Реклама
Статья

Назначение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Э.В. ЛЯДОВ, кандидат юридических наук, доцент Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствии с ч. 2 ст. 45 Уголовного кодекса РФ может быть как основным, так и дополнительным наказанием. Уголовный кодекс РФ 1996 года существенно изменил правовую регламентацию назначения этого наказания. Изменения коснулись и содержательной стороны, и вопросов определения сроков при применении наказания.

Э.В. ЛЯДОВ,

кандидат юридических наук, доцент 

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствии с ч. 2 ст. 45 Уголовного кодекса РФ может быть как основным, так и дополнительным наказанием.

Уголовный кодекс РФ 1996 года существенно изменил правовую регламентацию назначения этого наказания. Изменения коснулись и содержательной стороны, и вопросов определения сроков при применении наказания.

Основанием применения данного вида наказания является невозможность сохранения за лицом, совершившим преступление, права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. Вывод о такой невозможности должен вытекать из обстоятельств, характеризующих совершенное преступление и личность виновного. Сравнивая содержание соответствующих статей прежнего и действующего уголовного законодательства (ст. 29 УК РСФСР 1960 года и ст. 47 УК РФ), следует сказать, что УК РФ более удачно определил основания применения данного вида наказания.

Часть 1 ст. 47 УК РФ гласит, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Данный вид наказания, по сути, включает в свое содержание две разновидности лишения прав:

· лишение права занимать определенные должности;

· лишение права заниматься определенной деятельностью.

В УК РФ четко определен круг должностей, занимать которые может быть запрещено по приговору суда. В соответствии с ч. 1 ст. 47 УК РФ к ним относятся должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 11.11.2003; далее — Закон о системе госслужбы) государственная служба Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

В соответствии со ст. 8 Закона о системе госслужбы должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, при назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности суд должен исходить из того, что он может назначить такое наказание только тому лицу, которое занимает или в момент совершения преступления занимало какую-либо из должностей государственной службы.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2005) под должностным лицом местного самоуправления понимается выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Выборное должностное лицо местного самоуправления — это должностное лицо органа местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Исходя из вышесказанного, при назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности в органах местного самоуправления суду необходимо предварительно установить, во-первых, занимал ли подсудимый какую-либо должность в том или ином органе местного самоуправления, и, во-вторых, совершено ли им преступление, исключающее возможность сохранения за ним права занимать определенную должность в органах местного самоуправления.

Следует отметить, что наказание в виде лишения права занимать определенные должности не может быть назначено в отношении лиц, которые занимают должности в коммерческих организациях, а также в некоммерческих организациях, не являющихся государственными или муниципальными, общественных объединениях и иных организациях, деятельность которых находится за пределами государственной службы Российской Федерации и ее субъектов.

Под профессиональной деятельностью того или иного лица понимается трудовая деятельность в соответствии с полученным лицом профессиональным образованием[1], т. е. это такой вид деятельности, для осуществления которого необходима профессиональная подготовка либо которая включает в себя виды работ, требующие специальной подготовки или позволяющие совершать определенные действия (принимать решения), характер которых устанавливается нормативными правовыми актами[2].

К профессиональной относятся педагогическая и врачебная деятельность, управление железнодорожным, водным и воздушным транспортом по договору найма и т. д.

В ч. 1 ст. 47 УК РФ говорится о возможности установления запрета заниматься иной деятельностью. Однако законодатель не конкретизирует понятие «иная деятельность», что позволяет рассматривать его в широком смысле — как любую постоянную или периодическую деятельность лица, которая может быть даже побочным занятием (например, в сфере досуга).

Однако, как правильно отмечает Е.С. Литвина, нельзя в этом плане лишить виновного права заниматься деятельностью, осуществляя которую личность реализует свои «естественные» права и свободы, к числу которых, во всяком случае, нужно относить такие, как право воспитывать собственных детей, организация собственного досуга[3]. Полагаем, под «иной деятельностью» надо понимать деятельность, которая требует специальной подготовки, навыков, знаний в конкретной сфере и при этом является нормативно урегулированной. К такому виду деятельности можно отнести, например, управление личным транспортом, охоту, рыболовство, частную охранную деятельность.

Следует отметить, что установление лишения права на свободный выбор должности или определенной деятельности возможно только на четко определенный законом срок. В соответствии с ч. 2 ст. 47 УК РФ срок рассматриваемого наказания дифференцируется в зависимости от того, какое это наказание (основное или дополнительное). Для лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как основного вида наказания установлен возможный срок от 1 года до 5 лет, а в качестве дополнительного — от 6 месяцев до 3 лет[4]. При этом в ч. 1 ст. 72 УК РФ уточняется, что сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляются в месяцах и годах.

Как основной данный вид наказания применим в следующих случаях:

· когда он прямо предусмотрен в качестве основного в санкции инкриминируемой нормы;

· при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (в порядке ст. 64 УК РФ);

· при замене неотбытой части наказания более мягким видом (в соответствии со ст. 80 УК РФ).

В ст. 29 УК РСФСР не содержалось непосредственного указания на возможность применения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как дополнительного, независимо от того, указано оно в санкции соответствующей статьи УК РСФСР или нет. Данный вопрос решался на основании Постановления Пленума Верховного суда РСФСР от 23.03.1971 № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации дополнительных мер наказания» (ныне не действует), в котором указывалось на нарушение судами требований ст. 29 УК РСФСР, предусматривающей возможность назначения в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью независимо от того, что эта мера наказания не указана в санкции закона, по которой квалифицируется совершенное преступление. Также в данном постановлении говорится, что, признав по характеру совершенных виновным преступлений по должности или при занятии определенной деятельностью невозможным сохранение за ним права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, суд вправе в соответствии со ст. 29 УК РСФСР применять к нему в качестве дополнительной меры наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью независимо от того, что указанная мера не предусмотрена санкцией закона, по которому осужден виновный.

В УК РФ этот вопрос решен однозначно: в соответствии с ч. 3 ст. 47 лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Об этом же говорится в п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.06.1999 № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания». В соответствии со ст. 47 УК РФ суд вправе применить к лицу, совершившему преступление в связи с занимаемой должностью или при занятии определенной деятельностью, в качестве дополнительного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью независимо от того, что данный вид наказания не предусмотрен санкцией закона, по которому осужден виновный, с приведением в описательной части приговора мотивов принятого решения. При этом не имеет значения, как лицо выполняло соответствующие обязанности: постоянно или временно, по приказу или распоряжению соответствующего должностного лица.

Необходимо отметить, что суды, вынося решение о применении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не всегда точно определяют должности или виды деятельности. Так, по приговору Самарского областного суда от 08.02.2002 обвиняемый Е. осужден по ч. 3 ст. 290 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 3 годам лишения свободы с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления сроком на 3 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ 12 апреля 2002 г. изменила приговор, исключив назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления сроком на 3 года. В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное Е. наказание постановлено считать условным с испытательным сроком 2 года.

Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте поставил вопрос об отмене кассационного определения с передачей дела на новое кассационное рассмотрение в связи с тем, что исключение из приговора назначения дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления не соответствует закону.

Президиум Верховного Суда РФ 26 июня 2002 г. удовлетворил протест, указав, что суд первой инстанции назначил Е. дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления сроком на 3 года.

Суд кассационной инстанции исключил назначение дополнительного наказания, поскольку суд первой инстанции в приговоре не уточнил, какие именно должности осужденный не может занимать в органах местного самоуправления и в каких органах он не имеет права занимать государственные должности. Однако по смыслу статей 387 и 396 УПК РФ (статей 350 и 368 УПК РСФСР) в том случае, когда судом первой инстанции при назначении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не уточнены должности или виды деятельности, суд кассационной (надзорной) инстанции вправе внести в приговор соответствующие изменения, если это не ухудшает положения осужденного.

Таким образом, Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ была вправе внести уточнения в приговор, не исключая назначения дополнительного наказания. Поскольку суд лишил Е. права работать в органах местного самоуправления и занимать государственные должности, внесение изменений по данному вопросу не ухудшило бы его положения.

Суд же кассационной инстанции, изменив приговор из-за неточности формулировки, нарушил требования закона, поскольку такой вид дополнительного наказания является обязательным за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ.

Подобное решение могло быть принято Судебной коллегией по уголовным делам ВС РФ лишь на основании ст. 64 УК РФ и при наличии исключительных обстоятельств. Суд первой инстанции, хотя и признал наличие таких обстоятельств, применил положения этой статьи только к основному наказанию, посчитав необходимым применение дополнительного наказания.

Поэтому исключение из приговора назначения дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления не соответствует закону[5].

Поднимая вопрос о порядке исчисления срока исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как дополнительного наказания, отметим, что УК РСФСР в ч. 3 ст. 29 ссылался на отдельный нормативный акт — на Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных (утв. Президиумом ВС РСФСР), которое предусматривало в ст. 9 порядок исчисления срока исполнения данного вида наказания.

Данный вопрос в УК РФ регламентируется в ч. 4 ст. 47. Так, в случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления в законную силу приговора суда.

Аналогично исчисляется срок данного вида наказания при назначении его как дополнительного к штрафу (ч. 1 ст. 36 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В случае же назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия (ч. 4 ст. 47 УК РФ), т. е. соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения (ч. 2 ст. 36 УИК РФ).

Исчисление срока наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве основного, осуществляется с момента вступления приговора суда в законную силу (ч. 1 ст. 36 УИК РФ). 

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть назначено условно, поскольку данный вид наказания не предусмотрен в ч. 1 ст. 73 УК РФ[6].

Полагаем, что рассматриваемый вид наказания в условиях провозглашенной гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики российского государства и развития альтернатив лишению свободы является необходимым и достаточно перспективным.

 

Библиография

1 См.: Рамазанов А.Ж. Наказания, не связанные с лишением свободы, и практика их применения: Дис. ... канд. юрид. наук. — Коломна, 2002. С. 122.

2 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. — 3-е изд., изм. и доп. — М., 2001. С. 100.

3 См.: Литвина Е.С. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Томск, 2003. С. 16.

4 В УК РСФСР такой дифференциации предусмотрено не было.

5 См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26.06.2002 по делу Евграшина.

6 См.: Антонян Е.А. Наказания, не связанные с лишением свободы: правовая природа, назначение и исполнение: Учеб. пособие. — Рязань, 2005. С. 46.

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024