Реклама
Статья

Об альтернативном способе уплаты налога наследником

Р.А. ТУЛИНОВ, аспирант кафедры гражданского, арбитражного и административного процессуального права РАП Автор поднимает интересный пласт проблем, касающихся уплаты наследнииками налога на произведения культуры и науки, полученные по завещанию или по закону.

УДК  347.6

Страницы в журнале: 69-71 

 

Р.А. ТУЛИНОВ,

аспирант кафедры гражданского, арбитражного и административного процессуального права РАП

 

Автор поднимает интересный пласт проблем, касающихся уплаты наследнииками налога на произведения культуры и науки, полученные по завещанию или по закону.

Ключевые слова: наследование произведений искусства, налог на наследство.

 

В  семидесятых годах прошлого века весьма заметным событием стала смерть самого знаменитого художника века Пабло Пикассо[1]. Делом о его наследстве занимались несколько нотариальных контор, ряд адвокатов и экспертов. Из-за разногласий между  наследниками  (художник, как известно, не раз был женат и имел немало близких родственников) дело перешло в суд, где ввиду отсутствия завещания и сложных отношений между претендентами на наследство уточнялись круг наследников и другие важные вопросы. Не зря наследство гениального художника окрестили в прессе «наследством века»[2].

Наш интерес к жизни и творчеству великого художника первоначально был таким же, как у всех, кто выстраивался в очередь у входа в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на протяжении более двух месяцев и не считал потерянными часы ожидания.

Полотна мастера вызывают разные  чувства и мысли, но даже непередаваемое восхищение картиной «Нищий старик с мальчиком» уходит на второй план, когда под полотном видишь табличку с надписью: «Произведение искусства передано государству наследниками». При этом особое впечатление производит стенд с информацией о том, что Национальный музей Пикассо в Париже, созданный в 1985 году, предназначался для экспонирования произведений, переданных государству в 1979 году наследниками художника вместо обычной уплаты налога на наследство. Наследники великодушно предоставили государству право преимущественного выбора из числа 70 тыс. работ, хранившихся в разных мастерских. Это позволило сформировать фонд произведений Пикассо, охватывающий все периоды творчества мастера. В результате актов передачи, а также активной политики по комплектованию фондов в стенах  музея сосредоточилось более 5000 различных произведений художника, которые составляют общедоступное собрание его работ, дополненное произведениями из  личных  архивов.

Итак, многочисленные наследники в конце концов сумели преодолеть конфликт интересов и своими поступками подтвердить, что являются достойными наследниками. Выдающиеся произведения великого наследодателя стали национальным  достоянием.

В зарубежной печати  по поводу судебного дела о наследстве Пабло Пикассо обычно делался акцент на том, что художник не оставил завещания. Юристу, который интересуется судебными делами о наследстве, известно, что даже при наличии завещания наследники обращаются в суд и оспаривают как действительность завещания, так и другие связанные с ним вопросы: о составе наследственной массы; об учете имущества при определении того, что причитается одному из наследников, если им  получено в дар  имущество  от будущего наследодателя еще при его жизни; о признании наследника недостойным и др.

Возвращаясь к наследству Пабло Пикассо, хотелось бы обратить внимание на отсутствие в нормах нашего законодательства альтернативного способа уплаты налога наследником, т. е. возможности передачи  представляющих художественную или научную ценность произведений наследодателя в счет уплаты налога на наследство в национальное достояние: в государственные музеи, и не только такого уровня, как Эрмитаж и Государственный  музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, но и в музеи регионального масштаба; в национальные библиотеки и другие государственные и муниципальные учреждения.

В связи с этим желательно обсудить вопрос о дополнении Налогового кодекса РФ правилом, позволяющим лицу, получающему наследство, передавать в собственность государства конкретные объекты унаследованного по закону или по завещанию авторского права вместо уплаты налога в денежной форме. При этом за наследником должно сохраняться право  доступа к переданному государственному учреждению объекту, с тем чтобы не допустить ситуаций, когда произведение не будет экспонироваться, окажется в запаснике или исчезнет вовсе.

На наш взгляд, к наследнику переходит не только юридическое право на имущество, но и этическая обязанность продолжать дело наследодателя, беречь его наследие, делиться плодами его творчества, являющегося национальным достоянием, источником интеллектуального или эстетического обогащения ценителей произведений искусства, литературы. Эта обязанность может быть во всех отношениях предпочтительней, чем возможность оставаться с шедеврами один на один.

 

Библиография

1 Пабло Пикассо скончался 8 апреля 1973 г. в возрасте 91 года, оставив после себя более пятидесяти тысяч картин, рисунков, гравюр, скульптур, произведений керамики. (Примеч. ред.)

2 4 мая 2010 г. картина Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст», проданная на аукционе Кристис за 106,482 млн долл., стала самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным в мире. (Примеч. ред.)

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети