия выделила по 2 региональные группы, по 3 региональные группы были образованы в составе Краснодарского края, Московской области и Москвы.

Список ЛДПР состоял из 307 кандидатов, в том числе 10 кандидатов входили в общефедеральную часть списка и 292 кандидата — в 82 региональные группы. Две региональные группы были образованы в республиках Башкортостан, Дагестан, Татарстан, Краснодарском крае, Московской, Свердловской и Челябинской областях, 3 — в Ростовской области и 4 — в Москве.

В зарегистрированном ЦИК России федеральном списке кандидатов партии «Патриоты России» было 298 фамилий, в том числе 10 — в общефедеральной части списка и 288 — в составе 83 региональных групп[18]. Две региональные группы были образованы в Челябинской области и 3 — в Волгоградской области.

По сравнению с выборами депутатов ГД пятого созыва КПРФ расширила свой партийный список[19]. Он включал 590 кандидатов, в том числе 10 кандидатов в общефедеральной части списка и 580 — в 73 региональных группах. По 2 региональные группы были сформированы в республиках Башкортостан и Татарстан, а также в Нижегородской и Свердловской областях. Как и у «Патриотов России», голоса избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, были отнесены КПРФ к региональной группе «Республика Северная Осетия — Алания».

Федеральный список партии «Яблоко» состоял из 10 кандидатов в общефедеральной части списка и 350 кандидатов в 78 региональных группах. В Республике Дагестан, Воронежской, Московской, Омской и Оренбургской областях «Яблоко» выделило 2 региональные группы, в Республике Башкортостан — 4, в Москве и Санкт-Петербурге — по 5 региональных групп.

Как и на предыдущих выборах, «Единая Россия» зарегистрировала самый многочисленный федеральный список (597 фамилий). В общефедеральную часть списка был включен один кандидат — Президент РФ Д.А. Медведев. 596 кандидатов вошли в состав 80 региональных групп.

Региональные группы «Единой России», как и на предыдущих федеральных выборах, возглавлялись высшими должностными лицами субъектов РФ (главами республик, губернаторами, главами администраций), депутатами ГД, депутатами законодательных органов государственной власти субъектов РФ, руководящими должностными лицами Правительства РФ, федеральными министрами[20].

В отличие от остальных политических партий «Единая Россия» не образовывала в одном субъекте РФ несколько региональных групп. Как и на федеральных выборах 2007 года, голоса избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, были отнесены партией к региональной группе «Калининградская область».

В федеральном списке кандидатов партии «Правое дело» было 576 кандидатов, общефедеральная часть списка включала 10 кандидатов и 77 региональных групп. В республиках Башкортостан и Татарстан и в Ростовской области «Правое дело» выделило по 2 региональные группы, 3 региональные группы были образованы в Москве.

С позиций качества депутатского корпуса, «чистоты» народных представителей юридически значимыми представляются имевшиеся в федеральных партийных списках и документах избирательных комиссий:

— сведения кандидатов об источниках доходов, вкладах в банках, ценных бумагах и имуществе на праве собственности (в том числе за пределами территории Российской Федерации), выявленные факты недостоверности поданных кандидатами сведений о доходах и об имуществе;

— сведения об имеющихся у кандидатов судимостях (в том числе снятых и погашенных), выявленные факты сокрытия кандидатами сведений о неснятых (непогашенных) судимостях;

— сведения о наличии у кандидатов гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства, выявленные факты сокрытия кандидатами сведений о наличии гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства;

— сведения кандидатов об образовании, выявленные факты недостоверности поданных кандидатами сведений об образовании.

В рамках данного исследования был проведен анализ соответствующих сведений о кандидатах, выдвинутых политическими партиями, принимавшими участие в выборах депутатов ГД пятого и шестого созывов[21].

В списке КПРФ на выборах депутатов ГД пятого созыва отсутствовали сведения об источниках доходов, вкладах в банках, ценных бумагах и имуществе на праве собственности двух кандидатов: соискателя кафедры журналистики МГУ К.Я. Сабировой и временно неработающего члена Комитета Дагестанского республиканского отделения И.И. Гаписова[22].

У «Справедливой России» никаких сведений о доходах и об имуществе не представили студент МАИ М.О. Ламанов, а также временно неработающие И.С. Кузнецов и В.И. Ткач[23]. Кандидат «Справедливой России» С.А. Петров владел 44% акций Rolf Immobilien GmbH (Австрия), 50% акций Rolf Immobilien Verwaltungs GmbH, получал доходы от акций Latweiv Ltd (Кипр)[24].

