Реклама
Статья

Механизмы возмещения вреда потерпевшим, действующие на основе страховых договоров: общие проблемы России, США и стран ЕС

Рассматриваются механизмы возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, на основании страховых договоров в праве России, США и стран ЕС, и основные проблемы, возникающие при возмещении вреда. В качестве примера источника повышенной опасности взят воздушный транспорт.

УДК 340.5:34.03 

Страницы в журнале: 42-48

 

М.Б. РУМЯНЦЕВ,

аспирант кафедры гражданского и трудового права юридического факультета Российского университета дружбы народов mikrumjancev@rambler.ru

 

Рассматриваются механизмы возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, на основании страховых договоров в праве России, США и стран ЕС, и основные проблемы, возникающие при возмещении вреда. В качестве примера источника повышенной опасности взят воздушный транспорт.

Ключевые слова: страхование, источник повышенной опасности, договор страхования, воздушный транспорт.

 

The mechanism of victims to seek redress, acting on the basis of insurance contracts: general problems of Russia, the USА and the EU

 

Rumyantsev М.

 

The mechanisms of compensation for harm caused to the source of increased danger on the basis of insurance contracts in the law of Russia, the USА and the EU and key issues for damages. As an example, a source of increased risk taken by air.

Keywords: insurance, the source of increased risk, insurance, air transport.

 

В настоящее время страхование является самым надежным способом возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности. Оно обладает рядом преимуществ, таких как большая защищенность потерпевшего, адекватное возмещение вреда, отсутствие необходимости обращения потерпевшего в суд и др.

Вместе с тем масштабный переход от деликтной к страховой ответственности связан с уменьшением размера компенсации вреда. На наш взгляд, это главный недостаток страхования как способа возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности.

В последние годы в Российской Федерации, США и странах ЕС актуальной стала проблема компенсации вреда пострадавшим в результате различных аварий на транспорте, поэтому в качестве примера механизмов страхования вреда, причиненного источником повышенной опасности, рассмотрим этот вид деликтов.

Страховая сумма и страховая стоимость — основные элементы страховых отношений.

В договоре страхования они являются величинами, определяющими размер страховой выплаты. Связь этих категорий императивно определена законодателем, а потому, исследуя проблемы в сфере страхования, целесообразно рассматривать их в единстве.

Статья 947 Гражданского кодекса РФ дифференцирует размер страховой суммы в зависимости от вида страхования. По договору имущественного страхования страховая сумма представляет собой денежную сумму, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение. В данном случае ее размер определяет предел ответственности по договору страхования. Следовательно, страховое возмещение может быть меньше страховой суммы. По договору личного страхования страховая сумма представляет собой сумму, которую страховщик обязан выплатить при наступлении страхового случая.

Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон об организации страхового дела) следующим образом конкретизирует понятие «страховая сумма»: это денежная сумма, которая установлена федеральным законом и (или) определена договором страхования и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая (п. 1 ст. 10). ГК РФ не указывает на страховую сумму как на единственный критерий для установления размера страховой премии, поскольку на размер последней также влияют объект страхования и характер страхового риска (п. 2 ст. 954 ГК РФ). При этом Закон об организации страхового дела не дает определения понятия «страховая стоимость», но, следуя терминологии ГК РФ, употребляет его в качестве синонима понятия «действительная стоимость».

Таким образом, законодательство устанавливает предел страховой суммы, ограниченный величиной страховой стоимости имущества или предпринимательского риска. Подобным образом реализуется основной принцип страхования — бесприбыльность страхования, социально-экономической сутью которого является обеспечение защиты имущественных интересов страхователя (выгодоприобретателя), но отнюдь не получение прибыли в результате страхования.

Этот же принцип законодатель последовательно реализует в нормах статей 947—952 ГК РФ. Так, договором страхования может быть установлена сумма ниже страховой стоимости, т. е. возможно неполное имущественное страхование, регулируемое нормами статей 947, 949, 951 ГК РФ. В подобной ситуации осуществляется частичное возмещение убытков застрахованному лицу. Риск возмещения оставшейся суммы имущественного ущерба лежит в данном случае на страхователе. Неполное страхование целесообразно, если вероятность полного уничтожения имущества мала, а также в случае страхования предпринимательского риска, размер которого определить весьма затруднительно. При неполном страховании оставшаяся страховая сумма может возмещаться другим страховщиком с помощью дополнительного страхования (ст. 950 ГК РФ).

Превышение величины страховой суммы над размером страховой стоимости имущества влечет последствия, предусмотренные ст. 951 ГК РФ. Страхование сверх действительной стоимости имущества возможно только на основаниях, определенных в ст. 952 ГК РФ. Это исключение связано с безусловным соблюдением правила о страховании имущества (предпринимательского риска) от разных страховых рисков как по одному, так и по отдельным договорам, т. е. речь идет о комбинированном страховании, основным отличием которого является страхование от разных рисков.

Страховое законодательство не содержит норм, связанных с порядком возмещения морального вреда и его оценкой. Из этого следует, что компенсация морального вреда не входит в страховую сумму. В связи с этим наряду с требованиями о взыскании страхового возмещения при наступлении страхового случая страхователь (выгодоприобретатель) вправе при наличии оснований предъявить в судебном порядке требования о компенсации морального вреда (п. 3 ст. 1099 ГК РФ). В качестве ответчика в этом случае привлекается причинитель вреда (ст. 151 ГК РФ; п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ)). Размер компенсации морального вреда по общему правилу определяется судом с учетом обстоятельств конкретного дела (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).

Правовая природа личного страхования нивелирует понятие страховой стоимости, и страховая сумма в этом случае определяется соглашением сторон. Применительно к добровольному страхованию имущества и предпринимательского риска действуют иные правила.

Для страхования имущества и предпринимательского риска актуально императивное правило ограничения страховой суммы, которая не должна превышать действительной (страховой) стоимости имущества. Страховая стоимость имущества определяется исходя из его действительной стоимости в месте его нахождения в день заключения договора страхования. По смыслу п. 2 ст. 947 ГК РФ для определения страховой стоимости за основу берется среднерыночная стоимость данного имущества. В большинстве случаев основанием для определения действительной стоимости имущества являются сведения, предоставленные страхователем. Государственные организации, как правило, представляют документы, содержащие сведения о балансовой стоимости имущества. Но, учитывая, что цена имущества с течением времени может в значительной мере варьироваться, страховщику следует обратить внимание на соотношение балансовой стоимости имущества и его рыночной стоимости на момент заключения договора страхования. Это обстоятельство приобретает существенное значение при неполном страховании, поскольку тогда применяется система пропорционального возмещения, предполагающая при наступлении страхового случая возмещение ущерба в размере, пропорциональном отношению страховой суммы к страховой стоимости (ст. 949 ГК РФ). Таким образом, если повышается страховая стоимость имущества, меньшей становится сумма страхового возмещения.

В качестве примера можно привести решение Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ от 30.10.2001 по делу № 12/2001[1]. Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота обратилась в Морскую арбитражную комиссию при ТПП России с требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования судна в установленном размере. Страховщик после наступления страхового случая настаивал на уменьшении размера страхового возмещения по договору страхования судна, ссылаясь на то, что до заключения договора страхователь был обязан установить реальную (рыночную) стоимость судна, для чего необходимо было привлечь профессионального эксперта. Страхователь данных действий не совершил, в связи с чем страховщик заявил, что страхователь намеренно сообщил страховщику заведомо ложные сведения о реальной стоимости судна с целью снизить размер страховой премии. Истец заявил, что, являясь государственной организацией, он добросовестно указал страховую стоимость судна, равную его балансовой стоимости. Рыночную стоимость судна он не знал и не мог знать. Несоответствие балансовой стоимости судна его рыночной стоимости должно было быть известно, по мнению истца, страховщику, следовательно, он был избавлен от обязанности сообщать страховщику данную информацию. Поскольку страховщик при заключении договора не воспользовался своим правом на производство осмотра и оценки страхуемого судна, по мнению истца, в соответствии с п. 1 ст. 947 ГК РФ страховщик утратил право на оспаривание страховой стоимости и обязан выплатить страховое возмещение в пределах установленной страховой стоимости судна.

