Реклама
Статья

Концепция правового обеспечения избирательного процесса в интересах национальной безопасности Российской Федерации [1]

В.В. КРАСИНСКИЙ, кандидат юридических наук, эксперт Российского общественного института избирательного права (РОИИП) Эффективность системы общегосударственных мер дополняется специальными мерами противодействия правоохранительных органов продвижению организованными преступными группами своих кандидатов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в условиях выборов.

УДК 342.8 

Страницы в журнале: 29-32

 

В.В. КРАСИНСКИЙ,

кандидат юридических наук, эксперт Российского общественного института  избирательного права  (РОИИП)

 

Эффективность системы общегосударственных мер дополняется специальными мерами противодействия правоохранительных органов продвижению организованными преступными группами своих кандидатов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в условиях выборов. Специальные меры предусматривают приобретение источников из числа представителей организованных преступных групп среднего и руководящего звена с целью добывания информации о планах, кадровом составе преступных групп, должностных лицах государственных и муниципальных органов, оказывающих преступным группам содействие в осуществлении противоправной деятельности, об источниках и каналах незаконного финансирования выборов и политической деятельности, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Важное значение имеет оперативная работа в «околокриминальной» среде по получению информации о связях кандидатов, представляющих интересы организованных преступных групп, с функционерами политических партий, членами избирательных комиссий, сотрудниками правоохранительных органов, о фактах коррупции в политических партиях, общественных организациях, государственных и муниципальных органах. Данная работа должна осуществляться компетентными правоохранительными органами при координирующей роли органов безопасности.

Неотъемлемой составляющей специальных мер является последовательное документирование организованной преступной деятельности в целях подготовки материалов для привлечения лидеров и участников преступных групп к уголовной ответственности. В этой связи представляется целесообразным в структуре Генеральной прокуратуры или Совета безопасности Российской Федерации  создать единый аналитический центр, в котором бы накапливалась и систематизировалась информация о противоправной деятельности российских организованных преступных групп во всех субъектах Российской Федерации и за рубежом, о фактах проникновения представителей криминалитета в органы государственной власти и органы местного самоуправления, об избранных в органы государственной власти и органы местного самоуправления лидерах и участниках организованных преступных групп, о ходе предварительного расследования и судебном рассмотрении уголовных дел по составам преступлений, предусмотренных статьями 208—210 УК РФ. Руководителя такого центра предлагается наделить обязанностью регулярного информирования Президента РФ и руководителей высших государственных органов о реальной криминогенной обстановке в Российской Федерации, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации со стороны организованных преступных групп и о принимаемых мерах по борьбе с организованной преступностью.

Второе направление совершенствования правового обеспечения избирательного процесса в интересах национальной безопасности охватывает развитие иностранного (международного) и общественного контроля избирательного процесса.

Институт иностранного (международного) наблюдения в его современном виде все чаще приходится рассматривать не как помощь в проведении демократических выборов и независимый контроль качества избирательных процедур, а как орудие политической борьбы и вмешательства во внутренние дела суверенных государств, используемое США в целях формирования управляемой извне системы органов государственной власти и управления. Практика выдвижения иностранными (международными) наблюдателями незаконных требований о непризнании итогов выборов, распространение ими заведомо ложной информации, связанной с подготовкой и проведением выборов, подрывают доверие граждан к собственному государству, способствуют осложнению общественно-политической обстановки и оказывают деструктивное воздействие на конституционный строй. Спровоцированные таким образом затяжные политические кризисы всерьез угрожают развитию экономики и нормальному функционированию демократических институтов в «наблюдаемой» стране.

