УДК 340.115 

Страницы в журнале: 173-177 

 

Н.Ю. АНДРЕЕВ,

студент 5-го курса  юридического  факультета Воронежского государственного  университета wredig@rambler. ru

 

Статья посвящена проблеме понимания правовой политики в сфере налогообложения. Анализируются определения известных исследователей правовой политики вообще и налогово-правовой политики в частности; предпринята попытка дать авторское определение понятия правовой политики в сфере налогообложения.

Ключевые слова: правовая политика, налогообложение, механизм правового регулирования, юридические средства и цели, деятельность государства, налог на роскошь.

 

On the understanding of legal policy in the field of taxation

 

Andreev N.

 

Тhis article tells us about conception of the law politic in taxation. Using analysis well-known scientists definition of the law politic itself and law politic in taxation, the author tries to find his original definition of law politic in taxation.

Keywords: law politic, taxation, the mechanism of the legal regulation, legal means  and  purposes, state activity, lecture taxes.

 

Налоговое право является одной из наиболее политически напряженных отраслей права[1]. Каким же образом политические установки, программы, государственная политика влияют на налоговое право, а налоговое  право, в свою очередь, воздействует на политику государства? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо дать краткую характеристику термина «правовая политика».

С некоторых пор категория «правовая политика» стала весьма популярной в  отечественной юриспруденции[2]. К сожалению, до сих по отсутствует единое понимание этого явления. Более того, звучат заявления отдельных исследователей, что «главная проблема правовой политики заключается в том, что ее нет»[3]. Так существует ли правовая политика как самостоятельное явление, либо это абстракция, не имеющая под собой реального основания? Ответ на этот вопрос возможен при подходе к рассмотрению правовой политики как в широком, так и в узком смысле.

Первый подход сформулирован профессором Н.И. Матузовым, который характеризует правовую политику как «комплекс целей, мер, задач, программ, установок в сфере действия права и посредством права»[4]. С.И. Орешкин предлагает понимать под правовой политикой систему идей и установок, реализуемых органами публичной власти в их юридической деятельности[5]. По мнению ученого, правовая политика — это не просто набор действий, а определенный замысел, программа. В состав правовой политики входят не любые установки и идеи, а лишь те, которые применяются в практической деятельности органов публичной власти. Правовая политика — это особый срез правовой идеологии, переход правовой идеологии в реальность[6].

Второй подход прослеживается в работах дореволюционных российских ученых. Так, Г.А. Ландау определял правовую политику (политику права) как прикладную дисциплину, в рамках которой занимаются поиском методов достижения требуемых результатов в праве[7].

Современным продолжателем изложенной дефиниции правовой политики является известный теоретик права профессор А.В. Малько. Согласно его позиции, правовая политика — это «научно обоснованная последовательность и системная деятельность соответствующих структур (прежде всего государственных и муниципальных органов) по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина…»[8]. Давая определение конституционно-правовой политики, А.В. Малько характеризует ее как  научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и негосударственных структур по созданию эффективного механизма конституционно-правового регулирования, по оптимизации конституционного развития конкретной страны, как систему приоритетов в конституционно-правовой сфере[9].

Н.В. Исаков трактует правовую политику как особое политико-правовое явление, формирующееся вследствие системной, научно обоснованной деятельности государства и общественных объединений, направленной на определение стратегии и тактики правового развития общества, совершенствование механизма правового регулирования, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, построение правового государства[10].

В.А. Сытюгина указывает на правовую политику как на особую форму выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур[11].

Н.В. Федоров отмечает, что правовая политика — это образование более высокого уровня, чем исправительно-трудовая, уголовная и иная отраслевая политика. Как обобщающее образование, она не сводится к  простой арифметической сумме отдельных отраслевых политик, а вместе с ними составляет специфическую правовую регулятивно-охранительную систему. В этой системе правовая политика призвана выполнять методологическую и фундаментальную, направляющую и практически-прикладную функции[12].

О.Ю. Рыбаков предлагает называть правовой политикой деятельность определенного круга субъектов[13].

Г.И. Муромцев полагает, что правовая политика есть стержень, генеральная линия процесса формирования правовой системы[14].

Оба подхода к пониманию сущности правовой политики нуждаются в  тщательном  анализе. На наш взгляд, концепция широкого понимания правовой политики (С.И. Орешкин и др.) ведет к смешению правовой политики с правовыми принципами. Что такое идеи и установки в праве, указанные С.И. Орешкиным в качестве  составляющей правовой  политики? Это, по существу, принципы права, т. е. исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений[15]. Идеи только тогда становятся принципами права, когда находят свое выражение в нормативных правовых актах или иных формах права[16], а следовательно, и в деятельности органов публичной власти.

Сторонники широкого понимания правовой политики предлагают рассматривать ее как системную деятельность государственных и негосударственных структур. Однако негосударственные структуры не являются участниками правотворческого процесса и не могут создавать  механизм правового регулирования.

По нашему мнению, правовую политику следует определять как политико-правовые идеи, специальные политические программы и манифесты, закрепленные в нормативных правовых и индивидуальных правовых актах, создающие определенный правовой эффект в реальной действительности.

Иными словами, в структуру правовой политики входят: 1) политические идеи, сформулированные в виде специальных программ и манифестов; 2) нормативные правовые и индивидуальные правовые акты, с помощью которых фиксируются эти политические идеи; 3) реальная правовая ситуация, действительность, возникающая в результате реализации этих идей, политических установок и правовых взглядов. С определенной степенью условности в структуру правовой политики могут быть включены предлагаемые отдельными исследователями  политико-правовые отношения[17], формы, средства правовой политики, содержание, объекты и  субъекты правовой политики[18].

Попытки включить субъекты правовой политики в исследуемую структуру вызывают определенный интерес. Однако правовые акты, в которых выражаются политико-правовые установки, принимаются уполномоченными законом субъектами правотворчества (парламентом — в отношении законов, исполнительной властью — в отношении подзаконных актов, судами — в отношении судебных решений).

Исходя из общего понимания правовой политики, можно сделать вывод о правовой политике государства в сфере налогообложения. Правовая политика в сфере налогообложения — это воплощение политико-правовых идей в актах налогового законодательства и реализация этих актов с целью решения политических, социально-экономических и финансовых задач, стоящих перед государством и всем обществом. Правовая политика в сфере налогообложения может осуществляться только государством в лице его органов, а результаты такого осуществления могут сказаться как на государстве, так и на отдельных членах общества, всем обществе в целом.

Характеризуя правовую политику в сфере налогообложения, следует отличать ее от налоговой политики. 

В.Г. Пансков и А.С. Титов называют  налоговой политикой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики за счет перераспределения финансовых ресурсов[19].

В.В. Казаков определяет налоговую политику как деятельность государства, функцией которого является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний, совокупность взглядов, категорий, выводов и суждений, определение форм, задач и содержания налогообложения с целью удовлетворения потребностей населения, проживающего на территории данного государства[20].

В.Е. Цапков объединяет понятия «налоговая политика» и «налогово-правовая политика», отмечая при этом, что налогово-правовая политика включает в себя использование правовых средств как наиболее приемлемых способов организации налоговой деятельности государства (муниципального образования)[21].

И.И. Кучеров полагает, что налоговая политика должна быть направлена на создание совершенной системы налогообложения, максимально отвечающей интересам как государства и общества, так и отдельно взятого налогоплательщика[22].

Главное отличие налоговой политики от правовой политики в сфере налогообложения состоит, на наш взгляд, в том, что налоговая политика разрешает именно экономические вопросы, в то время как правовая политика в сфере налогообложения имеет несколько иное назначение. Для налоговой политики основной целью являются наполнение бюджета и т. д. Для правовой политики в сфере налогообложения главное — достижение политических целей, направленных на удовлетворение определенных потребностей общества, завоевание популярности у конкретных  групп населения.

Исследуя поднятую проблематику, а также вопрос о том, какую часть имущества взять у народа в качестве налога, В.В. Казаков вполне обоснованно ссылается на труды французского философа-просветителя Ш.Л. Монтескье[23]. К сожалению, В.В. Казаков не обращает внимание читателей на весьма важную мысль философа, сформулированную в его избранных произведениях: «Мнимые потребности государства — это все то, чего требуют страсти и слабости тех, кто управляет: очарование необычного проекта, болезненная жажда суетной славы… Нередко беспокойные умы, поставленные государем во главе правления, считали, что нужды государства — это нужды их мелких душ»[24].

Ярким примером тому может служить предложение одного из кандидатов в Президенты РФ обязать лиц, которые получили якобы нечестным или незаконным путем имущество во время приватизации 1990-х годов, уплатить некую сумму, чтобы «очиститься». Этот платеж, по нашему мнению, представляет собой не что иное, как разновидность налога. Тогда вполне правомерно возникает вопрос о соответствии введения такого вида обязательного платежа-налога позиции Конституционного Суда РФ, включая запрет на придание закону о налоге обратной силы[25]. В какой-то степени введение этого платежа отвечает экономической цели (пополнение бюджета), но главное отнюдь не это. Главное — ожидаемый политический эффект в случае реализации указанного предложения.

При ближайшем рассмотрении введение «приватизационного платежа» можно считать популистской мерой, направленной на создание у избирателей впечатления о том, что власть борется с нечистыми на руку олигархами и старается как-то изменить итоги приватизации, являющейся, по убеждению многих российских граждан, явно несправедливой. Иными словами, возникает ситуация правовой политики в сфере налогообложения: сформулированная политическая идея, закрепленная в нормативном правовом акте (законе), существенным образом изменяет правовую действительность.

Другой пример — введение налога на роскошь[26]. Несомненно, претворение в жизнь закона о введении налога такого рода будет иметь  определенный политико-идеологический и экономический эффект. Большинству населения будет продемонстрировано, что государство стоит на защите его интересов, а не интересов олигархов и миллионеров. Представляется, что этот эффект будет непродолжительным: собственники роскошного имущества поспешат продать его, а взамен приобрести недвижимость за границей, в той стране, где такого обременительного налога не существует. Это скажется на поступлениях в бюджет и собираемости введенного налога. Налицо кратковременный экономический и, возможно, долговременный политический эффект. И снова здесь четко прослеживается структура правовой политики: определенная политическая идея (поддержка государством большинства населения и завоевание популярности в его среде) реализуется через нормативный акт (в данном случае — через принятие федерального закона, вносящего изменения в Налоговый кодекс РФ), что сказывается на правовой действительности.

Интересным примером налоговой политики может послужить налоговая политика, проводившаяся в первые годы советской власти, однако это — отдельная тема исследования[27].

Государству принадлежит особая роль в проведении правовой политики в сфере налогообложения: 1) только государство осуществляет правовую политику в сфере налогообложения; 2) итоги правовой политики в сфере налогообложения отражаются как на деятельности государства в целом, так и на судьбе отдельных его органов и высших должностных лиц (к примеру, состав парламента может поменяться в случае неправильно проводимой правовой политики, а действующий Президент РФ не найдет  поддержи среди широких слоев населения).

Библиография

1 См., например: Карасева М.В. Налоговое и бюджетное право (политический аспект). — М., 2003. С. 17.

2 См., например: Коробова А.П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Самара, 2000. С. 23; Исаков Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — Ростов н/Д, 2004. С. 45; Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М., 2003; Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. — СПб., 2004; Российская правовая политика в сфере частного права / отв. ред. А.В. Малько, Д.Н. Горшунов. — М., 2011; Правовая политика как научная теория в историко-правовых исследованиях / под ред. О.Ю. Рыбакова. — М., 2011.

3 Обзор круглого стола «Правовая политика: от концепции к реальности» // Правовая политика и правовая жизнь.  2004.  № 4. С. 197.

4 Общая теория государства и права: академический курс в 3  т. Т. 3 / отв. ред. М.Н. Марченко. — М., 2007. С. 537.

5 См.: Орешкин С.И. Введение в судебную политику / отв. ред. Ю.Ю. Ветютнев. — Элиста, 2007. С. 14.

6 Там же. С. 15.

7 Там же. С. 9.

8  Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. — СПб., 2004.  С. 9.

9  Там же. С. 28, 29.

10 См.: Исаков Н.В. Правовая политика современной России: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — Ростов н/Д, 2004. С. 7.

11 См.: Сытюгина В. А. Развитие правовой политики в сфере современного частного права // Российская правовая политика в сфере частного права / отв. ред. А.В. Малько, Д.Н. Горшунов.  С. 286.

12 См.: Федоров Н.В. Правовая политика Советского государства (вопросы истории, теории, практики): автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 1985.

13 См.: Рыбаков О.Ю. Личность. Права и свободы. Правовая политика. — М., 2004.  С. 18.

14 См.: Муромцев Г.И. Правовая политика: специфика понятия и ее преломление в постсоветской России // Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации / Н.В. Варламова, В.В. Лапаева, Е.А. Лукашева, В.П. Малахов и др. / под ред. Н.С. Соколова. — М., 2006.  С. 40.

15 См.: Общая теория государства и права... Т. 2 / отв. ред. М.Н. Марченко. С. 95.

16 Там же. 

17 См.: Батулина Л.Т. Уровни реализации правовой политики в сфере частного права // Российская правовая политика в сфере частного права / отв. ред. А.В. Малько, Д.Н. Горшунов. С. 69.

18 См.: Юмадилов Б.Г. К вопросу о структуре правовой политики (теоретико-методологический аспект) // Юридический мир. 2009.  № 8(152). С. 80.

19 См.: Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. — М., 2010.  С. 81; Титов А.С. Понятие, сущность и основные направления развития налоговой политики Российской Федерации // Финансовое право.  2005.  №  5.  С. 7.

20 См.: Казаков В.В. Налоговая политика, налогообложение, налоговые правоотношения — основополагающие категории в системе налогового права // Финансовое право.  2011.  № 7.  С. 27.

21 См.: Цапков В.Е. Понятие правовой политики и основные направления ее развития на современном этапе // Финансовое право.  2007.  № 6.  С. 3.

22  См.: Кучеров И.И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое право.  2005.  № 4. С. 3.

23 См.: Казаков В.В. Указ. соч. С. 26.

24 Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. — М., 1955. С. 337.

25 См., например: Постановление КС РФ от 24.10.1996 № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года “О внесении изменений в закон Российской Федерации “Об акцизах” ”» // СПС «КонсультантПлюс».

26 URL: http://www.rb.ru/inform/139437.html

 

27 Даже в трудах советского периода по налоговому праву указывалось на роль налогов как  важнейшего инструмента борьбы с классово чуждыми элементами. — См., например: Соколов А.А. Теория налогов.  — М., 2003.  С. 304.