Арбитры признали, что судно, находящееся в оперативном управлении государственного образовательного учреждения, оценивалось по его балансовой стоимости; на момент заключения договора страхования истцу была известна лишь его балансовая стоимость, которую он и мог сообщить страховщику. Подписав договор страхования, страховщик подтвердил достаточность сообщенных ему страхователем сведений о страховой стоимости судна. Ответчик довольствовался этими сведениями, страхуя судно на протяжении нескольких лет; обладая правом на оценку страхового риска, страховщик ни разу им не воспользовался. В этой связи арбитры сочли, что страховщик был не вправе впоследствии, при наступлении страхового случая, ссылаться на предоставление ему неверных сведений о стоимости объекта страхования как на основание для отказа в выплате страхового возмещения. Арбитры установили, что страховщик в данном случае не вправе уменьшить размер страховой выплаты.

Таким образом, при заключении договора страхования целесообразно учитывать реальную рыночную стоимость имущества на момент заключения договора.

Рыночная стоимость имущества может определяться способами, установленными ст. 40 Налогового кодекса РФ. Кроме того, при определении страховой стоимости за основу могут быть взяты документы, содержащие сведения о покупной цене имущества (накладные, счета-фактуры и т. д.).

ГК РФ предоставляет страховщику право определить страховую стоимость имущества путем осмотра или экспертизы (п. 1 ст. 945). По смыслу ст. 945 ГК РФ указанные действия могут не производиться, а страховая стоимость имущества может определяться соглашением сторон. В этом случае действует правило ст. 948 ГК РФ: если в договоре определена страховая стоимость, она не может быть оспорена после заключения договора субъектами страхования. Этот императив направлен на стабилизацию страховых отношений, поскольку позволяет предупредить споры относительно выплаты страхового возмещения. Такое ограничение оправданно с той точки зрения, что страховщик, согласно п. 1 ст. 945 ГК РФ, не полагаясь на сведения, предоставленные страхователем, обладает правом самостоятельно оценить страховой риск путем осмотра имущества или проведения экспертизы.

Изъятие из указанного правила связано с наличием двух фактов:

а) страховщик не произвел до заключения договора оценку страхового риска, предусмотренную п. 1 ст. 945 ГК РФ;

б) страховщик был умышленно введен в заблуждение относительно страховой стоимости имущества. При этом страховщик несет бремя доказывания вины страхователя (выгодоприобретателя) (см., например, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 марта 1995 г.: «Стороны могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договоре страхования, в том случае, если страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем»).

Если страховая стоимость имущества не указана в договоре, то страховая выплата осуществляется в размере реального ущерба, т. е., согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ, в размере утраты или повреждения имущества (см., например, определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.04.2010 №  ВАС-4557/10 по делу № А20-1681/2009: «В передаче дела по иску о взыскании страхового возмещения для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, удовлетворяя иск, обоснованно исходил из доказанности факта наступления страхового случая, предусмотренного договором страхования, и размера ущерба»).

Действительная стоимость предпринимательского риска рассчитывается исходя из возможных убытков от предпринимательской деятельности. Учитывая условность данной величины, при оценке страхового риска во внимание нужно принимать вид деятельности предпринимателя, объем его коммерческого оборота, среднюю норму прибыли, особенности гражданско-правовых договоров с контрагентами и т. д.

Иначе дело обстоит в отношении обязательного страхования. Согласно п. 3 ст. 936 ГК РФ при обязательном страховании минимальные размеры страховых сумм определяются законом или в порядке, предусмотренном законом. Так, постановлением Правительства РФ от 27.10.2008 № 797 «Об утверждении Типовых правил обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна» установлен размер страховой суммы при выполнении внутренних воздушных перевозок: не менее 2025 тыс. руб. на каждого пассажира за вред, причиненный жизни пассажира, и не менее 2000 тыс. руб. — за вред, причиненный здоровью пассажира (п. 8). Размер единовременной страховой выплаты в случае утраты профессиональной трудоспособности определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год. В случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливается в размере, равном указанной максимальной сумме (п. 1 ст. 11 Закона № 125-ФЗ). В частности, Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (с изм. от 08.11.2011; далее — Закон № 52-ФЗ) определяет порядок исчисления страховой суммы.

