Реклама
Статья

Межпровинциальные интеграционные регионы Аргентинской Республики (краткий обзор)

В.Ю. МАЗУРОВ, докторант Академического международного института Статья посвящена ретроспективному обзору правовых основ экономического и социального развития интеграционных регионов Аргентинской Республики.

В.Ю. МАЗУРОВ,

докторант Академического международного  института

 

Статья посвящена ретроспективному обзору правовых основ экономического и социального развития интеграционных регионов Аргентинской Республики.

 

The article is devoted the retrospective review of legal frameworks of economic and social development of integration regions of Argentinas Republic.

 

Межпровинциальные интеграционные регионы созданы в Аргентинской Республики в соответствии со статьей 124 Конституции Аргентинской Нации[1] 1853 г. (в редакции 1860, 1866 , 1898, 1949, 1957, 1972 и 1994 гг.)[2]. Согласно указанному положению Основного Закона страны, «провинции в целях своего экономического и социального развития могут образовывать интеграционные регионы и учреждать органы, наделенные необходимыми для достижения указанных целей полномочиями»[3].

Как известно, Аргентина является федеративным государством, в состав которого входят 23 провинции и столица страны — город Буэнос-Айрес (выделенный из состава одноименной провинции и напрямую подчиненный федеральным органам государственной власти при одновременном предоставлении органам власти города широкой автономии в решении внутригородских вопросов). Аргентинские провинции исторически обладают весьма высокой степенью самостоятельности (в том числе правом на осуществление международных и межрегиональных связей политического, экономического и культурного характера, включая право на заключение договоров и соглашений в этих сферах). В настоящее время 22 из 23 провинций страны заключили между собой договоры о создании четырех интеграционных регионов (к скоординированной деятельности в рамках которых в некоторых случаях помимо провинций-участников привлекаются также пограничные административно-территориальные единицы сопредельной Республики Чили).

Первым из интеграционных регионов 22 января 1988 года был создан регион Нуэво-Куйо (в состав которого вошли провинции Ла-Риоха, Мендоса, Сан-Хуан и Сан-Луис). Основанием для его создания стал Договор об экономической интеграции региона Нуэво-Куйо[4]. 

Вторым был создан интеграционный регион Патагония (объединивший провинции Чубут, Ла-Пампа, Неукен, Рио-Негро, Санта-Крус, а также имеющую статус провинции национальную территорию Огненная Земля, Антарктида и острова Южной Атлантики[5]). Его учредительным актом стал Договор об образовании региона Патагония от 26 июня 1996 г.[6]

Наконец в апреле 1999 года были созданы Центральный интеграционный регион (основой которого стал заключенный а августе 1998 года договор о региональной интеграции провинций Кордова и Энтре-Риос, к которому 6 апреля 1999 года присоединилась провинция Санта-Фе), а также интеграционный регион Норте-Гранде (буквально: Большой Север), который, в отличие от других интеграционных регионов Аргентины, подразделяется на два субрегиона — Северо-Восток (провинции Чако, Корриентес, Формоса и Мисьоньес) и Северо-Запад (провинции Катамарка, Хухуй, Тукуман, Сальта и Сантьяго-дель-Эстера). Создание последнего было оформлено Межпровинциальным Договором о создании интеграционного региона Норте-Гранде, заключенным 9 апреля 1999 г.[7]

В соответствии с Конституцией Аргентины, договоры об образовании всех интеграционных регионов прежде всего определяют цели их создания (которые не должны выходить за рамки, определенные статьями 124 и 125 Основного Закона Республики). К указанным целям отнесены: «укрепление демократического строя и федеративной формы организации государства … усиление региональной интеграции… содействие продвижению производимых в регионе товаров и услуг как на национальном, так и на международном уровне … развитие производственных и торговых отношений с другими странами, особенно со странами Латинской Америки» (преамбула и статья 1 Договора об экономической интеграции региона Нуэво-Куйо); «ускорение процесса взаимной интеграции, основанной на межпровинциальной солидарности и объединяющих провинции общих интересах и проблемах … объединение политических усилий для реализации общих интересов … на благо самого региона, каждой из составляющих его провинций, а также федерального правительства» (статьи 1 и 2 Договора об образовании региона Патагония); «стимулирование экономического, социального … и гуманитарного развития, здравоохранения, образования, науки..  и культуры в соответствии с установлениями статьи 125 Верховного Закона Нации» (статья 1 Договора о региональной интеграции между провинциями Кордова и Санта-Фе); «воплощение в жизнь эффективной системы общего согласия и совместных действий сторон … на основе институционализации процесса интеграции» (статьи 1 и 2 Межпровинциального Договора о создании интеграционного региона Норте Гранде).

