Реклама
Статья

Общая характеристика молодежного парламентаризма в России

Рассматриваются вопросы молодежного парламентаризма в России, причины возникновения и его специфика. Меры по решению проблем управления политизацией подрастающих поколений, все более активно принимаемые в последнее время, послужили созданию такого института гражданского общества, как молодежные парламентские структуры.

УДК 342.384.2 

Страницы в журнале: 7-11

 

Г.А. РАТНИКОВА,

аспирант Московской государственной юридической академии им. О.Е.Кутафина ratnikova.galina@gmail.com

 

Рассматриваются вопросы молодежного парламентаризма в России, причины возникновения и его специфика. Меры по решению проблем управления политизацией подрастающих поколений, все более активно принимаемые в последнее время, послужили созданию такого института гражданского общества, как молодежные парламентские структуры. Полноценное существование молодежного парламентаризма в России невозможно без его правового регулирования. Формирование целостной нормативной правовой базы о молодежном парламентаризме необходимо для дальнейшего развития молодежного парламентаризма в России.

Ключевые слова: молодежный парламентаризм, молодежные организации, общественные структуры, молодежная политика.

 

General characteristics of youth parliamentarism in Russia

 

Ratnikova G.

 

Examines issues of youth parliamentarism in Russia, the reasons of occurrence and its peculiarities. Measures to address the management problems of politicization of the younger generations, more and more efforts made in the last time, served as the creation of such an Institute of civil society as a youth parliamentary structures.  But the existence of a youth parliamentarism in Russia is impossible without the rule of law. Forming a coherent legal framework for youth parliamentarism is necessary for the further development of youth parliamentarism in Russia.

Keywords: youth parliamentarism, youth organizations, public organizations, , youth policy.

 

С  конца 80-х годов ХХ века наша страна переживает непростой переход к демократии и процесс формирования гражданского общества. В этот период изменились не только сферы жизни россиян, но и все политические институты России. Сегодня можно говорить о противоречивости и сложности процесса становления гражданских институтов и формирования гражданского общества в Российской Федерации[1].

В последнее время наблюдаются тенденции смещения возрастных акцентов в сторону молодежи для участия в формировании гражданского общества в России. За более чем 20-летие реформ выросло поколение молодых россиян, по-новому смотрящих на политические и социальные процессы, происходящие в России.

Под молодежью понимается совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивает их льготами, но ограничивает в дееспособности по различным сферам участия в жизни социума.

За сложными и глубокими трактовками понятия «молодежь» стоит безусловная простая истина о том, что молодежь является той частью общества, которая в будущем будет определять его развитие[2].

Нельзя забывать, что будущее — это не отдаленная перспектива. Будущее — это «здесь и сейчас», это наш выбор. Мы выбираем активно развивающуюся, современную страну, где каждый человек несет ответственность за свои действия, учится, работает, развивается и постоянно стремится к лучшему. В этой связи нужно делать акцент на молодежь и молодежные движения. В ходе анализа опыта регионов в сфере молодежной политики становится очевидным, что принцип работы «для молодежи» уступает сегодня место другому — «с непосредственным участием самой молодежи». Механизмы, способствующие вовлечению молодежи в общественные процессы, становятся все более востребованными и актуальными. Интерес представляют такие институты, через которые молодежь может повлиять на решение собственных проблем и одновременно приобщиться к демократическим ценностям и процессу становления гражданского общества[3].

Молодежный парламентаризм подтверждает свою уникальность и вызывает объективный исследовательский интерес в научном сообществе. Опыт работы молодежных парламентов в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях уже показал эффективность деятельности по привлечению молодежи к решению общественно-политических и социально-экономических задач. Развитие молодежного парламентаризма пришлось на время становления демократии в России. Ни для кого не секрет, что участниками акции протеста на Болотной площади были в основном молодые люди.

Важнейшими направлениями деятельности молодежных парламентских структур является участие в разработке нормативных правовых актов, затрагивающих интересы молодежи, мониторинг существующих молодежных проблем, представительство молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления.

Молодежный парламентаризм представляет собой механизм транслирования молодежи демократических ценностей и парламентской культуры, школу для будущих политических деятелей. Обоснован тезис о целесообразности рассмотрения молодежного парламентаризма преимущественно в структуре гражданского общества.

Однако, как отмечают специалисты, роль молодежного парламентаризма в государственном строительстве не нужно преувеличивать. Молодежный парламентаризм должен оставаться в структуре гражданского общества.

Наиболее яркими и активными представителями молодежи являются те, кому на данный момент 20—25 лет. Они-то и являются движущей силой большинства современных молодежных движений. На них-то и «охотятся» большинство партий и кандидатов, они — лицо современной молодежи.

На данный момент эта группа характеризуется нетвердыми политическими убеждениями (т. е. перевербовка вполне возможна), высокой политизированностью, политической активностью, низкой лояльностью к власти и склонностью к радикализму.

