УДК 34.01
 
А.А. ВАСИЛЬЕВ,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Алтайского государственного университета
 
В статье  критикуется утвердившийся в России миф об отсталости России в правовом отношении, господствующем правовом нигилизме. На основе историко-правовых данных, современных достижений истории России доказывается, что в России существуют давние правовые традиции, которые тесно переплетаются с нравственностью и религией. Духовно-нравственные основания российского права, выражающиеся в доминировании архетипа Правды, действеннее и ближе к идеалам общества, нежели западноевропейские ценности доминирования закона и прав человека.
Ключевые слова: право, правовая культура, закон, правда, нравственность, православие, правовой миф, история права.
 
This article is devouted to critic the myth about low legal culture in Russia, legal nihilism in Russian society. Author on the base historical facts considered that Russia have old legal tradition with religion and moral sources. Archetype Pravda is moral principle of Russian law, which more effective than Europe values law and human right.
Кеуwords: law, legal culture,  law, pravda, moral, pravoslavie, legal myth, history of law.
 
Отечественная историко-правовая наука относит зарождение русской правовой доктрины к периоду возникновения в России светского университетского образования и науки в XVIII—XIX веках. Так, один из авторов учебника по истории политических и правовых учений С.В. Липень отмечает: «Отечественная политико-правовая мысль как самостоятельный феномен формируется лишь в XIX веке. До этого времени развитие политических взглядов связано с тем или иным обоснованием политических и правовых решений или же интерпретацией западных идей»[1]. Таким образом, по мнению исследователей, самобытная правовая мысль России имеет два с половиной века истории и восходит к появлению Московского университета в 1755 году, включавшего юридический факультет, и первых русских ученых-правоведов — С.Е.  Десницкого, А.П. Куницына, М.М. Сперанского и др.[2 ] Предшествующий этап в развитии российского правового сознания рассматривается как период донаучный и религиозный и имеет семь веков истории в связи с появлением  первого письменного произведения русской религиозной мысли — «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI века — приблизительно 1043 год)[3].
Как отечественные, так и зарубежные правоведы, историки, философы с точки зрения уровня правовой культуры относят Россию к отсталым, неразвитым странам, в которых право отрицается как регулятивная сила, способная обеспечить порядок и защиту человека[4]. Они полагают, что Россия в юридическом отношении не привнесла ничего уникального и ценного в мировую правовую сокровищницу, в отличие от стран Западной Европы, правовое сознание которых насчитывает более двух тысяч лет со времен римской юриспруденции и основывается на юридических разработках средневековых глоссаторов и постглоссаторов в Италии, Франции и Германии. К другим недостаткам русской правовой мысли относят религиозность, приверженность духовно-нравственным и божественным идеалам, историческую молодость, воспроизведение чужого, как правило европейского, юридического мышления и, как следствие, правовой нигилизм.
В приведенных рассуждениях лишь два обстоятельства не вызывают сомнения — стремление русской правовой мысли к единству права, православия и нравственности и зарождение российской правовой науки в конце XVIII века. Остальные доводы ученых при ближайшем рассмотрении не выдерживают критики и приводят к мысли об их тенденциозности и пристрастности к европейским юридическим идеалам в истолковании истории русского права и правосознания. Так, Р.В. Насыров, анализируя взгляды исследователей о русской правовой культуре, замечает, что, по мнению многих авторов, правовому прогрессу страны мешает широкое распространение неправовых регуляторов в обществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных, традиционных, патриархально-семейных и т. д. По его мнению, «эти распространенны