В зарегистрированном федеральном списке ЛДПР отсутствовали сведения о доходах и об имуществе временно неработающего В.В. Павлова, врача-невролога ООО «Медилюкс-ТМ» Н.А. Айгумовой, помощника адвоката Краснодарской краевой коллегии адвокатов заместителя координатора по работе с молодежью Краснодарского регионального отделения ЛДПР А.С. Кропачева, генерального директора ЗАО «Инстав» депутата Государственной Думы Ставропольского края на непостоянной основе Д.Н. Гасанова[25]. У временно неработающего, координатора Бийского местного отделения Алтайского регионального отделения ЛДПР С.В. Абрамова в Сбербанке России хранилось 17 руб. 15 коп.[26]

Вызывает вопрос достоверность сведений об источниках доходов, вкладах в банках, ценных бумагах и имуществе на праве собственности ректора АНО ВПО «Институт мировых цивилизаций» В.А. Брюханова, который при общем доходе в 440 тыс. руб. приобрел в собственность жилые дома во Владимирской, Курской и Челябинской областях, квартиры в Республике Саха, Ставропольском и Камчатском краях, Архангельской, Белгородской, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Курганской, Московской, Новосибирской, Томской, Тульской, Челябинской, Читинской областях и в Москве[27].

В списке «Единой России» отсутствовали сведения о доходах и об имуществе заместителя генерального директора ООО «Балтстройсервис», члена регионального политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения партии И.В. Воробьева[28].

Член Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям А.В. Скоч при выдвижении и регистрации на федеральных выборах 2007 года владел 100% акций Pokolenie Ltd (Соединенное Королевство)[29].

Член Комитета ГД по безопасности О.И. Аршба являлся собственником земельных участков в Грузии площадью 702 и 1428 кв. м, а также жилого дома в Грузии площадью 242 кв. м[30].

Заместитель председателя Комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию В.С. Тимченко владел 50% акций ООО «Интер-Вена» (Чешская Республика )[31].

Председатель Комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам В.М. Резник при общем доходе 1 млрд 162 млн 942 тыс. 60 руб. имел вклады в банках Caja de Ahorros y Pensiones de Barselona (Испания) и UBS AG (Швейцария) в размере 21 млн 446 тыс. 149 руб. 31 коп. и 420 млн 982 тыс. 247 руб. 55 коп. соответственно[32].

В списке партии «Патриоты России» на федеральных выборах 2007 года обнаружилось максимальное число кандидатов, не представивших сведения об источниках доходов, вкладах в банках, ценных бумагах и имуществе на праве собственности. В их числе: третье лицо в федеральной части списка — руководитель управления АНО «Центр защиты экономических и социальных прав граждан» С.А. Маховиков, директор по строительству ООО «Стройкомплектснаб» А.В. Жураковский, коммерческий директор Фонда культуры Республики Северная Осетия — Алания У.А. Кулов, председатель комитета Ставропольского регионального отделения партии С.П. Козлитин, начальник отдела службы охраны ООО «СтройМонтажРеконструкция» А.Р. Якушев, директор экономического департамента ООО «Инвестпродукт» депутат Хабаровской городской Думы на непостоянной основе С.М. Кондракова, президент Фонда помощи социально незащищенным семьям населения «Горячев-Фонд» депутат Законодательного Собрания Ульяновской области на непостоянной основе О.Ю. Горячев, генеральный директор ООО «2С групп» С.П. Мелашенко, директор ООО «НикА» А.Д. Горбунова, директор ООО «Аргон» депутат Братской городской Думы на непостоянной основе А.П. Трушников, врач-стоматолог центра семейной стоматологии «Легкое дыхание» Г.А. Абдуллатипов, а также пенсионер Н.М. Мазур и временно неработающий И.С. Горокоев[33]. Инструктор по боевому искусству общественной организации «Федерация Сюриндзи Будо кэмпо» И.М. Грибакин указал вклад в Сбербанке России в размере 5 руб., а домохозяйка А.П. Жуган — вклад в Сбербанке в размере 17 руб. 24 коп.[34] У адвоката О.А. Кушны общий доход составил 7 тыс. руб.[35]

В списке партии «Яблоко» на выборах депутатов ГД пятого созыва отсутствовали сведения об источниках доходов, вкладах в банках, ценных бумагах и имуществе на праве собственности у двух кандидатов: временно неработающего председателя Мордовского регионального отделения партии В.Е. Гридина, а также студента ФГОУ ВПО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия» О.С. Морозова[36]. Вместе с тем кандидат Н.Х. Халимов утаил сведения или забыл о двух магазинах в Ярославской области, земельных участках в Ярославской области размером 1259 и 732 кв. м, торговых площадях в здании торгового комплекса размером 202,2 и 225 кв. м[37]. А.А. Конашенков не сообщил о 18 земельных участках в Псковской области общей площадью 1 млн 31 тыс. 395 кв. м[38].

