Реклама
Статья

Нормативно-правовое обеспечение доступности виртуальных социальных сред для инвалидов по зрению [1]

Рассматриваются вопросы, связанные с нормативно-правовым обеспечением доступа к виртуальным социальным средам инвалидов по зрению, направленным на сглаживание социального неравенства данной категории граждан в плане доступа к информации и осуществления информационных коммуникаций.

УДК 347.121.1:364.26

Страницы в журнале: 62-67 

 

И.В. Гончарова,

кандидат педагогических наук, доцент,  доцент кафедры методологии социологических исследований социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова  Россия, Москва ig73@inbox.ru

Г.Б. Прончев,

кандидат физико-математических наук, доцент, зам. заведующего кафедрой методологии социологических исследований социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Россия, Москва pronchev@rambler.ru

Е.И. Кричевер,

преподаватель школы с углубленным изучением математики № 1384 им. А.А. Леманского  Россия, Москва janekrichever@mail.ru

 

Рассматриваются вопросы, связанные с нормативно-правовым обеспечением доступа к виртуальным социальным средам инвалидов по зрению, направленным на сглаживание социального неравенства данной категории граждан в плане доступа к информации и осуществления информационных коммуникаций. Анализируются законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов, особые требования для инвалидов по зрению. Приведены примеры использования существующих стандартов для организации виртуальных социальных сред для инвалидов по зрению в России.

Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение, защита инвалидов, социальное неравенство, инвалиды по зрению, виртуальные социальные среды.

 

Введение. В современном российском обществе чрезвычайно остро стоит проблема социального неравенства. Одним из важнейших видов неравенства в настоящее время является неравенство доступа к информации. От возможности доступа к актуальной информации во многом зависит не только благосостояние человека, но и его физическое выживание [7, с. 22—28]. Это касается прежде всего людей с ограниченными возможностями здоровья. Необходим поиск новых путей социальной адаптации инвалидов и интеграции их в  гражданское общество, которое по умолчанию представляет собой так называемое общество здоровых. На наш взгляд, эта проблема не утратит своей актуальности и в том случае, если инвалиды в обществе будут составлять большинство или даже если все оно будет состоять только из инвалидов [7, с. 22—28].

Виртуальные социальные среды, созданные на основе мультимедийных интернет-технологий, могут стать весьма эффективным средством сглаживания информационного неравенства. Используя существующие в настоящее время интернет-сервисы, различные социальные группы могут если не полностью преодолеть неравенство доступа к актуальной информации, то, во всяком случае, существенно продвинуться в данном направлении [8, с. 77–85].

Большое число инвалидов по зрению (по оценке Всемирной организации здравоохранения оно достигает 285 млн человек, включая 39 млн слепых [9]) требует особого внимания, поскольку для людей с полной или частичной потерей зрения инвалидность означает невозможность воспринимать информацию через визуальный канал. Стандартные виртуальные социальные среды на основе интернет-технологий неприемлемы для этой категории граждан,  поэтому необходимо разрабатывать для них специальные среды.

В нашей предыдущей работе [2, с. 586—590] был дан обзор существующих в России виртуальных социальных сред, используемых для инвалидов по зрению. Следует отметить, что существующие социальные среды немногочисленны и плохо стандартизированы, а их применение требует специального обучения данной категории граждан.

Правовая защита инвалидов по зрению. Конвенцией ООН о правах инвалидов 2006 года (далее — Конвенция о правах инвалидов) признано, что инвалидность — «это эволюционирующее понятие... инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» [5].

Таким образом, инвалидность перестает рассматриваться как изъян отдельно взятого человека, а трансформируется в серьезную проблему общества.

