УДК 341:347.44
 
С.В. ОДИНЦОВ,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права юридического факультета РУДН
 
Cтатья посвящена порядку функционирования международной схемы сертификации, направленной на противодействие проникновению на мировой рынок нелегально добытых алмазов,  средства от реализации которых направляются на финансирование региональных конфликтов.
Ключевые слова: международные соглашения и национальное законодательство, предотвращение контрабандной продажи алмазов, регулирование международной торговли,  схема сертификации. 
 
S.V. Odincov
The article covers the order of the international certification scheme functioning for the purpose of counteraction to diamonds market penetration that mined illegally and guided to funding regional conflicts.
Keywords: international agreements and national legislation, prevention of contraband sale of diamonds, adjusting of international trade, chart of certification.
 
Формирование Кимберлийского процесса и его основная задача. Это международное сообщество (и соответствующий договор) получило название от южноафриканского города, где прошла первая международная конференция по борьбе с «конфликтными» алмазами. В мае 2000 года по инициативе ЮАР, Ботсваны и Намибии представители правительств стран — производителей и потребителей необработанных алмазов, а также торговых и ограночных компаний и ряда неправительственных организаций провели в г. Кимберли (ЮАР) встречу для обсуждения путей решения проблемы «конфликтных» алмазов (за счет контрабандной продажи алмазов, нелегально добываемых на неподконтрольной официальным властям территории, нередко финансируются антиправительственные вооруженные группировки в Африке).
Эта инициатива получила поддержку ООН, что выразилось в принятии ряда резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, призывающих к исключению «конфликтных» алмазов из международного торгового оборота. В Резолюции A/RES/55/56 Генеральной Ассамблеи ООН от 01.12.2000 («Роль алмазов в разжигании конфликтов: разрыв связи между незаконной торговлей необработанными алмазами и вооруженными конфликтами как вклад в предотвращение и урегулирование конфликтов»), в частности, содержатся призыв  к принятию мер всеми соответствующими сторонами, включая страны, занимающиеся добычей, обработкой, экспортом и импортом алмазов, а также имеющие алмазную промышленность, к разрыву связи между добычей алмазов и вооруженными конфликтами и призыв в полном объеме реализовать меры Совета Безопасности ООН, направленные на разрыв связи между торговлей алмазами и поставками оружия, горючего или других запрещенных материальных средств повстанческим движениям.
Основная задача Кимберлийского процесса — противодействие проникновению на мировой рынок так называемых кровавых алмазов — нелегально добытых и направляемых на финансирование региональных конфликтов и международных террористических группировок. Согласно условиям международного договора все алмазы должны сопровождаться сертификатами, свидетельствующими о том, что камень был добыт вне зоны военных действий. До того, как заработал механизм Кимберлийского процесса, объем торговли «конфликтными» алмазами составлял около 4% рынка, а в настоящее время — около 1%. В схеме сертификации Кимберлийского процесса (KPCS) фактически участвуют 74 страны. Благодаря Кимберлийскому процессу алмазный бизнес становится более прозрачным — из-за раскрытия информации по объемам добычи и реализации необработанных алмазов по участникам процесса, которые ранее не были доступны.
Порядок функционирования Кимберлийского процесса — сертификационная схема. Основным документом, регулирующим торговлю алмазами в рамках Кимберлийского процесса, является Схема сертификации, принятая на министерской встрече в г. Интерлакен (Швейцария) в ноябре 2002 года и вступившая в действие с 1 января 2003 г. Ее цель — исключить проникновение в нормальный (легальный) товарооборот алмазов, добытых в зонах вооруженных конфликтов и нелегально введенных в оборот. Государства, присоединяющиеся к Кимберлийскому процессу, в соответствии со своими национальными условиями, традициями и местом на алмазном рынке разрабатывают на основе Схемы сертификации  национальные сертификационные схемы.
Главным инструментом Схемы сертификации призваны служить национальные сертификаты, сопровождающие и подтверждающие легальность каждой партии необработанных природных алмазов, которые пересекают границы стран—участниц Кимберлийского процесса. Другим важным элементом схемы является создание системы внутреннего национального контроля с целью недопущения «конфликтных» алмазов в цепочки «добыча — сортировка — экспорт» или «импорт — огранка — реализация». Еще одной важной составной частью является обязательное предоставление странами — членами Кимберлийского процесса ежегодных статистических данных по добыче, экспорту, импорту необработанных алмазов, сведений об изменениях в законодательстве, полномочиях и структуре органов, ответственных за осуществление положений сертификационной схемы, а также реквизитов сертификатов Кимберлийского процесса, сопровождающих партии необработанных алмазов.
Согласно Схеме сертификации участники Кимберлийского процесса должны требовать (и обеспечивать), чтобы все необработанные алмазы, предназначенные для экспортно-импортных операций между странами-участницами,  имели сертификат Кимберлийского процесса, ввозились и вывозились на основании специально оговоренных статей в таможенно-тарифных законодательных актах, которые должны гарантировать, что ни одна партия необработанных алмазов не будет продана в страну, не участвующую в Кимберлийском процессе, а также обеспечивать доступность и сохранность оригиналов сертификатов Кимберлийского процесса как минимум в течение 3 лет. Среди тех, кого эта сертификационная схема непосредственно касается, — экспортеры и импортеры алмазного сырья, грузоотправители и получатели (ими могут быть и ювелирные компании), геолого-разведочные и горнодобывающие компании, изготовители инструментов, оборудования и землеройной техники, гранильные и полировочные заводы.
Еще раз стоит отметить, что Кимберлийский процесс запрещает странам-участницам проводить торговые операции с алмазным сырьем со странами, не участвующими в процессе, но, несмотря на это ограничение, он продолжает увеличивать авторитет и влияние. В рамках процесса обеспечивается контроль (в форме сертификации) экспортно-импортных операций, покрывающих до 98% объема мирового оборота алмазов. Фактически расширяется «мандат» Кимберлийского процесса: от «конфликтных» алмазов к регулированию мировой торговли этим товаром в целом.
Порядок оформления и использования сертификатов Кимберлийского процесса. Сертификаты выдаются офисом Кимберлийского процесса на основании заявления установленного образца, подаваемого от имени экспортера или импортера сырья. На каждом сертификате присутствует уникальный серийный номер, указаны место добычи и подтверждение того, что в посылке нет «конфликтных» алмазов. Срок действия такого сертификата — 90 календарных дней, после чего он утрачивает силу. На каждую поставку требуется отдельно выданный сертификат, который должен быть предъявлен как при вывозе, так и при ввозе.
В сертификационной схеме содержатся минимальные требования к национальным сертификатам: они должны иметь название, дату выдачи, срок действия, стоимость партии алмазов в долларах США и вес в каратах, данные об органе, выдавшем сертификат, содержать некоторые другие сведения и быть защищенными от подделки. Практика показала, что страны-участницы с разных позиций подошли к выпуску и использованию сертификата в вопросах, не оговоренных в Схеме сертификации (возможность изменения маршрута поставки, наличие отрывного возвращаемого талона сертификата, обязательность подтверждения доставки), что затрудняет получение точной статистики.
Отдельная проблема — разночтения в определениях ключевых понятий и терминов, связанных с сертификацией и торговым оборотом алмазов. В настоящее время идет доработка основных параметров сертификатов для их унификации. Выдвинуто предложение использовать данные, вносимые в сертификаты Кимберлийского процесса, в качестве официальной статистики мировой алмазной торговли. Формирование и анализ статистической базы данных по добыче и торговле необработанными природными алмазами — один из наиболее сложных вопросов деятельности процесса. Сохраняются значительные расхождения в подходах отдельных государств к представлению данных. Совершенствуются основные критерии и методика анализа представляемой странами первичной статистической информации. Главные предложения по этому вопросу сводятся к тому, чтобы на начальном этапе упростить методологию анализа и принять за точку отсчета данные по торговле, содержащиеся в национальных сертификатах.
Структура, руководящие и рабочие органы Кимберлийского процесса. На конец 2008 года Кимберлийский процесс объединял 49 стран и Евросоюз, представляющий 27 государств (общее количество участников — 75)[1]. В 2007 году к Кимберлийскому процессу присоединились Демократическая Республика Конго и Либерия (ранее были исключены за несоответствие сертификационной схеме), а также Турция, в 2008 году — Мексика. Выразили намерение присоединиться еще около 10 стран, в том числе Бахрейн, Замбия, Камерун, КНДР, Мали, Тунис.
Внутри Кимберлийского процесса различаются три группы: непосредственно участники, кандидаты в участники и наблюдатели. Термин «наблюдатель» применяется к профессиональным и общественным организациям, чьими функциями являются контроль и содействие. В настоящее время у Кимберлийского процесса три наблюдателя: Всемирный алмазный совет (World Diamond Council) в качестве представителя алмазной индустрии, а также две общественные организации — «Глобальный свидетель» (Global Witness) и Содружество Африка—Канада (Partnership Africa—Canada). Неправительственные организации делают особый акцент на тематике прав человека, пытаются выступать генераторами идей, критическими аналитиками Кимберлийского процесса в целом и отдельных стран в частности. Они внимательно наблюдают за ситуацией в мировом алмазном бизнесе, организуя пропагандистские кампании с использованием СМИ.
Кандидатами в участники называют те страны, которые по каким-либо причинам пока не отвечают минимальным требованиям для получения статуса участника.
Структура управления Кимберлийского процесса проста и функциональна. Ежегодно на пленарном заседании из числа участников избирается председательствующая страна и председатель. Председатель Кимберлийского процесса избирается консенсусом на один год. Он несет ответственность за организацию работы по обмену информацией, подготовку документации, проведение межсессионных и пленарных встреч. Существенным элементом работы председателя является контроль за выполнением странами-членами требований Схемы сертификации. Он организует инспекции по проверке стран, где имеются существенные признаки несоответствия Схеме. Значительные функции отводятся ему в механизмах разрешения споров между участниками по вопросам реализации сертификационной схемы и принятия решений о присоединении стран к Кимберлийскому процессу или их исключении из его состава.
В помощь председателю определен секретариат председателя, который выполняет информационные, технические и организационные функции и формируется и финансируется председательствующим государством. До настоящего времени страны-члены не выдвигали
официально каких-либо инициатив по институциализации Кимберлийского процесса и возможного создания постоянного секретариата.
Внутри Кимберлийского процесса работают четыре группы: по вопросам контроля за исполнением Схемы сертификации (группа мониторинга), по статистике (сбор информации и аналитика мирового товарооборота алмазного сырья; группа статистики), по аллювиальной добыче, которая занимается специфической проблематикой стран с преобладанием россыпных месторождений и кустарных, старательских методов добычи, а также группа технической экспертизы. Кроме того, есть два комитета, один из которых занимается вопросами членства в Кимберлийском процессе, а другой  определяет кандидатов на позиции вице-председателей. Важно заметить, что вице-председательствующая страна избирается консенсусом на один год и автоматически вступает в полномочия председательствующей на очередной год, после завершения полномочий предыдущего председателя.
Участие России в Кимберлийском процессе. Российская Федерация присоединилась к Кимберлийскому процессу в июле 2000 года и с тех пор принимает активное участие в его работе. Наша страна была председателем в 2005 году (возглавлял российское председательство президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров). В этом качестве Россия сосредоточилась на дальнейшем укреплении процесса и повышении эффективности его работы.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 № 67 учрежден сертификат вывоза необработанных природных алмазов, подтверждающий их российскую принадлежность. Постановлением Правительства РФ от 29.08.2003 № 527 установлено, что при ввозе в Россию необработанных природных алмазов осуществляется проверка наличия сертификата Кимберлийского процесса. 19 февраля 2004 г. вступил в силу закон, позволяющий рассекретить данные о производстве и торговле природными алмазами. Минфином России и Минэкономразвития России установлен порядок публикации статистических данных по добыче необработанных природных алмазов в Российской Федерации и экспортно-импортным операциям с ними. Приняты ведомственные инструкции и приказы по порядку работы с сертификатами Кимберлийского процесса. В соответствии с положением о Минфине России данный орган осуществляет организацию реализации международной схемы сертификации необработанных природных алмазов.
В настоящее время сохраняется неопределенность относительно юридического статуса Схемы сертификации Кимберлийского процесса и представляемых председателем списков стран-участниц, с которыми можно вести торговые операции с природными алмазами; не утвержден порядок применения штрафных санкций за внутрироссийские нарушения требований Схемы сертификации. Учитывая, что доля алмазов, которая находится вне сертификации, составляет порядка 1% от мировой добычи, следует отметить положительную роль Кимберлийского процесса в решении задачи вывода из теневого оборота добычи и реализации необработанных алмазов. Дальнейшее развитие сообщества видится во внедрении сертификации для огранки и реализации ювелирных изделий с бриллиантами, которая позволит сделать прозрачной еще большую часть алмазного бизнеса, а также будет способствовать справедливому распределению и честной конкуренции на этом рынке. И как подтверждение значимости Кимберлийского процесса можно рассматривать то, что члены ВТО согласились в 2006 году продлить на 6 лет решение, позволяющее странам блокировать торговлю алмазами, доходы от которой идут на финансирование вооруженных конфликтов, т. е. для того, чтобы выполнять требования Кимберлийского процесса, государствам-членам необходимо прибегать к некоторым мерам, которые в обычных условиях являлись бы нарушением обязательств в рамках ВТО. В частности, они должны иметь возможность проводить различие между алмазами на основании страны происхождения (что противоречит принципу страны со статусом наибольшего благоприятствования, предусмотренному в ст. I ГАТТ), а также  налагать категорические запреты на экспорт и импорт алмазов, причем применять их избирательно только к некоторым членам ВТО (ст. XI запрещает количественные ограничения в большинстве обстоятельств; ст. XIII гласит, что они не должны носить дискриминационный характер). Первоначально принятое исключение приветствовалось как пример того, что структуры ВТО обладают достаточной гибкостью, чтобы учитывать и другие международные правила.
В заключение приведем список государств—участников Кимберлийского процесса по состоянию на конец 2008 года:
 
1. Австралия
2. Ангола
3. Армения
4. Бангладеш
5. Беларусь
6. Ботсвана
7. Бразилия
8. Венесуэла
9. Вьетнам
10. Гайана
11. Гана
12. Гвинея
13. Демократическая
Республика Конго
14. Европейский союз
15. Зимбабве
16. Израиль
17. Индия
18. Индонезия
19. Канада
20. Китай
21. Кот д’Ивуар
22. Лаос
23. Лесото
24. Либерия
25. Ливан
26. Маврикий
27. Малайзия
28. Мексика
29. Намибия
30. Новая Зеландия
31. Норвегия
32. ОАЭ
33. Республика Конго
34. Российская
Федерация
35. Сингапур
36. США
37. Сьерра-Леоне
38. Таиланд
39. Танзания
40. Того
41. Турция
42. Украина
43. Хорватия
44. Центральная
Африканская
Республика
45. Швейцария
46. Шри-Ланка
47. ЮАР
48. Южная Корея
49. Япония
 
Библиография
1 По данным сайта www.kimberleyprocess.com