УДК 342.951:351.84 

Страницы в журнале: 55-59

 

Е.И. МАЛЫШЕВА,

начальник юридического отдела Российской правовой академии Минюста России malgi@rambler.ru

 

Рассматривается проблема построения организационно-правовых основ системы организации питания в стационарных лечебных заведениях здравоохранения.

Ключевые слова: организация здорового питания, питание в лечебных учреждениях, правовое регулирование, здравоохранение, медицина, деятельность, лечебно-профилактические учреждения.

 

Organizational and legal foundations of organization food in health patient medical institutions

 

Malysheva E.

 

The problem of building institutional framework of nutrition in-patient health care institutions.

Keywords: organization of a healthy diet, nutrition in hospitals, regulation, public health, medicine, work, health care facilities.

 

Изучение процесса организации питания в стационарных лечебных учреждениях здравоохранения имеет большое научное и практическое значение, поскольку высококачественное полноценное питание составляет основу жизнедеятельности пациентов и является важным фактором обеспечения эффективности лечебных мероприятий.

Организация питания в стационарных учреждениях здравоохранения не имеет единой системы, регулируемой законодательно, поскольку каждое учреждение по результатам торгов в форме аукционов или котировок заключает с выигравшим поставщиком сырья муниципальный контракт.

Следовательно, особую роль при формировании организационно-правовой основы системы играет Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), который регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее — размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса; аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Анализ положений Закона № 94-ФЗ показывает, что относительно питания в учреждениях здравоохранения законодательно регулируются общие вопросы размещения заказов на поставку товаров и не охватываются проблемы финансирования государственных нужд. В свою очередь статья «продукты питания» финансируется Территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Исследуя правовую сторону системы организации питания в стационарных лечебных учреждениях, следует отметить, что в целях реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена Постановлением Правительства РФ от 10.08.1998 № 917) для совершенствования организации лечебного питания и повышения эффективности его применения в комплексном лечении больных Министерством здравоохранения Российской Федерации был издан приказ от 05.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (вместе с Положением об организации деятельности врача-диетолога, Положением об организации деятельности медицинской сестры диетической, Положением о Совете по лечебному питанию лечебно-профилактических учреждений, Инструкцией по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях; далее — Приказ № 330), регулирующий только вопросы лечебного питания.

В 2004 году Минздравсоцразвития России от 07.04.2004 № 2510/2877-04-32 «О применении приказа Минздрава России № 330 от 05.08.2003 года “О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации”» разъясняет, что до утверждения Приказа № 330 лечебное питание в лечебно-профилактических учреждениях (далее — ЛПУ) строилось по нозологическому принципу в виде суточных рационов питания — диет, разработанных Институтом питания РАМН и утвержденных приказами Министерства здравоохранения СССР применительно к каждому конкретному заболеванию, которые обозначались номерами от 1 до 15. В этой связи при подготовке Приказа № 330 определены новые подходы к организации лечебного питания в стационарах ЛПУ как неотъемлемой части лечебного процесса, входящей в число основных лечебных мероприятий. Рекомендуемые для внедрения в ЛПУ стандартные диеты различаются по количественному и качественному составу основных пищевых веществ и микронутриентов, энергетической ценности, технологии приготовления диетических блюд и среднесуточному набору продуктов и включают пять вариантов стандартных диет.

В методическом письме Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2004 г. «Способ определения пищевого статуса больных и методы его коррекции специализированными продуктами лечебного питания в условиях стационарного и санаторно-курортного лечения» разъяснены способы применения готовых специализированных смесей «Дисо» для обогащения перечисленных в Приказе № 330 диет или в качестве самостоятельного лечебного и профилактического питания.

Методические рекомендации  Минздравсоцразвития России от 03 февраля 2005 г. «Организация лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях»[1] в соответствии с Приказом № 330 разъясняют способы применения продуктов энтерального и специализированного питания для обогащения перечисленных в Приказе № 330 диет или самостоятельного лечебного и профилактического питания.

