Управление организации работы по реализации имущества должников.
 
Правоотношения в сфере аренды регулируются значительным количеством законодательных актов, в том числе Гражданским, Жилищным, Земельным, Лесным, Водным кодексами РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ и Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного значения».
 
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) предусматривает возможность обращения взыскания на следующие виды имущественных прав сторон договора аренды:
—право получения платежей по договору найма, аренды;
—право долгосрочной аренды недвижимого имущества.
Единственный предусмотренный законом способ обращения взыскания на права сторон договора аренды определен ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве и предполагает реализацию указанных имущественных прав на торгах.
В то же время, как следует из информации, представленной территориальными органами ФССП России, случаев реализации на торгах права получения платежей по договору найма и аренды не имеется.
Судебные приставы-исполнители отдельных территориальных органов ФССП России практикуют обращение взыскания непосредственно на платежи по договору аренды путем обязания арендаторов перечислять причитающиеся должнику-арендодателю средства на депозитный счет подразделения судебных приставов. Указанная практика по своему содержанию аналогична процедуре, установленной ч. 4 ст. 76 Закона об исполнительном производстве для дебиторской задолженности.
Наибольшее количество случаев обращения взыскания на платежи по договору аренды отмечено в УФССП России по Тверской области (167 постановлений судебных приставов-исполнителей, в результате исполнения которых на депозитный счет подразделения судебных приставов поступило 10,6 млн руб.). Однако следует отметить, что данная практика имеет место лишь в одном структурном подразделении территориального органа ФССП России, которым вынесено 163 постановления.
Так, в рамках сводного исполнительного производства в отношении казны муниципального образования «Город Торжок» судебным приставом-исполнителем Торжокского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области вынесено 159 постановлений об обращении взыскания на платежи от сдачи в аренду муниципального имущества. В результате указанных действий на депозитный счет подразделения судебных приставов поступило 4,2 млн руб.
Действия судебного пристава-исполнителя были обжалованы должником в арбитражном суде, однако судом в удовлетворении жалобы должнику отказано, так как платежи по судебным решениям являются обязательными расходами, которые должны быть уплачены независимо от бюджетных ограничений. Судом также указано, что действия судебного пристава-исполнителя не нарушают иммунитет бюджета.
Выявление прав долгосрочной аренды недвижимого имущества имеет место в большинстве территориальных органов ФССП России, однако практика обращения взыскания на данный вид имущественного права в целом не получила массового распространения, что является следствием как объективных причин (погашения задолженности, отзыва исполнительного документа взыскателем, признания должника банкротом, отказа арендодателя в даче согласия на реализацию права аренды и т. д.), так и ненадлежащей организации работы судебных приставов-исполнителей, их недостаточной профессиональной подготовки.
В то же время в отдельных территориальных органах ФССП России имеется положительная практика обращения взыскания на право долгосрочной аренды недвижимого имущества. Так, в УФССП России по Саратовской области в результате реализации на торгах права долгосрочной аренды земельных участков по двум договорам выручено 5,69 млн руб.
В УФССП России по Мурманской области в связи с признанием повторных торгов несостоявшимися взыскателю передано нереализованное право аренды земельного участка, начальная продажная цена которого составляла 13,1 млн руб.
Территориальные органы ФССП России указывают следующие проблемы обращения взыскания на право аренды недвижимого имущества.
1. Отсутствие в законодательстве критериев отнесения аренды недвижимого имущества к долгосрочной аренде. В настоящее время ряд действующих законодательных актов Российской Федерации используют термин «долгосрочная аренда», однако не раскрывают его содержания.
Критерии определения понятия «долгосрочная аренда» содержались в следующих утративших силу нормативных правовых актах:
а) в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23.11.1989 № 810-1 (утратили силу с 01.03.1996) под долгосрочной арендой понимается аренда на срок от пяти лет;
б) в Основах лесного законодательства РФ от 06.03.1993 № 4613-1 (утратили силу с 03.02.1997) под долгосрочной арендой понимается аренда на срок свыше одного года;
в) в постановлении Правительства РФ от 27.03.1997 № 342 «О предоставлении государственным научным организациям права сдачи относящегося к федеральной собственности имущества в краткосрочную аренду» (утратило силу с 01.01.1998) под краткосрочной арендой понимается аренда на срок до одного года. Учитывая наличие пробела в правовом регулировании и в целях создания единообразной правоприменительной практики целесообразно рассматривать в качестве долгосрочной аренды недвижимого имущества аренду на срок от одного года, которая подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним.
