Реклама
Статья

Место и роль права каждого на наследование в системе конституционных прав и свобод человека

УДК 341.231.14:347.6 М.А. ТРУХАЧЕВ, аспирант Московского нового юридического института С целью рассмотрения значения конституционного права на наследование в Российской Федерации необходимо исследовать место конституционного права каждого на наследование в системе других конституционных прав и свобод, что позволит классифицировать рассматриваемое право и выявить его основные признаки.

УДК 341.231.14:347.6

М.А. ТРУХАЧЕВ,

аспирант Московского нового юридического института

 

С  целью рассмотрения значения конституционного права на наследование в Российской Федерации необходимо исследовать место конституционного права каждого на наследование в системе других конституционных прав и свобод, что позволит  классифицировать рассматриваемое право и выявить его основные признаки.

Анализ характеристики потенциальной роли данного права в аспекте его значимости в современном обществе позволит прийти к выводу о назначении конституционного права на наследование в Российской Федерации.

Право на наследование закреплено в Конституции РФ 1993 года среди основных прав и свобод человека и гражданина. При этом указанное право конституционно закреплено за каждым, что по своей сути означает абсолютное равенство права на наследование любого человека, независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). И уже сама правовая конструкция и формулировка конституционной нормы о наследовании позволяют прийти к выводу о значительной роли данного права в жизнедеятельности российского общества.

Как отмечено Конституционным судом РФ, роль и значение наследования могут меняться в зависимости от степени развития общественных отношений (экономических, политических, правовых и др.), но в любом случае состоят в обеспечении уверенности гражданина в том, что все нажитое им имущество, имущественные права и созданные им материальные блага перейдут после его смерти к его родным и близким либо к тем физическим и юридическим лицам (государству, субъектам Федерации и муниципальным образованиям), которых он назначил[1]. Таким образом, судебным органом конституционного контроля, которым является Конституционный суд РФ[2], определена роль конституционного права на наследование и дополнительно указано, что право быть наследником — неотъемлемый элемент правового статуса каждого гражданина[3].

С приведенной позицией можно согласиться в полной мере, за исключением одного момента, а именно: упоминания субъекта данного права.

Конституционный суд РФ при обозначении роли конституционного права каждого на наследование назвал в качестве субъекта данного права гражданина, чем допустил значительное сужение круга возможных правовладельцев, поскольку конституционная норма гарантирует данное право не только гражданам России, а каждому, признавая тем самым право на наследование за лицами без гражданства и иностранными гражданами.

Рассматривая роль права каждого на наследование, следует признать зависимость этого права от экономической ситуации в обществе, поскольку «значение наследственного права в жизни общества напрямую зависит от уровня экономического развития, так как его значение возрастает с ростом благосостояния граждан, поскольку наследственное право является одной из гарантий стабильности отношений собственности, а также гражданского оборота»[4].

Роль конституционного права каждого на наследование проявляется также во временной длительности его существования, так как институт наследования известен праву с древнейших времен, что «можно объяснить лишь особым значением наследования, как для отдельного индивида, так и для общества в целом»[5].

 Основополагающее значение всех конституционных прав заключается в закреплении основных начал и принципов всей правовой системы Российской Федерации, а в разрезе значения конституционного права каждого на наследование — в признании правового института наследования в Российской Федерации и гарантированности данного права каждому со стороны государства.

В общетеоретическом смысле значение права, его роль в жизни общества во многом опеделяются теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения, при этом функции права — это основные пути правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений[6], основные направления воздействия на общественные отношения[7].

Посредством специально-юридической классификации функций права выделяются регулятивная и охранительная функции.

Конституционному праву на наследование присущи обе функции в полной мере, поскольку регулятивный момент заключен в способствовании развитию отношений наследования в Российской Федерации, т.е. в наличии соответствующей конституционной нормы о праве наследования и детализирующей данное право ч. 3 Гражданского кодекса РФ.

Охранительная функция права на наследование проявляется посредством уголовного и административного законодательства, в частности ст. 19.24 КоАП РФ запрещает осуществлять подделку документов, подтверждающих наличие у лица права (таким документом может являться завещание применительно к праву на наследование). Данная функция права реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний), при этом она производна от регулятивной и, имея вторичный характер, призвана обеспечивать регулятивную функцию, ибо «охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей»[8].

Регулирование одного из основных принципов права на наследование — свободы завещания осуществляется ст. 1119 ГК РФ, согласно которой завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам. Это является общепризнанным порядком общественных отношений и одновременным проявлением регулятивной функции права.

