Е.И. САВИНОВА,
заместитель главного врача ММУ «Городская поликлиника № 8»
 
С.В. САВИНОВ,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры финансового, банковского и налогового права Саратовского юридического института МВД России
 
В  последнее время теме финансового контроля уделено значительное внимание ученых-финансистов, однако остается много нерешенных проблем отраслевого характера, в частности в области муниципального здравоохранения. Финансовому контролю в области формирования, распределения и использования финансовых ресурсов муниципальных медицинских учреждений свойственны как общие, так и специфические черты.
 
Структура финансового контроля за деятельностью муниципальных медицинских учреждений в зависимости от органов, его осуществляющих, выглядит следующим образом:
государственный (общегосударственный, ведомственный), муниципальный, внутрихозяйственный, аудиторский и общественный[1]. Многие ученые-финансисты при классификации видов финансового контроля не упоминают об общественном контроле, который может стать ключевым звеном всей системы финансового контроля.
Общественный финансовый контроль основывается на положениях Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в том числе право на участие в управлении делами государства (ст. 32). Обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления — обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24). Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, общественные объединения. Подобные формы финансового контроля уже применялись в прошлом. Так, Законом СССР от 30.11.1979 «О народном контроле в СССР» была осуществлена попытка сочетать государственный и общественный контроль трудящихся. Хотя органы народного контроля реализовывали некоторые функции финансового контроля, считалось, что они не являются для них определяющими в социалистическом государстве.
Специфический характер правоотношений, складывающийся в процессе финансово-контрольной деятельности государства, предполагает наличие у проверяющих субъектов соответствующих экономико-правовых знаний и возможности по влиянию на финансовую деятельность[2]. Органы народного контроля не обладали специализированным аппаратом финансового контроля и при очевидной массовости не обеспечивали необходимого качества финансового контроля.
На современном этапе формирования концепции финансового контроля общественный контроль неправомерно забыт. Этот вид финансового контроля имеет целью сформировать общественное мнение относительно финансовой политики государства и местных органов самоуправления, а также делает публичную финансовую деятельность более прозрачной. Мировая практика показывает, что 36% совершенных нарушений в финансовой сфере выявляется с помощью населения, его бдительности, наличию гражданской позиции, неподдельного интереса к происходящим процессам в общественной, политической и экономической жизни.
Учитывая особенности общественного финансового контроля (цели, способы проведения, меры воздействия на правонарушителей и др.), некоторые ученые считают, что правильнее было бы назвать его мониторингом[3]. Такая позиция в отношении общественного контроля неприемлема, так как ограничивает права и свободы граждан, установленные Конституцией РФ, и противоречит принципам формирования гражданского общества. Общественный контроль может стать основной составляющей текущего контроля получения финансовых средств муниципальными медицинскими учреждениями.
Во времена советской экономики финансирование медицинских учреждений осуществлялось преимущественно из средств государственного и местных бюджетов. По мере становления рыночных отношений в России бюджетные ресурсы стали только одним из источников финансирования наряду с ресурсами обязательного и добровольного медицинского страхования, доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В 1993 году в стране введено обязательное медицинское страхование. Произошел переход от бюджетной модели финансирования муниципальных медицинских учреждений к бюджетно-страховой. В разное время соотношение составляло примерно 50—70% бюджетных средств и 30—50% средств фонда обязательного медицинского страхования. В 2005 году развитие страховой модели финансирования муниципальных медицинских учреждений получило новый толчок, и соотношение стало составлять 80—90% средств фонда обязательного медицинского страхования и 10—20% средств местных бюджетов. Другие источники финансового обеспечения деятельности муниципальных медицинских учреждений, такие как добровольное медицинское страхование, предпринимательская и иная деятельность, составляют около 5% общего объема их финансирования. В России сложилась страховая модель финансового обеспечения деятельности муниципальных медицинских учреждений.
Основные способы совершения правонарушений в сфере оказания медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования:
· завышение объема оказанных услуг, так как финансирование за счет этих средств осуществляется по тарифным ставкам за единицу оказанной услуги. Медицинский персонал для увеличения объема оказанных услуг незаконно делает приписки в текущей и отчетной документации, т. е. фальсифицированную запись об оказании медицинской услуги. Фактически гражданин, прикрепленный на обслуживание к медицинскому учреждению, никогда не получал этой услуги;
· необоснованное обследование пациентов. Так, К. обратился в поликлинику с жалобами на плохое самочувствие. Ему провели необходимое обследование и назначили лечение, а также добровольно-принудительно порекомендовали получить дополнительный объем медико-лабораторных услуг. Зачастую пациент даже не догадывается, что некоторые виды оказанных медицинских услуг ему не нужны, а может быть, и вредны.
Правонарушения в сфере оказания медицинских услуг могут быть выявлены методами общественного финансового контроля. Для этого нужно сформировать необходимые экономические и правовые условия. Общественный финансовый контроль в системе охраны здоровья должен осуществляться каждым, кто имеет право на получение медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
Контроль можно осуществить следующим способом:
· организовать персонифицированный учет получения медицинской помощи (паспорт пациента);
· предусмотреть возможность проведения медицинских экспертиз;
· ежегодно направлять информацию с указанием кто, где, когда и в каком количестве получил медицинские услуги; указывать стоимость каждой конкретной услуги и общую стоимость полученных услуг за год;
· разработать систему экономической заинтересованности граждан к этой информации и в случае выявления нарушений со стороны медицинских учреждений (приписок, фальсификации) незамедлительно обращаться в контрольные и правоохранительные органы.
Заинтересованность может быть организована следующим образом. Необходимо рассчитать среднестатистическую сумму затрат на оказание медицинских услуг на одного человека в год. Назначить страховую премию в том случае, если человек за прошедший год не израсходовал эту сумму, и выдавать ее через структуры казначейства по итогам года физическому лицу для использования в личных целях. Такое экономическое стимулирование позволит не только соблюдать финансовую дисциплину в системе здравоохранения, разделив функции исполнителей, получателей, плательщиков и контролеров, но и сократить симуляцию болезней, количество выдаваемых листов нетрудоспособности, повысить эффективность использования трудовых ресурсов на производстве, заставит граждан обратить внимание на собственное здоровье, вести здоровый образ жизни.
 
Библиография
1 См.: Финансовое право: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Химичева. — М., 1999. С. 114.
2 См.: Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учеб. — М., 2004. С. 147.
3 См.: Крохина Ю.А. Указ. соч. С. 147.