УДК 340.111.5 

Страницы в журнале: 32-36

 

П.Ю. ОВСЯННИКОВ,

адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Сибирского юридического института МВД России

 

Рассматриваются теоретико-правовые вопросы определения терминов «миграция населения», «миграционный процесс» и «миграционное право»; проводится краткий анализ подходов к пониманию данных дефиниций; раскрываются их содержание и сущность; предлагаются определения данных категорий с точки зрения права.

Ключевые слова: миграция населения, миграционный процесс, миграционное право, иммиграция.

 

Migration of the population as a legal category

 

Ovsjannikov P.

 

Theoretical and legal questions of definition of terms “population shift”, “migratory process” and “migratory right” are considered; the short analysis of approaches to understanding of the given definitions is carried out; their maintenance and essence reveal; definitions of the granted categories from the point of view of the right are offered.

Keywords: population shift, migratory process, migratory right, immigration.

 

Миграция населения играет важную роль в современных международных политических и экономических отношениях. С каждым годом вопросы миграции населения становятся актуальнее. Явление международной миграции представляет собой не просто механический процесс перемещения людей из одной точки в другую, а сложную и малоизученную систему общественных отношений.

Термин «миграция» происходит от латинского слова migratio, что означает переселение, перемещение[1]. Юридическая энциклопедия определяет миграцию как переселение, перемещение населения внутри страны (внутренняя миграция), из одной страны в другую (внешняя миграция)[2]. Эта же энциклопедия приводит определение иммиграции (от лат. immigrare — вселяться; англ. immigration) — въезд граждан одного государства в другое государство на постоянное или временное (на длительный срок) жительство[3].

Среди отечественных ученых, которые разрабатывали теоретические вопросы и понятийно-категориальный аппарат миграции, стоит отметить А.С. Ахиезера, В.М. Баранова, Ж.А. Зайончковскую, Т.И. Заславскую, В.А. Ионцева, Л.Л. Рыбаковского, Т.Я. Хабриеву, М.Ю. Тюркина[4].

Миграция является объектом исследования достаточно большого количества наук, что говорит о комплексном подходе к изучению данного социального явления. В литературе сформировалось свыше 40 определений термина «миграция». Многообразие пониманий миграции, на наш взгляд, обусловлено различными целями мигрантов. Так, М.В. Курман отмечает: «К миграциям населения в широком смысле слова следует относить все виды движения населения, имеющие общественную значимость»[5]. А.В. Дмитриев под миграцией понимает «такой тип перемещения людей, который завершается сменой постоянного места жительства»[6]. Н.М. Чистяков определяет миграцию как перемещение, переселение людей, связанное с изменением местожительства на срок не менее 6 месяцев[7]. В.В. Собольников отмечает, что миграция — это территориальное перемещение людей в определенных целях, подтвержденное их мотивацией приспособиться к новой среде либо приспособить эту среду для своего выживания и развития[8].

Юридическое толкование миграции необходимо для определения правового статуса мигрантов. С.Е. Метелев уточняет, что любая форма миграции может стать юридической, в случае если то или иное передвижение, выбор места пребывания и места жительства связаны с правовым регулированием[9]. Как справедливо отметил М.Л. Тюркин, юридического определения термина «миграция» как в международном, так и в российском законодательстве не существует[10]. Ученый предложил собственную дефиницию миграции с точки зрения права: миграция есть «совокупность правовых отношений при проектировании и территориальном перемещении граждан, обусловленная их государственным регулированием, реализацией личных интересов и, как правило, влекущая приобретение ими нового правового статуса»[11].

О.Н. Веретенникова сформулировала понятие миграции как правовой категории в административном праве России. Она считает, что «миграция — это юридический факт, представляющий собой совокупность складывающихся между субъектами миграционного права, в том числе государством въезда и выезда и мигрантами (иммигрантами, эмигрантами, реэмигрантами и т. д.), в процессе территориальных перемещений последних административно-правовых отношений, требующих административно-правового регулирования, которое в обязательном порядке влечет за собой приобретение мигрантами нового административно-правового статуса»[12]. На наш взгляд, данное определение справедливо лишь отчасти. Юридический факт не может представлять совокупность правоотношений, он является основанием для возникновения, изменения или прекращения последних.

Наиболее удачное определение миграции с точки зрения права предложено Т.Н. Балашовой: миграция — это «совокупность правовых отношений, возникающих при планировании и территориальном пересечении гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории в иных целях, обусловленную государственным регулированием, реализацией личных интересов и, как правило, влекущую приобретение нового правового статуса»[13].

Итак, ученые сходятся в том, что миграция — это совокупность правоотношений. Для формулировки собственного определения термина «миграция» с точки зрения права выделим основные признаки данного понятия:

— миграция есть совокупность правоотношений — правовая связь между субъектами через субъективные права и юридические обязанности;

— миграция предполагает наличие субъектов;

— миграция регулируется правовыми нормами;

— при миграции происходит пересечение границ административно-территориальных образований (населенного пункта, государства);

— миграция влечет приобретение, изменение или прекращение правового статуса субъекта.

На основании приведенных мнений представляется возможным дать определение термину «миграция» как правовой категории и сформулировать его следующим образом: миграция — совокупность правоотношений, возникающих между субъектами миграционного права в процессе пересечения границ административно-территориальных образований, влекущих приобретение нового правового статуса независимо от целей такого перемещения.

Наряду с дефиницией «миграция» для описания перемещения людей используются термины «эмиграция» и «иммиграция». Эмиграция (от лат. emigro — выселяюсь) означает выезд населения из одной страны в другую на постоянное или временное (на длительный срок) проживание. Иммиграция (от лат. immigro — вселяюсь) — въезд населения одной страны в другую на постоянное или временное (на длительный срок) проживание. Следовательно, первый термин применяется по отношению к стране, из которой население эмигрирует, а второй — в которую иммигрирует.

Таким образом, миграция населения — это сложное явление, включающее множество стадий, связанных с переменой места жительства. В общем виде под миграционным процессом стоит понимать территориальное перемещение людей. В нем можно выделить две большие стадии: убытие мигрантов из места постоянного проживания и прибытие мигрантов в место постоянного проживания. В 1980-х годах Л.Л. Рыбаковским и Т.И. Заславской была разработана теория трехстадийности явления миграции: первая стадия представляет собой формирование подвижности населения; основная — переселение; заключительная — процесс приживаемости мигрантов на новом месте. Все три этапа имеют тесную взаимосвязь[14].

Под миграцией, по мнению Л.Ф. Абзаловой, понимается «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории по различным причинам (для осуществления учебы, трудовой деятельности, вынужденное перемещение и др.) на период, определенный законодательством каждой страны»[15].

М.Л. Тюркин считает, что миграционный процесс есть «целенаправленное согласованное функционирование структур управления, права, информатизации и обеспечения при проектировании и территориальном перемещении людей, обусловленное их государственным регулированием, реализацией личных и общественных интересов и, как правило, влекущее приобретение ими нового правового статуса»[16].

По мнению А.Н. Жеребцова, миграционный процесс — это «сознательная, целенаправленная, подлежащая правовому регулированию деятельность субъектов в рамках общественных отношений, возникающих в процессе территориального перемещения людей, в результате которой приобретается, прекращается, изменяется и реализуется правовой статус мигранта»[17]. На наш взгляд, определение, данное ученым, является удачным, так как оно наиболее полно отражает содержание и сущность миграционных процессов. Бесспорным остается утверждение, что процесс — это прежде всего деятельность. В данном случае такая деятельность может быть только осознанной субъектом.

Понимание самого процесса миграции достаточно неоднозначно. В широком смысле миграцией принято считать любое движение населения (например, перемещение людей между странами, городами в пределах государства). Даже ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенного пункта являются миграцией, а вот перемещения в пределах одного и того же населенного пункта из миграции исключаются. Не признают миграцией туристические поездки, независимо от пункта назначения. Чтобы правильно определить, является ли то или иное перемещение людей миграцией, необходимо выяснить цель такой поездки. Большинство ученых сходятся во мнении, что миграция — это прежде всего перемещение людей на длительный срок, результатом которого является смена места жительства.

