А.А. РАЙЛЯН,

кандидат юридических наук, доцент

 

Наука потребительского права представляет собой учение о потребительском праве. Если говорить о ней как о потребительско-правовой доктрине, то это, как и в науках других отраслей права, — система знаний, охватывающая понятия, положения, идеи, суждения, концепции и выводы о потребительско-правовых явлениях.

Наука потребительского права — это наука общественная, которая, опираясь на закономерности развития рыночного хозяйства, изучает общественные явления и процессы, связанные с регулированием нормами потребительского права поведения людей и их коллективов на потребительском рынке. Причем она не только способствует познанию тех или иных правовых явлений или процессов, но и разрабатывает необходимые рекомендации по дальнейшему совершенствованию, повышению эффективности потребительско-правового регулирования общественных отношений в соответствии с задачами современного общественного развития. Она призвана исследовать закономерности и механизмы правового регулирования, функционирующие в потребительской сфере отношений. Науку потребительского права следует расценивать как самостоятельную ветвь (отрасль) правоведения.

Всякая научная деятельность есть прежде всего процесс познания. Предмет любой науки — это то, что она изучает. В уголовно-правовой литературе правомерно говорится о том, что «отпочкование» какой-либо науки закономерно лишь тогда, когда в процессе исследования выкристаллизовывается новый предмет, требующий специального, самостоятельного исследования. Представители административно-правовой науки, в свою очередь, утверждают: «Только тогда наука становится таковой, когда она определила свой предмет и построила свою систему»[1].

Предметом потребительско-правовой науки является в первую очередь само потребительское право как самостоятельная отрасль права. Наука потребительского права изучает, что есть это право, его происхождение, становление, перспективы и закономерности развития, состав и систему норм потребительского права, их содержание и роль в правовом регулировании данного вида общественных отношений.

В сферу потребительско-правовой науки входит изучение не только российского потребительского права, но и права стран ближнего и дальнего зарубежья, поскольку во всех странах правовое регулирование отношений на потребительском рынке строится на одних и тех же закономерностях. Сохранение единого экономического пространства, например, в странах СНГ возможно лишь в результате изучения и обобщения, а также взаимного применения единой основы. Включение России в европейскую и мировую систему также требует сближения российского и потребительского законодательства с аналогичным законодательством экономически развитых стран. Исследуя различные виды договоров в современном французском гражданском праве, в том числе договоры с участием граждан-потребителей, Т.В. Шашихина отмечает: «Изучение французского опыта в настоящее время приобрело актуальность и в связи с развитием российско-французских торгово-экономических отношений»[2].

Наука потребительского права изучает общественные отношения, регулируемые нормами потребительского права, выявляет специфические признаки, особенности этих отношений, изучает вопросы целесообразности и необходимости применения к регулированию общественных отношений тех или иных видов норм потребительского права.

Кроме того, эта наука изучает нормативные акты, в которых содержатся специальные нормы, выделяет виды нормативных актов, их юридическую силу, действие во времени, пространстве и по отношению к лицам, их подчиненность (иерархию) и т. п.

Перед наукой потребительского права встает задача изучить, как исполняются правовые нормы, определяющие развитие потребительского рынка. Поэтому в исследованиях не последнее место занимает изучение практики применения потребительского законодательства, поскольку это позволяет определить его эффективность, выявлять условия и причины несоблюдения потребительских прав.

Всякое научное исследование предполагает точное определение не только цели и предмета, но и приемов, способов и средств решения соответствующей научной задачи. Методы научного исследования и есть те приемы и способы, которые используются в науке для познания ее предмета и получения научного результата. Учение о методах научного познания называется методологией.

Различают два подхода к исследуемым явлениям и процессам: общенаучный (философский), имеющий определяющее значение для любой науки, и частнонаучные методы, используемые конкретной наукой или группой наук. Философский метод определяет общую методологическую направленность любого исследования, поскольку речь идет о материалистических методах познания общественного развития, основанных на признании его объективности и известной закономерности. Метод познания признается действительно научным лишь тогда, когда он отражает объективные законы действительности.

Частнонаучными методами науки потребительского права являются метод сравнительного правоведения, комплексный анализ, системный подход, метод конкретных социологических исследований, метод формально-логического толкования и некоторые другие.