Группа молодежи, представителям которой сейчас 16—20 лет, является объектом пристального внимания многих политических сил. Ведь именно они придут не в таком далеком будущем на смену нынешним активистам. Данная группа молодежи характеризуется нетвердостью политических убеждений (у многих политические взгляды еще даже не совсем сформировались), а также политизированностью, склонностью к радикализму и лояльностью к власти на среднем уровне.

Говоря о молодежной политике и ее значении в современном российском обществе, обычно выделяют проблему управления политизацией подрастающих поколений. Политизация новых поколений понимается как включенность молодежи в политику, во властные государственные отношения, в процессы управления обществом. Однако происходят и противоположные процессы. В частности, нельзя не заметить, что в период реформ, проводимых в современной России, возросло количество аполитичной молодежи. Новое поколение молодежи постсоветского периода обнаружило полный разрыв с политическими установками, сформированными на протяжении нескольких десятилетий. Вместе с тем молодые люди хотят участвовать в развитии страны, своего региона, города и, что немаловажно, имеют свое понимание того, как это сделать.

Предпосылкой создания такого института гражданского общества, как молодежные парламентские структуры, стала потребность молодежи в управлении страной и личном продвижении.

Можно предположить, что участие молодежи в политической жизни станет новым этапом развития России. Появится возможность подготовить профессиональные кадры, что позволит перейти к участию в управлении государством профессионалов, сформирует активное гражданское общество, привлечет молодежь к управлению государством, позволит учитывать мнение молодых людей при принятии законопроектов всех уровней и воспитает целое поколение социально ответственных граждан.

Вместе с тем, если говорить о системной, научной работе в этой области, то следует отметить, что тема молодежного парламентаризма комплексно не изучена. «Молодость» данного явления, неоднозначность подходов к его развитию со стороны практиков, а также отсутствие теоретических исследований создают широкое поле для полемики.

В общих чертах можно охарактеризовать молодежные парламенты следующим образом:

— как школу подготовки молодежи к политическому участию в решении социально-экономических проблем[4];

— возможность вовлечения молодежи с ее потенциалом в политическое, социально-экономическое, культурное развитие территорий;

— механизм развития электоральной активности молодежи, повышения гражданской культуры молодых людей, инструмент включения молодежи в работу гражданского общества;

— кадровый резерв для органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и, одновременно, кадровый резерв для других институтов гражданского общества.

Молодежный парламентаризм, с одной стороны, — форма общения молодежи с руководством страны, региона, муниципального образования; с другой — механизм сотрудничества государства с молодежью. Через молодежные парламенты власть имеет возможность наладить тесный контакт с молодежью, понять ее запросы и потребности, использовать потенциал молодого поколения для решения важных проблем государства и общества в целом.

Молодежный парламентаризм в перспективе может стать особым социальным институтом реализации конституционных прав молодых граждан, а также определенной гарантией обязательного учета мнения молодежи при принятии управленческих решений и предотвращения «социальной дедовщины».

Основные принципы молодежного парламентаризма — фундаментальные начала, на которых должны формироваться и функционировать молодежные парламенты. К ним относятся:

— приоритет защиты прав молодежи и ее объединений;

— доступность и открытость системы молодежного парламентаризма для участия в ней любого молодого человека;

— легитимность создания, функционирования и развития различных форм молодежного парламентаризма;

— демократизм формирования состава различных форм молодежного парламентаризма на основе выборов и (или) конкурсов;

— формирование персонального состава молодежных парламентских структур из числа молодых людей (от 14 до 30 лет), если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации;

— социальная эффективность и ответственность.

По мнению О.Б. Фурсова, «молодежный парламентаризм выполняет следующую миссию — способствует построению гражданского общества через распространение культуры парламентаризма, развитие коммуникативных и организаторских навыков участников молодежного движения»[5].

Таким образом, ввиду объединения определенной части молодежи, как правило, активной и настроенной на принятие политических решений, можно с уверенностью полагать, что молодежный парламентаризм способствует формированию стабильного гражданского общества в современной России и выступает его активным институтом.

Важным актуальным вопросом процесса формирования молодежных парламентских структур является отсутствие целостной нормативной правовой базы о молодежном парламентаризме. Она только начинает формироваться[6].

На федеральном уровне вообще не упоминается о молодежном парламентаризме. До сих пор в России нет закона о молодежи и государственной молодежной политике, поэтому основное свое закрепление и развитие молодежный парламентаризм получил на региональном уровне, где есть местные законы о молодежи и о молодежном парламенте[7]. Стоит отметить, что есть реальные результаты работы молодежных парламентов, например, в Москве был принят Закон г. Москвы от 30.09.2009 № 39 «О молодежи»[8], в котором учтены все предложения молодых парламентариев.