В Письме Минздравсоцразвития России от 11.07.2005 № 3237-ВС «О применении приказа Минздрава России № 330 от 05 августа 2003 года “О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации”»[2] в связи с многочисленными запросами лечебных учреждений даны дополнительные разъяснения и уточнения, которыми отмечено, что питание больных, находящихся на стационарном лечении, должно удовлетворять не только физиологические потребности организма, но и восполнять недостающие нутриенты (белки, жиры, углеводы и т. д.), поэтому в комплексной терапии больного лечебному питанию должно уделяться особое внимание. В письме также приводится таблица соответствия новой номенклатуры диет и ранее применявшихся диет номерной системы.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в Письме от 31.08.2005 № 4186/13-и «Об организации лечебного питания»[3] сообщил, что при формировании стоимости единицы объемов медицинской помощи за счет средств ОМС и в целях повышения эффективности лечебного питания в комплексном лечении больных необходимо руководствоваться положениями всех перечисленных выше нормативных правовых актов.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2006 № 316 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2003 года № 330 “О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации”» внесены изменения относительно Положения о совете по лечебному питанию лечебно-профилактических учреждений и Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях.

Письмом Минздравсоцразвития России от 24.07.2006 № 2176-18[4] в целях реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года, совершенствования организации лечебного питания и повышения эффективности его применения в практической деятельности стационарных учреждений социальной защиты отмечена необходимость руководствоваться следующими нормативно-методическими документами Минздравсоцразвития России: Приказом № 330; Письмом от 23 декабря 2004 г.; Методическими рекомендациями от 03 февраля 2005 г.; Письмом № 3237-ВС; Методическими рекомендациями от 25 июля 2005 г.; Приказом от 10.01.2006 № 2 «О внесении изменений в Инструкцию по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2003 г. № 330»; Приказом № 316.

С целью усиления госсанэпиднадзора за пищевыми продуктами и в соответствии с федеральными законами от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и от 01.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.08.2006 № 28 «Об усилении надзора за производством и оборотом пищевых продуктов» органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовано принять дополнительные меры по улучшению питания больных в лечебно-профилактических учреждениях, организации лечебно-профилактического и диетического питания (п. 7).

Дополнительных мер по улучшению питания больных в ЛПУ органами управления здравоохранения на сегодняшний день не принято, однако Правительством РФ принята программа «Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2010 № 1873-р; далее — Программа).

В соответствии с Программой целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием. Основными задачами государственной политики в области здорового питания являются расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья, отвечающего современным требованиям качества и безопасности; развитие производства пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами, специализированных продуктов детского питания, продуктов функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических) пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, в том числе для питания в организованных коллективах (трудовых, образовательных и др.); разработка и внедрение в сельское хозяйство и пищевую промышленность инновационных технологий, включая био- и нанотехнологии; совершенствование организации питания в организованных коллективах, обеспечения полноценным питанием беременных и кормящих женщин, а также детей в возрасте до 3 лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины, совершенствование диетического (лечебного и профилактического) питания в лечебно-профилактических учреждениях как неотъемлемой части лечебного процесса; разработка образовательных программ для различных групп населения по вопросам здорового питания; мониторинг состояния питания населения.

В целях совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации, включая популяризацию культуры здорового питания.

Анализ вышеуказанных норм подтверждает полное отсутствие нормативно-правового регулирования системы организации питания в учреждениях здравоохранения, что является проблемой построения организационно-правовых основ системы организации питания в стационарных лечебных заведениях здравоохранения.

Система организации питания в стационарных лечебных заведениях здравоохранения заключается в образовании специализированных предприятий, отвечающих современным мировым требованиям к производству здорового и безопасного питания в промышленных масштабах и созданных с целью реализации в России проекта по производству и поставке питания для социальной сферы.

Большинство существующих методов организации питания в социальных сферах основаны на низком уровне предоставления услуг питания, не соответствующем установленным требованиям.

Во 2—3 квартале 2011 года по инициативе группы инвесторов на базе Городской клинической больницы № 6 города Москвы рабочей группой с участием специалистов ООО «Единая сеть питания» (далее — ООО «ЕСП») проведено исследование с целью изучения возможности организации комплексных услуг по предоставлению питания пациентам лечебных учреждений с применением полностью готового питания производства ООО «ЕСП».

Питание, производимое ООО «ЕСП», готовится промышленным способом на современном предприятии, доставляется в медицинское учреждение со строгим соблюдением температурного режима, перед выдачей пациентам осуществляется только его порционирование и разогрев. Такой подход позволит радикально повысить качество питания пациентов медицинских учреждений, обеспечить высокий уровень безопасности при производстве и предоставлении питания.

По результатам исследования получено заключение о высокой перспективности указанной схемы предоставления услуг питания, о радикальном повышении качества питания пациентов и положительных финансовых характеристиках проекта.

Актуальность задачи внедрения системы высококачественного питания в стационарных медицинских лечебных учреждений предопределена важной ролью для самих учреждений, пациентов и бюджета субъекта Российской Федерации.

Поскольку данная методика внедрения высококачественного питания позволит экономить средства бюджета, с помощью внедренной системы можно разработать концепцию обеспечения питанием пациентов лечебных учреждений здравоохранения субъекта, а также разработать детализированные предложения по реализации проекта по организации питания на базе лечебных учреждений.

Рассматривая финансовую сторону системы организации питания в стационарных учреждениях здравоохранения, следует отметить, что существующая система оценки финансирования услуг питания в лечебных учреждениях не отражает реальных затрат бюджета субъекта и Фонда обязательного медицинского страхования на обеспечение питания пациентов. Фигурирующая в ведомственных документах сумма в 130—132 руб. в день на пациента (2011 год) является лишь стоимостью сырьевого набора и не учитывает таких статей, как заработная плата персонала пищеблоков, затраты на эксплуатацию оборудования, закупка рабочей одежды и расходных материалов, ремонт, коммунальные расходы. Между тем бюджет субъекта и Фонд обязательного медицинского страхования в полной мере несут все расходы по финансированию данных статей, отражая их как общие затраты лечебного учреждения.

В случае реализации схемы обеспечения лечебных учреждений продукцией, например ООО «ЕСП», стоимость услуги будет оценена в 385 руб. на одного пациента в день. Данная сумма будет включать полный перечень расходов, связанных с услугой по предоставлению питания, включая заработную плату персонала и все эксплуатационные расходы. Данная схема позволит существенно снизить затраты бюджета субъекта на эксплуатацию пищеблоков и обеспечить пациентов лечебных учреждений вкусным, безопасным и качественным лечебным питанием.

Для реализации Программы относительно питания в учреждениях здравоохранения необходимо:

— разработать и принять нормативный правовой акт, регулирующий организацию питания в стационарных лечебных учреждениях здравоохранения;

— сформировать организационно-правовые основы системы организации питания в стационарных лечебных учреждениях здравоохранения;

— разработать предложения по внесению изменений в законодательные акты, регулирующие данную область;

— провести мероприятия по реализации проекта усовершенствования организации питания в нескольких стационарных учреждениях здравоохранения;

— определить основные этапы внедрения системы усовершенствования организации питания в стационарных лечебных заведениях здравоохранения;

— оценить реальные затраты бюджета субъекта на организацию питания пациентов при качественном повышении уровня данной услуги;

— показать реальные возможности радикального повышения качества питания пациентов, обеспечения высокого уровня гигиены и безопасности при производстве и предоставлении питания.

 

Библиография

1 Документ опубликован не был.

2 Документ опубликован не был.

3 Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. Сборник законодательных актов и нормативных документов. 2006. Т. 22.

 

4 Документ опубликован не был.