Реклама
Статья

Конституционно-правовые основы официального опубликования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в электронном источнике

Рассматриваются конституционно-правовые основы официального опубликования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в электронных источниках.

УДК 342.53

Страницы в журнале: 161-164 

 

Р.М. ШАЙДУЛИНА,

студентка Казанского филиала Российской академии правосудия, победитель конкурса «Кадровый резерв Республики Татарстан» goddestlady@gmail.com

 

Рассматриваются конституционно-правовые основы официального опубликования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в электронных источниках. Обобщается практика федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: официальное опубликование нормативных правовых актов, официальный интернет-портал правовой информации.

 

Constitutional and Legal Framework of Official Publication of Normative Legal Acts of the Constituent Entities of the Russian Federation in the Electronic Source

Shajdulina R.

The author examines the constitutional and legal framework of official publication of normative legal acts of the constituent entities of the Russian Federation in the electronic sources and generalizes practice of federal bodies and bodies of State power of the constituent entities of the Russian Federation

Keywords: official publication of regulatory legal acts, the official Internet-portal of legal information.

 

В  соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации 1993 года законы подлежат официальному опубликованию. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование нормативных правовых актов является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения[1].

Последние десятилетия ознаменовались бурным ростом информатизации всех сфер человеческой деятельности. Широкое распространение информационных и коммуникационных технологий в мире обусловлено большим социально-экономическим эффектом от их внедрения[2]. В связи с этим законодатель внес изменения в законодательство об официальной публикации законов.

Придание официального статуса текстам нормативных правовых актов, размещенных на интернет-портале, будет способствовать расширению возможностей пользователя получить официальную электронную копию нормативного правового акта. Как отмечается в заключении Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи на проект федерального закона № 568029-5-5 «О внесении изменений в Федеральный закон “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”», «принятие рассматриваемого законопроекта позволит повысить оперативность официального опубликования правовых актов, обеспечит свободный доступ к официальным текстам правовых актов государственных органов, организаций и граждан»[3].

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или же первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

«Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации[4].

Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования[5].

Рассмотрим, как публикуются нормативные правовые акты в Республике Татарстан. Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 № 524 «О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан» постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения конфиденциального характера или составляющих государственную тайну[6].

Республика Татарстан по примеру федерального законодателя в числе первых выступила с инициативой создания электронного источника официального опубликования нормативных правовых актов на уровне субъекта Российской Федерации, создав Официальный интернет-портал правовой информации и зарегистрировав его как средство массовой информации (PRAVO.TATARSTAN.RU) в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (свидетельство о регистрации средства массовой информации от 17 апреля 2013 г. Эл № ФС77-53753).

Субъекты Российской Федерации по-разному решили вопрос официального опубликования нормативных правовых актов в электронном источнике. Например, в Южном федеральном округе принят и действует в настоящее время Указ Президента Республики Ингушетия от 03.12.2003 № 276 «О мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации в Республике Ингушетия», которым федеральный регистр нормативных правовых актов Российской Федерации в части нормативных правовых актов Республики Ингушетия определен официальным электронным источником опубликования нормативных правовых актов Республики Ингушетия[7].

На наш взгляд, признание официальным опубликованием размещение нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в федеральном регистре вызывает сомнения. Во-первых, данный регистр ведется федеральным органом (территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации). Во-вторых, есть проблемы со сроками внесения нормативных правовых актов в федеральный регистр.

В Калужской области принят и действует Закон Калужской области от 25.07.1995 № 12 «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области», в соответствии с которым официальным опубликованием нормативного правового акта органа государственной власти Калужской области, наряду с первой его публикацией в газете «Весть» или «Собрании нормативных правовых актов органов государственной власти Калужской области», считается также его первое размещение (опубликование): закона и постановления Законодательного Собрания Калужской области — на официальном сайте Законодательного Собрания Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zskaluga.ru), а нормативного правового акта Губернатора Калужской области, Правительства Калужской области, органа исполнительной власти Калужской области — в сетевом издании «Сайт газеты Калужской области “Весть”» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vest-news.ru) . Правомерно ли возлагать такие полномочия на газету?

Законом Республики Татарстан от 17.07.2013 № 67-ЗРТ «О внесении изменения в ст. 5 Закона Республики Татарстан “О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина”» (далее — Закон № 67-ЗРТ) определено, что «днем официального опубликования нормативных правовых актов: приказов и инструкций министерств, постановлений, приказов и инструкций государственных комитетов, ведомств Республики Татарстан, а также положений, указаний, правил и других актов, утвержденных ими и имеющих нормативный характер, — по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина считается также первое размещение (опубликование) на русском и татарском языках на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU)»[8].

