Реклама
Статья

Коррупция и ее признаки по законодательству Таджикистана

Х.А. УМАРОВ, адъюнкт кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России, старший лейтенант милиции Как отмечает Б.В. Волженкин, «в последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в современной России, а также положение дел с преступностью, не обходится без упоминания о коррупции»[1]. Аналогичная ситуация сложилась и в Таджикистане, так как после урегулирования внутреннего вооруженного конфликта задачами правоохранительных органов является борьба с экономической преступностью и коррупцией.

Х.А. УМАРОВ,
адъюнкт кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России, старший лейтенант милиции
 
Как отмечает Б.В. Волженкин, «в последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в современной России, а также положение дел с преступностью, не обходится без упоминания о коррупции»[1]. Аналогичная ситуация сложилась и в Таджикистане, так как после урегулирования внутреннего вооруженного конфликта задачами правоохранительных органов является борьба с экономической преступностью и коррупцией. 
 
Примером послужит ежегодное послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан, в котором он назвал коррупцию основным сдерживающим фактором развития экономики государства.
Согласно ст. 1 Закона Республики Таджикистан от 27.04.2005 № 53 «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон о борьбе с коррупцией) «коррупция — деяния (действия или бездействие) лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или приравненных к ним лиц, направленные на использование своего положения и связанных с ним возможностей для получения не предусмотренных законами материальных и нематериальных благ и преимуществ, иных льгот в свою пользу или других лиц, а также обещание, предложение или предоставление указанным лицам этих благ и преимуществ в целях их склонения или их вознаграждения за такие деяния (действия или бездействие) в пользу физических или юридических лиц». В ст. 11 определены деяния уполномоченных на выполнение государственных функций или приравненных к ним лиц, которые создают условия для коррупции. К таким деяниям относятся следующие:
· использование своего статуса при решении вопросов, затрагивающих их личные интересы или интересы близких родственников или третьих лиц;
· воспрепятствование или незаконное вмешательство в осуществление деятельности правоохранительных и контролирующих органов на определенной территории или в отношении конкретных объектов либо конкретных лиц;
· участие в качестве поверенных физических или юридических лиц по делам органа, в котором они состоят на службе, или ему подчиненного, или деятельность которого они контролируют;
· участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами;
· занятие предпринимательской деятельностью, участие в предпринимательских организациях или в их органах управления;
· выдвижение или назначение на должность  уполномоченных на выполнение государственных функций или приравненных к ним лиц вопреки препятствиям к занятию такой должности, предусмотренной ст. 9 Закона о борьбе с коррупцией, или умышленное несоблюдение предусмотренных этим Законом ограничений по совместной службе близких родственников, умышленное, незаконное отстранение от должности или перевод на другую должность работников;
· предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм) при назначении (выдвижении) на государственную службу, а также в учебе, научной и иной подобной деятельности;
· нарушение определенного таджикским законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, игнорирование установленных законами и иными нормативными правовыми актами или вытекающими из конкретных обстоятельств преимуществ, льгот или очередности при их разрешении;
· предоставление (делегирование) полномочий по государственному регулированию предпринимательской деятельности или контролю за предпринимательской деятельностью физическим или юридическим лицам, занимающимся такой деятельностью.
Казахстан — одна из первых стран СНГ, определившая на законодательном уровне понятие коррупционного преступления или правонарушения. Так, коррупционное преступление или правонарушение — это предусмотренное Законом о борьбе с коррупцией, а также иными законами деяние, сопряженное с коррупцией или создающее условия для нее, которое влечет за собой установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Однако в определении не конкретизированы признаки и сущность коррупции, устанавливающие ее общественную опасность как негативного явления, поражающего государственный аппарат.
В российском законодательстве до сих пор отсутствует законодательное определение коррупции. Впервые этот термин содержался в законопроекте «О борьбе с коррупцией», принятом Государственной думой в 1997 году и отклоненном Президентом РФ в том же году. Под коррупцией предлагалось понимать не предусмотренное законом принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, с использованием своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп этих лиц путем противоправного предоставления им физическими или юридическими лицами благ и преимуществ.