Постороннее вмешательство в волю завещателя, его вынуждение (физическое, психологическое) распорядится имуществом в пользу определенного человека недопустимо и это обеспечивается охранительной функцией права посредством действия ст. 163 Уголовного кодекса РФ, карающей за вымогательство, т. е. требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.

Приведенный пример, а именно установление запрета оказывать давление на лицо, составляющее завещание, и законодательная фиксация санкции (наказания) является формой осуществления охранительной функции права.

Помимо деления функции права на регулятивную и охранительную, существует критерий общесоциальных функций права с соответствующим подразделением на экономическую, политическую, воспитательную, коммуникативную[9]. Безусловно, наиболее востребованной в отношении права на наследование является экономическая функция — закрепление формы частной собственности и возможности ею распоряжаться или не распоряжаться на случай смерти собственника.

Поскольку «право по своей сути направлено на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их групп, государства по отношению к своим гражданам»[10], то в этом смысле, роль права каждого на наследование представляет собой экономическое благо человека, заключающееся в одной из наиболее существенных, основополагающих сторон собственности, позволяющее определить судьбу имущества после смерти человека и охраняющее интересы близких ему людей.

Ввиду того, что правовой институт права каждого на наследование не может существовать обособленно от других правовых институтов и других конституционных прав, необходимо рассмотреть его место в системе других конституционных прав и свобод человека.

Конституционная норма о праве на наследование расположена в ч.4 ст. 35 Конституции РФ, регулирующей право частной собственности. Исследуемая норма права весьма лаконична, но ее краткое изложение (без соответствующих отсылок к федеральному закону, упоминаний о каких-либо ограничениях права наследования) не следует толковать как неограниченное право на наследование[11].

Подробнейшее регулирование условий, порядка и сроков реализации права на наследование осуществляется ч. 3 Гражданского кодекса РФ и главой XI Основ законодательства РФ о нотариате[12].

В нормах указанных нормативных правовых актов присутствуют определенные ограничения для права наследования как возможности передать и получить имущество по наследству. К числу таких ограничений относится, например, обязательная доля в наследстве (ст. 1149 ГК РФ), недостойные наследники (ст. 1117 ГК РФ), срок принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) и др.

В силу этого следует согласиться с критикой данной нормы, предложенной Ю.А. Дмитриевым, отметившим, что «часть четвертая комментируемой статьи сформулирована некорректно и требует дополнения указанием на то, что право наследования гарантируется в соответствии с федеральным законом»[13].

Вместе с тем, возвращаясь к анализу места рассматриваемого конституционного права каждого на наследование в Российской Федерации в системе конституционных прав и свобод человека, необходимо отметить экономический характер регулируемого ст. 35 Конституции РФ правового института частной собственности. Экономический аспект права частной собственности позволяет классифицировать рассматриваемое право как экономическое благо человека, что полностью отвечает традиционной классификации конституционных прав и свобод, основанной на содержании конкретного права человека, и их классическом делении на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные.

Включение конституционного права на наследование в перечень экономических прав (право частной собственности, право частной собственности на землю, свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы), свобода труда) трактуется как юридическая возможность человека в экономической сфере[14], при этом исследователями указывается, что экономические права связаны с правом собственности, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг[15].

Вместе с тем существует и противоположная точка зрения, ставящая под сомнение возможность отнесения к конституционным экономическим правам право на наследование. В связи с этим считается, что право на наследование является продолжением права частной собственности и не может быть выделено отдельно в классификации конституционных экономических прав и свобод. В качестве обоснования такой позиции приводится тезис о том, что в данном правомочии нет экономической сущности, поскольку при наследовании не возникает производственных отношений. Данное правомочие является одной из гарантий права частной собственности, так как гарантирует собственнику переход его имущества к наследникам после его смерти, а также наследникам причитающееся им наследство[16].

Некоторые авторы, например Н.С. Бондарь, относят право частной собственности и ее наследования к рыночно-экономическим правам и свободам, в число которых, по мнению автора, должны быть также включены право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, право на свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд и на вознаграждение за труд[17].

По сути приведенное мнение, с одной стороны, содержит перечень именно экономических прав и свобод человека, что вряд ли дает основания считать его достаточно обоснованным, однако, с другой стороны, попытка конкретизации права на наследование с помощью введения такой характеристики права, как «рыночно-экономическое», свидетельствует об определенном исследовательском поиске.

Однако наиболее приемлемым при определении места конституционного права каждого на наследование в Российской Федерации представляется, что следует идти не по пути переименования классификационных групп конституционных прав человека, а, основываясь на содержательной сути конкретного права, определять его место среди остальных конституционных прав и свобод человека.