Принятие Закона № 67-ЗРТ обусловлено недостаточностью финансовых средств органов исполнительной власти Татарстана на оплату услуг средств массовой информации по опубликованию нормативных правовых актов в письменном виде и необходимостью создания условий для ознакомления с данными актами граждан.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации 1998 года органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы муниципальных образований наряду с Российской Федерацией несут расходные обязательства в связи с принятием и публикацией нормативных правовых актов (ст. 85, 86).

Так, по итогам информации, запрошенной у органов исполнительной власти Республики Татарстан, затраты на публикацию нормативных правовых актов Министерства образования и науки Республики Татарстан за 2011 год составили 823 923 руб.; Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан за 2012 год — 1300 тыс. руб.; Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан за 2012 год — 1 200 тыс. руб.; Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан за 2012 год — 1 800 тыс. руб. Аналогичная ситуация имеет место и в других республиканских органах исполнительной власти: всего за год тратится около 10 млн руб. на официальное опубликование нормативных правовых актов.

Об эффективности полного перехода к электронному официальному опубликованию нормативных правовых актов  свидетельствует и опыт иностранных государств.

Единый электронный орган официального опубликования нормативных правовых актов функционирует в целом ряде зарубежных государств — Бельгии, Италии, Франции, ФРГ, Эстонии. Однако в других странах продолжают существовать параллельно электронные и печатные версии официальных изданий[9].

Следует обратить внимание на то, что муниципальные правовые акты в Российской Федерации вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации 2000 года.

Муниципальные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования)[10].

В соответствии с ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Однако отметим, что на муниципальном уровне электронной версии нормативных правовых актов не существует, в то же время бюджет муниципалитета не настолько велик, чтобы пренебрегать полезными нововведениями. В связи с этим представляется возможным ввести аналогичный федеральному электронный источник опубликования муниципальных правовых актов, который размещался бы на базе уже существующего официального сайта правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан в свободном доступе.

Стоит, однако, учитывать, что в отдельных селах на территории Российской Федерации не только Интернет, даже сами компьютеры отсутствуют, и печатают в лучшем случае на новой печатной машинке[11]. В связи с этим обнародование нормативных правовых актов и ознакомление с ними граждан практически не представляется возможным. Однако необходимо отметить, что в Республике Татарстан муниципальные образования оснащены необходимой компьютерной техникой и имеются все условия для развития электронных источников опубликования.

Со всей очевидностью приближается следующий принципиальный рубеж (полагаем, что он будет пройден в течение ближайших 7—10 лет), когда электронная форма официального опубликования нормативных правовых актов будет признана основной, а бумажная — вторичной, вспомогательной. Бумажная и электронная формы опубликования (обнародования) нормативных правовых актов, образно говоря, «поменяются местами». Данная перспектива ставит перед законотворческой и правоприменительной практикой, юридической наукой и образованием ряд конкретных задач, которые требуют осмысления и к реализации которых надо готовиться уже сегодня[12].

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

— конституционно-правовые основы для регистрации официальных сайтов правовой информации субъектов Российской Федерации и опубликования в данных средствах массовой информации нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации;

— официальные сайты правовой информации субъектов Российской Федерации позволяют в оперативном порядке доводить до населения принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты;

— официальное опубликование нормативных правовых актов в электронном источнике более прогрессивно и востребовано временем, так как обеспечивает большему кругу лиц свободный доступ к документам (не выходя из дома) и применение их в практической деятельности.

Надеемся, что предлагаемые выводы и практические рекомендации получат признание со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и будут реализованы на практике.

 

Библиография

1 Справочная информация: «Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов».  Материал подготовлен специалистами АО «КонсультантПлюс». 20 февраля 2012 года.

2 См.: Вершило T.A. К вопросу об электронном бюджете // Финансовое право. 2011. № 11. С. 20.

3 См.: Червяковский А.В. О новом порядке официального опубликования федеральных законов // Современное право. 2012. № 2. С. 15.

4 Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

5 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Там же. 1999. № 42. Ст. 5005.

6 Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти. 2002. № 6. Стр. 52.

7 См.: Артамонов А.Н. Опубликование нормативных правовых актов и информационные технологии // Информационное право. 2008. № 3. С. 21.

8 URL: http://www.fkit.ru/o-konsultantpljus/gorjachie-dokumenty/1126/

9 См.: Червяковский А.В. Указ. ст. С. 16.

10 СЗ РФ. 2003. №4. Ст. 47.

11 См.: Вершило T.A. Указ. ст. С. 22.

 

12 См.: Исаков В.Б. Три эпохи официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов // Электронное законодательство: доступ к нормативно-правовой информации в электронной среде: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. — СПб., 2011.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети