Реклама
Статья

Оскорбление религиозных чувств верующих: проблемы законодательной регламентации уголовной ответственности

Рассматриваются проблемные аспекты введения уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих.

УДК 343.42 

Страницы в журнале: 107-109

 

А.В. Шнитенков,

доктор юридических наук, доцент,  заместитель директора Оренбургского института (филиала) Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) по научной работе  Россия, Оренбург svp74@yandex.ru

 

Рассматриваются проблемные аспекты введения уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих.

Ключевые слова: оскорбление, религиозные чувства верующих, законодательная регламентация, уголовная ответственность.

 

В  Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 26 сентября 2012 г. был зарегистрирован законопроект № 142303-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний» (далее — Законопроект) [1]. В соответствии с его первоначальной редакцией предлагалось дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) статьей 243.1, предусматривающей меры наказания за следующие деяния: «1. Публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно как публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан…

2. Осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно повреждение и/или разрушение таких предметов (мест)...».

В пояснительной записке к Законопроекту указывалось, что он разработан в развитие положений Федерального закона от 26.09.1997  № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон № 125-ФЗ) для устранения пробелов в правовом регулировании ответственности лиц, оскорбляющих религиозные убеждения граждан Российской Федерации [4].

В части 6 ст. 3 Закона № 125-ФЗ закреплено: «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом».

На этом основании в ч. 1 ст. 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) была установлена ответственность за «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него», а в ч. 2 — за «оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики».

Важно подчеркнуть, что тем самым законодатель существенно сместил акценты. Закон № 125-ФЗ запрещает воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в частности связанное с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии. Однако в ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ регламентировалась (до внесения изменений) наказуемость оскорбления религиозных чувств граждан безотносительно к факту воспрепятствования их праву на свободу совести и свободу вероисповедания. В Законопроекте было предложено перевести это деяние в разряд преступлений с указанием на публичный характер названного оскорбления. Однако в таком виде данное положение противоречит ст. 28 Конституции РФ, которая гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, «включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Таким образом, граждане, не исповедующие религию, имеют право распространять свои убеждения. Но эти их действия могут послужить основанием для привлечения к административной или уголовной ответственности. Если буквально руководствоваться запретом на оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан, то любой человек, например, разделяющий взгляды В.И. Ленина на религию [3] и выражающий их в обществе, — правонарушитель.

После рассмотрения в первом чтении Законопроект был изменен. Ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповедания было предложено установить в ст. 148 УК РФ, предусмотрев в ней два самостоятельных состава преступления с квалифицирующими признаками:

«1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих…

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний…

3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний...

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

а) лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия или с угрозой его применения…».

Кроме того, редакционным изменениям подверглась ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях»:

«2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение…».

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2013 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» [5] указанные новеллы появились в УК РФ и КоАП РФ.

Обоснованность такого законодательного решения вызывает сомнения.

Во-первых, как отмечалось выше, ст. 28 Конституции РФ предоставляет гражданину право иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Фактически любое распространение антирелигиозных мыслей способно оскорбить противоположные чувства верующих и, следовательно, послужить основанием для привлечения к уголовной ответственности. Указание в качестве обязательного признака субъективной стороны состава преступления цели такого деяния (ч. 1 ст. 148 УК РФ) не разрешает отмеченного противоречия. Любой человек, публично отрицающий религию, понимает, что тем самым ущемляет духовные чувства ее последователей.

Во-вторых, в пункте «б» части первой ст. 213 УК РФ установлена ответственность за хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное по мотивам религиозной ненависти или вражды. Представляется, что этот состав преступления охватывает действия, которые регламентированы частью первой ст. 148 УК РФ.

В-третьих, умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение (новая редакция ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ), безусловно, оскорбляет религиозные чувства верующих и содержит признаки преступления (ч. 1 ст. 148 УК РФ). Таким образом, создается коллизия норм административного и уголовного права.

В пояснительной записке к Законопроекту указывалось, что в ряде иностранных государств уже используется аналогичный правовой инструментарий в целях обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания и защиты религиозных верований. Однако необходимо отметить, что сделано это существенно иначе. Так, в § 166 «Оскорбление вероисповеданий, религиозных обществ и мировоззренческих объединений» Уголовного кодекса ФРГ закреплено: «Кто публично или путем распространения письменных материалов оскорбляет любым способом содержание религиозных исповеданий и мировоззрений другого, если такие действия вызывают нарушения общественного порядка, наказывается лишением свободы на срок до трех лет или денежным штрафом» [6]. Тем самым подчеркивается общественная опасность перечисленных действий, фактически направленных на возбуждение религиозной ненависти или вражды и, как следствие, вызывающих нарушение общественного порядка.

Законодатели ряда стран еще более конкретизируют признаки подобных посягательств. Например, в ст. 180 «Воспрепятствование осуществлению религиозного обряда» Уголовного кодекса Украины предусмотрена ответственность за «незаконное воспрепятствование осуществлению религиозного обряда, сорвавшее или поставившее под угрозу срыва религиозный обряд» [2].

 

Список литературы

 

1. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/% 28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=142303-6&02 (дата обращения — 11.06.2013 г.).

2. URL:  http: //meget.kiev.ua/kodeks/ugolovny-kodeks/ (дата обращения — 05.11.2013 г.).

3.  Ленин В.И. Социализм и религия // Полн. собр. соч.: В 55 т. Т. 12. С. 142—143.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 26. Ст. 3209.

 

6. Уголовный кодекс ФРГ / пер. с нем. — М., 2001.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье рассматриваются вопросы правовой оценки оскорбления как административного правонарушения.
Добавлено: 08.08.2023
Статья посвящена проблемам защиты прав человеческого эмбриона, а также новорожденного ребенка. Одним из важных аспектов является вопрос о моменте, с которого эмбрион подлежит правовой защите.
Добавлено: 08.08.2023
В статье отражены проблемы квалификации действий лица, незаконно подключившегося к газовым сетям и потреблявшего газ в коммунально-бытовых нуждах.
Добавлено: 04.06.2023
Статья посвящена оценке основных изменений норм главы 33 Уголовного кодекса Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 24.09. 2022 № 365-ФЗ.
Добавлено: 05.03.2023
Статья посвящена рассмотрению современных законодательных, теоретических и практических проблем уголовной ответственности за преступления, совершаемые должностными и иными лицами с использованием своего служебного положения.
Добавлено: 08.01.2023