С такой позиции представляет исследовательский интерес мнение ряда авторов об отнесении права на наследование к числу социально-экономических прав и свобод, среди которых находят место следующие права и свободы: свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (статьи 34 — 44 Конституции РФ)[18].

Помимо приведенного основания классификации конституционных прав, место конституционного права каждого на наследование в Российской Федерации может быть определено и через призму иных классификационных оснований.

Например, распространенное деление прав на индивидуальные и коллективные права способно охарактеризовать право каждого на наследование в Российской Федерации как право субъективно-индивидуального, конкретно-личностного свойства, поскольку данное право реализуется каждым человеком в отдельности, а не в общности и совместности с другими людьми, как, например, конституционное право на забастовку, представляющее собой  коллективное конституционное право.

Степень распространенности исследуемого права на наследование позволяет в полной мере отнести его к общим правам человека, которые, в отличие от специальных конституционных прав, присущи всем людям и не ставятся в зависимость от пола, национальности, языка, социального статуса и других характеристик человека.

И если отнесение конституционного права каждого на наследование в Российской Федерации к числу индивидуальных и общих прав человека не вызывает каких-либо сомнений и затруднений, то рассмотрение данного права посредством такого основания классификации прав, как соподчиненность прав, и их соответствующего деления на основные и производные (дополнительные) права, вызывает некоторые вопросы.

Если исходить из того, что основными правами являются наиболее общие права человека и гражданина, которые закладывают основу правового статуса личности и закреплены в Конституции РФ, то рассматриваемое право, безусловно, следует отнести к основным правам человека. Однако теснейшая взаимосвязь права на наследование с правом частной собственности, являющимся важнейшим основным конституционным правом и обуславливающим существование права на наследование, поскольку без права собственности наследование невозможно, позволяет прийти к противоположному выводу и определить в исследуемом праве характеристики производных (дополнительных) прав.

Подход к классификации прав человека посредством генерационной основы их подразделения применяется исследователями для выявления основных этапов развития изучаемых прав — последовательных поколений прав человека. В настоящее время большинство авторов выделяет четыре поколения прав человека[19], начиная соответственно с первого (неотчуждаемые, не подлежащие ограничению личные права) по четвертое (права, необходимые человеку для его выживания как биологического вида)[20].

С одной стороны, рассматриваемое право следует отнести ко второму поколению прав, представленных социально-экономическими правами (правом на труд, образование и др.), поскольку право на наследование нельзя считать не подлежащим ограничению и необходимо учитывать его экономический аспект. С другой стороны, проанализировав природу данного права, давность его признания и длительность существования, можно вести речь о некотором переходном моменте и включении этого права между правами первого и второго поколения.

Окончательно разрешить обозначенные выше правовые дилеммы можно, прибегнув к такому методу анализа, как соотношение права на наследование с другими конституционными правами.

Основополагающим для существования любого конституционного права, в том числе и права на наследование, является конституционное право человека на жизнь, закрепленное ч. 1 ст. 20 Конституции РФ. Никакое другое право не может быть реализовано без указанной важнейшей конституционной гарантии.

Помимо этого, наиболее тесно это право соотноситься с конституционным правом частной собственности (ч. 1—3 ст. 35 Конституции РФ), взаимосвязь с которым подчеркнута законодателем уже и тем, что  правовая норма о наследовании и правовые нормы о праве частной собственности расположены в одной статье Конституции РФ.

Прослеживается определенная соотносимость права на наследование с конституционным правом защиты материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ), поскольку определенным членам семьи в установленном гражданским законодательством порядке гарантирована обязательная доля в наследстве.

Как справедливо отмечается в научной литературе, общество было поставлено перед выбором между полной свободой распоряжения своей собственностью и необходимой заботой общества о близких наследодателя, нуждающихся в такой помощи и заботе. И до сих пор все правовые системы мира исходят из сочетания двух основополагающих принципов: свободы завещания и охраны интересов семьи[21].

Помимо этого, конституционное право каждого на наследование в Роcсии соотносится с правом на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ), правом каждого на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ) и гарантией судебной защиты прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

Поскольку с конституционными правами, гарантирующими защиту других конституционных прав, связаны все без исключения остальные конституционные права, стоит ограничиться только признанием такого соотношения без его дальнейшего подробного анализа и остановиться на следующей исключительной черте исследуемого права на наследование.

Исторически рассматриваемое право характеризовалось не только соотношением с другими конституционными правами, но прямой связью с конституционной обязанностью об уплате налогов (ст. 57 Конституции РФ), поскольку ранее, до внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство, право на наследование было обусловлено уплатой соответствующего налога на наследование[22]. Изменения налогового законодательства напрямую коснулись права каждого на наследование, поскольку исключили фискальную сторону процедуры наследования и позволили осуществлять реализацию конституционного права на наследование не обходными путями, как это широко практиковалось, а напрямую и без «стоимостной» оценки этого важнейшего права[23].

