Реклама
Статья

О государственном надзоре в сфере страхования

Н.Н. КОСАРЕНКО, кандидат юридических наук доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московского Гуманитарного Университета Рассматривается проблема государственного надзора в сфере страхования в Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса. Автор дает свое виденье сложившейся ситуации на страховом рынке и роли Федеральной службы страхового надзора.

Н.Н. КОСАРЕНКО,

кандидат юридических наук доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московского Гуманитарного Университета

 

Рассматривается проблема государственного надзора в сфере страхования в Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса. Автор дает свое виденье сложившейся ситуации на страховом рынке  и роли Федеральной службы страхового надзора.

Ключевые слова: страхование, страховой бизнес, государственный надзор в страховании, лицензирование, резервирование.

 

Деятельность страховых компаний коренным образом отличается от деятельности других коммерческих организаций. В их основе положен принцип защиты имущественных интересов юридических и физических лиц от непредвиденных обстоятельств, случайностей и стихийных бедствий. При этом в каждом страховом случае заложен возможный риск, который может принести страхователю большой материальный ущерб или человеческие жертвы.

Сущность страхования определяет и высокую долю ответственности страховщика за последствия его деятельности, что требует особой организации надзора государства, которое не может быть в стороне от страховой деятельности, интересов населения и экономики в целом.

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Регулирующая функция государства в страховой деятельности может проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций. Выполнение регулирующей функции государства как правило возлагается на специальный орган, осуществляющий государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах мира.

Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующей на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечивать развитие национальной системы страхования и осуществлять контроль за страховым сектором экономики. В связи с этим Министерством финансов РФ совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти должны принимать меры по совершенствованию нормативно-методической базы регулирования страховой деятельности. В первую очередь необходимо иметь экономически обоснованные нормативы деятельности страховых организаций, соблюдение которых минимизирует риск дестабилизации их работы. Особенно это касается организаций, осуществляющих долгосрочные виды страхования.

Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач по следующим направлениям:

— прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов, предполагающее:

— определение институциональных основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, а также в страховании экспортных кредитов;

— обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования (в частности страхования имущества унитарных и казенных предприятий, иных организаций бюджетной сферы при четкой регламентации действий страхователя, представляющего интересы государства);

— повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования, определение порядка их участия в государственных программах страхования, предоставление им государственной поддержки;

— предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан;

— законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка. Здесь предстоит конкретизировать условия допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок, регламентировать перестраховочную деятельности в целях предотвращения необоснованного оттока валютных средств за рубеж и т.д.

Совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью предполагает создание нормативных и организационных основ страхового надзора в Российской Федерации, а также разработку процедур финансового оздоровления страховых организаций.

Эта функция государства возложена на Министерство финансов РФ, деятельность которого должна осуществляться в постоянном взаимодействии с правоохранительными и налоговыми органами в целях пресечения фактов мошенничества в сфере страхования; с органами, осуществляющими антимонопольную политику в целях развития конкуренции на страховом рынке; с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях выработки единых методических принципов организации и осуществления страхового дела и недопущения принятия на региональном уровне решений, не соответствующих действующему законодательству.

Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации конкретно осуществляется Федеральная служба страхового надзора. В соответствии с законодательством основными функциями этого органа являются:

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в соответствии со статьей 30  Закона вправе:

а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

в) при выявлении нарушений страховщиками требований настоящего Закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий .

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Министерством по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур РФ в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Главным условием для проведения страховщиком страхования на территории РФ является получение специальной лицензии на право проведения страховой деятельности. Ее отсутствие влечет за собой признание незаконной деятельность организации и применение к ней санкций, предусмотренных страховым и налоговым законодательством страны.

Лицензирование страховой деятельности является одним из главных инструментов регулирования процесса формирования страхового рынка. Назначение лицензирования заключается в проверке подготовленности страховой организации к проведению страховой деятельности и в определении сферы этой деятельности.

Государственная лицензия на осуществление страховой деятельности выдается страховым организациям Федеральной службой страхового надзора. Лицензия имеет специальную форму и содержит ряд обязательных реквизитов. Неотъемлемой частью государственной лицензии является приложение к ней, в котором перечислены конкретные виды страхования. Страховщик может заключить со страхователем только такой договор страхования, по которому объект страхования, перечень страховых рисков, форма проведения страхования и иные условия соответствуют перечню видов страхования, перечисленных в приложении к лицензии. Лицензии выдают:

а) страховщикам на основании их заявлений с приложением:

—учредительных документов;

—свидетельства о регистрации;

—справки о размере оплаченного уставного капитала;

—экономического обоснования страховой деятельности;

—правил по видам страхования;

—расчетов страховых тарифов;

—сведений о руководителях и их заместителях;

б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением:

—учредительных документов;

—свидетельства о регистрации;

—справки о размере оплаченного уставного капитала;

—сведений о руководителях и их заместителях.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять. Выданная лицензия предоставляет страховщику право на проведение видов страховой деятельности, перечисленных в лицензии, в соответствии с правилами страхования.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов. Порядок выдачи лицензии в России в настоящее время значительно упрощен по сравнению с зарубежными странами.

Лицензирование — формализованная разновидность контроля, в соответствии с которой лица, имеющие намерения осуществлять деятельность на рынке, направляют документы согласно требованиям Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации в лицензирующий орган и тем самым выражают согласие на проведение проверки их деятельности.

Каждая отрасль страхования по существу является отдельным страховым рынком, на котором действуют свои правила, условия и страховые тарифы, различные требования по формированию страховых резервов и размещения активов страховщика, их покрывающих. Стадия предварительного контроля при лицензировании страхования жизни и страхования иного, чем страхование жизни имеет различный регламент относительно процедуры и состава документов для осуществления этих видов страхования.

Поэтому обычно страховой рынок разделяют на рынок страхования жизни и рынок прочих видов страхования, к которым относят все виды страхования имущества, ответственности, а также страхование от несчастных случаев и болезней.

Перед тем, как выдать разрешение орган страхового надзора должен убедиться в подготовленности компании к проведению данного вида страхования. Поэтому в заявлении о создании страховой компании должна содержаться подробная информация о начальном капитале, предполагаемых видах страховых операций, страховых полисах, ставках страховой премии, заключенных соглашениях о перестраховании рисков, операционных расходах, оценка прибылей и убытков, должны быть представлены кандидатуры на должности директора, управляющих, главных бухгалтеров создаваемой компании, которые должны подтвердить свою компетентность и соответствие предполагаемой должности.

При обращении за лицензией страховщики подают в органы страхового надзора комплект документов, которые проверяются на соответствие требованиям законодательства, а также с точки зрения их экономического содержания, соответствия представленных страховщиком расчетов и планов принятым нормам финансовой устойчивости.

К комплекту документов, являющихся экономическим обоснованием страховой деятельности, должны быть приложены план по перестрахованию в случае, если максимальный объем ответственности по индивидуальному риску превышает установленные нормативы, а также план размещения страховых резервов, и баланс с приложением отчета о финансовых результатах.

Кроме расчета страховых тарифов должны прилагаться использованная методика их расчета с указанием источника исходных данных, а также утвержденная руководителем страховой организации структура тарифных ставок.

Выданная лицензия предоставляет страховщику право на проведение видов страховой деятельности, перечисленных в лицензии, в соответствии с правилами страхования, которые приводятся в приложении к ней. Структура видов страховой деятельности, принятая в целях лицензирования по страхованию иному, чем страхование жизни, основана на принципе классификации имущественных интересов, которые могут быть объектами страхования.

В Российской Федерации для допуска страховой компании на рынок на основе общих требований, изложенных в Законе «Об организации страхового дела», органом страхового надзора разработаны и утверждены Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Эти Условия являются едиными на всей территории России.

Отказ в регистрации страховой организации может последовать по мотивам несоответствия создания организации законодательным актам Российской Федерации, неполноты представленных сведений. Отказ в регистрации и задержка в выдаче свидетельства о регистрации могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

С целью обеспечения защиты интересов страхователей и финансовой устойчивости операций по отдельным видам страхования в Условиях лицензирования предусмотрен особый механизм предварительного контроля за наличием собственных средств, включая уставный капитал, и их соответствием тому объему обязательств, который берет на себя страховая компания в первые годы своей деятельности.

В России правила формирования страховых резервов устанавливаются органом страхового надзора. Реализация этого права осуществляется как в форме специального нормативного документа, так и на этапе лицензирования документов каждой конкретной страховой организации. Законом «Об организации страхового дела» предусмотрено создание института актуариев — специалистов по актуарным расчетам, связанным с образованием резерва страховых премий по долгосрочным видам страхования, которые непосредственно в страховых компаниях должны будут осуществлять повседневный контроль за достаточностью сформированных страховщиком резервов и наличием соответствующих им по стоимости и надежных с точки зрения ликвидности и доходности активов.

Реальный рынок страхования жизни в России составляет около 15 млрд. рублей в год.

При первом обращении страховой организации за получением лицензии оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой организации должны обеспечивать проведение планируемых видов страховой деятельности и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования.

Правила, в соответствии с Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и общими условиями действительности сделок, предусмотренных гражданским законодательством должны включать:

—определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования;

—определение объектов страхования;

—определение перечня страховых случаев, при наступлении которых возникает ответственность страховщика по страховым выплатам (основные и дополнительные условия);

—страховые тарифы;

—определение сроков страхования;

—порядок заключения договоров страхования и уплаты страховых взносов;

—взаимные обязательства сторон по страховому договору и возможные случаи отказа в выплате по договорам страхования;

—порядок рассмотрения претензий по договору страхования.

К Правилам должны быть приложены образцы форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов).

За выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности со страховых организаций взимается плата в федеральный бюджет в размере, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Плата вносится после принятия решения о выдаче лицензии. При необходимости внесения изменений в реквизиты лицензии также взимается плата. Страховщик несет ответственность за достоверность информации, указанной в документах, представленных на лицензирование. Страховщику, сдавшему документы на лицензирование, направляется уведомление. Орган страхового надзора должен рассмотреть заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения выше указанных документов. Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации. Об отказе в выдаче лицензии юридическому лицу сообщается в письменной форме с указанием причин отказа. Страховщик имеет право обжаловать действия органа страхового надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В настоящее время эффективность лицензирования не очень высока, и реальных гарантий надежной и добросовестной работы страховщиков в рамках такого механизма нет. Необходимо совершенствование условий лицензирования страховых компаний, поскольку порядок выдачи разрешений на право осуществления страховой деятельности давно устарел.

Федеральная служба страхового надзора (ФССН) в 2009 году отозвала лицензии у 240 из 1416 страховых компаний. В список попали страховщики, чей уставный капитал оказался ниже установленного законом, а также компании — «мертвые души», в течение года не занимавшиеся страховой деятельностью. Не проводят страховые операции и страховщики, созданные для минимизации налогообложения материнских корпораций и замаскированные под компании по страхованию жизни.

Самой большой проблемой ФССН считает недобросовестность страховщиков: финансовый кризис закончится, а урон от действий недобросовестных участников страхового рынка еще долго будет оказывать влияние на отношения страховщиков с потенциальными клиентами.

Бессистемность и несовершенство страхового законодательства еще один из источников, возникающих проблем страхового рынка, усложняющих борьбу с недобросовестностью в страховании. В частности, необходимо изменить законодательство так, чтобы страховщик не мог, сменив название фирмы, адрес, руководство, организационно-правовую форму, выйти из бизнеса, не выплатив клиентам того, что им должен.

Особое внимание в период кризиса стоит обратить на проблему надежности компаний, занимающихся страхованием ответственности, которые должны быть сверхнадежными. В этой ситуации предлагается повысить требования к страховщикам, так как довольно часто они демонстрируют лишь «перевод денег из одной позиции в другую», между тем как коэффициент выплат в страховании ответственности остается низким — 12%.

ФССН также ведет анализ обоснованности тарифов по социально значимым видам страхования, чтобы не допустить тарифного демпинга.

 

Список литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая, вторая // СЗ РФ. 1994.

№ 32. Ст. 3301;

2. Закон РФ от 27.11.1992 № 40151 «Об ор-ганизации страхового дела в Российской Федерации» //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993  № 2. Ст. 56. СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5622.

3. Гинзбург А.И. Страхование. — СПб: Пи-тер, 2007.

4. Гвозденко А.А. Страхование. — М. : Проспект, 2008.

5. Косаренко Н.Н. Государство и страхование. — М., 2007.

6. Косаренко Н.Н. Современное страховое право. — М.: Экономика, 2009.

7. Страховое право. / Под ред. Шахова В.В., Григорьева В.Н. — М., 2002.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024