УДК 341:34.0

Страницы в журнале: 124-125 

 

ЛО ХАОЦАЙ,

профессор, проректор Пекинского университета, заместитель председателя Ассоциации юристов Китая, президент Ассоциации исследований по правам человека в Китае, заместитель председателя Верховного народного суда Китая

  

The importance of soft law 

Lo Haotsay

 

Что такое право? В юридических кругах Китая прочно утвердились представления о том, что право как система социальных норм выражает государственную волю, формируется либо санкционируется государством; исполнение этих норм обеспечивается принудительной силой государства. Это означает, что право может содержать только законы, постановления и положения в рамках государственного законодательства, т. е. те нормы, которые соответствуют модели действий «приказ — подчинение» и исполнение которых обеспечивает государство. Эти нормы мы называем жесткими (или твердыми). Нормы, предназначенные для описания юридических фактов либо носящие декларативный, призывный, поощрительный, стимулирующий, консультативный или направляющий характер, можно назвать нормами мягкого законодательства, поскольку их логическая структура недостаточно завершена, а их исполнение государством принудительно не обеспечивается.

В последние годы, по мере развития сферы общественного правления, норм так называемого мягкого законодательства становится все больше, они незаменимы и играют все более важную роль в указанной сфере.

В 2006 году в Пекинском университете под нашим руководством был дан старт проекту,  посвященному изучению одной из важнейших тем гуманитарных и общественных наук Министерства образования КНР — проблематики мягкого законодательства в сфере общественного правления. Проект нацелен на всеобъемлющее исследование взаимосвязей между мягким и жестким законодательством, а также на выяснение места и функций мягкого законодательства в современном общественном правлении.

Для выяснения общего объема мягких норм в китайской правотворческой сфере нашей исследовательской группой проведен позитивный анализ удельного веса мягкого законодательства в государственной правотворческой деятельности. В восьми важных сферах публичного права, регулирующих рыночный контроль, бюджет, налоги и финансы, образование, науку, культуру и спорт, городское и сельское строительство, судебное администрирование, общественную безопасность, сельское хозяйство, фармацевтику и здравоохранение, было проанализировано 84 закона (36,7% от 229 действующих), 135 административных актов (20,2% от 669 действующих), 92 нормативных правовых акта местного назначения и 189 правил и регламентов. Во всех 500 рассмотренных нормативных актах насчитывается 20 482 пункта, среди которых 4328 можно отнести к категории мягкого законодательства (21,13% от общего количества актов). Причем доля норм мягкого законодательства постепенно растет.

В ходе исследования выяснилось, что в современном процессе общественного правления государственное законодательство перестало быть чисто жестким, норм мягкого законодательства становится все больше и больше. Кроме того, следует уделять внимание трем видам важных норм, не принадлежащих государственному законодательству. Это, во-первых, нормативные документы, разработанные государственными органами, такие как основы, рекомендации, стандарты, программы, критерии оценки и т. п., предназначенные для создания институтов общественного управления, и прежде всего — институтов внутреннего управления в государственных органах; во-вторых, нормы саморегулирования, разработанные народно-политическими консультативными советами, комсомольскими и прочими политическими организациями для решения вопросов об обсуждении государственных дел и участии в государственном управлении; в-третьих, нормы саморегулирования, разработанные различными сообществами (например, футбольными федерациями, сельскими комитетами) для обеспечения институционализации и упорядочения общественного самоуправления.

Перечисленные выше виды норм и нормы мягкого законодательства в сфере государственного правотворчества имеют три одинаковых признака: выражают общественную волю; получили государственное одобрение подтверждением либо по умолчанию; их исполнение обеспечивается не принудительной силой государства, а в основном за счет материального или морального поощрения, общественного мнения, организационного саморегулирования, добровольного подчинения и прочих подобных методов. В этой связи мы можем на какое-то время назвать их также нормами мягкого законодательства.

В практике общественного правления вышеизложенные нормы мягкого законодательства играют важную роль прежде всего в преодолении некоей отсталости и недостатков жесткого законодательства, отзываются на реальные потребности в управлении на правовой основе путем восполнения законодательных пробелов и обогащения определенных аспектов жесткого законодательства. Если в общественной жизни отсутствуют нормы мягкого законодательства,  трудно себе представить вообще существование как общественного правления, так и правового строительства.

Стоит отметить, что разработка последних трех видов норм мягкого законодательства срочно нуждается в законодательном регламентировании. Поскольку разработка данных норм не регламентируется государственным законом о правотворчестве, в процессе их создания часто случаются те или иные промахи; некоторые нормы даже противоречили установленным правовым процедурам и элементарной справедливости, нарушали принципы управления на правовой основе и верховенства законов и ущемляли законные права и интересы граждан. В качестве примера приведем некоторые нормативные документы, которые в просторечии именуются «красноголовыми». В одном документе устанавливаются дополнительные очки для абитуриентов, поступающих в среднюю школу высшей ступени, если их родители купили товарную квартиру в конкретном районе. Другой документ предусматривает для государственных служащих показатель продажи помидоров. Третий — устанавливает обязательное потребление сигарет определенной марки. Четвертый — требует от жителей вешать на определенной улице только белые занавески... В последние годы подобные нелепые нормативные документы не раз были преданы огласке и резко осуждены общественностью за необоснованность их разработки и абсурдность содержания.

Одним словом, мягкое законодательство должно быть хорошо проработанным и добрым, его разработка срочно требует законодательного регламентирования. Как осуществлять управление публичной сферой при опоре на мягкое законодательство —  важная и актуальная задача, стоящая перед китайскими исследователями и законодателями.

Наше исследование показывает, что с учетом фактов объединения жесткого и мягкого законодательства в управлении страной на правовой основе мягкое законодательство играет важную и незаменимую роль. Право — регулятор общественных отношений. С учетом степени трудности упорядочения разных общественных отношений следует выбирать для их регулирования правовые нормы с разной степенью жесткости, иначе возможны излишние траты правовых ресурсов. В соответствии с требованиями научного развития и создания гармоничного общества при осуществлении управления на правовой основе, в Китае необходимо уделять особое внимание мягкому законодательству, добиться того, чтобы было больше консультаций, меньше принуждения, и тем самым на более высоком уровне обеспечить в обществе свободу.