Д.Н. БАХРАХ,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
 
В  журнале «Современное право» № 11 за 2007 год была опубликована статья о делегировании государством коммерческим банкам части своих полномочий. Хочется надеяться, что проблема передачи субъектами государственной власти ряда прав профессиональным союзам, коммерческим и некоммерческим саморегулируемым организациям (далее — СРО) привлечет внимание юридической науки и политологии.
 
Даже в условиях социалистического государства предпринимались попытки деэтизации отдельных видов публичной деятельности. Речь идет о создании и функционировании народных дружин, товарищеских судов, профсоюзных организаций, деятельность которых была полезной, но осуществлялась в условиях безграничной власти коммунистической партии.
В правовом демократическом социальном государстве должно формироваться гражданское общество, чему способствуют многопартийность, самостоятельность, свобода СМИ, развитие предпринимательства. Большое значение в этом процессе имеет передача субъектами публичной власти части своих полномочий институтам гражданского общества, саморегулируемого, способного решать многие социальные проблемы, активно сотрудничать с аппаратом публичной власти и влиять на нее, определяемая законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, ведомственными нормативными актами, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Первые шаги в этом направлении сделаны в начале 90-х годов прошлого века, когда были приняты законы Российской Федерации о банках и банковской деятельности, об образовании, о высшем и послевузовском образовании и др. В частности, законы об образовании разрешили негосударственным аккредитованным образовательным учреждениям выдавать успешно закончившим общеобразовательные и профессиональные учебные заведения учащимся и студентам аттестаты, дипломы государственного образца[1].
В связи с вышеизложенным, можно дать высокую оценку Федеральному закону от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон о СРО). Законом саморегулируемыми признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Под саморегулированием понимается самостоятельное и инициативное функционирование, осуществляемое субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности, содержанием которого являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований стандартов и правил. Саморегулирование в соответствии с Законом о СРО осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в СРО. Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности — физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность.
Законом о СРО определяются отношения, возникающие в связи с деятельностью СРО; приобретением и прекращением статуса СРО; осуществлением взаимодействия СРО и их членов, потребителей произведенных товаров и органов публичной исполнительной власти.
В Российской Федерации существует ряд видов деятельности, где государство либо не в состоянии обеспечить качество товаров и услуг, либо оно и не должно этим заниматься. Постепенно в ходе проводимой в нашей стране административной реформы государство от этих избыточных для него функций по надзору над качеством отдельных видов производственной деятельности должно избавляться. По закону право разрабатывать для предприятий стандарты деятельности и контролировать их исполнение в процессе создания СРО будет передаваться самим СРО.
Согласно новому закону СРО несут ответственность за всех своих членов. И если организация продала некачественный товар, оказала некачественную услугу и не компенсирует покупателю (заказчику) потери, можно будет обращаться в СРО, куда она входит, а объединение предпринимателей обязано расплачиваться за своих членов. Специально для этого СРО вынуждены формировать за счет членских взносов компенсационные фонды. Можно полагать, что введение таких финансовых гарантий вынудит компании утверждать для своей продукции более высокие стандарты.
В строительстве и некоторых других видах бизнеса, где суммы компенсаций могут быть значительными, величина фонда предполагается выше, что устанавливается специальным законом. Такие требования в основном коснутся лицензируемых видов бизнеса. К тому же для них участие в СРО планируется не добровольным, а обязательным.
Законом о СРО установлено, что для всех остальных предпринимателей создание СРО и вхождение в них — дело добровольное. Но следует иметь в виду, что членство в этих объединениях — своеобразная марка, знак качества. В СССР «знак качества» присваивался государственным органом — Госстандартом СССР. Согласно новому закону это будет делать сам бизнес, также он получит право отмечать продукцию фирм—членов СРО специальными корпоративными знаками высокого качества продукции (услуг).
Следует особо отметить, что и малый бизнес сможет создавать свои объединения. Думается, возникнут крупные СРО федерального уровня, куда войдут мощные компании, и региональные организации — для малого и среднего бизнеса. В основном они объединят предприятия сферы услуг (общепит, автомойки, парикмахерские и т. д.).
Статья 6 Закона о СРО, в частности, устанавливает, что подобная организация разрабатывает и определяет требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, вошедших в СРО, в том числе требования к вступлению в СРО; применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Законом о СРО и внутренними документами СРО в отношении ее членов.
Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного взыскания обязан рассматривать жалобы на действия членов организации и дела о нарушении ее участниками стандартов и правил предпринимательской (профессиональной) деятельности. Этот орган вправе принять решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия:
1) предписать члену СРО устранить выявленные нарушения и установить сроки устранения таких нарушений;
2) вынести члену СРО предупреждение;
3) наложить на члена СРО штраф;
4) рекомендовать исключить нарушителя из членов СРО;
5) применять иные меры, установленные внутренними документами СРО.
Поскольку Закон о СРО является одним из источников гражданского права, можно утверждать, что дисциплинарная ответственность в Российской Федерации регулируется нормами трудового, административного, уголовно-исполнительного и гражданского права. Но, пожалуй, самое оригинальное заключается в том, что впервые российским законом установлена дисциплинарная ответственность юридических лиц.
 
Библиография
1  Вообще это государственные дипломы, аттестаты, а слова «государственного образца» лишь означают, что эти документы выдаются негосударственными учебными заведениями на основе предоставленных им государством полномочий.