А.И. Долгова справедливо отмечает, что эскалация коррупции и усугубление ее качественных характеристик закономерны для тех состояний общества, когда в единой системе:
· мерой всего оказываются исключительно деньги и иные материальные ценности, определяющие самые разные стороны жизни (брак, доступ к образованию, социальный статус, карьера и т. п.), девальвируются духовные ценности, ценность человека определяется размерами его личного состояния;
· признаются допустимыми любые средства во имя обогащения, в результате чего происходит слом действия цивилизованных социальных регуляторов поведения людей (норм морали, права, религии, общественного мнения и т. д.);
· в рамках закона не обеспечивается даже минимальный стандарт жизни (существуют безработица, бездомность, обездоленность беженцев и вынужденных переселенцев); закон не соответствует криминологически значимым реалиям (криминальной и криминогенной ситуациям)[2].
Сущность коррупции заключается в том, что она сдерживает экономический рост, вследствие чего происходит ослабление веры населения в процессы переходной экономики страны, подрывает эффективность международной помощи, усугубляет бедность, искажает общественные отношения, ухудшает инвестиционный климат, в результате чего происходит «порча», «коррозия» власти. Коррупция в функционировании государства и общества ставит под сомнение все: власть, носителем и единственным источником которой является народ, начинает использоваться не во благо, а вопреки интересам государства и общества. Коррупция предполагает использование власти и связанных с ней возможностей в интересах не всего общества, а отдельных лиц или групп, неправомерную эксплуатацию публичной власти в частных интересах. Коррумпированное должностное лицо или другие лица, в интересах которых совершается коррупционное деяние, неправомерно, благодаря занимаемой должности получают определенные блага, льготы, преимущества или иную выгоду, причем выгода не обязательно носит материальный характер.
Для социальной «коррозии» власти не имеет значения, как «разъедается» эта власть. Принципиально важным является то, что власть перестает быть государственной, быть способом защиты граждан и превращается в носителя опасности для их прав и свобод[3].
Феномен использования организованной преступностью государственной машины связан преимущественно с коррупцией. Она — один из способов превращения государственных полномочий в полномочия на реализацию частных потребностей. По этому поводу Гегель писал: «Та доля государственной власти, которую приобрел для себя отдельный индивидуум, потеряна для власти всеобщего»[4]. Мало того, опираясь на приобретенную часть власти, соответствующие индивиды и криминальные структуры ведут наступление на государство, институты гражданского общества, его ценности.
В уголовно-правовом значении коррупция представляет собой предусмотренные Уголовным кодексом Республики Таджикистан общественно опасные деяния, посягающие на авторитет государства, нормальную деятельность государственных органов, а также на законные интересы физических и юридических лиц. Субъект коррупционных преступлений — должностные лица, которые совершают общественно опасное деяние (действием или бездействием) посредством использования должностных полномочий из корыстной заинтересованности и в целях личного обогащения. За вознаграждение они предоставляют определенным физическим или юридическим лицам блага и преимущества. Коррупция — форма общественных отношений для достижения или попытки достижения личных целей путем использования государственных и (или) общественных возможностей.
Определение коррупции охватывает случаи так называемой пофазной коррупции — использование предварительных действий, нацеленных на создание такого климата, в котором коррупция становится приемлемой при достижении конечной цели в злоупотреблении сотрудниками в будущем их служебным положением, т. е. простое предоставление выгод с целью «развития хорошего климата на рабочем месте».
При коррупции используются не должностное положение и авторитет какого-либо лица, а государственные и общественные возможности, приобретенные этим лицом от государства и общества на определенный либо неопределенный срок. Под использованием понимаются все виды человеческой деятельности, осуществленные простыми либо сложными действиями или бездействием. Возможности означают способность распоряжаться материальными ценностями и действиями других лиц, принимать решения и т. п. Определяющее значение в проявлении коррупции имеют национальный менталитет, правовые, религиозные и этнические традиции.
Один из правовых методов борьбы с коррупцией — криминализация (введение уголовной ответственности) ее элементов и видов. Элементом, подлежащим криминализации, является использование государственных и (или) общественных возможностей для достижения личных целей, под которыми понимаются цели, направленные на удовлетворение каких-либо потребностей лица, его родственников, знакомых и т. п., либо иных лиц, в которых это лицо заинтересовано.
Коррупция, существующая в условиях переходной экономики Таджикистана, в зависимости от степени общественной опасности классифицируется на коррупционное этическое отклонение и коррупционные правонарушения.
Коррупционное этическое отклонение (аморальное поведение) — менее общественно опасное деяние (например, участие в мероприятиях, оплачиваемых подконтрольными лицами или организациями; трудоустройство, продвижение по службе родственников или знакомых высокопоставленного служащего без учета их деловых качеств и профессионализма); его можно отделить от проступка, правонарушения или преступления. Почти все коррупционные правонарушения аморальны.
К коррупционным правонарушениям обычно относят гражданско-правовые деликты, дисциплинарные и административные проступки, а также преступления. Коррупционные преступления — наиболее общественно опасны и влекут за собой более тяжкие последствия.
К коррупционным гражданско-правовым деликтам относится принятие государственными служащими подарков и услуг в связи с их должностным положением или с исполнением ими служебных обязанностей, при условии что общая стоимость полученных в течение года подарков и услуг превышает 100 МРОТ (п. «б» ст. 13 Закона о борьбе с коррупцией).
Под коррупционными дисциплинарными проступками понимается использование лицом, состоящим на государственной службе (гражданской, военной, правоохранительной), своего статуса или полномочий, благ или преимуществ, не являющееся административным проступком или преступлением, за которые предусматривается дисциплинарное взыскание. Одна часть дисциплинарных проступков устанавливается республиканскими законами, другая — подзаконными актами республиканских ведомств, иными государственными, областными, коммерческими и некоммерческими учреждениями и организациями.
Закон Республики Таджикистан от 25.07.2005 № 105 «О государственной службе» устанавливает ограничения, связанные с государственной службой. Так, нарушение государственным служащим норм ст. 22 влечет за собой предупреждение руководителя государственного органа о необходимости прекратить нарушение. Согласно Конституционному закону Республики Таджикистан от 01.11.1995 № 80 «О Правительстве Республики Таджикистан» к дисциплинарному проступку относятся нарушения ст. 11, содержащей перечень ограничений, касающиеся деятельности члена Правительства Республики Таджикистан или государственной службы. Аналогичные запреты установлены Конституционным законом Республики Таджикистан от 25.07.2005 № 107 «Об органах прокуратуры Республики Таджикистан» (ст. 53), Законом о борьбе с коррупцией и др.
К категории дисциплинарных проступков следует также отнести неисполнение или нарушение положений Указа Президента Республики Таджикистан от 21.07.1999 № 1252 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью в сфере экономики и коррупции».
К коррупционным административным правонарушениям относятся нарушения прав граждан в ходе подготовки и проведения выборов и референдумов, нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 41 КоАП Республики Таджикистан), а также следующие нарушения государственных должностных лиц и служащих коммерческих и некоммерческих учреждений и организаций:
· мелкое хищение путем растраты и злоупотребления служебным положением (ст. 51);
· нарушение прав и законных интересов предпринимателей (ст. 164.2);
· необоснованный отказ в регистрации предпринимателя (ст. 164.3);
· иные случаи воспрепятствования предпринимательской деятельности (ст. 164.4);
· нарушение законодательства о выборах народных депутатов (ст. 211.3);
· вмешательство должностных лиц органов государственного управления и органов самоуправления в хозяйственно-финансовую деятельность предприятий (ст. 211.8).
Административная ответственность за коррупционные правонарушения может устанавливаться областными нормативными актами.
Квалификация видов коррупции восполняет пробелы и устраняет противоречия, имеющиеся в различных отраслях права, дает возможность более корректно дифференцировать различные виды коррупционных правонарушений и соответственно устанавливать ответственность за их совершение. Кроме того, значение квалификации заключается в применении профилактических мер на ранних стадиях противоправного поведения, сопряженного с совершением наименее общественно опасного правонарушения.
 
Библиография
1 Волженкин Б.В. Коррупция. — СПб., 1998. С. 5.
2 См.: Долгова А.И. Коррупция и борьба с ней. — М., 2000. С. 25.
3 См.: Мельник Н.Н. Понятие коррупции //Коррупция и борьба с ней. — М., 2000. С. 203.
4 См.: Гегель. Конституция Германии // Политические произведения. — М., 1978. С. 184.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024