Собственно говоря, именно институционализации процесса интеграции, или, выражаясь языком аргентинской Конституции, учреждению интеграционных органов и наделению последних необходимыми для осуществления интеграции полномочиями и посвящено основное содержание всех указанных выше договоров о региональной интеграции.

Согласно их положениям, во всех четырех интеграционных регионах созданы Советы губернаторов, состоящие, соответственно, из губернаторов всех входящих в состав данного региона провинций. К компетенции Советов губернаторов отнесено политическое руководство процессом интеграции, определение основных направлений интеграционной политики и принятие решений о разработке конкретных интеграционных проектов.

Для обеспечения практической реализации принятых Советами губернаторов решений в рамках интеграционных регионов созданы соответствующие исполнительные органы (в регионе Нуэво-Куйо — Исполнительный комитет, в регионе Патагония — Административная комиссия, в Центральном регионе — Исполнительное бюро, Исполнительный комитет и Административный секретариат, в регионе Норте-Гранде — Исполнительный совет). Указанные органы состоят из назначаемых губернаторами или правительствами провинций (при участии законодательных органов последних) компетентных должностных лиц (как правило, в ранге министров или государственных секретарей[8]), ведающих конкретными направлениями интеграции (экономикой, финансами, сельским хозяйством, транспортом, связью, образованием, здравоохранением, наукой, культурой и т.д.). В регионе Норте-Гранде действует также особый исполнительный орган — Комитет координаторов, состоящий из одного представителя субрегиона Северо-Запад и одного представителя субрегиона Северо-Восток (каждый из представителей назначается консенсусным решением губернаторов провинций, входящих в состав субрегиона). Члены Совета координаторов, по сути, являются сопредседателями Исполнительного совета с фактическим наличием у каждого из них  права вето на принятые советом административные акты[9].

В целях обеспечения более широкого участия законодательных органов провинций в процессах межпровинциальной интеграции в рамках двух интеграционных регионов были созданы межпарламентские органы — Парламент Патагонии[10]  и Объединенная парламентская комиссия Центрального региона[11]. Указанные органы состоят из представителей, назначаемых в их состав провинциальными легислатурами. Решения межпарламентских органов интеграционных регионов носят преимущественно рекомендательный характер, хотя в некоторых случаях они имеют обязывающую силу как для региональных органов, так и для органов власти, входящих в состав региона провинций[12].

Объединенная парламентская комиссия Центрального региона, в свою очередь, подразделяется на четыре самостоятельные межпарламентские комиссии (структура компетенции которых хорошо показывает типичную структуру направлений межпровинциальной интеграции). В компетенцию Комиссии по экономике входят проблемы интеграции в области промышленности, торговли, сельского хозяйства и охраны окружающей среды. К ведению Комиссии по инфраструктуре и услугам относится деятельность в области транспорта, связи, энергетики, коммунального хозяйства, а также сферы услуг.  Общая комиссия по законодательству решает вопросы гармонизации налогового законодательства провинций Центрального региона, дает отзывы на вносимые в легислатуры провинций законопроекты по вопросам здравоохранения, образования, безопасности, юстиции и государственной администрации, а также разрабатывает модельные законодательные акты в указанных областях. Комиссия по вопросам общественных институтов, местному самоуправлению и общинной автономии рассматривает проекты, касающиеся публичных и частных учреждений, неправительственных организаций, образовательных учреждений, органов местного самоуправления, статуса пограничных зон, а также трудовых конфликтов.

Стоит, однако, отметить, что, несмотря на столь широкий охват вопросов, реальная интеграционная деятельность региональных органов сосредотачивается в основном на отдельных, наиболее значимых для конкретных регионов проектах (в частности, борьбе с уклонением от налогов и другими экономическими правонарушениями для Центрального региона, развитии высшего образования и культуры для региона Норте-Гранде, трансграничном экономическом сотрудничестве с сопредельными провинциями Чили для региона Нуэво-Куйо, создании транспортного коридора «Биокеаника» для региона Патагония и т.д.). Отчасти это обусловлено относительной «молодостью» процесса региональной интеграции в Аргентине (в Канаде, например, межпровинциальная интеграция осуществляется с XIX века), основная же проблема заключается в почти непрерывной череде кризисных явлений, сотрясающих экономику и социальную сферу Аргентины в течение всего последнего десятилетия. Тем не менее, постоянно совершенствующаяся система, структура и компетенция интеграционных институтов, думается, все же свидетельствует о хороших перспективах развития межпровинциальных интеграционных регионов Аргентинской Республики.

 

Библиография

1 Таково официальное название аргентинской Конституции.

2 Официальный текст действующей редакции Конституции Аргентины опубликован в Boletin Oficial en el Suplemento del 10. 01.1995 (Дополнительном выпуске Официального бюллетеня от 10 января 1995 г.). Её электронная версия на испанском и английском языках доступна на сайте Сената Конгресса Аргентины по адресу — http://www.senado.gov.ar/web/interes/constitucion/cuerpo1.php. Один из лучших переводов аргентинской конституции на русский язык содержится в книге известного специалиста по конституционному праву стран Латинской Америки Н.М. Миронова (Аргентинская Республика: конституционный строй, права человека, выборы — М.: ЛЕНАЛАНД. 2007. С. 11 — 47).

3 В оригинальном тексте употреблен термин «regiones», в переводе Н.М. Миронова используется термин «округа» (указ соч. С. 43). В доступных аргентинских источниках используются термины «regiones de integraci?n» и «regiones integradas".

4 www.intertournet.com.ar/Nuevocuyo/tratado_de_integraci?n_econ?mica.htm

5 К данной национальной территории с точки зрения аргентинской Конституции и законодательства относятся оспариваемые Аргентиной у Великобритании Фолклендские (Мальвинские) острова, а также ряд антарктических территорий, притязания на которые в соответствии с Договором об Антарктике 1959 г. не признаются международным сообществом. Фактически под государственным суверенитетом Аргентины находится лишь аргентинская часть острова Огненная Земля и прилегающие мелкие острова. 

6  http://www.parlamentopatagonico.legisrn.gov.ar/tratado_fund.htm

7 http://www.regionnortegrande.com.ar/?institucional=2

8 Государственный секретарь (Secretario de Estado) на провинциальном уровне обычно является руководителем органа исполнительной власти в ранге министра. Как правило, руководимый им орган подчиняется не провинциальному правительству, а непосредственно губернатору провинции.

9 Исполнительные органы интеграционных регионов в пределах своей компетенции вправе принимать как индивидуальные, так и нормативные правовые акты, обязательные для исполнения на территории соответствующих провинций. Компетенция исполнительных органов, в свою очередь, определяется межпровинциальными соглашениями о конкретных направлениях интеграции и решениями советов губернаторов (в некоторых случаях подлежащими одобрению межпарламентскими органами регионов или законодательными органами провинций).

10 В Патагонии было также создано межпровинциальное интеграционное объединение судебных органов региона — Конгресс высших судов Патагонии.

11 В регионе Норте-Гранде роль региональной ассамблеи выполняет Совет региона, который, однако, состоит в том числе и из представителей исполнительных органов власти, входящих в состав региона провинций.

12 Подробнее об этом см.: http://www.parlamentopatagonico.legisrn.gov.ar

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 13 дней назад
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 13 дней назад
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 13 дней назад
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 13 дней назад
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 13 дней назад