Учитывая, что дестабилизация политической ситуации в государстве, инспирирование сепаратистских настроений и межнациональных обострений, утрата политической независимости противоречат интересам Российской Федерации, в целях защиты ее государственного суверенитета и придания действительно свободного характера избирательным процессам предлагается реализовать следующие меры реформирования института внешнего наблюдения за выборами[1]:

— предложить международным организациям отказаться от формирования миссий наблюдения за выборами на непрофессиональной основе;

— ввести новый порядок формирования совместных миссий наблюдения за выборами, основанный на членстве (участии) государства в конкретных международных организациях;

— переориентироваться на приоритетное участие Российской Федерации в долгосрочных мониторинговых миссиях и в основных командах БДИПЧ/ОБСЕ[,] а также придерживаться справедливого географического принципа формирования миссий наблюдения;

— отказаться от краткосрочных миссий наблюдения за выборами;

— отказаться от предварительных заключений международных миссий наблюдения о состоявшихся выборах;

— осуществлять нормативно-правовое регулирование деятельности международных наблюдателей в интересах защиты конституционного строя и безопасности государства, что предполагает: на законодательном уровне — разработку нормативного правового акта, детально регулирующего процедуры иностранного и международного наблюдения на территории Российской Федерации, порядок и основания приглашения наблюдателей. Важное значение имеет регулирование правового положения наблюдателей. Учитывая, что в действующем российском законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность иностранных (международных) наблюдателей за распространение информации о результатах выборов (референдума) до окончания дня голосования, выдвижение незаконных требований о непризнании итогов выборов (референдума), а также распространение заведомо ложной информации, связанной с подготовкой и проведением выборов (референдума), главу 5 КоАП РФ представляется целесообразным дополнить ст. 5.25.1, устанавливающей ответственность за нарушение иностранным (международным) наблюдателем порядка наблюдения за подготовкой и проведением выборов (референдума). В этом случае имеющиеся в законодательстве Российской Федерации положения об административной ответственности за нарушение прав иностранных (международных) наблюдателей (ст. 5.6 КоАП РФ) будут логично дополняться нормами об ответственности иностранных (международных) наблюдателей за нарушение порядка наблюдения за подготовкой и проведением выборов; на уровне указов Президента РФ — на период каждой избирательной кампании федерального уровня ввести по согласованию с МИД России нормативное квотирование количества иностранных (международных) наблюдателей (как показывает практика, слишком большое число наблюдателей оказывает негативное воздействие на избирательный процесс: затрудняет работу избирательных комиссий, голосование, подсчет голосов и в ряде случаев становится фактором давления на самих избирателей). Кроме того, окончательное решение о количестве наблюдателей должно приниматься принимающей, а не направляющей стороной; на уровне ЦИК Российской Федерации — детализацию существующего порядка аккредитации и отзыва аккредитации наблюдателей.

Следовало бы, по нашему мнению, отказаться от аккредитации лиц и организаций, имеющих политические, экономические, идеологические и иные интересы в Российской Федерации, а также лиц, в отношении которых было принято решение об отзыве аккредитации за нарушение законодательства и принципов международного права. Основанием для отказа в аккредитации иностранного (международного) наблюдателя или представителя СМИ иностранного государства должны служить сведения о применении к иностранному (международному) наблюдателю или представителю СМИ иностранного государства депортации или административного выдворения за пределы Российской Федерации, сведения о принятии решения о нежелательности их пребывания (проживания) в России, сведения о привлечении в Российской Федерации указанных лиц к уголовной или административной ответственности либо к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Данные ограничения соответствуют положениям Декларации принципов международного наблюдения с Кодексом поведения международных наблюдателей за выборами (ООН, 27 октября 2005 г.).

Если реализация предложенных законодательных новелл не приведет к изменению предвзятого и прогнозируемого характера деятельности иностранных и международных миссий наблюдения, представляется целесообразным постепенно отказаться от навязанного БДИПЧ/ОБСЕ Российской Федерации существующего формата наблюдения и перейти к принципиально иной концепции внешнего наблюдения за выборами.

Возможным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать заключение Российской Федерацией двусторонних договоров о взаимном наблюдении за выборами с заинтересованными государствами—участниками ОБСЕ и активизация совместных мониторинговых процедур с государствами СНГ—участниками ОБСЕ. Координирующую роль в содействии по подготовке и проведению наблюдения за выборами представляется целесообразным возложить на Межгосударственный избирательный совет, статус которого определен в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах—участниках СНГ (Кишинев, 7 октября 2002 г.), вступившей в силу для России 11.11.2003. Такой вариант решения проблемы, с одной стороны, не повлияет на существующие договорные обязательства по отношению к ОБСЕ, с другой стороны, будет препятствовать консервации существующего мирового порядка с экономическим, военно-политическим и идеологическим доминированием США, обеспечиваемым за счет использования стратегии односторонних действий и ущемления национальных интересов других государств, в том числе и Российской Федерации.

