Д.П. СТРИГУНОВА,

аспирантка кафедры частного права ГУУ

 

Одним из видов международных туристических услуг является деятельность по предоставлению потребителю права периодического пользования объектами недвижимости, находящимися на различных мировых курортах. Этот вид деятельности получил название клубного отдыха, более известного как таймшер.

Клубный отдых появился в 1960-х годах в Швейцарии благодаря компании «Хапимаг», выпустившей акции, которые давали их владельцам право на проведение отдыха в одном из туристических комплексов, принадлежащих компании. Затем попытка использовать фиксированное время для отдыха была предпринята на лыжном курорте Супердеволи. Широкое распространение клубный отдых получил благодаря американцам, которые, разбив год на 52 недели, начали продавать одни и те же квартиры 51 раз в году на неделю, оставляя последнюю, 52-ю неделю, для ремонта апартаментов. Обнаружив неудобство, связанное с нежеланием покупателей проводить отдых в одном и том же месте в одно и то же время года, предприимчивые американцы создали специальную обменную систему, позволяющую покупателям обмениваться своими «неделями» и продавать их. Так появились первые международные обменные компании Resort Condominiums Inter-national Inc. и Interval International Ltd., занимающие и сегодня ведущие позиции на рынке клубного отдыха[1].

В России клубный отдых начал формироваться лишь в 1990-х годах — в то время, когда европейские страны ужесточили свое законодательство в данной сфере путем принятия Директивы ЕС от 26.10.94 г. 94/47/ЕС «По защите прав покупателей в отношении некоторых аспектов контрактов, касающихся приобретения права пользования недвижимой собственностью в режиме разделенного времени»[2] (далее — Директива). Данный документ позволил европейским странам защитить своего потребителя от произвола на этом рынке, но открыл тем самым недобросовестным предпринимателям дорогу на российский рынок, где отсутствовало какое-либо специализированное законодательство. Поэтому формирование рынка таймшера в нашей стране (как, впрочем, и в остальных странах) происходило в условиях недобросовестной рекламы и обмана потребителя и сопровождалось агрессивной маркетинговой политикой фирм, использующих психологические приемы воздействия на потенциальных клиентов. Несмотря на это, клубный отдых продолжает завоевывать популярность. На сегодняшний день он получил развитие более чем в 80 странах, принося государствам огромные доходы. Существует более 4350 курортов во всем мире и 1289 — в Европе. В данной системе задействованы такие крупнейшие отели, как «Хилтон», «Мариотт», «Дисней», «Шератон», «Холидей Инн». Членами клубов отдыха являются более 3,14 млн семей в мире[3].

Вместе с тем однозначного определения понятия «клубный отдых» не существует. Всемирная туристская организация вместо этого понятия использует термин «система клубного отдыха», которая «...предоставляет клиентам право отдыха ежегодно в течение определенного периода времени в апартаментах или ином типе жилья, являющегося частью туристического комплекса, который включает в себя разнообразные услуги»[4]. Директива, действующая в странах Европейского Союза, определяет клубный отдых как «право использования недвижимой собственности в режиме разделенного времени»[5].

Практически во всех странах, где клубный отдых получил широкое распространение, существуют специальные законы, регламентирующие такую деятельность. В Великобритании, например, помимо Директивы, действуют Акт о таймшере 1992 г. (с поправками от 1997 г. и 2003 г.), Акт об использовании собственности в режиме разделенного времени острова Мэн 1994 г. В Испании в 1997 году принят Закон о таймшере № 42/98 (с поправками от 07.01.99 г.). В Германии существует Декрет-закон от 05.08.93 г. № 275 «О правах проживания на определенный срок». Подобное законодательство есть во Франции, Греции, Португалии, на Мальте и т.д. В США действует Акт о недвижимости и владении отдыхом от 1983 г. (с поправками от 1993 г. и 1995 г.). Все эти законы также содержат неоднозначные определения понятия клубного отдыха.

Так, согласно Акту о таймшере 1992 г., действующему в Великобритании, таймшер представляет собой «совместное право владения собственностью на каникулы», в основе которого лежит принцип «расщепленной собственности», характерный для англо-американской правовой системы. В странах романо-германской правовой системы таким правом может быть «право временного пользования недвижимостью в туристических целях», носящее обязательственный характер (испанский Закон о таймшере № 42/98), либо «право пользования помещениями», являющееся вещным правом (закон Португалии 1993 г.).

Директива предусматривает возможность государств выбирать для себя наиболее приемлемую модель, по которой каждое из них будет регулировать указанные отношения. В связи с этим «право использования», предоставляемое потребителю в системе таймшера, может быть вещным или любым иным правом, а природа прав, охватываемых указанной Директивой, меняется от одного государства к другому в силу различия правовых систем[6].

Российское законодательство вообще не содержит определения понятия клубного отдыха. В настоящее время туристская деятельность в нашей стране регулируется Федеральным законом от 24.11.96 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 10.01.2003 г.; далее — Закон об основах туристской деятельности), отдельными положениями Гражданского кодекса РФ и Закона РФ от 07.02.92 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 30.12.2001 г.). Не углубляясь в суть противоречий, существующих в законах, скажем только, что из-за этих противоречий управлять сферой клубного отдыха довольно сложно.

Ранее попытки по введению законодательного регламентирования рассматриваемого вида деятельности в нашей стране уже предпринимались. В 1999 году в Государственной думе рассматривался проект закона «Об особенностях организации туристской деятельности в сфере клубного отдыха», однако принят не был. Поскольку туристская деятельность, и в частности клубная, подлежит лицензированию, Постановлением Правительства РФ от 10.10.2002 г. № 753 было утверждено Положение о лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых (далее — Положение о лицензировании клубного отдыха), где используется понятие деятельности по продаже прав на клубный отдых, т.е. деятельности по продаже юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права использования в целях туризма и отдыха в течение определенного срока и в определенный период года принадлежащих им на праве собственности или аренды объектов недвижимости, являющихся средством размещения туристов и (или) местом предоставления туристических услуг. Однако указанное Положение имеет своей главной целью лицензирование субъектов данной деятельности, а потому не содержит необходимых понятий. В связи с этим в настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится проект закона «Об основах единого рынка прав владения клубным отдыхом». Под клубным отдыхом здесь понимается система отдыха, предоставляющая гражданам право пользования принадлежащими клубу отдыха средствами размещения на условиях, определяемых клубом, в течение срока, устанавливаемого в соответствии с уставом клуба или с иным документом, регулирующим деятельность клуба. Это право может предоставляться на основании приобретенных сертификатов (акций, облигаций, купонов, очков, баллов и др.) клуба, заключаемых с клубом договоров либо только на основании членства в клубе, обладания клубной карточкой и т.п.

Как видим, в этом определении законодатель не ограничивается понятием одного лишь таймшера, а выделяет также и клубный отдых в режиме реального времени. Основное отличие между двумя видами отдыха состоит в следующем. При покупке таймшера право периодического пользования определенной недвижимостью может удостоверяться акциями, облигациями или сертификатами, имеющими хождение на вторичном рынке. Это право действует не менее недели в течение определенного периода. При заключении договора владения клубным отдыхом в режиме реального времени никакой привязки к конкретной недвижимости не возникает, а продолжительность, качество и место предполагаемого отдыха зависят от количества приобретенных очков, баллов и т.п., то есть такое право может быть основано на простом членстве в клубе. Аналогичная классификация видов клубного отдыха приводится и в «Энциклопедии туризма»[7].

Возвращаясь к зарубежному законодательству, регламентирующему в основном деятельность в системе таймшера, следует отметить, что это отнюдь не означает, что в зарубежных странах не существует понятия клубного отдыха в режиме реального времени, основанного на членстве в клубе. Уже упоминавшиеся нами международные обменные организации в сфере таймшера предлагают услуги потребителям в режиме реального времени, однако, в отличие от таймшера, здесь проблем с правовой природой отношений не возникает; круг прав, которые можно осуществлять в связи с членством в клубе, значительно уже; привязки к конкретной недвижимости в данном случае не происходит, а потому отдельных законов, регламентирующих клубную деятельность в режиме реального времени, практически нет. Вместе с тем в качестве доказательства того, что указанный вид туристской деятельности в международной практике имеет место быть, приведем уже упоминавшийся испанский Закон о таймшере. В нем отсутствует определение клубного отдыха в режиме реального времени, однако в п. 4 сказано, что «на покупку... баллов (или единиц) через соответствующий клуб отдыха указанный закон не распространяется»[8].

Итак, можно выделить две формы клубного отдыха: таймшер, или клубный отдых в режиме разделенного времени, и клубный отдых в режиме реального времени. Природа прав на клубный отдых в государствах различается. В одних государствах это право «собственности на каникулы», в других — «право пользования недвижимостью на определенный срок». Сюда же можно отнести систему отдыха, возникающую на основе хозяйственных обществ (с чего, собственно, и началось развитие клубного отдыха), — и тогда мы получим три концепции таймшера: вещно-правовую, обязательственно-правовую и концепцию, основанную на праве хозяйственных обществ.