Л.Л. Рыбаковский выделяет следующие виды миграции (в основу классификации положен временной признак):

— эпизодическая — по своим масштабам превосходит все остальные виды миграции. К ней относят деловые, рекреационные и иные поездки, совершаемые нерегулярно и в различные пункты назначения. С развитием рыночной экономики данный вид миграции приобретает все большее значение;

— маятниковая — ежедневные или еженедельные поездки в другие населенные пункты с целью работы или учебы. Примером могут являться деловые поездки населения из небольших населенных пунктов в более крупные города. С течением времени объемы данного вида миграции также увеличиваются;

— сезонная — временное перемещение, как правило, рабочего (экономически активного) населения к местам осуществления трудовой деятельности или проживания. Срок данного вида миграции составляет несколько месяцев и не превышает 1 года. С одной стороны, сезонная миграция позволяет населению получить более высокий доход, чем в местах постоянного проживания, с другой — обеспечивает удовлетворение потребностей в трудовых ресурсах в различных регионах;

— безвозвратная — перемещение людей из одних населенных пунктов в другие со сменой места жительства. Данный вид миграции трактуется только в узком смысле — исключаются поездки внутри населенных пунктов и кратко-

срочный характер перемещений. Объемы такой миграции зависят от различных факторов: политических, экономических, социальных и др.[18]

Среди всех видов наибольшее значение имеет безвозвратная миграция, потому что влияет на демографическую ситуацию в различных странах. Однако между безвозвратной миграцией и другими видами нет четких границ, один вид может плавно перетекать в другой.

Существует множество других видов миграции: общественно организованная — осуществляемая при помощи государственных или общественных органов, неорганизованная — проводимая силами и средствами самих мигрантов; экономическая, социальная, культурная, политическая, военная; добровольная, принудительная (вынужденная); внутренняя — в пределах одной страны, внешняя (международная) — из одной страны в другую.

В науке не сформировалось и единого мнения относительно определения термина «внешняя миграция». В.Е. Степенко акцентирует внимание на взаимосвязи внешней миграции с пересечением государственной границы, которая «серьезным образом может повлиять на ситуацию (экономическую, политическую, социальную, демографическую) в том или ином регионе»[19].

Внешнюю миграцию зачастую отождествляют с понятием «международная миграция», что, на наш взгляд, не всегда справедливо и обоснованно, так как «“внешняя миграция” представляет собой некий промежуточный тип, который при определенных условиях может принимать или внутренний, или международный характер, а может выступать и самостоятельно, отражая, например, этническую миграцию»[20]. В.А. Ионцев, обосновывая данную точку зрения, говорит о том, что внешняя миграция, «в отличие от международной миграции… утрачивает такой важный признак, как государственный контроль за передвижением через национальные границы граждан стран, входящих в соответствующий союз, а в ряде случаев и граждан “третьих” стран, получивших визу одного из государств Союза (например, шенгенская виза дает возможность свободного пересечения государственных границ всех государств, подписавших Шенгенское соглашение)»[21].

Анализ миграционного законодательства США позволяет выявить некоторые нормативно закрепленные стороны правового явления миграции населения. Изучая миграционное законодательство США, а также научные труды, посвященные данной области знания, становится очевидным, что термин «миграция» не используется, чаще всего встречается понятие «иммиграция». В Законе об иммиграции и гражданстве США 1952 года определения данному термину не существует, так же как и дефиниции «миграция». Для обозначения субъектов миграционных правоотношений используются термины «иностранец» и «иммигрант». Иностранец — это любое лицо, не являющееся гражданином США, а иммигрант — любой иностранец, за исключением тех, кто относится к одной из следующих категорий правового термина «неиммигранты»:

1) должностные лица иностранных государств;

2) временные приезжие (кратковременные деловые и туристические поездки);

3) транзитные пассажиры;

4) члены экипажей;

5) граждане стран, имеющих соглашение о торговле или об инвестициях с США, приезжающие для активного участия в торговых операциях или для осуществления капиталовложений;

6) студенты академических учебных заведений;

7) должностные лица иностранных международных организаций;

8) временные работники;

9) представители иностранных СМИ;

10) участники программ обмена;

11) женихи и невесты граждан США;

12) руководители и специалисты иностранных фирм, переводимые для временной работы;

13) студенты неакадемических учебных заведений;

14) родители или дети специальных категорий иммигрантов;

15) лица с экстраординарными способностями;

16) спортсмены и артисты;

17) участники международных программ культурного обмена;

18) религиозные деятели;

19) свидетели или информаторы спецслужб.

М.М. Иванов в зависимости от правового статуса разделил всех иностранцев на следующие классы:

1) лица, которым разрешено временное пребывание на территории США (неиммигранты);

2) постоянные жители США (легальные иммигранты);

3) нелегальные иностранцы (нелегальные иммигранты)[22].

В результате иммигрантами в США считаются все иностранцы, не входящие ни в одну из категорий неиммиграционных виз, а иностранцами — иммигранты и неиммигранты.

В последнее время в российской науке ведутся дискуссии о выделении миграционного права в отдельную отрасль, предметом регулирования которой являются миграционные процессы. Например, М.Р. Вакуев предложил под миграционным правом понимать систему юридических норм, регулирующих миграционные отношения, возникающие вследствие въезда в страну, выезда из страны, пребывания или проживания на ее территории[23].

Таким образом, неоднозначная трактовка термина «миграция» является основным препятствием для законодательного закрепления его не только в России, но и в других странах, включая США. Однако существуют точки зрения о преждевременности законодательного определения термина «миграция». Например, Н.И. Орешина, ссылаясь на мнения Л.В. Андриченко, В.О. Елеонского, Т.Я. Хабриевой, отмечает: «Понятие “миграция” является родовым и включает в себя все категории лиц, осуществляющих пространственные перемещения по разным причинам и с разными целями, и может ввиду своей многоаспектности использоваться только в научных, а не в нормативных документах»[24]. Несмотря на это, для юридического научного категориального аппарата определение термина «миграция» необходимо с целью четкой формулировки предмета правового регулирования. Кроме этого, требуют разработки такие понятия, как «незаконная миграция», «незаконный мигрант» и «незаконный въезд».

 

Библиография

1 См.: Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М., 2000. С. 247.

2 См.: Тихомирова Л.В. Юридическая энциклопедия. 5-е изд., доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. — М., 2005. С. 496.

3 Там же. С. 357—358.

4 См.: Миграция населения. Вып. 2: Трудовая миграция в России: Миграционная политика. — М., 2001. С. 10.

5 Курман М.В. Актуальные вопросы демографии. — М., 1976. С. 107.

6 Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. — М., 2006. С. 20.

7 См.: Чистяков Н.М. Миграция и проблемы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. — М., 1999. С. 253.

8 См.: Собольников В.В. Понятие, сущность и субъекты миграционной преступности // Современное право. 2005. № 8. С. 46—51.

9 См.: Орешина Н.И. К вопросу об определении понятия «миграция» // Юридический мир. 2010. № 3. С. 43—45.

10 См.: Тюркин М.Л. Сущность, структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в Российской Федерации // Государство и право. 2004. № 9. С. 97.

11 Там же. С. 98.

12 Веретенникова О.Н. Административно-правовое регулирование внешней миграции в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2009. С. 10.

13 Балашова Т.Н. Конституционно-правовое регулирование миграции в современной России: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — Саратов, 2011. С. 20.

14 См.: Миграция населения. Вып. 5: Стадии миграционного процесса. — М., 2001. С. 23—26.

15 Абзалова Л.Ф. Конституционно-правовое регулирование миграционных процессов в зарубежных странах: Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2006. С. 14—15.

16 Тюркин М.Л. Миграционная система России. — М., 2005. С. 365.

17 Жеребцов А.Н. Концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации: комплексный анализ теории и практики: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2009. С. 10.

18 См.: Миграция населения. Вып. 1: Теория и практика исследования. — М., 2001. С. 6—7.

19 Степенко В.Е. Основные направления миграционной политики России на современном этапе // Миграционное право. 2006. № 6. С. 16.

20 Миграция населения. Вып. 3: Международная миграция. — М., 2001. С. 6.

21 Там же.

22 См.: Иванов М.М. Неиммиграционные визы США. — М., 1997. С. 18.

23 См.: Вакуев М.Р. Миграционное право современной России: теоретико-правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Ростов н/Д, 2006. С. 12.

 

24 Орешина Н.И. Указ. раб.