В случае гибели (смерти) застрахованного лица при определенных Законом № 52-ФЗ обстоятельствах размер страховой суммы должен составлять 2 млн руб. (выплачивается выгодоприобретателям в равных долях); в случае установления застрахованному лицу инвалидности при определенных законом обстоятельствах размер страховой суммы должен составлять: инвалиду I группы — 1,5 млн руб., инвалиду II группы — 1 млн, инвалиду III группы —500 тыс. руб.; в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) — 200 тыс. руб., легкого увечья (ранения, травмы, контузии) — 50 тыс. руб. ( п. 2 ст. 5)[2].

Следует отметить, что в сфере страхования гражданской ответственности, как и в случаях личного страхования, в силу правовой природы объекта отсутствует понятие «страховая стоимость». По договору страхования гражданской ответственности закон может определять как конкретный размер страховой суммы (например, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии»), так и порядок ее исчисления.

Закон определяет верхний предел ответственности по договору обязательного страхования гражданской ответственности.

В частности, согласно ст. 7 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 28.07.2012; далее — Закон № 40-ФЗ) страховая сумма составляет:

а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тыс. руб.;

б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тыс. руб.;

в) в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тыс. руб.

Таким образом, законодатель устанавливает общие правила расчета страховой суммы в различных видах страхования.

Вместе с тем практика обнаруживает и очевидную недостаточность правового регулирования этого вопроса. Так, в большинстве случаев остается открытым вопрос о так называемом лимите ответственности страховщика по договору, поскольку правоотношения по договору страхования прекращаются в момент прекращения договора, независимо от количества наступивших страховых случаев. Стороны могут оговорить условие о «лимите ответственности» в договоре, указав на то, что общий размер страховых выплат ограничен страховой суммой. На наш взгляд, для предупреждения спорных ситуаций, связанных с упомянутыми обстоятельствами, в договоре добровольного страхования имущества целесообразно ограничивать срок его действия, например, моментом наступления первого (второго и т. д.) страхового случая.

Однако согласно Закону № 40-ФЗ страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред (ст. 7). Аналогичную норму содержит ст. 276 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ: за убытки, причиненные несколькими следующими друг за другом страховыми случаями, страховщик несет ответственность, если даже общая сумма таких убытков превышает страховую сумму.

Согласно п. 1 ст. 117 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (в ред. от 01.11.2011) ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира воздушного судна, регулируется международными договорами Российской Федерации и главой 59 ГК РФ. Однако размер ответственности перевозчика определяется теперь не ГК РФ, а ВК РФ. Новый порядок предусматривает выплату потерпевшим «компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна» (подп. 1.1 п. 1 ст. 117 ВК РФ). Компенсация выплачивается в виде фиксированной суммы и не освобождает перевозчика от обязанности возмещения вреда в части, превышающей эту сумму, лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца (в порядке ст. 1087 ГК РФ). В случае гибели пассажира при воздушной перевозке сумма такой компенсации составляет 2 млн руб., а при причинении вреда здоровью эта сумма определяется исходя из характера и степени тяжести вреда в соответствии с нормативами, установленными Правительством РФ. Однако размер компенсации в случае причинения вреда здоровью не может превышать 2 млн руб. (положение о компенсации вступило в силу с 1 января 2010 г. (подп. 1.2 п. 1 ст. 117 ВК РФ)).

Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 117 ВК РФ при отсутствии граждан, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти кормильца, право требовать выплаты компенсации в размере 2 млн руб. в равных долях получают родители, супруг, дети умершего пассажира, а если пассажир не имел самостоятельного дохода — граждане, у которых он находился на иждивении.

