УДК 342:341.231.14
 
М.И. РОГОВА,
 адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России
 
В статье рассматривается вопрос о конституционно-правовом статусе ребенка в Российской Федерации. Особое внимание уделено законодательно закрепленным способам приобретения ребенком гражданства Российской Федерации.
Ключевые слова: конституционно-правовой статус ребенка, ребенок, гражданин, гражданство Российской Федерации.
 
Конституционно-правовой статус ребенка особо не закреплен в Конституции РФ. Ребенок в нашей стране обладает конституционно-правовым статусом гражданина. Он имеет права, свободы, обязанности, ему даны гарантии их реализации. Однако в силу неполной правоспособности ребенок пользуется своими правами и исполняет свои обязанности не так, как взрослый гражданин. Согласно отечественному конституционному законодательству ребенок пользуется особым покровительством государства и общества. Государство защищает интересы ребенка не просто как такового, а в системе особо охраняемых правоотношений — материнство, семья, воспитание и образование.
К примеру, права человека проистекают из его природы, а права гражданина — из прав и обязанностей, устанавливаемых государством, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека присущи всем людям независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя права, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).
Вследствие того что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов Российской Федерации лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные их гарантии.
Как уже было отмечено, конституционно-правовой статус ребенка основывается на обладании лицом не только правами, но и обязанностями.
Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов (ст. 15 Конституции РФ). Помимо этого статьи 44, 57, 58 Конституции РФ устанавливают, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; закрепляют обязанность платить законно установленные налоги и сборы; обращают внимание, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Нельзя не отметить вторичность юридической ответственности по отношению к обязанностям: без обязанности нет ответственности.
И наоборот, за неисполнение обязанности наступает ответственность, таким образом, это послестатусный элемент. Гарантии (средства) могут быть социально-экономическими, политическими, духовно-психологическими (нравственными) и организационно-техническими. Обязанность гарантировать права и свободы — основная функция государства, его органов и соответствующих должностных лиц. В установленных законом случаях эти функции
возлагаются и на общественные объединения (ст. 46 Конституции РФ).
Правовой статус ребенка является важнейшим институтом, при помощи которого регулируются и определяются способы, меры воздействия и пределы вмешательства государства в личную сферу семьи и детства, возможность участия ребенка в жизни общества, устанавливаются юридические и иные гарантии защиты и реализации его прав и свобод.
Правовой статус — это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения человека и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи.
На современном этапе правовая база российского законодательства в данной сфере правоотношений представляет собой недостаточно совершенный и качественный по своему содержанию, хотя и довольно широкий, спектр нормативных правовых документов, посвященных регламентации тех вопросов, которые следует решать в целях обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка.
Необходимость детального изучения правового статуса ребенка, определения его понятийного аппарата, структуры и элементов обусловлена прежде всего практической значимостью этого института. В особой степени это проявилось в современных условиях развития российской государственности, когда Конституция РФ возвела на высший нормативный уровень новые правовые идеи, принципы, задачи и цели государственного и общественного развития.
В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите и гарантиях детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и  обладает правами и свободами, присущими любому гражданину России.
Гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь человека с российским государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей, ответственности друг перед другом. Российским гражданином является лицо, которое имеет документальное подтверждение своей принадлежности к гражданству Российской Федерации. Соответственно негражданин — это иностранец, проживающий не в той стране, в которой он родился.
Юридические гарантии как элемент правового статуса представляют собой все правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина. В первую очередь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантии прав, который получает детальное обоснование в действующих отраслях российского права.
Конституционно-правовой статус ребенка отправной точкой имеет институт гражданства. В нем особенно отчетливо проявляется забота государства о ребенке, о том, чтобы каждый юный человек с рождения мог реализовать свое право быть гражданином. Причем нужно отметить: ребенком в Российской Федерации признается лицо до 18 лет.
Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определяет, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.
Для приобретения или прекращения гражданства ребенком в возрасте от 14 до 18 лет
необходимо его согласие. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства он станет лицом без гражданства.
Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.
В гражданство Российской Федерации принимается в упрощенном порядке ребенок, являющийся иностранным гражданином или лицом без гражданства:
а) один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;
в) ребенок, над которым установлены опека или попечительство, — по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.
Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.
Закон о гражданстве регламентирует также вопросы изменения гражданства ребенка при прекращении или приобретении гражданства родителями, при усыновлении (удочерении), при установлении опеки или попечительства.
Ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при
условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, ребенок, проживающий на территории России, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.
Если один из родителей, приобретающих гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.
Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой — лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации.
Ребенок, над которым установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.
Ребенок, находящийся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок.
Ребенок, над которым установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению.
Ребенок, который является гражданином Российской Федерации и над которым установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство Российской Федерации.
Принимаемые в области регламентирования конституционно-правового статуса ребенка законы следует нацеливать на решение задач не только сегодняшнего дня, но и на ближайшую перспективу. Во всяком случае, новые подзаконные акты не должны тормозить развитие цивилизованных отношений, связанных с правильно понимаемой и имеющей приоритетное значение защитой прав ребенка, а также противоречить международным нормам. Вот почему нужно поднимать вопрос о развитии законотворческой и правоприменительной деятельности, ориентированной исключительно на ребенка. Причем рассматривать конкретные положения, связанные с защитой прав ребенка, следует не абстрактно, а в прямой связи с правоприменительной практикой.
Большим упущением со стороны законодателя можно считать недостаточную разработку вопроса о защите прав ребенка-иностранца, оказавшегося без семьи на территории России. Правда, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Однако для защиты прав ребенка-иностранца этого мало. Отсутствие соответствующей правовой нормы оставляет детей-иностранцев на произвол судьбы, служит основанием для отказа от его устройства в российскую семью и в детское учреждение.
По данным милицейских сводок, начиная с 90-х годов ХХ века наблюдается ежегодный рост числа преступлений против детей, список видов подобных преступлений также расширился.
Сегодня халатное отношение родителей к своим родительским обязанностям приводит к тому, что дети действительно с малолетства оказываются предоставлены сами себе. И именно они чаще всего становятся объектами преступления.
Винить всех родителей, чьи дети без присмотра гуляют по улицам, ни в коем случае нельзя: есть родители, которые и рады бы обеспечить контроль и защиту своему ребенку, но возможности такой у них просто нет. Бесплатно организовать досуг ребенка сегодня в России стало невозможно. Есть единичные федеральные и региональные программы, направленные и на создание бесплатных спортивных секций и кружков, и на образование детей из малообеспеченных семей.
В связи с этим вину за то, что дети ежедневно оказываются фактически в экстремальных условиях, несут как родители, которые подчас просто не занимаются их воспитанием, так и государство. В первом случае власть не пытается обязать родителей отвечать за своих детей, во втором — не помогает мамам и папам, поставленным реформами государства на грань нищеты, воспитывать граждан, которые будут работать на это самое государство, защищать его границы и платить налоги.
 
Литература
 
Ануфриев В.А. Социальный статус и активность личности. — М., 1984.
Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2001.
Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) // Документы ООН. — М., 1996.
Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад.
Б.Н. Топорнина. — М., 1997.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Россий-
ской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31.