Реклама
Статья

Ограничения конституционных прав и свобод граждан, проходящих военную службу по контракту

Коренные изменения в социально-экономической структуре общества, начавшиеся в конце прошлого века, нашли свое выражение в Конституции РФ 1993 года. Это, прежде всего, принципиально новая концепция прав человека, его взаимоотношений с государством, соответственно повлекшая за собой изменения и в законодательстве о военной службе, воинской обязанности и, как следствие, изменение правового статуса личности военнослужащего.

И.В. ГРИГОРЬЕВ,
начальник отдела кадров Тульского артиллерийского инженерного института
 
Коренные изменения в социально-экономической структуре общества, начавшиеся в конце прошлого века, нашли свое выражение в Конституции РФ 1993 года. Это, прежде всего, принципиально новая концепция прав человека, его взаимоотношений с государством, соответственно повлекшая за собой изменения и в законодательстве о военной службе, воинской обязанности и, как следствие, изменение правового статуса личности военнослужащего. 
 
Отправной точкой действующего конституционного законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Военнослужащие контрактной службы, как граждане Российской Федерации, в полном объеме пользуются правами и свободами, гарантированными Конституцией и законами Российской Федерации.
Однако необходимо учитывать, что конституционно-правовой статус человека и гражданина распространяется на военнослужащих с учетом возможностей его реализации в условиях Вооруженных Сил, что влечет за собой некоторые ограничения. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, опирающейся на соответствующие положения Всеобщей декларации прав человека (ст. 29) и международных пактов о правах человека, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничения отдельных прав и свобод военнослужащих обусловлены тем, что на органы и организации, в которых предусмотрена военная служба, в том числе и в условиях мирного времени, непосредственно возложен основной объем мероприятий по подготовке к вооруженной защите Отечества. Это, в свою очередь, определяет специфику исполнения военной службы в интересах всего общества, в том числе в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства[1].
Ограничения некоторых основных прав и свобод военнослужащих устанавливаются Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон) и другими законодательными актами Российской Федерации. Так, в п. 7 ст. 10 Закона установлены правоограничения (запреты), связанные с особенностями военной службы как вида федеральной государственной службы и преследующие следующие цели:
· обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих;
· установить препятствия возможному злоупотреблению военнослужащих;
· создать условия для независимости служебной деятельности от какого-либо влияния, не связанного со службой.
Запреты и ограничения, действующие в отношении военнослужащих, можно систематизировать по ряду оснований: в политической сфере; в экономической сфере; ограничения свободы слова и печати; ограничения в связи с особым характером военной службы.
Рассмотрим подробнее запреты и ограничения, действующие в экономической сфере.
Прежде всего, отметим, что запреты и ограничения прав военнослужащих в указанной сфере преследуют две основные цели:
· ограничить военнослужащих в занятии определенными видами деятельности;
· ограничить их возможности пользоваться некоторыми имущественными благами в связи с исполнением военной службы.
Так, военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, в том числе по трудовым договорам (контрактам), а также по гражданско-правовым договорам. Данный запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, как служебной, так и трудовой, установлен ст. 10 Закона. Запрет на совместительство является юридическим выражением требования о том, что военнослужащий обязан посвящать все свое служебное время исполнению обязанностей военной службы. Поскольку состояние прохождения военной службы определяется моментами поступления на службу и увольнения с нее, т. е. является непрерывным, запрет на работу распространяется и на внеслужебное время.
В то же время Закон разрешает военнослужащим заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Разрешение на такую деятельность вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Конкретные формы такой деятельности Законом не определены, т. е. ее оформление может производиться как трудовыми договорами (контрактами), так и гражданско-правовыми договорами, например, подряда или поручения. Единственным условием, предусмотренным Законом, для осуществления военнослужащими вышеуказанных видов деятельности является то, что она не должна препятствовать исполнению обязанностей военной службы, т. е. при несоблюдении этого условия может быть запрещена командованием той воинской части, учреждения или организации, где проходит военную службу военнослужащий.
Закон запрещает военнослужащим заниматься предпринимательской деятельностью (абзац третий п. 7 ст. 10), под которой согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ понимается самостоятельная деятельность физического или юридического лица, осуществляемая им на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Кроме указанных ограничений, в связи с особым характером военной службы Закон устанавливает ограничения в пользовании определенными материальными благами, например, запрещается получать (в какой бы то ни было форме) вознаграждение и льготы (деньги, подарки, бесплатное или по льготным тарифам предоставление услуг и т. д.). Закон запрещает военнослужащему использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату. Под данный запрет подпадают также: использование хотя и на службе, но не по назначению, вне служебной необходимости, без соблюдения правил эксплуатации и т. д. средств коммуникации, оргтехники и т. п.; использование средств, выделенных на официальные расходы, для покрытия личных трат.
Военнослужащим также запрещено выезжать в служебные командировки за счет физических и юридических лиц (абзац восьмой п. 7 ст. 10 Закона). Этот запрет не распространяется на командировки, осуществляемые:
· в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
· на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти и соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями.
Законодательством не ограничивается право военнослужащих на объединение в профессиональные союзы. Более того, Законом допускается создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих. Однако до настоящего времени специального закона, регулирующего деятельность таких союзов, нет, а общее законодательство о профессиональных союзах к военнослужащим неприменимо в силу специфики военной организации. Таким образом, справедливо утверждать, что право военнослужащих на объединение в профессиональные союзы продекларировано, но не реализовано.
Исходя из особого характера военной службы, Закон устанавливает запрет на участие военнослужащих в забастовках (в том числе с экономическими требованиями), а также на иное прекращение исполнения обязанностей военной службы, используемое как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы (п. 3 ст. 7). Данный запрет не противоречит нормам международного права и соответствует практике ограничения прав военнослужащих на участие в забастовках, сложившейся в зарубежных государствах с развитой системой демократии. В то же время законодательством предусмотрены иные формы защиты нарушенных прав военнослужащих: подача специальной (в порядке, установленном Дисциплинарным уставом ВС РФ) и общей жалоб, а также обжалование действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц в органах военной прокуратуры и в суде в порядке, установленном Федеральным законом от 14.12.1995 № 197-ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Кроме прямых запретов, законодательными актами предусмотрены ограничения военнослужащих в некоторых правах и свободах. Например:
· выезд военнослужащих за пределы гарнизонов, на территориях которых они проходят службу, осуществляется в порядке, определяемом общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, а за пределы Российской Федерации — в порядке, установленном законодательством;
· в случае служебной необходимости отдельные мероприятия в соответствии с перечнем, утверждаемым руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени;
· обучение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в гражданских образовательных учреждениях профессионального образования запрещено, а для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, возможно только по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.
Ограничения военнослужащих в экономической сфере объективно обусловлены сущностью военной службы как службы государственной. Вместе с тем здесь необходимо руководствоваться следующим правилом: лицо, состоящее на государственной службе, только тогда будет отдавать исполнению служебных обязанностей максимальное количество своих сил и энергии, когда государственная служба обеспечит ему необходимые средства к существованию, а побочные занятия не будут являться исключительным источником удовлетворения насущных потребностей.
 
Библиография
1 Подробнее см.: Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. — М., 2003; Мигачев Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих (сравнительно-правовое исследование): Дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 1999, и др.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Проблема правового регулирования произведений, автор или правообладатель которых неизвестен, с каждым годом приобретает всё большую остроту по мере роста числа таких произведений
Добавлено: 06.03.2024
Анализируются положения монографии «Реализация и защита прав граждан в сфере обороны и безопасности Российской Федерации» (М., 2024), подготовленной Федотовой Юлией Григорьевной — экспертом в сфере национальной безопасности, кандидатом юридических наук, советником юстиции 3-го класса
Добавлено: 04.03.2024
Применение правового института в виде Фонда компенсации потерпевшим является абсолютно новым для казахстанского законодательства. В статье дается подробная правовая характеристика данного института
Добавлено: 04.03.2024
Уникальная технология искусственного интеллекта становится частью современной жизни человека и общества. Цифровая трансформация проникла на все континенты, включая африканские страны. На Африканском континенте одной из первых стран по внедрению национальной цифровой валюты стала Федеративная Республика Нигерия
Добавлено: 04.03.2024
В статье затронут вопрос о значимости социальной миссии государства в обеспечении прав такой категории граждан, как осужденные, а также обосновывается необходимость развития взаимодействия уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества для осуществления пробации в России
Добавлено: 04.03.2024