Реклама
Статья

Олимпийские игры в Пекине (2008), Сочи (2014) и Рио-де-Жанейро (2016) как результат влияния стран БРИКС

На примере Олимпийских игр в Пекине 2008 года, Сочи 2014 года и Рио-де-Жанейро 2016 года автор анализирует преобладающие тенденции в выборе страны проведения Игр и связывает данный выбор с положением, которое страны-организаторы занимают на международной арене.

 УДК 341.215.2:796.092.1  

 Страницы в журнале: 147-152

 

Даниэль Анорве Анорве,

доктор наук, профессор Университета Гуанахуато Мексика, Гуанахуато danorve@gmail.co

 

На примере Олимпийских игр в Пекине 2008 года, Сочи 2014 года и Рио-де-Жанейро 2016 года автор анализирует преобладающие тенденции в выборе страны проведения Игр и связывает данный выбор с положением, которое страны-организаторы занимают на международной арене. Выявляется, что в последнее время организаторами Игр становятся страны БРИКС, что связано с усилением влияния этих стран в мировой политике.

Ключевые слова: Олимпийские игры, Сочи-2014, БРИКС, ассигнование, город-кандидат, инфраструктура, геополитика, спорт.

 

Олимпийские игры — самое популярное спортивное мероприятие в мире. По мнению Хуана Антонио Самаранча, бывшего президента Международного олимпийского комитета (1980—2001), «олимпийское движение универсальнее, чем любая религия». Как известно, первые современные Олимпийские игры прошли в 1896 г. в Афинах и были окружены риторикой братства. Барон Пьер де Кубертьен, основатель современных Олимпийских игр, задумывал их как дружеское соревнование, которое должно было пропагандировать международный дух «честной игры».

Вместе с тем Олимпийские игры не смогли избежать ни коммерциализации, ни политического влияния. Альфред Сенн приводит слова Лорда Килланина, бывшего президента Международного олимпийского комитета (1972—1980): «Девяносто пять процентов моих проблем как президента МОК состоят из национальной и международной политики».

Олимпийские игры всегда были связаны с тенденциями, происходящими в международном сообществе. Игры в Берлине 1936 года ассоциируются с пропагандой нацизма и расизма и личностью Адольфа Гитлера. Игры в Мюнхене 1972 года были саботированы в результате трагической резни нескольких членов израильской делегации. Игры в Монреале 1976 года послужили доказательством запрета южноафриканского участия как результата политики апартеида. Игры в Москве 1980 года были бойкотированы несколькими западными странами в знак протеста против советского вторжения в Афганистан. В ответ на это СССР бойкотировал Игры в Лос-Анджелесе 1984 года.

Несмотря на то, что имеется много работ, посвященных выбору страны — организатора Олимпийских игр, основное внимание уделяется специфике выбранного города, а геополитический аспект Игр практически не рассматривается.

Как известно, существует множество критериев выбора города-кандидата для проведения Игр. С одной стороны, этот выбор основывается на возможностях, которые предлагает город-кандидат, но, с другой стороны, помимо технических аспектов, инфраструктуры необходимо учитывать и геополитический аспект. Так, ученый Андрэ Чанг утверждает, что МОК руководствуется 18 критериями при выборе города-кандидата, как объективными (развитие транспортной инфраструктуры, уровень безопасности, финансовая ситуация в стране, городе и др.), так и субъективными (план олимпийского города, традиции, культура страны и т. д.) [4].

Следует отметить, что проведение Олимпийских игр предоставляет уникальную возможность для улучшения инфраструктуры города, для вложений, активной экономической деятельности. Так, Андрэ Чанг отмечает, что страна с большим числом населения является очень привлекательной, поскольку открывает новые рынки. В этой связи можно понять, почему Китай, Россия, Бразилия были выбраны в качестве стран — организаторов Игр.

Проследим историю вопроса. Как известно, с 1896 г. было проведено 27 летних Игр и 21 зимняя Игра.

 

Учитывая изложенное, можно отметить, что с 1896 по 1956 год Олимпийские игры проводились в странах Западной Европы и в США. С 1956 г. Олимпийские игры стали проводиться за пределами этих территорий, в частности в Австралии, бывшей британской колонии.