Как показывает опыт развитых стран, политика суверенного государства должна быть направлена на замещение иностранных и международных наблюдателей наблюдателями из числа собственных граждан. Развитие национальных институтов гражданского общества означает развитие общественного контроля за выборами со стороны политических партий, свободных СМИ (в том числе общественного вещания), общественных приемных, общественных палат, молодежных и иных общественных организаций.

Третье направление совершенствования правового обеспечения избирательного процесса в интересах национальной безопасности включает обеспечение конституционно-правовых гарантий легитимации избирательного процесса. Потребность в этом обусловлена успешным использованием США и их военно-политическими союзниками в ходе «цветных революций» технологии формирования в стратегических регионах мира зависимых политических режимов с контролируемой системой органов государственной власти. Возможности целенаправленного воздействия на избирательный процесс были продемонстрированы в ходе выборов Президента Югославии (2000 г.), парламента Грузии (2003 г.), Президента Украины (2004 г.), парламента Палестинской автономии (2006 г.), Президента Республики Беларусь (2006 г.), парламента Республики Беларусь (2008 г.), Президента Ирана (2009 г.) и др. Американские программы расшатывания конституционного строя и смены политических режимов (Regime Change) основаны на актуализации вопроса легитимности власти, что обусловливает необходимость реализации комплекса социально-экономических, политических, организационно-правовых, информационно-пропагандистских и специальных мер противодействия «цветным революциям».

Российская Федерация — огромное государство, обладающее уникальным ресурсным потенциалом, ядерным оружием и претендующее на активное участие в решении ключевых вопросов мировой политики. Вместе с тем наиболее приемлемым для Запада вариантом является государство-колония с гипертрофированной сырьевой экономикой, контролируемым ядерным боезапасом, обладающее значительной территорией для захоронения вредных отходов и размещения экологически опасных производств. Именно поэтому ограничение (ликвидация) государственного суверенитета Российской Федерации, противодействие развитию многоукладной национальной экономики, формирование управляемой извне системы органов государственной власти и управления представляются весьма привлекательными.

Для легитимации избирательного процесса наиболее важно обеспечение социально-политической стабильности в стране, поэтому социально-экономические меры противодействия «цветным революциям» в первую очередь должны быть направлены на улучшение Правительством РФ экономической обстановки в регионах с высоким уровнем социальной напряженности (обеспечение занятости населения, решение жилищной проблемы, пенсионное обеспечение, молодежная политика и т. п.) и консолидацию российского общества. Предложенная программа могла бы быть рассмотрена и осуществлена Советом при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов.

Важную роль в борьбе с захватом политической власти и попытками смены государственно-политического режима играют собственно политические меры. К этой группе мер следует отнести формирование независимой от правящей власти многопартийной политической системы, заключение политических договоров о взаимной ответственности и недопустимости использования «грязных» избирательных технологий между партиями, кандидатами и представителями средств массовой информации, участвующими в выборах.

Организационно-правовые меры должны быть направлены на обеспечение проводимых мероприятий необходимыми силами и средствами (материально-техническими, финансовыми, информационно-аналитическими, кадровыми и др.), на создание временных рабочих групп из представителей правоохранительных органов и спецслужб по вопросам обеспечения безопасности и недопущения антиконституционных акций в процессе организации и проведения выборов; на формирование временных оперативных штабов по обеспечению безопасности организации и проведения выборов с привлечением руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Координирующая роль в реализации анализируемого комплекса мер противодействия захвату политической власти и антиконституционным попыткам смены государственно-политического режима может быть возложена на Совет безопасности Российской Федерации.