Метод сравнительного правоведения базируется на изучении и использовании накопленного опыта правового регулирования сходных потребительских отношений в различных правовых системах. Через сравнение сходных явлений выявляются сходства и различия изучаемых предметов, проводятся их классификации по определенным признакам. Причем изучается не только юридическое содержание правового явления, как, например, потребительское право, но и причины, вызвавшие его появление в конкретном национальном правопорядке, перспективы и формы его развития, что позволяет определить как национально-специфические, так и интернациональные, т. е. общезначимые, универсальные черты.

Этот метод способствует выработке единой политики, созданию единых норм, позволяющих «однотипно» регулировать потребительские правоотношения в различных странах, и прежде всего в рамках стран СНГ. Об этом свидетельствует содержание заключаемых соглашений между правительствами этих стран. В частности, в преамбуле Соглашения между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики о сотрудничестве в области защиты прав потребителей сказано, что при его заключении (совершении) стороны принимают во внимание как общую заинтересованность в координации и эффективной реализации государственной политики в области защиты прав потребителей, так и важность координации научных исследований в области совершенствования законодательства о защите прав потребителей, формирования и развития рынков товаров и услуг для населения, проведения потребительской экспертизы товаров и услуг.

Метод комплексного анализа предполагает исследование предмета всесторонне, с позиций не одной, а нескольких наук[3]. Комплексный подход означает решение не только основной проблемы, но и других, связанных с нею. Немаловажное значение имеют комплексные межотраслевые исследования, так как проблема правового обеспечения, например, высокого качества товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг не может быть решена только с позиций одной науки.

Большое значение придается экономико-правовым исследованиям, поскольку повышение эффективности гражданско-правовых имущественных санкций не может быть достигнуто без уяснения и разработки экономического механизма их действия. Совершенствование правового оформления экономических связей невозможно без серьезного анализа их природы. К тому же некоторые связи, охватываемые предметом цивилистической науки, вообще носят смешанный характер (например, отношения собственности).

Необходимость использования метода комплексного анализа продиктована самой структурой и содержанием законодательства о защите прав потребителей. Это законодательство условно состоит из двух больших частей, охватывающих как частноправовые, так и публично-правовые начала. Следовательно, субъекты потребительского права (изготовители, исполнители, продавцы) выступают одновременно в различных правоотношениях: гражданско-правовых, административно-правовых, финансово-правовых и др.

Системный подход, или метод системного анализа (исследования), связан с понятием системы как определенной формы организации. Сам термин «система» многозначен. В правоведении же употребляют понятия «система права», «система законодательства», «система гражданского права», «система потребительского права». Опираясь на общественные науки, цивилисты трактуют систему как сложное социальное образование, состоящее из многих взаимосвязанных элементов и взаимодействующее с внешней средой как единое целое.

Суть системного подхода заключается в анализе внутренних и внешних, прямых и обратных связей системы, в выявлении функциональных задач ее частей, согласованности или рассогласованности их действий и т. п. Кроме того, выявление всего многообразия внутренних и внешних связей системы позволяет выявить недочеты в ее функционировании и найти пути их устранения.

Такой подход вполне применим и к потребительско-правовым явлениям. Следует сказать, что потребительское право, являясь частью правовой системы, само является системой, состоящей из совокупности элементов, объединенных рядом характерных признаков. Потребительское право — это целостная система правовых норм, представляющих объективно неразрывное единство. Это право является упорядоченной системой, поскольку ее элементы — нормы и институты — находятся в определенной иерархии.

Метод конкретных социологических исследований, или социологический метод, охватывает несколько основных направлений. Суть одного из них заключается в анализе статистических данных, в том числе о потребительских делах, рассматриваемых судебными органами. Результаты таких анализов подлежат регулярному официальному опубликованию[4]. Изучение этих результатов позволяет выявить определенные тенденции в деятельности судов по рассмотрению дел о защите прав потребителей, определить как положительные, так и отрицательные моменты.

Потребительские споры являются одной из основных категорий споров, рассматриваемых мировыми судьями. Количество потребительских исков в судах продолжает возрастать. Если в первом полугодии 2003 года мировыми судьями рассмотрено 13,7 тыс. споров о защите прав потребителей[5], то за весь год — 30 тыс. споров[6].

Второе направление метода конкретных социологических исследований заключается в анкетировании групп граждан, категорий работников и анализе полученных данных. Это предполагает использование не только правовых, но и специальных социологических приемов. В потребительской сфере такие данные могут быть положены в основу принятия как потребительско-правовых, так и социально-политических решений. В этом аспекте заслуживает внимания и одобрения деятельность Вологодского научно-координационного центра Центрального экономико-математического института РАН. На протяжении ряда лет центр регулярно проводит мониторинг условий проживания в Вологде и отношения горожан к деятельности местных органов власти и управления.