 

(Продолжение следует)

 

Библиография

1 Федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, выдвинутые политическими партиями и зарегистрированные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Специальный информационный выпуск ЦИК России // Российская газета. 2007. 2 дек. 208 с.

2 Российская газета. 2007. 25 июля. № 159.

3 Постановление ЦИК России от 08.08 2007 № 23/186-5 «Об определении границ и перечня частей территорий субъектов Российской Федерации, которым могут соответствовать региональные группы кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва» // Российская газета. 2007. 11 авг. № 175.

4 Постановление ЦИК России от 08.12.2007 № 72/591-5 «О результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва» // Российская газета. 2007. 11 дек. № 277.

5 Так, в 2008 году Аграрная партия России объединилась с «Единой Россией», а Партия социальной справедливости — со «Справедливой Россией». «Союз правых сил», «Гражданская сила» и Демократическая партия России объявили о самороспуске и создали всероссийскую политическую партию «Правое дело».

6 Российская газета. 2008. 25 июля. № 158.

7 Там же. 6 нояб. № 230.

8 Федеральный закон от 12.05.2009 № 94-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 15 мая. № 87.

9 Федеральный закон от 28.04.2009 № 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О политических партиях” в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий» // Там же. 5 мая. № 78.

10 Федеральный закон от 03.06.2009 № 108-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и уточнением оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления» // Российская газета. 2009. 10 июня. № 104.

11 Федеральный закон от 09.02.2009 № 3-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов» // Там же. 11 фев. № 22.

12 Федеральный закон от 12.05.2009 № 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» // Там же. 5 мая. № 87.

13 Российская газета. 2011. 21 окт. № 237.

14 Там же. 25 фев. № 40.

15 Там же. 2010. 3 дек. № 274.

16 Постановление ЦИК России от 03.08.2011 № 23/235-6 «Об определении границ и перечня частей территорий субъектов Российской Федерации, которым могут соответствовать региональные группы кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» // Российская газета. 2011. 17 авг. № 180.

17 Федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, выдвинутые политическими партиями и зарегистрированные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Специальный информационный выпуск ЦИК России // Там же. 4 дек. 200 с.

18 По сравнению с федеральными выборами 2007 года список партии «Патриоты России» уменьшился с 433 до 298 кандидатов.

19 На выборах 2007 года партия выдвигала 514 кандидатов.

20 Во главе региональных групп зарегистрированного списка «Единой России» было 52 высших должностных лица субъектов РФ, 12 депутатов ГД, 3 депутата законодательных органов государственной власти субъектов РФ, 6 руководящих должностных лиц Правительства РФ, 2 федеральных министра.

21 В двух электоральных циклах федеральных выборов 2007 и 2011 годов участвовали КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Единая Россия»,«Яблоко» и «Патриоты России». Списки этих партий главным образом и являются предметом сравнительного исследования.

22 Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидатам на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах (на основании данных, представленных кандидатами) // Российская газета. 2007. 2 дек. С. 120.

23 Российская газета. 2007. 2 дек. С. 151, 154.

24 Там же. С. 151.

25 Там же. С. 139, 140, 142.

26 Там же. С. 138.

27 Российская газета. 2007. 2 дек. С. 138.

28 Там же. С. 174.

29 Там же. С. 166.

30 Там же. С. 168.

31 Там же. С. 172.

32 Там же. С. 174.

33 Там же. С. 155, 156, 157, 160, 161.

34 Там же. С. 158, 159.

35 Там же. С. 157.

36 Там же. С. 175, 177.

37 Там же. С. 208.

38 Там же.

 

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
На основе анализа положений российского избирательного законодательства и практики осуществления иностранного (международного) наблюдения за выборами сформулирован вывод о том, данный институт на текущий момент прочно занял свое особое место в общей системе контроля избирательных кампаний
Добавлено: 04.03.2024
В статье рассматривается проблема иностранного вмешательства в избирательный процесс и политическую деятельность в России как элемент подрывной антироссийской стратегии
Добавлено: 12.11.2023
Электронное голосование — один из основных инновационных методов цифровизации гражданских свобод. В мировой практике электронная демократия развивается за счет реализации электронной формы голосования.
Добавлено: 04.06.2023
В статье проводится теоретический анализ особенностей и видов применения цифровых технологий в избирательном процессе как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах.
Добавлено: 04.06.2023
В статье обосновывается современная роль политических партий в публично-правовом механизме государства.
Добавлено: 12.05.2023