Правовые меры заключаются в правотворчестве и применении административно-правовых, уголовно-правовых, международных и конституционных норм для противодействия захвату политической власти и попыткам смены государственно-политического режима. Правотворческая программа должна предусматривать принятие закона, регулирующего деятельность политической оппозиции и устанавливающего гарантии ее осуществления; внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части детализации юридической ответственности иностранных фондов и неправительственных организаций за вмешательство в организацию и проведение выборов в Российской Федерации (например, предусмотреть в законе ликвидацию подобных фондов и запрет на осуществление ими деятельности в России). Применительно к выборным кампаниям реализация правовых мер означает выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений, связанных с выборами, проведение предварительного расследования и осуществление правосудия. Для недопущения незаконных действий со стороны иностранных консультантов, политтехнологов и наблюдателей следует использовать международные избирательные стандарты, запрещающие иностранное вмешательство в подготовку и проведение выборов и предусматривающие отмену аккредитации международных (иностранных) наблюдателей в случае их вмешательства в избирательный процесс. В установленном порядке следует приостанавливать деятельность средств массовой информации, нарушивших законодательство о выборах.

Меры информационно-пропагандистского противодействия захвату политической власти и попыткам смены государственно-политического режима должны охватывать два основных направления: постоянный мониторинг правоохранительными органами распространяемых агитационных материалов, публикаций и выступлений кандидатов в СМИ на предмет недопущения экстремистской деятельности и иностранного участия в предвыборной агитации; превентивные выступления авторитетных политических деятелей и государственных должностных лиц в СМИ, работу в отечественном и зарубежном сегментах сети Интернет с целью формирования положительного имиджа Российской Федерации, информирования российской и мировой общественности о попытках целенаправленного иностранного вмешательства в политический и избирательный процессы, об угрозах захвата политической власти и осуществляемых государством мерах противодействия указанным противоправным проявлениям.

Специальные меры противодействия подразумевают получение компетентными органами упреждающей информации об угрозах безопасности и территориальной целостности России, о противоправной деятельности иностранных фондов и международных неправительственных организаций, о планах подготовки и проведения ими деятельности, направленной против Российской Федерации, об источниках и каналах незаконного финансирования выборов и о политической деятельности, направленной на нанесение ущерба национальной безопасности России; выявление конкретных организаций и лиц, создающих угрозу конституционному строю и национальной безопасности Российской Федерации; предупреждение и пресечение планируемых ими акций.

Реализация предложенной системы общегосударственных мер совершенствования правового обеспечения избирательного процесса в интересах национальной безопасности является необходимым условием устойчивого прогрессивного развития Российской Федерации в качестве демократического суверенного государства. Правовое обеспечение избирательного процесса в интересах национальной безопасности предполагает обязательное функционирование институтов гражданского общества, развитие демократической многопартийности и плюрализма, соблюдение законности и недопустимость произвольного вмешательства компетентных государственных органов и учреждений в политический процесс.

 

Библиография

1 О совершенствовании опыта международного наблюдения за выборами и референдумами см. также: Вешняков А.А. Новые избирательные технологии и проблемы наблюдения за выборами // Журнал о выборах. 2005. № 3. С. 54—58; Лысенко В.И., Евланов И.А. Выборы по демократическим стандартам // Там же. С. 58—59; Красинский В.В. Пристрастное око: проблемы осуществления международного наблюдения за выборами // Политический журнал. 2007. № 33. С. 90—93; Лысенко В.И., Евланов И.А. Новый шаг в развитии международных избирательных стандартов // Журнал о выборах. 2008. № 6. С. 8—16; Вавилов С.В. О совершенствовании системы международного сотрудничества в области демократических выборов // Там же. № 6. С. 17—19; Иванченко А.В. Национальные выборы и принципы международного наблюдения // Там же. 2008. № 5. С. 43—47. Значительная часть сформулированных предложений по реформированию внешнего наблюдения за выборами закреплена в декларации Межпарламентской ассамблеи СНГ «О принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах—участниках СНГ» (СПб., 25 ноября 2008 г.).

2  Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) является основным институтом ОБСЕ по человеческому и электоральному измерению. Главное направление деятельности Бюро — международное наблюдение и поддержка демократических выборов.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети