Реклама
Статья

Классификация и виды преступлений, совершаемых в кредитно-банковской сфере

(по законодательству Азербайджанской Республики) Р.Р. МАМЕДОВ, диссертант отдела уголовного права и уголовного процесса Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана Рассматриваются виды преступлений в области банковской деятельности, определенные законодательством Азербайджанской Республики; отмечаются некоторые недостатки, существующие в законодательной и правоприменительной системах, в части выявления и квалификации преступлений, совершаемых в кредитно-банковской сфере.

УДК 343.9(479.24) 

Страницы в журнале: 133-137

(по законодательству Азербайджанской Республики)

 

Р.Р. МАМЕДОВ,

диссертант отдела уголовного права и уголовного процесса Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана

 

Рассматриваются виды преступлений в области банковской деятельности, определенные законодательством Азербайджанской Республики; отмечаются некоторые недостатки, существующие в законодательной и правоприменительной системах, в части выявления и квалификации преступлений, совершаемых в кредитно-банковской сфере.

Ключевые слова: преступления в банковской сфере, классификация, виды преступлений в банковской сфере, экономическая преступность.

 

Classification and kinds of crimes, in credit-bank sphere

 

Mamedov R.

 

Kinds of crimes in the field of the bank activity, defined by the legislation of the Azerbaijan Republic are considered; some lacks existing in legislative and practice systems regarding revealing and qualification of crimes, made in credit-bank sphere are marked.

Keywords: crimes in bank sphere, classification, kinds of crimes in bank sphere, economic crimes.

 

Правонарушения в сфере финансовой и банковской деятельности представляют серьезную угрозу экономической безопасности любой страны. Они причиняют серьезный ущерб гражданам, коммерческим структурам, государству, разрушают финансовую систему, способствуют резкому расслоению общества, что неизбежно усиливает социальную напряженность, тормозит проводимые реформы.

Расследование преступлений в банковской сфере представляет собой достаточно трудную задачу, прежде всего потому, что данная категория правонарушений относится к так называемой беловоротничковой преступности. Подобные деликты совершаются профессионально подготовленными людьми с достаточно высоким интеллектом, располагающими необходимыми средствами и возможностями для реализации своих преступных замыслов. Сложность выявления и расследования преступлений данного вида заключается также в том, что в ряде случаев банки противодействуют возбуждению уголовных дел, опасаясь за свою репутацию на рынке[1].

В главе 24 «Преступления в сфере экономической деятельности» Уголовного кодекса Азербайджанской Республики 1999 года (далее — УК Азербайджана), состоящей из 32 составов, по нашему мнению, 11 составов относятся к банковским преступлениям: незаконное предпринимательство (ст. 192); лжепредпринимательство (ст. 193); легализация денежных средств либо иного имущества, добытого преступным путем (ст. 193-1); незаконное получение кредита или использование его не по назначению (ст. 195); нарушение правил использования государственного долга или долга, полученного под государственную гарантию (ст. 195-1); умышленное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 196); незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 202); нарушения правил выпуска ценных бумаг (эмиссии) (ст. 203); изготовление, приобретение или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 204); изготовление, приобретение или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 205); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 208).

Наибольшее количество экономических преступлений совершается в банковской системе. Если в 1995 году в Азербайджанской Республике было зарегистрировано 2136 преступлений этой категории, то в 1998 году их уже насчитывалось 1532, в 1999 году — 848,в 2000 — 623, в 2001 — 451, в 2002 — 387, в 2003 — 141, в 2004 —385, в 2005 — 491, в 2006 — 497, в 2007 — 374 преступления[2]. При этом наибольшее число преступлений наблюдается в 1995—1998 гг.

Следует подчеркнуть, что в структуре банковских преступлений большую долю занимают преступления, предусмотренные ст. 204 УК Азербайджана, что объясняется длительной правоприменительной практикой по расследованию данного состава преступления. С каждым годом заметно набирает темпы судебно-следственная практика, шире и активнее выявляются и преследуются в уголовно-правовом порядке правонарушения в сфере банковской деятельности. Однако до суда доходит только каждое седьмое дело, а статьи 193, 202, 203, 205 и 208 УК Азербайджана применяются крайне редко. При этом латентность банковских преступлений в среднем составляет около 90%[3]. Кроме того, как показывают результаты проведенного социологического исследования, банковские преступления действительно широко распространены, однако правоохранительными органами выявляется лишь около 10% реально совершаемых правонарушений данной категории.

По нашему мнению, действующих составов УК Азербайджана вполне достаточно для успешной борьбы с правонарушениями в банковской системе. Главная же задача — совершенствование механизма их реализации: привлечения к уголовной ответственности и принятия мер к возмещению причиненного ущерба. Опрос работников правоохранительных органов выявил, что около трети из них испытывали трудности при разбирательстве по банковским преступлениям из-за отсутствия методики их расследования, при квалификации, в частности, при выявлении субъекта преступления. Большинство опрошенных практических работников считают, что понятие субъекта таких преступлений раскрыто неполно, а многие полагают, что отдельные составы преступлений, совершаемых в банковской сфере, дублируют друг друга.

Диспозиции норм о преступлениях в сфере экономики и в банковской сфере, как правило, бланкетные, что предполагает необходимость обращения к нормам банковского, гражданского, таможенного права. В этой связи появляется необходимость в подробном научно-практическом анализе данных положений, в решении спорных вопросов, возникающих в процессе квалификации данных преступлений, в отграничении их от смежных составов. Ситуация осложняется тем, что до настоящего времени Пленум Верховного суда Азербайджанской Республики не разработал постановления, решающего проблемы квалификации экономических преступлений, в том числе наиболее сложных из них — банковских. Из анализа судебной практики следует, что при рассмотрении уголовных дел в сфере экономики возникают трудности и ошибки в квалификации, определении объективной и субъективной стороны деяния, его субъекта.

Сложность при расследовании дел данной категории состоит в многозначности понятийного аппарата диспозиций статей, устанавливающих ответственность за преступления в банковской системе, в отсутствии качественного научно-практического их комментария. Реализация рассматриваемых уголовно-правовых норм породила множество проблем и перед теоретиками уголовно-правовой науки. Прежде всего к числу таких проблем относятся вопросы определения объекта преступлений в сфере экономической деятельности и критериев классификации близких по содержанию правонарушений, квалификации, совершенствования законодательной техники, ответственности и наказания за преступления в этой сфере. Учитывая огромный экономический и социальный ущерб, который наносят преступления в сфере банковской деятельности, данные проблемы приобретают государственный характер, так как угрожают безопасности государства и требуют наискорейшего их разрешения, в том числе и законодательным путем.

В УК Азербайджана нет специальной нормы об ответственности за незаконную банковскую деятельность. Отсутствует указание на нее и в ст. 192 УК Азербайджана (о незаконном предпринимательстве). В целях устранения данного пробела в законодательстве представляется целесообразным изменить диспозицию ст. 192, изложив ее в следующей редакции: «Осуществление предпринимательской, а также банковской деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики, либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования либо с использованием предметов, гражданский оборот которых ограничен, если это деяние причинило значительный ущерб гражданам, организациям или государству, а также совершено с извлечением дохода в значительном размере».

В юридической литературе преступления в банковской сфере в качестве самостоятельной разновидности экономических преступлений до недавних пор не выделялись. Так, в одном из учебников по уголовному праву незаконная банковская деятельность и иные банковские преступления рассматриваются как правонарушения в сфере кредитно-денежных отношений[4].

Классификация преступлений в кредитно-банковской сфере может быть осуществлена по различным основаниям — в зависимости от целей изучения явления. Целесообразно выделить злоупотребления, наиболее характерные для банковской деятельности. В зависимости от субъекта в структуре преступности в кредитно-банковской сфере следует различать преступления, совершаемые руководителями банков и других кредитных организаций, и преступления, совершаемые иными категориями банковских служащих.

Правонарушения, осуществляемые руководителями банков и других кредитных организаций, отличаются повышенной общественной опасностью. Это связано с особыми функциями данных организаций в финансовой системе и экономике в целом. Ущерб от преступлений причиняется значительным группам субъектов экономических отношений. Одним из наиболее типичных преступлений в сфере банковской деятельности является мошенничество. Совершаемое руководителями банков мошенничество характеризуется значительным масштабом наносимого ущерба, сложностью и изощренностью используемых криминальных схем, разнообразием применяемых приемов и способов.

Еще одним распространенным преступлением является лжепредпринимательство. В частности, получила известность криминальная практика создания банков и других кредитных организаций с целью привлечения и последующего хищения денежных средств

физических и юридических лиц. Многочисленные лжебанки, финансовые компании причинили ущерб десяткам тысяч граждан. Особенно значительный ущерб связан с деятельностью фирм, использующих принцип финансовых пирамид. В целях предупреждения их преступной деятельности ст. 193 УК Азербайджана предусматривает ответственность за лжепредпринимательство, под которым понимается создание предприятия или другого юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от пошлин, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее значительный ущерб, а также совершенное в целях получения дохода в значительном размере.

Кроме того, руководителями банков и других кредитных организаций совершаются преступления против интересов акционеров и пайщиков — мошенничество с балансовыми ведомостями; против кредиторов — мошенничества, преступления, связанные с банкротством (преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство, неправомерные действия при банкротстве); против финансовой системы государства — отмывание денег, налоговые преступления; против условий и порядка осуществления банковской деятельности — коммерческий подкуп.

Специфическим преступлением, характерным для коммерческих банков, является злоупотребление депозитным капиталом. Данный вид преступлений связан, как правило, с мошенническим присвоением денежных средств, привлеченных на банковские счета. Наиболее опасными становятся данные злоупотребления при вовлечении в них большого количества людей и нанесении крупного ущерба, как отдельным участникам банковских отношений, так и системе в целом.

Особое место занимают преступления, совершаемые с использованием методов бухгалтерского учета. Их субъектами являются ответственные сотрудники бухгалтерии. Бухгалтерские служащие по сравнению с другими категориями банковских служащих особенно активно вовлечены в незаконные операции. Наиболее часто встречающимися преступными операциями являются: завышение и занижение суммы проводок по дебиту и кредиту; неправомочное списание со счетов, когда служащий действует как агент или лицо, имеющее доверенность; фиктивные вклады; счета на фиктивные лица; фиктивные проводки по счетам клиентов; отнесение чеков служащих на счета клиентов; изъятие и уничтожение чеков служащих до переноса чеков в бухгалтерскую книгу; неправомочные снятия с временно неиспользуемых счетов; незаконное присвоение комиссионных сборов; незаконное присвоение вкладов; манипуляции с процентами по сберегательным счетам. Бухгалтер, в чьи обязанности входит бухгалтерский учет, имеет ограниченные возможности для злоупотреблений. Однако часть способов, к которым прибегают бухгалтеры, при определенных обстоятельствах могут нанести банку существенный ущерб.

В небольших банках, где бухгалтерам, ведающим индивидуальными бухгалтерскими книгами и бухгалтерскими книгами сбережений, разрешено иметь доступ к наличным деньгам, гроссбуху и другим банковским записям и документам;  поле для криминальной деятельности бухгалтеров значительно расширяется по сравнению с крупными банками. Нечестный служащий не только достаточно свободно может получить наличные деньги, но и утаить свои растраты.

Служащие, отвечающие за бухгалтерские книги сбережений, имеют возможность обманывать банки, в которых они работают, манипулируя процентами по сберегательным счетам. Это осуществляется путем завышения фактических процентов, начисляемых на различные счета, и использования сумм, полученных при таком завышении, для компенсации фиктивных расходов — либо против счета клиента, либо против контрольного счета.

В правовой литературе преступления в банковской сфере также условно делят на две группы: насильственные преступления (убийства, налеты, грабежи и т. д.); так называемые беловоротничковые преступления, к которым относятся всевозможные финансовые хищения и махинации. Наряду с указанной предлагается также классификация преступлений в сфере кредитно-денежных отношений на следующие виды: правонарушения в системе банковского кредитования; правонарушения при проведении расчетных операций, вкладных операций, других банковских и хозяйственных операций; фальшивомонетничество[5].

Совершаемые в банковской сфере криминальные посягательства отличаются как особой изощренностью, многоплановостью, так и активной адаптацией преступности к новым формам и методам банковской деятельности и совершаются, как правило, организованными группами[6]. В настоящее время структура и динамика банковских преступлений претерпели серьезные изменения, преступления стали более организованными и профессиональными, повысился интеллектуальный уровень преступников. Преступники взяли на вооружение методы информационного обеспечения своей криминальной деятельности, все чаще используют современную технику и технологии, паразитируют на издержках и трудностях экономических реформ.

Основными целями организованных преступных группировок, внедряющихся в банковские структуры, являются легализация незаконного капитала, проведение операций с преступными доходами, а также совершение мошенничества в отношении средств кредитных организаций. Наиболее характерными действиями криминальных образований в банковской сфере являются: легализация преступно нажитых капиталов; незаконный вывоз капиталов за границу; организация банкротства или ликвидации кредитной организации путем дискредитации, инсценирования финансовой паники или востребования депозитов вкладчиками. Причины разорения банковских структур внешне могут выглядеть как результат действия рыночных сил, но в действительности оказываются вызванными спланированными действиями недобросовестных конкурентов. Подготовка таких акций оставляет материальные следы в виде:

— «заказных» статей в СМИ с целью дискредитации кредитной организации;

— попыток вербовки сотрудников и склонения их к предательству служебных интересов;

— образования лжефирм с целью хищения кредита у кредитной организации;

— передачи взяток должностным лицам, правомочным осуществлять контрольные и распорядительные функции;

— создания для сотрудников кредитных организаций ситуаций, которые впоследствии могут быть использованы для шантажа и принуждения к сговору;

— хищения конфиденциальной банковской информации, касающейся кредитования и иных видов деятельности кредитных организаций;

— незаконного получения и (или) невозврата кредитов;

— внедрения членов организованных преступных группировок в банковские структуры, а также приобретения ими акций кредитных организаций с помощью фирм, находящихся под их контролем;

— силового давления на кредитные организации по заказу конкурирующих организаций с использованием их «крыш», как правило охранных фирм, состоящих из числа бывших сотрудников правоохранительных органов;

— решения зачастую криминальным способом гражданско-правовых конфликтов (например, связанных с возвратом долгов).

 

Библиография

1 См.: Седых А.В. Применение технико-криминалистических средств и методов при выявлении и расследовании преступлений в банковской сфере: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2003. С. 6.

2 См.: Данные Комитета по статистике Азербайджанской Республики // www.az.stat.org

3 См.: Осин В. Преступные доходы и меры борьбы с ними // Законность. 1997. № 1. С. 4.

4 См.: Уголовное право. Особенная часть / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. — М., 2001. С. 357.

5 См.: Криминология: XX век / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. — СПб., 2000. С. 393.

 

6 См.: Адашкевич Ю. Как защитить честного бизнесмена // Российская юстиция. 1994. № 3. С. 9—10.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
По мере развития человеческой цивилизации количество гражданско-правовых договоров постепенно увеличивалось, при этом в результате движения современных государств к VI технологическому укладу все чаще стали появляться новые договорные конструкции, не существовавшие ранее.
Добавлено: 13 дней назад
Современное общество все чаще сталкивается с совершением киберпреступлений. Для правильной уголовно-правовой оценки таких преступлений требуются их систематизация и определение признаков, позволяющих их классифицировать
Добавлено: 12.05.2023
С момента принятия Уголовного кодекса РФ появляется все больше оснований для выделения в уголовном законе отдельной категории преступления — категории исключительной тяжести.
Добавлено: 05.11.2022
В науке термин «юрисдикция» появился с возникновением государства и права, однако до сих пор отсутствует его четкое определение в юридической литературе.
Добавлено: 05.11.2022
Религия определяет векторы социального поведения, как указывал М. Вебер. К основным правам человека, закрепленным в конституционных правах и свободах, относят свободу вероисповедания.
Добавлено: 04.05.2022