А.В. КОЗЛОВ,

соискатель НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ

 

Необходимость исследования налоговой преступности с позиции самостоятельного раздела криминологии обусловлена рядом объективных причин, сложившихся в социально-экономической сфере российского государства. Основной причиной является настоятельная потребность правоприменительной практики в углубленном и всестороннем изучении сущности такого опасного для российского общества противоправного явления, как налоговая преступность. В настоящее время она приобрела массовый характер и представляет реальную угрозу экономической безопасности государства. Способствуя криминализации отечественной экономики, налоговая преступность является одним из основных источников финансовой подпитки деятельности организованных групп и преступных сообществ, террористических и экстремистских формирований и организаций.

В то же время приходится отмечать явно недостаточную эффективность работы правоохранительных органов по пресечению и профилактике этого социально опасного явления.

Прогноз развития криминальных явлений в сфере экономической деятельности позволяет говорить о следующих негативных тенденциях:

· расширение масштабов преступности экономической направленности, дальнейшая консолидация преступных группировок на территориальном, региональном, межрегиональном и международном уровнях при современном разделе и переделе сфер влияния и установления криминального контроля над целыми отраслями экономики, включая финансовую сферу;

· активизация попыток международных преступных сообществ использовать территорию России для дальнейшего расширения преступного бизнеса и отмывания нелегальных доходов, рост объема вывоза капиталов за рубеж и их легализация там;

· усиление тяжести и увеличение масштабов социальных, в том числе экономических, последствий преступных деяний, включая увеличение числа жертв преступлений, рост совокупного ущерба от них, недовольство населения низкими результатами борьбы с преступностью, дальнейшее сокращение иностранных инвестиций.

В конечном итоге из-за отсутствия условий для нормального функционирования управленческих, банковских и предпринимательских структур все это может привести к нарушению конструктивных процессов перехода к рыночным отношениям.

Для экономических отношений в системе налогообложения в течение всего периода экономических реформ характерна низкая налоговая дисциплина, непрекращающееся увеличение и усложнение схем сокрытия реально проводимых финансово-хозяйственных операций и других форм уклонения от уплаты налогов, что значительно повышает латентность указанных видов правонарушений. Только за последние 2 года, по данным специалистов, по стране не представляют отчетность в налоговые органы более 43% налогоплательщиков — юридических лиц.

Преступность в налоговой сфере подрывает бюджетную систему и международный авторитет государства. Кроме того, сокрытые от налогообложения денежные средства зачастую вовлекаются в криминальный оборот, составляя основу преступной деятельности, порождают неравенство между налогоплательщиками и репродуцируют иные преступления экономической направленности.

Несовершенство банковского и уголовного законодательства, неадаптированность финансовых институтов к рыночным реалиям привели к тому, что банковские учреждения используются для накопления первичных капиталов противоправными способами. Массовый характер приобрели хищения денежных средств с использованием подложных платежных документов, а в последнее время — поддельных банковских гарантий, незаконное получение и нецелевое использование льготных кредитов, неконтролируемый перелив капиталов в теневую экономику и зарубежные банки, отмывание криминальных денег, а также взяточничество, связанное с предоставлением кредитов, выдачей наличных денег, открытием расчетных счетов, ускорением прохождения финансовой документации и т.п.

В последние годы все большую роль в экономике России играют многоотраслевые холдинги — вертикально интегрированные компании и естественные монополии. По экспертным оценкам, под контролем таких компаний и естественных монополий находится не менее 50% всех финансово-товарных потоков страны, ими обеспечивается значительная часть налоговых и иных платежей в бюджет. В то же время правоохранительная практика свидетельствует о том, что в деятельности вертикально интегрированных компаний наблюдается ряд тенденций, оказывающих негативное влияние на состояние экономической безопасности государства.

Сложная социально-экономическая обстановка, характеризующаяся ростом объема скрытой экономики (в настоящее время, по оценкам специалистов, она составляет около 40% валового внутреннего продукта), повышенная опасность преступной среды, проявляющей организованность и профессионализм в криминальной деятельности и ориентированной на реализацию масштабных замыслов и целей, — все это требует углубленного дополнительного исследования и выработки соответствующих комплексных превентивных мер со стороны государства.

По мнению более 60% респондентов — специалистов территориальных органов МНС России (ныне — Федеральной налоговой службы) и МВД России, несовершенство российского законодательства в сфере налогообложения является одной из главных причин возникновения исковых требований налогоплательщиков и принятия в их пользу решений арбитражными судами.

На уровне законодательных и иных нормативных правовых актов необходимо решить проблемы, связанные с контролем за соблюдением налогового законодательства предприятиями, зарегистрированными в свободных экономических зонах, а также за осуществлением бартерных сделок и сделок, связанных с «псевдоэкспортом», при обращении взыскания на имущество налогоплательщиков (административный арест имущества), упорядочении наличного и безналичного денежного обращения и др.

Требует совершенствования законодательство об уголовной ответственности  за преступления в сфере экономической деятельности. В частности, в УК РФ следует внести изменения, предусматривающие уголовную ответственность за правонарушения, связанные с использованием «анонимных» структур; необходимо установить уголовную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, непостановку на учет в налоговых органах, нарушение правил бухгалтерского учета.

Федеральным законом от 30.06.2003 № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, представлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» внесены существенные изменения. В частности, внесены изменения в ст. 36 НК РФ, касающиеся прав и полномочий правоохранительных органов в налоговой сфере. Так, согласно ст. 36 НК РФ с 1 июля 2003 г. органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют вместе с налоговыми органами в выездных налоговых проверках; при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, являющихся в соответствии с НК РФ полномочиями налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в налоговый орган для принятия по ним решения. Таким образом, этот федеральный закон значительно ограничил права МВД России, которыми ранее в соответствии со ст. 36 НК РФ обладали федеральные органы налоговой полиции.

Специфика выявления, пресечения и расследования налоговых преступлений требует сопоставления учетных и отчетных данных, предоставляемых налогоплательщиками в налоговый орган, с официальными данными о деятельности хозяйствующих субъектов, фиксируемыми и накапливаемыми различными организациями, учреждениями и ведомствами по профилю их деятельности, в частности, с данными, поступающими в  таможенные, регистрационные и лицензионные органы; транспортные и кредитно-финансовые организации; органы управления государственным и муниципальным имуществом. В настоящее время эти данные рассредоточены более чем в 60 ведомствах. Большая часть из них остается полностью или частично недоступной для правоохранительных и контролирующих органов.

Использование систематизированной криминологической характеристики правоохранительными и контролирующими органами даст возможность более эффективно противодействовать налоговой преступности. Кроме того, анализ правоприменительной практики свидетельствует об острейшей необходимости выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений, носящих транснациональный характер, непосредственного участия в международном розыске, а также в поиске и возврате денежных средств, незаконно перемещенных за границу.

Борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями, легализацией преступных доходов, незаконным вывозом капитала за рубеж требует взаимодействия с фискальными и правоохранительными органами иностранных государств, координации усилий при осуществлении оперативно-информационного обмена, проведения совместных мероприятий, развития международного правового механизма сотрудничества.

Специалистами прогнозируется преступная экспансия в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение для экономической безопасности государства: кредитно-финансовой сфере, производстве продуктов питания, топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), сфере связи, транспорте, военно-промышленном комплексе (ВПК). Возрастут тяжесть и масштабы социальных и экономических последствий преступных проявлений и, как следствие, усилится социальная напряженность в обществе.

Криминальная ситуация, складывающаяся в налоговой сфере, вызывает необходимость усиления защитных функций государства, принятия мер стратегического характера и внесения изменений в правоохранительную и контрольную системы. Усилия правоохранительных и контролирующих органов нужно сосредоточить на приоритетных направлениях борьбы с экономической преступностью в сфере:

· деятельности предприятий ТЭК, цветной металлургии, добычи и переработки драгоценных и редкоземельных металлов, алмазов и других стратегических видов сырья;

· производства и реализации алкогольной и табачной продукции;

· кредитно-финансовой и банковской деятельности, валютного регулирования и внебанковского оборота наличных денежных средств, рынка ценных бумаг, деятельности страховых компаний и инвестиционных фондов;

· ВПК и экспорта военной техники и вооружения;

· деятельности предприятий транспорта, связи, информатики и туризма;

· строительства, приватизации и рынка недвижимости; снабженческо-бытовой деятельности и оптовой торговли; игорного и шоу-бизнеса, производства и реализации аудио- и видеопродукции, деятельности предприятий ресторанно-гостиничного комплекса;

· налогообложения физических лиц;

· деятельности фирм-нерезидентов и фирм, занимающихся внешней экономической деятельностью;

· розыска лиц, совершивших налоговые преступления и скрывшихся  от органов дознания, следствия и суда; выявления и установления местонахождения налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на налоговый учет, не представляющих отчетность или сдающих «нулевые» балансы; противодействия проявлениям организованной преступности и борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, нажитых преступным путем.

Необходимо пресекать посягательства на государственную и коммерческую собственность, усилить контроль в финансово-кредитной и банковской сферах за производством и реализацией продуктов потребления, оборотом налогов и других обязательных платежей, пресекать коррупцию на всех уровнях власти.

На основе анализа криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности необходимо принять дополнительные законодательные акты и осуществить организационные мероприятия, направленные на выявление и раскрытие преступлений с целью обеспечения возмещения материального ущерба, нанесенного экономическим интересам государства. Следует создать специализированные подразделения по выявлению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка (в том числе неучтенного наличного денежного оборота), производства и реализации подакцизных товаров, соблюдения кассовой дисциплины. Создание таких подразделений позволит сконцентрировать усилия на выявлении механизмов теневого обращения и отмывания сокрытых от налогообложения денежных средств, отрабатывать системы объектов, имеющих межрегиональные связи, выходы на зарубежные фирмы и банки, разветвленную сеть связей с криминальными группировками, каналами отмывания капиталов и их вывоза за рубеж.

Данные мероприятия в определенной степени могут оказать позитивное воздействие на криминальную ситуацию в налоговой сфере, в частности:

· снизить уровень криминализации экономики, повысить сбор налоговых, таможенных и иных платежей в бюджет;

· значительно ослабить позиции организованной преступности в экономике;

· сформировать соответствующую законодательную и нормативную базу для более эффективной правоохранительной деятельности.