Возвращаясь к анализу соотносимости права на наследование с другими правами, нельзя обойти вниманием те конституционные права, которые взаимосвязаны с правом на наследование посредством не только Конституции РФ, но и других законодательных актов. Примером этому может служить конституционное право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ). Данное конституционное право находит свою реализацию в ст. 1123 ГК РФ, гарантирующей тайну завещания и устанавливающей, что нотариус, другое удостоверяющее завещание лицо, переводчик, исполнитель завещания, свидетели, а также гражданин, подписывающий завещание вместо завещателя, не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены.

Эту взаимосвязь прав дополняют конституционные нормы о неприкосновенности частной жизни (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ) и запрете сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24 Конституции РФ). В связи с этим, например,  п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает закрытый перечень лиц и органов, которым могут быть предоставлены обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, являющихся наиболее значимыми объектами права на наследование в Российской Федерации[24].

Итак, право каждого на наследование в Российской Федерации является одним из конституционных экономических прав, признается правом второго поколения и основным, индивидуальным, общим благом каждого и соотносится с рядом других конституционных прав и свобод человека.

На основании проведенного анализа необходимо сделать следующие выводы:

1. Место право каждого на наследование  в системе конституционных прав и свобод определяется его общеправовыми классификационными характеристиками и в связи с этим заключается в признании права на наследование конституционным, основным, экономическим, индивидуальным правом второго поколения прав, соотносимым и тесно сосуществующим с другими конституционными правами и свободами человека и гражданина.

2. Роль конституционного права на наследование в современном обществе заключается в упорядочивании наследственных отношений между членами общества, в определении судьбы имущества после смерти его собственника, гарантируя возможность каждого завещать свое имущество и имущественные права в своих интересах, при одновременной охране интересов близких наследодателю людей.

3. Функции конституционного права на наследование как пути правового влияния на соответствующие общественные отношения проявляются в регулятивном, охранительном и экономическом воздействии.

 

Библиография

1 См.: Определение Конституционного суда РФ от 2 ноября 2000 г. № 228-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Горшковой Анны Васильевны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 532 ГК РСФСР» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001 г. № 2.

2 См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О конституционном суде Российской Федерации» (ред. от 05.02.2007г.) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

3 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2000 г. № 228-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Горшковой Анны Васильевны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 532 ГК РСФСР» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001 г. № 2.

4 Цит. по: Внуков Н.А. Ответственность наследников по долгам наследодателя: актуальные вопросы теории и практики // Налоги. 2008. № 26.

5 Цит. по: Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права — М.: Статут, 2003. С. 294.

6 См.: Матузов Н.И., Мальков А.В. Теория государства и права — М.: Юристъ, 2007. С. 78.

7 См.: Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник — М.: Маркет ДС, 2007. С. 86.

8 Цит. по: Матузов Н.И., Мальков А.В. Указ. раб. С. 79.

9  См. там же.

10  Цит. по: Матузов Н.И., Мальков А.В. Указ. раб. С. 78.

11  См.: Дмитриев Ю.А. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий — М.: Изд-во «Деловой мир», 2009. С. 192.

12 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ.1993. № 10. Ст. 357.

13 Цит. по: Дмитриев Ю.А. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий — М.: Изд-во «Деловой мир», 2009. С. 192.

14 См.: Шувалов Е.В. Конституционное право Российской Федерации — М.: Юристъ, 2002. С. 75.

15 См. например: Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права и свободы человека. Трактовка свободы как важнейшего принципа права. // Адвокат. 2006. № 7.

16 См.: Грачев Н.А. О видах и месте конституционных экономических прав и свобод человека и гражданина в системе прав и свобод // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 8.

17 См.: Бондарь Н.С. Права человека и Конституция РФ — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1998. С. 186.

18 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России — М.: Проспект, 2009. С. 232.

19 См.: Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права и свободы человека. Трактовка свободы как важнейшего принципа права // Адвокат. 2006. № 7.

20 См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права — М.: Проспект, 2004. С. 345.

21 См.: Грудцына Л.Ю. Справочник наследника / Под ред. Дмитриева Ю.А. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. С. 164.

22 См.: Закон РФ от 12 декабря 1991 г. № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 12. Ст. 593.5 См.: Федеральный закон от 1 июля 2005 г. № 78-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (ред. от 31.12.2005) // СЗ РФ. 2005. № 27. Ст. 2717.

23 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024