Летние Олимпийские игры

Проведение Олимпийских игр позволяет городу стать известным во всем мире, как это было, например, с Лиллехаммером в 1994 году; добиться признания в международном сообществе, реабилитации после войны, что доказывают, например, Игры в Риме, Токио и Мюнхене.

Зимние Олимпийские игры

Африка, Южная Америка (до Игр в Рио-де-Жанейро), Латинская Америка (за исключением Мексики), Восточная Европа, страны арабского мира были полностью забыты или, в лучшем случае, отошли на второй план, тогда как, к примеру, в США Олимпийские игры проходили 8 раз (4 раза — летние, 4 раза — зимние); во Франции — 5 раз (2 раза — летние, 3 раза — зимние); в Англии — 3 раза (летние), в Японии — 4 раза (1 раз — летние, 3 раза — зимние).

В то время как индустриальные страны используют Олимпийские игры, чтобы увеличить туристический поток, объем финансовых вложений и стимулировать «возрождение», страны БРИКС стремятся укрепить инфраструктуру и позиционируют себя как новые политические силы на международной арене.

Так, 4 июля 2007 года стало известно, что столицей следующих зимних Олимпийских игр будет Сочи. Сочи станет первым в истории Игр городом с субтропическим климатом, где пройдут зимние Олимпийские игры. Возникает вопрос, по какой причине до настоящего времени Россия не получала права на проведение зимних Олимпийских игр. Как известно, на территории России Олимпийские игры пройдут во второй раз, причем зимние Игры пройдут впервые. Возникает вопрос, почему страна с такими благоприятными климатическими условиями для проведения зимних Олимпийских игр не получила до настоящего времени такой возможности, тогда как другие страны получили ее несколько раз (например, Франция, Япония, Италия, США).

Кандидатами на право проведения зимних Олимпийских игр 2014 года были Зальцбург, Пхенчхан, Сочи. Причем Зальцбург и Пхенчхан по многим показателям опережали Сочи, в частности по таким, как уровень развития общей инфраструктуры (неспортивной); условия окружающей среды; уровень гостиниц, транспортной инфраструктуры, безопасности; опыт в проведении спортивных мероприятий; финансовая ситуация и др. Сочи был определен как город-кандидат, который наименее подготовлен для проведения Олимпийских игр и в котором необходимо будет все строить «с нуля» и проводить экономические вливания, привлекать инвесторов.

Возникает другой вопрос: почему Россия не предложила Москву в качестве города-кандидата, ведь Москва имеет развитую инфраструктуру и является одним из самых крупных городов Европы? Однако вместо этого Россия предпочитает прикладывать астрономические усилия для обустройства Сочи (см. таблицу).

Как известно, Россия при президенте Б.Н. Ельцине ни разу не становилась кандидатом на проведение Олимпийских игр, несмотря на то, что страна имеет необходимые климатические условия.

На наш взгляд, тот факт, что Сочи был выбран столицей Олимпийских игр, — прямой результат деятельности В.В. Путина. Можно утверждать, что проведение Олимпийских игр в России привлечет большое количество инвестиций и повысит престиж страны в целом. Со своей стороны, Правительство Российской Федерации выделяет на проведение Олимпийских игр из государственного бюджета огромные средства. Проекты, связанные с Олимпийскими играми — 2014, составляют часть Федеральной целевой программы по развитию Сочи. Большинство стадионов использует панели солнечной электрогенерации, т. е. осваивается пространство для развития высоких технологий.

Спортивные сооружения

Олимпийские игры 2016 г. пройдут в Рио-де-Жанейро, о чем стало известно 2 октября 2009 года в Копенгагене. В Латинской Америке Олимпийские игры не проводились с 1968 г.

Основываясь только на анализе показателей, трудно объяснить, почему Рио-де-Жанейро одержал победу над другими кандидатами — Мадридом, Токио и Чикаго, ведь эти города имеют лучшие показатели по ряду параметров. В этой связи можно считать, что геополитический аспект и влияние БРИКС, а не технические характеристики города-кандидата были решающими факторами при определении победителя.

Чемпионаты мира по футболу в Бразилии в 2014 году и России в 2018 году — это везение или результат активной деятельности этих стран? Конечно, в случае с Бразилией можно говорить о неоспоримых спортивных достижениях в данном виде спорта, однако существуют и объективные трудности в проведении страной такого рода мероприятий. Так, президент Бразилии в свое время признал, что в стране нет даже стадиона, чтобы проводить игры на Кубок мира, а нужно построить как минимум 10 таких стадионов [3].

Россия также испытывала трудности в получении возможности проведения этого мероприятия. Уместно заметить, что Россия обошла страны с устоявшимися футбольными традициями — Голландию, Бельгию, Испанию, Португалию, Англию. Вместе с тем экономическая составляющая и имеющиеся политические ресурсы позволили России убедить ФИФА предоставить стране такую возможность. Россия обещала ФИФА потратить по меньшей мере 10 миллиардов долларов на развитие инфраструктуры в 14 городах. Однако в действительности планируется потратить в 5 раз больше указанной суммы. Предполагается поднять до мирового уровня качество дорог, аэропортов, спортивных сооружений и т.д. По прогнозам, число иностранцев, которые посетят Россию впервые, достигнет сотен тысяч. Мероприятия мирового масштаба вынуждают страну активно решать имеющиеся внутренние проблемы. Любому желающему посетить Россию приходиться сталкиваться с медлительностью и бюрократическими проволочками при получении визы. Вместе с тем при проведении Чемпионата мира по футболу — 2018 планируется отменить визы и осуществлять бесплатные внутренние перелеты.

В настоящее время в ходе подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года началось строительство сети железных дорог для высокоскоростных поездов. Кроме того, будут выделены деньги для строительства стадионов и инфраструктуры, связанной с проведением данного мероприятия.

В этой связи справедливо отметить, что в настоящее время проведение Олимпийских игр и чемпионатов мира по футболу странами, которые входят в группу БРИКС, — не случайность или аномалия, а отражение переконфигурации мировой власти, особенно экономической.

Учитывая имеющиеся тенденции, можно надеяться, что и в будущем Олимпийские игры будут проводиться не только в США и странах Западной Европы. В данной работе мы обратили внимание на то, что в настоящее время страны группы БРИКС получают возможность проведения Олимпийских игр и других крупнейших спортивных мероприятий. Представляется, что такое предпочтение обусловлено не только экономическими возможностями этих стран, но и тем, что они предоставили обширное пространство для инвестиций, торговли, развития экономической деятельности.

 

Список литературы

 

1. История Олимпийских игр. Саппоро — Санкт-Мориц — Гармиш-Партенкирхен 1940. — URL: http://olimp-history.ru/node/362

2. Пхенчхан. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%85%D1%91%D0%BD%D1%87%D1%85%D0%B0%D0%BD

3. Сайт Кубка мира по футболу 2014 года. — URL: http://fifa2014bra.blogspot.com/2010/07/2014-fifa-world-cup-bid-process.html

4. Chang A. How an Olympic Host City Is Determined. — URL: http://abcnews.go.com/International/story?id=80796&page=1

5. Olympic Games Delivering 47 Transport Infrastructure Facilities for Sochi. — URL: http://sochi2014.com/en/sochi-live/news/38037/

 

6. State-of-the-Art Sochi 2014 to Create Unprecedented Winter Games Legacy. — URL: http://sochi2014.com/en/sochi-live/press-center/36608/

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Статья посвящена дискуссионным аспектам отраслевого деления системы права. Отмечается, что главная проблема идеи «комплексных отраслей» — отсутствие практической необходимости, поскольку единственная реальная потребность в постановке вопроса о новых отраслях права
Добавлено: 04.03.2024
В статье рассматриваются различные подходы к наделению правом пользования водными биологическими ресурсами. Автор оценивает предлагаемые правовые модели инвестиционных квот, анализирует их экономические последствия и влияние на пополнение бюджета Российской Федерации и эффективность развития рыбохозяйственного комплекса страны
Добавлено: 28.12.2023
В статье анализируются особенности правового обеспечения вхождения в состав России новых субъектов Российской Федерации, связанные с законодательным регулированием переходного периода, предусмотренного для этих субъектов
Добавлено: 12.11.2023
В статье рассматриваются отдельные вопросы правового регулирования охраны и использования водных биологических ресурсов как объекта природных ресурсов, животного мира.
Добавлено: 08.01.2023
Актуальность исследуемой авторами темы обусловлена приоритетными направлениями деятельности органов прокуратуры, а именно прокурорским надзором в сфере защиты прав несовершеннолетних, а также надзорным сопровождением реализации национальных проектов на территории Российской Федерации.
Добавлено: 02.10.2022