В международной практике существует четыре основные формы таймшера, которые условно можно обозначить как сертификатную, арендную, клубную и акционерную. Некоторые специалисты называют еще «мультивладение» и «мультипользование»[9]. В России наиболее популярным является таймшер, основанный на сертификатной модели. Если говорить о природе прав на клубный отдых, то при рассмотрении спора российский суд, вероятнее всего, сочтет такое право обязательственным, несмотря на то, что таймшер имеет все признаки вещно-правовой сделки, а п. 2 ст. 216 ГК РФ предусматривает возможность принадлежности имущества лицам, не являющимся его собственниками.

Обратимся к правовой форме, в которой закрепляются отношения по приобретению права на клубный отдых — договору владения клубным отдыхом. Директива устанавливает основные принципы договорных отношений с потребителями в странах — членах ЕС. Предметом ее регулирования является «любой контракт (или группа контрактов), заключенный как минимум на три года, который устанавливает право на недвижимую собственность, касающееся использования одного или более объектов недвижимой собственности в режиме разделенного времени в течение определенного периода года или периода, который может быть определен, продолжительностью не менее одной недели»[10]. Директива вводит такие основные понятия, как контракты (договоры), касающиеся приобретения права использования одного или более объектов собственности в режиме разделенного времени, заключенные минимум на три года; недвижимая собственность, под которой подразумевается здание или его часть; минимальный срок использования недвижимости ежегодно или в определенный период, который должен составлять не менее 3 лет; продавец и покупатель; минимальные обязательства продавца перед покупателем; информация о составных частях контракта и обеспечение передачи этой информации; право покупателя отменить контракт без объяснения причин в течение 10 календарных дней (так называемый «период охлаждения»). Следует отметить, что по рекомендации Евросоюза «период охлаждения» может колебаться от 7 до 28 дней. Так, в Великобритании этот период составляет 14 дней, в Германии, Франции, Италии, Испании — 10, в Бельгии — 15 дней.

Как уже говорилось, в Российской Федерации отсутствует специальное законодательство, регламентирующее деятельность в данной сфере. Если рассматривать таймшер не как приобретение недвижимости, а как приобретение права членства в клубе отдыха, гарантирующего предоставление клубом определенных услуг, то контракт таймшера подпадает под определение договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ), а минимальные обязательства сторон являются существенными условиями договора купли-продажи туристского продукта (ст. 10 Закона об основах туристской деятельности). Действующее в настоящее время Положение о лицензировании клубного отдыха содержит необходимые требования и условия для занятия клубной деятельностью, не раскрывая ключевых понятий, относящихся к данной сфере. К таким требованиям и условиям, в частности, относятся: наличие в штате организации работников необходимой квалификации; заключение с клиентом договора, соответствующего российскому законодательству; предоставление покупателю надлежащей информации о порядке приобретения и использования прав на клубный отдых, средствах размещения, продавце; сюда же включен «период охлаждения», который составляет 14 календарных дней со дня подписания договора. Следует еще раз отметить, что Положение о лицензировании клубного отдыха имеет своей целью лицензирование организаций, занимающихся клубной деятельностью, и ни в коей мере не может заменить закон, необходимость принятия которого не вызывает сомнений. В связи с этим интерес представляет уже упоминавшийся нами проект закона «Об основах единого рынка прав владения клубным отдыхом». Будущий закон призван установить правовые основы единого российского рынка прав владения клубным отдыхом и направлен на защиту прав и законных интересов граждан. По полноте и содержанию раскрываемых понятий этот документ ни в чем не уступает законам, принятым в европейских странах, а многие из его положений заимствованы из Директивы.

В качестве субъектов правоотношений проект выделяет клуб отдыха, члена клуба отдыха, продавца, организатора продаж и покупателя. Значительное место в нем отведено договору владения клубным отдыхом, который представляет собой договор купли-продажи имущественных прав, на основании которого продавец после получения определенной договором суммы предоставляет покупателю на срок не менее 3 лет право владения клубным отдыхом как в режиме разделенного времени, так и в режиме реального времени. Следует отметить, что проект закона во многом повторяет положения Директивы. Видимо, российский законодатель, надеясь на вступление во Всемирную торговую организацию, начал активную работу по приведению отечественного законодательства в соответствие с европейскими стандартами.