Результаты мониторинга, осуществленного в 2004 году, позволили дифференцировать районы города по уровню комфортности проживания, определить части города с наиболее низким уровнем комфортности. При этом число респондентов, считающих условия проживания хорошими и скорее хорошими, чем плохими, постоянно уменьшается (снижение составило 19,3 пунктов в сравнении с 1999 годом).

Отражая общественное мнение, полученные результаты представляют собой один из важнейших индикаторов достижения целей социально-экономического развития.

Третье направление рассматриваемого метода подразумевает использование экспертных заключений по тому или иному вопросу. Это широко применяется при разработке нормативных актов в области защиты прав потребителей, принятии правительственных решений и руководящих постановлений высшими судебными инстанциями страны в этой сфере и некоторых иных случаях.

Так, разработка Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) и ряда других потребительских нормативных актов велась с учетом мнения и при непосредственном участии Я.Е. Парция, долгое время работавшего начальником управления Госстандарта СССР, а впоследствии руководившего консалтинговыми фирмами по вопросам сертификации продукции и защиты прав потребителей.

При Верховном суде РФ действует Научно-консультативный совет, состоящий из авторитетных ученых. Бесспорно, что Постановление Пленума ВС РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» было разработано с участием этого совета.

Таковы основные методы, используемые в науке потребительского права. Однако они не носят исчерпывающего характера, могут быть и другие (например, исторический метод).

Наука потребительского права как самостоятельное научное направление возникла в России совсем недавно — не ранее первой половины 1990-х годов, когда появились нормативные акты, развивающие положения Закона о защите прав потребителей. Однако ее теоретические основы были заложены еще в 1980-х годах. Переход российской экономики на рыночные рельсы активизировал научные исследования в потребительской сфере. Многие из них носят преимущественно частноправовой характер, однако потребительское право имеет и публично-правовую составляющую (т. е. часть потребительских отношений, причем значительная, регулируется нормами публичных отраслей права). Закон о защите прав потребителей — один из немногих законов в сфере частного права, имеющий публично-правовой характер. Поэтому неудивительно, что реализация его норм вызывает на практике ряд проблем[7]. В связи с этим отрадно заметить, что изучением этих проблем занялись и представители публичных отраслей права.

Достигнутый на современном этапе уровень научного познания потребительско-правовых явлений позволяет заявить: наука потребительского права состоялась, создана солидная теоретическая база для последующих научно-практических изысканий. При этом наука потребительского права должна покоиться на общетеоретическом и общегражданском правовом фундаменте.

Закончим изложение на оптимистической ноте: «Мы почти на сорок лет опоздали с изучением науки о поведении потребителей и на тридцать лет позже получили первый учебник. Но это не очень страшно. Темпы развития рыночных отношений в России таковы, что очень скоро мы сможем догнать наших зарубежных коллег. И кто знает, может быть уже в ближайшие годы российские специалисты по поведению потребителей... внесут свой вклад в дело развития и обогащения приемов и методов исследования поведения потребителей»[8].

 

Библиография

1 См.: Бельский К.С. О предмете и системе науки административного права // Государство и право. 1998. № 10. С. 19.

2 Шашихина Т.В. Новые типы договоров в современном гражданском праве Франции // Журнал российского права. 1998. № 3. С. 118.

3 См.: Советское гражданское право: Учеб. Т. 1. — М., 1979. С. 55—56.

4 См., например: Работа федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей Российской Федерации (первое полугодие 2003 года) // Российская юстиция. 2004. № 1. С. 68—78; Работа судов Российской Федерации в 2003 году // Российская юстиция. 2004. № 4. С. 68—79.

5 См.: Работа федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей Российской Федерации (первое полугодие 2003 года). С. 76.

6 См.: Работа судов Российской Федерации в 2003 году. С. 73.

7 См.: Журбин Б. Потребитель в законе // ЭЖ-ЮРИСТ. 2005. № 7 (февр.). С. 3.

8 Волкова Л. Предисловие к русскому изданию // Энджел Джеймс Ф., Блэкуэлл Роджер Д., Миниард Пол У. Поведение потребителей. — СПб., 1999. С. 32.