В развитии нормативной правовой базы о молодежном парламентаризме заинтересованы все основные субъекты политики, имеющие отношение к молодежи: органы государственной власти и местного самоуправления, собственно молодежные организации и т. д.

Для дальнейшего развития молодежного парламентаризма необходимо решить следующие задачи:

— сформировать действенный механизм представительства и защиты законных интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления;

— обеспечить эффективное сотрудничество представителей молодежи, молодежных и детских общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления;

— создать систему молодежных парламентов и других представительских общественных молодежных институтов в Российской Федерации, которые позволят формировать активную гражданскую позицию молодежи и налаживать диалог молодежи с государством и обществом на основе партнерских отношений;

— создать условия для консолидации молодежи (на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации) для участия в реализации государственной молодежной политики;

— создать условия для системного выявления социально активных молодых людей, потенциальных и уже состоявшихся лидеров, обеспечения их дальнейшего становления и роста;

— создать систему подготовки кадров молодежных парламентов и иных молодежных общественных консультативно-совещательных структур, направленную на формирование кадрового потенциала органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В качестве механизма развития молодежного парламентаризма следует отметить необходимость разработки программ его развития во всех субъектах Российской Федерации. Такие программы целесообразно принимать и на уровне муниципалитетов (городов и районов). В программах должны быть представлены основные направления обеспечения развития молодежного парламентаризма. В части организационного обеспечения требуется закрепление необходимости поддержки инициатив создания молодежных парламентских структур органами по молодежной политике, законодательной властью, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации. Целесообразно заключение договоров между заинтересованными сторонами: на региональном уровне — между органами по молодежной политике субъекта Российской Федерации, органами законодательной власти, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, региональными общественными объединениями; на муниципальном уровне — между представительными органами, органами по делам молодежи, избирательными комиссиями, общественными объединениями.

К предполагаемым результатам развития молодежного парламентаризма можно отнести:

— привлечение молодежи и ее объединений к разумному участию в деятельности органов законодательной и исполнительной власти, выполнению планов и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

— повышение действенности системы участия молодых граждан в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики;

— формирование кадрового резерва государственного и муниципального управления;

— выявление социально активных молодых людей в различных сферах общественной жизни;

— привлечение научного и творческого потенциала молодежи к участию в реализации государственной и муниципальной политики;

— создание правовых и иных условий для сотрудничества органов государственной власти, молодежных общественных объединений и представителей активной молодежи в реализации молодежной политики на всех уровнях;

— стимулирование процесса развития молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации.

Считается, что молодежный парламентаризм — основа подготовки кадров для будущего. На сайте «Единый портал молодежного парламентского движения России» в 2010 году был опубликован проект «Кадры будущего»[9], который нацелен на формирование будущей политической элиты России до 2020 года путем создания системы выявления, подготовки и продвижения во власть молодежных лидеров.

Названный проект предполагает создание системы выявления молодежных лидеров. Функционирование данной системы обеспечивает непрерывный процесс выявления молодежных лидеров, которые становятся потенциальным кадровым резервом органов законодательной (представительной) и исполнительной власти муниципального, регионального и федерального уровней.

Молодежный парламент де-факто становится высшим представительным органом молодежного самоуправления, в котором представлены лидеры всех социальных и возрастных групп молодежи. Главным гарантом этого является демократическая система формирования молодежного парламента.

Немаловажным фактором является и то, что организация выборов осуществляется силами самой молодежи путем создания нового института — молодежных избирательных комиссий.

Следовательно, опыт, полученный в молодежном парламенте, будет бесценен в дальнейшей работе.

В заключение хотелось бы отметить, что существующие молодежные форумы и мероприятия могут работать эффективнее. Например, было бы целесообразно организовать межпарламентский молодежный форум России и Беларуси, а также аналогичные форумы с другими странами, так как молодежь больше всех заинтересована в перспективах такого сотрудничества и совместной работы.

 

Библиография

1 См.: Пастухова Л.С. Молодежный парламентаризм как фактор развития гражданского общества: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2007. С. 2.

2 См.: Месербиев С. Молодежь определяет будущее // Единый портал молодежного парламентского движения России. URL: http://www.newparlament.ru/tribune/view/2009

3 См.: Пастухова Л.С. Указ. соч. С. 3.

4 См.: Маяцкий Д.А. Политическая социализация российской молодежи в контексте государственной молодежной политики: дис. … канд. полит. наук. — М., 2007. С. 58.

5 Фурсов О.Б. Молодежный парламентаризм в современной России: дис. ... канд. социол. наук. — Самара, 2007. С. 32.

6 См.: Кочетков А.В. Молодежный парламентаризм в России: понятие и правовой статус // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2005. № 1. С. 51—57.

7 См.: Ратникова Г.А. Будущее молодежного парламентаризма // Народная газета. 2010. 5 окт.

8 Вестн. Мэра и Правительства Москвы. 2009. № 60.

 

9 URL: http://www.newparlament.ru/

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети