Реклама
Статья

О противодействии коррупции в системе государственной службы

Рецензия на: А.В. Куракин. Правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации (теоретико-административные аспекты):Монография. — М.: Щит-М, 2004 А.С. ПРУДНИКОВ, доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России

Рецензия на: А.В. Куракин. Правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации (теоретико-административные аспекты):Монография. — М.: Щит-М, 2004

 

А.С. ПРУДНИКОВ,

доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России

 

 

Проблема предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации находится в центре внимания. Коррумпированность должностных лиц органов исполнительной власти приобрела в настоящее время глобальный и системный характер. Коррупция в сфере госслужбы дезорганизует общество, вызывает отчуждение личности от государства, утрату надежд людей на мудрую, честную и ответственную государственную власть. Коррупция разрушает всю систему государственного управления, порождает негативное отношение к государственным служащим и, как следствие, способствует падению авторитета государственной власти, престижа государственной службы у населения нашей страны и на международной арене, ухудшению качественных показателей, характеризующих кадровый состав госслужащих. Все эти и ряд других негативных факторов, вызванных коррумпированностью должностных лиц, занимающих ключевые посты в государственном аппарате, подрывают идею государственности и создают угрозу национальной безопасности.

Коррупция меняет содержание административно-правовых отношений граждан с госслужащими и влечет негативные последствия как для общества, так и для государства в целом. Вывод о том, что коррупция является социальным явлением, корни которого исходят из недостатков организации государственной службы и особенностей психологии ее персонала, диктует необходимость принятия широкого спектра средств антикоррупционного характера, и прежде всего — административно-правовых и организационно-управленческих.

Рецензируемая монография посвящена одной из самых актуальных тем. Обусловлено это целым рядом обстоятельств, одним из которых является тот факт, что коррупция в сфере государственной службы препятствует проведению социально-экономических преобразований в нашей стране. Коррупция делает государственное управление неэффективным, а сотрудничество государств в деле обеспечения международного правопорядка — формальным. Об актуальности данной проблемы говорит и то, что при Президенте РФ создан Совет по борьбе с коррупцией. Российской Федерацией подписана Конвенция ООН против коррупции (13 октября 2003 г.). Помимо этого нашей страной принят целый ряд иных обязательств в области борьбы с коррупцией.

Все это указывает на то, что исследование, проведенное А.В. Куракиным, является актуальным и своевременным. Говоря о содержании монографии А.В. Куракина, необходимо отметить, что в ней определяется понятие коррупции, раскрывается ее правовая и социальная характеристика, описываются формы проявления коррупции в системе государственно-служебных отношений России. Глубоко и всестороннее рассматривается история борьбы с коррупцией в государственном аппарате нашей страны.

Исторический метод исследования позволяет проследить эволюцию форм проявления коррупции, определить, как менялись средства борьбы с этим социальным явлением. Помимо этого исторический метод помог автору аргументированно подойти к формулированию предложений по совершенствованию административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации.

Кроме исторического метода автором с успехом используется метод сравнительного правоведения, который также помогает всесторонне проанализировать коррупцию в системе госслужбы и высказать целый ряд предложений, направленных на совершенствование законодательства о государственной службе нашей страны.

Такой комплексный подход свидетельствует о том, что монография А.В. Куракина носит целостный по форме и оконченный по содержанию характер. В основу исследования легли труды крупных мыслителей, философов, юристов античности, Нового времени и эпохи Возрождения. Помимо этого автор опирался на труды современных специалистов: юристов, политологов, социологов, философов, экономистов. Это помогло избежать узкопрофильного подхода в рассмотрении явления коррупции в системе госслужбы нашей страны. Монография написана на основе универсальных знаний, но в то же время данная работа вписывается в научную специальность 12.00.14 «Административное право, финансовое право, информационное право» и при дальнейшей доработке может быть воплощена в докторскую диссертацию.

Говоря о структуре монографии А.В. Куракина, необходимо заметить, что настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографии. Первая глава — «Социальная и правовая природа явления коррупции в системе государственной службы Российской Федерации» — состоит из трех параграфов, где раскрываются понятие и социальная характеристика коррупции в системе государственной службы Российской Федерации; даются правовая и криминологическая характеристика этого явления; перечисляются формы проявления коррупции в системе государственной службы Российской Федерации.

Вторая глава — «История становления и развития административно-правовых основ предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы» — состоит из трех параграфов, в которых дается обзор предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской империи, в советский период, в Российской Федерации.

Третья глава — «Зарубежные аспекты и международно-правовые основы предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы» — состоит из двух параграфов, где рассматриваются предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы ряда зарубежных государств; международно-правовые и европейские документы, направленные на предупреждение и пресечение коррупции в системе госслужбы.

Такая последовательность анализа говорит о том, что монография А.В. Куракина, с учетом предмета исследования, носит новаторский характер. Монография является оригинальным научным трудом, она восполняет пробел в отечественной правовой литературе по административному праву. Работа А.В. Куракина заслуживает положительной оценки не только в силу актуальности исследуемой проблемы, но и в силу ее теоретической и практической значимости. Следует особо подчеркнуть тот факт, что монография имеет большое практическое значение для обеспечения законности и правопорядка в системе государственной службы Российской Федерации.

В завершение рецензии необходимо сказать, что монография А.В. Куракина является крупным научным исследованием. Личный вклад автора в науку административного права бесспорен. По всем своим критериям монография А.В. Куракина может с успехом использоваться как в научной деятельности, так и в учебном процессе образовательных учреждений юридического профиля.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024