Согласно проекту существенными условиями договора являются минимальные обязательства сторон, что позволяет рассматривать его как разновидность договора возмездного оказания услуг. В обязанности покупателя входят предоставление сведений о себе и своем месте жительства, а также своевременная оплата по договору. В отношении оплаты по договору в проекте (как и в Директиве) предусматривается «период охлаждения», в течение которого продавец не имеет права требовать, а покупатель не обязан производить какие-либо выплаты по договору. Этот период, как и в действующем Положении о лицензировании клубного отдыха, составляет 14 дней. Подобный запрет на выплаты существует в Великобритании, Франции, Греции, Португалии, на Мальте и др. В Испании, Германии, Италии сумма аванса, составляющая одну треть от контракта, в «период охлаждения» должна находиться на специальном депозите.

Круг обязанностей продавца довольно широк. В целом они сводятся к предоставлению покупателю необходимой информации, за полноту и достоверность которой (причем как в письменной, так и в устной форме) продавец несет ответственность. Это обеспечивает  покупателю дополнительные гарантии для осуществления своего права. Так, к примеру, если продавец не доведет до покупателя информацию относительно права, приобретаемого по договору; не укажет дату, с которой покупатель может начать использовать свое право; не включит в текст договора пункт о возможности его расторжения в 14-дневный срок без объяснения причин; не укажет количество принадлежащих покупателю баллов или время года и продолжительность времени отдыха (для таймшера), то потребитель (покупатель) имеет право на расторжение договора в течение трех месяцев без объяснения причин. Если за этот период продавец устранил недостатки, а покупатель не воспользовался своим правом на расторжение договора, то с момента устранения таких недостатков либо по окончании трехмесячного периода начинается «период охлаждения». В законопроекте  указывается, что продавец должен ознакомить покупателя со средством размещения до заключения договора и за свой счет. В договоре должна быть указана возможность (или отсутствие возможности) продажи либо обмена покупателем своего права владения клубным отдыхом. Таким образом, законопроект направлен на защиту прав потребителя и ужесточение ответственности предпринимателя в данной сфере.

Из норм документа, заслуживающих внимания, следует выделить, во-первых, то, что в законопроекте дается четкое понятие клубного отдыха и классификация его видов. Во-вторых, одним из обязательных условий договора является подробное описание права, приобретаемого в результате заключения договора. Таким правом, согласно законопроекту, не является право собственности или какое-либо иное вещное право на средство размещения, предоставляемое покупателю для проведения отдыха. Это очень важное положение, поскольку в случае принятия проекта вопроса о природе права, приобретаемого по такому договору, возникать не будет. Таким образом, покупатель, заключая договор владения клубным отдыхом, приобретает право периодического пользования средством размещения, которое будет носить обязательственный характер.

К сожалению, полной уверенности в том, что данный проект будет принят, нет.

Клубный отдых постепенно приобретает популярность и в нашей стране. Число российских граждан, владеющих правом клубного отдыха, невелико — чуть более 12,5 тыс. человек (для сравнения: всего в мире насчитывается около 3,14 млн таких владельцев). Специалисты объясняют это несколькими причинами. Во-первых, отсутствием полноценного рынка в данной сфере и, как следствие, отсутствием вторичного рынка продаж. Во-вторых, отсутствием специального законодательства. В-третьих, агрессивной политикой маркетинговых компаний на рынке и отсутствием элементарных правил поведения участников. Некоторые специалисты указывают еще на слишком высокие цены на услуги и низкий уровень жизни населения, а также на нестабильную экономическую обстановку в стране.

На Западе система клубного отдыха развивалась также не без проблем, но ее популярность продолжает расти, принося огромные доходы государствам и предоставляя полноценный отдых и полный набор высококачественных услуг своим клиентам. В нашей стране цивилизованный рынок в этой сфере тоже может стать весьма привлекательным.

 

Библиография

1 Подробнее см.: Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. проф., д-ра экон. наук А.Д. Чудновского. — М., 2001.

2 Международный туризм: правовые акты // Под. ред. Н.И. Волошина. — М., 2002.

3 Подробнее см.: Сенин В.С. Организация международного туризма. — М., 2001.

4 Ковалев Д.А. Развитие таймшера в России. Ч. 1. — 2-е изд. — М., 1999. С. 320.

5 Международный туризм: правовые акты.

6 Там же.

7 См.: Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. — М., 2001.

8 Spanish law of 26th November, 1997 (Law 42/98).

9 См., напр.: Рогова Е.С. Новые возможности на рынке недвижимости (что такое таймшер?) // Законодательство. 1998. № 2. С. 33—37; Ошноков А.Н. Гражданско-правовые договоры в сфере международного туризма: Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2002.

10 Директива от 26.10.94 г. 94/47/ЕС «По защите прав покупателей в отношении некоторых аспектов контрактов, касающихся приобретения права пользования недвижимой собственностью в режиме разделенного времени».