В Российской Федерации основным правовым нормативом о защите прав инвалидов является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон о защите инвалидов) [14]. Он регламентирует государственные принципы защиты инвалидов в социальной сфере в соответствии с Конституцией РФ и принципами и нормами международного права и является регулятором обеспечения инвалидам равных прав во всех областях жизнедеятельности: политической, экономической, социальной и др.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о защите инвалидов «инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ратификация Российской Федерацией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов является признанием огромной важности вхождения лиц с ограниченными возможностями в гражданское общество в качестве полноправных членов, а также необходимости пересмотра понятия «инвалидность» как результата совместной деятельности человека с ограниченными возможностями и общества в целом с целью преодоления барьеров на пути включения инвалидов в жизнь общества.

Здоровый человек через каналы зрения получает до 80% информации. Для людей с полной или частичной потерей зрения инвалидность означает невозможность воспринимать информацию через визуальный канал. В ст. 14 Закона о защите инвалидов говорится о мерах обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к информации. Речь идет об  издании художественной, научной, учебно-методической, справочно-информационной литературы рельефно-точечным шрифтом Брайля, приобретении указанной литературы для образовательных учреждений и библиотек.

Большие возможности для преодоления информационного барьера и социальной интеграции и адаптации людей с ограниченными возможностями по зрению предоставляют принципиально новые тифлотехнические компьютерные средства коммуникации: клавиатура на основе шрифта Брайля, программы экранного доступа, синтезаторы речи, тифлопринтер и т. д. Обучиться работе на компьютере можно как самостоятельно, так и в различных учебных центрах страны. Правда, на сегодняшний день их число невелико. Наиболее успешные из них — Институт реабилитации «Реакомп» Всероссийского общества слепых [3], Нижегородский центр реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» [11].

Появление новых мультимедийных технологий взаимодействия людей с ограниченными возможностями по зрению и компьютера, а также растущее число пользователей этой категории граждан повлекли за собой изменение в нормативно-правовой базе нашей страны.

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» [12]  ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [13] была дополнена ч. 6, которая гласит: «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети “Интернет” устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти». Закон вступил в силу 1 января 2016 г.

В Закон о защите инвалидов также были внесены поправки: Федеральным законом от 30.12.2012 № 296-ФЗ значительно дополнена ст. 14 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации»; Федеральным законом от 21.07.2014 № 267-ФЗ введена ст. 14.1 «Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи»; Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ введена ст. 3.1 «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности».

Согласно Методическим рекомендациям представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования (для образовательных организаций высшего образования) (утв. письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25.03.2015  № 07-675) «образовательные организации должны обеспечить наличие альтернативной версии официального сайта образовательной организации в сети “Интернет” для слабовидящих».

Требования к версии для слабовидящих прописаны в ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» [4]. Основные положения ГОСТа направлены на то, чтобы обеспечить воспринимаемость, понятность, надежность, управляемость интернет-ресурсов, посещаемых людьми с ограниченными возможностями по зрению.

Использование стандартов для инвалидов по зрению в виртуальных социальных средах. Интернет-ресурсы государственных структур исполнительной власти на федеральном уровне в подавляющем большинстве имеют версии для инвалидов по зрению, отвечающие требованиям ГОСТ Р 52872-2012. Эти версии позволяют пользователям изменить размер шрифта, преобразовать все цветные графические объекты в черно-белые, отключить графические объекты. При этом все графические объекты имеют текстовое описание. Также слабовидящие могут варьировать фон страницы от белого цвета шрифта на черном фоне до черного цвета шрифта на белом фоне.

В качестве положительного примера организации страниц интернет-ресурсов для слабовидящих можно назвать официальные сайты Президента РФ — URL: http://special.kremlin.ru/events/president/new (дата обращения: 17.01.2016), Правительства РФ  —URL: http://special.government.ru (дата обращения: 17.01.2016), портала государственных услуг Министерства связи и массовых коммуникаций РФ — URL:  http://www.gosuslugi.ru/special (дата обращения: 17.01.2016), Министерства здравоохранения РФ — URL:  http://www.rosminzdrav.ru/special (дата обращения: 17.01.2016), Федерального агентства по туризму — URL:  http://www.russiatourism.ru (дата обращения: 17.01.2016), Министерства юстиции РФ — URL:  http://minjust.ru/ru/visuallimpaired (дата обращения: 17.01.2016), Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков — URL: http://fskn.gov.ru/special_fskn.shtml (дата обращения: 17.01.2016).

Тем не менее, Федеральное агентство по делам молодежи (URL: http://fadm.gov.ru, дата обращения: 17.01.2016) не поддерживает версии для инвалидов по зрению.

Государственные органы законодательной власти на федеральном уровне на своих официальных страницах также имеют версии для инвалидов по зрению. В качестве примера можно привести страницы сайтов Государственной Думы — URL: http://spec.duma.gov.ru (дата обращения: 17.01.2016), Совета Федерации — URL: http://special.council.gov.ru (дата обращения: 17.01.2016).

На интернет-портале Московской областной думы (URL: http://moduma.ru, дата обращения: 17.01.2016) слабовидящие могут получить всю необходимую информацию. Здесь имеется возможность изменения размера шрифта, увеличения или изменения контрастности, преобразования графического объекта в текстовый.

Однако на региональном уровне официальные сайты законодательной власти не всегда имеют версии для слабовидящих. Например, официальный сайт Курской областной думы (URL: http://kurskduma.ru/index.php, дата обращения: 17.01.2016) не оборудован такой функцией.

Многие  интернет-ресурсы органов исполнительной власти также имеют страницы для слабовидящих. Так, на сайте Генеральной прокуратуры РФ (URL: http://genproc.gov.ru/special/, дата обращения: 17.01.2016) пользователь может изменить цветовую схему, регулировать размер шрифта.

Наиболее популярные сервисы поиска информации уже отвечают разработанным стандартам предоставления информации в сети Интернет для слабовидящих людей. Например, главная страница поисковой системы «Яндекс» в мае 2015 года стала доступна незрячим и слабовидящим пользователям сети Интернет, использующим программы экранного доступа JAWS, NVDA и VoiceOver. Основной задачей портала является выделение особо важной информации, так как программа экранного доступа читает все подряд. Кроме того, незрячим пользователям доступны Почта.Яндекс и Яндекс.Браузер для ОС Windows. Это событие было приурочено ко Дню всеобщей осведомленности о доступности (Global Accessibility Awareness Day), посвященному популяризации в IT-отрасли идей accessibility, т. е. доступности интерфейсов для людей с ограниченными возможностями [11].

В конце мая 2014 года поисковая система Google запустила новый бесплатный «Синтезатор речи Google» [15], озвучивающий текст на экране устройства, что позволяет пользоваться функцией «Чтение вслух» в «Google Play Книгах», слушать произношение слов в «Google Переводчике», пользоваться программой «TalkBack» для устройств Андроид (все действия при этом озвучиваются). Поддерживаемые языки: английский (Великобритания, Индия, США), индонезийский, испанский (Испания, США), итальянский, кантонский, корейский, мандаринский, немецкий, нидерландский, польский, португальский (Бразилия), русский, тайский, турецкий, французский, хинди и японский.

Однако не все официальные сайты социально значимых организаций в настоящее время поддерживают версии для слабовидящих. Согласно социологическому исследованию, проведенному компанией «Финпотребсоюз» и Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в конце августа — начале сентября 2015 года, ни один из сайтов 60 крупнейших банков России не имеет функции «версия для слабовидящих», которая могла бы снять большую часть адаптивных и психологических проблем для людей с пониженным уровнем зрения. Крупным считается шрифт, в два раза превышающий по размеру основной шрифт, использующийся на сайте, средним — шрифт, аналогичный использующемуся на сайте (или немного больше). Средним шрифтом представлен текст на сайтах 27 банков из 60, а сайты 13 банков используют более мелкий шриф, чем основной. Сайты с высокой контрастностью шрифта, которая помогает слабовидящим читать информацию, есть у 29 банков из 60 [1].

Заключение. Можно констатировать, что ратификация Конвенции о правах инвалидов  позволила, во-первых, пересмотреть содержание понятия «инвалидность», во-вторых, привела к законодательному закреплению соответствующих положений Конвенции в нормативной базе Российской Федерации. Появление и развитие информационных тифлотехнологий1 дало возможность инвалидам по зрению стать полноправными участниками виртуальных социальных сред и активно включаться в жизнь общества.

Список литературы:

 

1. Банки не слишком дружественно настроены по отношению к людям с ограниченными физическими возможностями: Результаты совместного исследования Финпотребсоюза России и НАФИ.  URL: http://finpotrebsouz.ru/novosti/?ELEMENT_ID=3696&&SECTION_ID (дата обращения: 17.01.2016).

2. Гончарова И.В., Прончев Г.Б. Виртуальные социальные среды для людей с нарушением зрения // Политика и общество. 2015. № 5. С. 586—590. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.5.15324

3. Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала общероссийской общественной организации инвалидов — Всероссийского ордена Трудового красного знамени общества слепых «РЕАКОМП». URL: http://www.rehacomp.ru (дата обращения: 17.01.2016).

4. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению.  ГОСТ Р 52872-2012.  URL: http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=-1&page=0&month=-1&year=-1&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=176157 (дата обращения: 17.01.2016).

5. Конвенция ООН о правах инвалидов: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106.  URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 17.01.2016).

6. Методические рекомендации представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования (для образовательных организаций высшего образования): утв.  письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25.03.2015 № 07-675.  URL: http://www.obrnadzor.gov.ru/common/upload/doc_list/07-675_pismo.pdf (дата обращения: 17.01.2016).

7. Муравьев В.И., Прончев Г.Б.  Кризис русскоязычных интернет-сообществ инвалидов с синдромом ДЦП (на примере сервиса livejournal.com) // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы III Междунар. науч.-практ. конференции. Москва, 27—28 февраля 2013 г. / под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. М.: МГППУ, 2013. С. 22—28.

8. Муравьев В.И., Прончев Г.Б., Прончева Н.Г. Современные интернет-технологии как средство сглаживания социального неравенства в контексте взаимоотношений гражданского общества с государством // Образование и право. 2013. № 12 (52). С. 77–85.

9. Нарушения зрения и слепота // Информационный бюллетень Всемирной организации здравоохранения. 2014. № 282. URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs282/ru (дата обращения: 17.01.2016).

10. Нижегородский областной центр социально-трудовой и психологической реабилитации инвалидов по зрению «Камерата». URL: http://www.kamerata.org (дата обращения: 17.01.2016).

11. Новый Яндекс.Браузер 14.12 стал доступнее и безопаснее // Яндекс: клуб браузера. URL: http://clubs.ya.ru/yandexbrowser/replies.xml?item_no=5105 (дата обращения: 17.01.2016).

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов: федер. закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ. URL: http://www.garant.ru/otlaw/federal/586929 (дата обращения: 17.01.2016).

13.  Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федер. закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/194874/#ixzz3wgaEeIRs (дата обращения: 17.01.2016).

14. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/10164504 (дата обращения: 17.01.2016).

15. Синтезатор речи Google // Google Play. URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.google.android.tts&hl=ru (дата обращения: 17.01.2016).

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Рассматривается проблема дифференциации населения России по уровню доходов. Автор обращает внимание на критерии такой дифференциации и раскрывает причины их возникновения.
Добавлено: 03.12.2021
Рассматриваются новые вызовы и угрозы, обусловившие принятие новой Стратегии национальной безопасности РФ, ее сущность, основные новые положения, потребности и возможности ее нормативно-правового обеспечения.
Добавлено: 16.12.2018