Практически для перечисленных лиц, кроме иждивенцев, названный размер выплаты, вероятно, станет одновременно и пределом возможной компенсации, поскольку по действующему законодательству они не вправе требовать возмещения в случае смерти пассажира. Что касается иждивенцев, то размер возмещения вреда в силу отсутствия каких-либо его ограничений при соответствующих условиях может значительно превосходить размер установленной ВК РФ компенсации. В этом смысле говорить о повышении размера ответственности воздушного перевозчика было бы неправильно.

Однако новое законодательство предусматривает применение к перевозчику штрафных санкций, т. е. взыскание с него своеобразной зачетной неустойки, независимо от наличия убытков и их размера. Размер неустойки определяется законом. Она распределяется в равных долях между иждивенцами, а если их нет, то поровну между другими лицами, указанными в подп. 1.1 п. ст. 117 ВК РФ. Тем самым значительно расширяется ограниченный ст. 1087 ГК РФ круг лиц, имеющих право требовать возмещения в случае гибели пассажира, правда, только в форме выплаты фиксированной суммы указанной компенсации.

В этом смысле изменения, внесенные в ВК РФ, следует рассматривать и как увеличение размера возмещения вреда в порядке п. 3 ст. 1085 ГК РФ, и как повышение размера ответственности воздушного перевозчика по сравнению с перевозчиками других видов транспорта, и как новеллу в российском законодательстве о деликтных обязательствах.

В остальном порядок возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира воздушного судна, а также основания и условия ответственности перевозчика по-прежнему определяются главой 59 ГК РФ, и уже сейчас можно предположить возникновение проблем в практике возможного применения новых положений о компенсации вреда в увязке с нормами ГК РФ. В частности, есть опасения, что нововведения в ВК РФ чреваты попытками получения двухмиллионной законной компенсации за гибель пассажира лицами, не понесшими ни материального, ни морального ущерба, и могут подталкивать «заинтересованных», обездоленных или террористически настроенных лиц на действия, несовместимые с нормами закона и морали.

Совершенно иная картина страхования ответственности авиаперевозчика наблюдается за рубежом, в частности в странах Европейского союза. Положения Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28 мая 1999 г.; далее — Монреальская конвенция) предусматривают неограниченную ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров. В западной литературе выражались сомнения по поводу возможности страхования безлимитной ответственности авиаперевозчика по Монреальской конвенции[3].

Действительно, согласно постановлению Европейского парламента и Совета Европейского союза от 21.04.2004 № 785/2004 о требованиях к страхованию авиаперевозчиков и операторов воздушных судов применительно к ответственности в отношении пассажиров минимальное страховое покрытие должно составлять 250 000 SDR (СПЗ)[4]  на пассажира (ст. 5). Эта сумма соответствует среднестатистической сумме возмещения вреда на одного пассажира и общей мировой практике страхования ответственности перевозчика. В переводе на рубли она более чем в 5 раз превышает требования российского законодательства. Российские авиакомпании для получения разрешений на выполнение международных перевозок в Европу, Северную Америку, Японию страхуют свою ответственность на страховые суммы этого порядка. Так, в настоящее время при полетах в Германию российские перевозчики, как правило, располагают страховым полисом с общим лимитом 125 млн долл. США (включая 250 000 SDR в отношении каждого пассажира), при этом военные риски и риски  терроризма покрыты в размере 60 млн евро.

Однако надо учесть, во-первых, что это минимум и что западный страховой рынок при страховании риска ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров ведущих авиакомпаний закладывает в расчет на каждого пассажира значительно большее возмещение, превосходящее подчас миллионный порог в долларовом эквиваленте. Во-вторых, при необходимости указанное страховое возмещение может выплачиваться в рамках общего (единого комбинированного) лимита ответственности страховщика за счет страховых сумм по другим видам авиационного страхования, предусмотренных договором (КАСКО, ответственность перед третьими лицами и др.). Единый комбинированный лимит таких авиакомпаний, относящийся ко всем видам страхования, в современных условиях достигает миллиарда и более долларов США в расчете на одно воздушное судно и один страховой случай, что фактически означает неограниченную ответственность перевозчика перед пассажирами и обеспечивает практическую реализацию соответствующих положений Монреальской конвенции.

Постановление Европейского парламента и Совета Европейского союза № 785/2004 предусматривает, что застрахованные риски должны включать военные действия, терроризм, угон, акты саботажа, незаконный захват воздушного судна, беспорядки и волнения (ст. 4). Это положение обусловлено участием европейских стран в Монреальской конвенции и имеет особую важность, поскольку страховщики, как правило, исключают эти риски из страхового покрытия. Напомним, что при полетах российских перевозчиков в ту же Германию военные риски и риски терроризма покрыты в размере 60 млн евро. С точки зрения российского законодательства (ст. 1079 ГК РФ) указанные обстоятельства могут рассматриваться как обстоятельства непреодолимой силы, освобождающие перевозчика от ответственности.

Поскольку данный вопрос обойден российским законом, проблема компенсации вреда пострадавшим пассажирам, их иждивенцам или родственникам при названных обстоятельствах сохраняется. Санкции за нарушение установленных правил предусматриваются законами государств—членов Евросоюза и заключаются в отзыве лицензии у перевозчиков, а в отношении иностранных авиакомпаний — в запрете на право полета в пункты на своей территории.

В США с 1982 года действуют Правила о страховании ответственности авиаперевозчиков, принятые Комитетом гражданской авиации. Они обязывают свои и иностранные авиакомпании страховать ответственность и определяют сравнимые с европейскими минимальные страховые суммы. Все авиапредприятия обязаны представить авиационным властям США соответствующие страховые сертификаты по определенной форме.

Установленные законодательством многих государств требования о страховании ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров, предъявляемые перевозчикам из стран, не участвующих в Монреальской конвенции, противоречат обязательствам этих государств по Варшавской конвенции, нормы которой о пределе ответственности перевозчика должны предопределять страховую сумму, которая может быть установлена для такого иностранного перевозчика.

В.М. Сенчило отмечал, что предъявляемые авиационными властями некоторых стран «условия страхования в явно завышенных пределах нельзя рассматривать иначе как одно из свидетельств отхода на практике от соблюдения положений документов Варшавской системы об ограничении ответственности перевозчика при международных перевозках»[5]. В подтверждение своей позиции автор ссылался на мнение большинства делегаций 9-й сессии Юридического комитета ИКАО еще в 1953 году.

 

 

(Продолжение следует)

 

Библиография

1 См.: Дедиков С.В. Оспаривание страховой стоимости  // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 3.

2 Далее в п. 2 ст. 5 Закона № 52-ФЗ указывается: «Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы. Если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социально экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности».

3 Whalen Thomas J. The New Warsaw Convention: The Montreal Convention. AIR & Space LAW, VOL.XXY № 1, 2000. S. 24—25.

4 SDR (Special Drawing Rights) — специальное право заимствования. Искусственная денежная единица, используемая Международным валютным фондом для межгосударственных и межбанковских расчетов. Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах. В 2011—2015 гг. его цена приравнивается к 0,4230 евро. (Примеч. ред.)

 

5 Сенчило В.М. Ответственность авиаперевозчика при международных перевозках. — Л., 1987. С. 42.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
По мере развития человеческой цивилизации количество гражданско-правовых договоров постепенно увеличивалось, при этом в результате движения современных государств к VI технологическому укладу все чаще стали появляться новые договорные конструкции, не существовавшие ранее.
Добавлено: 06.04.2024
В статье раскрываются некоторые аспекты принципа добросовестности в правоотношении по страхованию.
Добавлено: 02.08.2022
Рассматриваются правоотношения в сфере страхования урожая, осуществляемого с государственной поддержкой, на предмет выявления тех методов правового регулирования, которые определяют суть данных правоотношений.
Добавлено: 06.07.2022
Исследуются тенденции развития правового регулирования использования искусственного интеллекта, роботов, объектов робототехники в сфере гражданских правоотношений в Российской Федерации.
Добавлено: 25.10.2019
Рассматривается ответственность, возникающая при причинении вреда источником повышенной опасности, называются материальные объекты, при эксплуатации которых возникает возможность нанесения вреда окружающим.
Добавлено: 25.10.2019