2. Сложность выявления права долгосрочной аренды недвижимого имущества. По информации территориальных органов ФССП России, у судебных приставов-исполнителей возникают проблемы с выявлением принадлежащего должнику права долгосрочной аренды. Выявление принадлежащего должнику права долгосрочной аренды недвижимого имущества происходит, как правило, при обращении взыскания на принадлежащее должнику здание или сооружение, расположенное на арендованном должником земельном участке, либо в случае исполнения исполнительного документа об обращении взыскания на заложенное право аренды.
Вместе с тем объективных препятствий для выявления принадлежащего должнику права долгосрочной аренды не имеется, поскольку судебный пристав-исполнитель обладает необходимыми полномочиями для установления правовых оснований нахождения должника, его имущества либо иных лиц на конкретных объектах недвижимого имущества.
3. Невозможность обращения взыскания на право долгосрочной аренды недвижимого имущества при отсутствии согласия арендодателя. В соответствии с ч. 10 ст. 89 Закона об исполнительном производстве при передаче на реализацию права долгосрочной аренды недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи прилагается копия документа, подтверждающего согласие арендодателя на обращение взыскания на право долгосрочной аренды, либо документа, предоставляющего возможность передачи права долгосрочной аренды без согласия арендодателя.
Территориальные органы ФССП России указывают, что нередко обратить взыскание на право долгосрочной аренды недвижимого имущества невозможно в связи с отсутствием согласия арендодателя на обращение взыскания.
В то же время из представленной территориальными органами ФССП России информации следует, что в большинстве случаев не учитывается отсутствие необходимости в получении такого согласия, если в договоре аренды земельного участка не содержится указание на обязанность арендатора получать согласие арендодателя на передачу прав по договору аренды, на что уже обращалось внимание в информационном письме ФССП России от 17.07.2009 № 12/02-10982-АП.
Также необходимо учитывать, что если взыскание обращается на здание или сооружение, находящееся на арендованном земельном участке, либо на заложенное право аренды, согласия арендодателя на обращение взыскания не требуется.
Следует отметить опыт отдельных территориальных органов ФССП России по обращению в суд с заявлениями об изменении способа и порядка исполнения исполнительного документа в случае отказа арендодателя в согласии на обращение взыскания на право долгосрочной аренды. Например, определением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 11.12.2009 удовлетворено ходатайство судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущественное право должника, а именно право долгосрочной аренды участка лесного фонда, без согласия арендодателя.
4. Возможность обращения взыскания на право краткосрочной аренды недвижимого имущества. Закон об исполнительном производстве предусматривает возможность обращения взыскания только на право долгосрочной аренды недвижимого имущества. Однако, учитывая открытость перечня имущественных прав, на которые может быть обращено взыскание, можно сделать вывод, что препятствий для обращения взыскания на право краткосрочной аренды недвижимого имущества не имеется. Очевидно, что право краткосрочной аренды недвижимого имущества является менее ликвидным видом имущественных прав по сравнению с правом долгосрочной аренды. С учетом времени, необходимого для сбора документов, оценки и реализации права краткосрочной аренды недвижимого имущества, реализация этого вида имущественных прав маловероятна.
 5. Возможность обращения взыскания на право аренды по договору аренды недвижимого имущества, заключенному на неопределенный срок. Обращение взыскания на право аренды по договору аренды недвижимого имущества, заключенному на неопределенный срок, не противоречит положениям Закона об исполнительном производстве в силу открытости перечня имущественных прав, на которые может быть обращено взыскание.
Однако реализация указанного вида имущественных прав нецелесообразна, так как право аренды недвижимого имущества по договору, заключенному на неопределенный срок, характеризуется нестабильностью правового положения арендатора, права которого могут быть в любой момент прекращены по решению арендодателя.