Д.О. СЫТНИКОВ,

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России

 

Статья посвящена поиску оптимального механизма обеспечения органами местного самоуправления прав и свобод личности, в том числе социально-экономических. В частности, автор предлагает создать в представительном органе муниципального образования Комитет по социально-экономическим правам, состоящий из депутатов, с возможностью привлечения к его работе специалистов из тех или иных социальных сфер.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, обеспечение социально-экономических прав и свобод личности.

 

Main directions improving the activity of local government to ensure socio-economic rights and freedoms Russian Federation

D. Sitnikov.

The article is devoted to finding the best mechanism to ensure local authorities of the rights and freedoms, including socio-economic. In particular, the author proposes to create a representative body of the municipality Committee on Socio-Economic Rights, composed of deputies, with the possibility of bringing to the work of experts from various social spheres.

Keywords: local authorities, ensuring socio-economic rights and freedoms.

 

Органы местного самоуправления выступают одной из основ демократических систем управления обществом, позволяющей максимально приблизить аппарат управления к нуждам и запросам населения, а также решать местные вопросы гораздо эффективнее по сравнению с централизованной системой управления. Кроме того, при проведении государственной политики они обеспечивают учет интересов малых сообществ, оптимально сочетают интересы и права человека с интересами регионов и государства в целом. Именно на местном (муниципальном) уровне осуществляется обеспечение большинства прав и свобод личности, предусмотренных гл.2 Конституции Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Муниципальными органами осуществляется широчайший спектр действий, предпринимаемых для удовлетворения как жизненно необходимых для человека социально-экономических потребностей, относящихся к таким сферам, как жилище, здравоохранение, социальная поддержка и др., так и не менее важным, но «условно второстепенным» областям культуры, науки, образования, землепользования использования других природных ресурсов и т.д. Именно при содействии и непосредственном участии органов местного самоуправления решаются  проблемы как отдельно взятых граждан, так и различных групп и объединений людей. В данном контексте стоит отметить, что обеспечение реализации со-циально-экономических прав не предполагает организацию работы органов местного само-управления лишь с лицами, доведенными до состояния нужды, а напротив, направлена на создание достойного уровня жизни  каждого человека, и поэтому деятельность муниципальных органов направлена на оказание своевременной помощи нуждающимся категориям граждан, а также обеспечение всех остальных прав и свобод личности, гарантируемых Конституцией РФ, относящихся к социально-экономическим. Так, гражданин имеющий образование, жилье и работу может нуждаться в поддержке органов местного самоуправления например, в области предпринимательской деятельности или в сфере реализации прав на пользование культурным наследием. Очевидно, что деятельность органов местного самоуправления по обеспечению социально-экономических прав и свобод личности должна представлять структурированную систему действий, направленную на реализацию вышеуказанной группы прав всех категорий граждан.

С сожалением приходится констатировать, что в Российской Федерации еще не сформирован оптимальный механизм обеспечения органами местного самоуправления прав и свобод личности, в том числе социально-экономических.

Блок социально-экономических прав в наиболее общем виде закреплен в Главе 2 Конституции Российской Федерации. При этом каждая статья, касающаяся того или иного конкретного права, представляет собой совокупность нескольких направлений, объединенных более или менее узкой областью социально-экономической сферы. Так, например, ст. 39 Конституции РФ, регулирующая реализацию права на социальное обеспечение, состоит из нескольких направлений, осуществление которых в целом и подразумевает обеспечение данного права. Однако эти направления разнятся по своему содержанию. Так, в первом направ-лении каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; второе направление законодательно устанавливает государственные пенсии и социальные пособия; наконец, третье направление заключается в поощрении добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Именно эти три направления в совокупности образуют право на социальное обеспечение.

Схожая ситуация (с точки зрения содержания) наблюдается в остальных статьях, касающихся социально-экономических прав. Блок этих прав представлен большим количеством направлений, каждое из которых регулируется различными нормативными правовыми актами даже в рамках одной статьи Конституции. Например, ст. 34 Конституции РФ, закрепляющая право на предпринимательскую деятельность, конкретизируется в ряде федеральных законов. Так, в статье 2 ГК РФ закреплено определение предпринимательской деятельности. Ограничение права на занятие данным видом деятельности отдельных категорий граждан установлено ст. 17  Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , ст. 7 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также ст. 20 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции».

С целью поддержки малого и среднего предпринимательства был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации»,  определяющий основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

Государство вправе ограничивать некоторые виды экономической деятельности или обусловливать такую деятельность лицензиями,  опираясь при этом на ГК РФ (ст.  49) и иную законодательную базу. Так, ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  определяет перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, пресечение монополистической деятельности и др. А целью Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»  является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1).

Кроме федерального законодательства, регулирующего право на предпринимательскую деятельность, закрепленное в ст. 34 Конституции РФ, существуют и иные нормативные правовые акты, относящиеся к этой сфере, в т.ч. акты органов местного самоуправления, например, решение Хабаровской  городской Думы от 23 января 2007 г. № 388 «Об утверждении городской целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в г. Хабаровске на 2007—2009 годы»; постановление главы администрации г. Саратова от 20 июня 2008 г. № 809 «Об организации и проведении городского конкурса «Лучшее предприятие розничной торговли  и общественного питания 2008 года»; муниципальный правовой акт г. Владивостока от 1 июля 2008 г. № 31-МПА, принятый Думой г. Владивостока 20 июня 2008 г., «О порядке согласования заявлений организаций-соискателей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории г.  Владивостока»; решение Думы городского округа г. Чита от 15 марта 2006 г. № 26 «О порядке оказания консультационной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства на территории городского округа «Город Чита».

 Приведенный перечень нормативных правовых актов является далеко не исчерпывающим в сфере регламентации реализации права на предпринимательскую деятельность. Однако он наглядно иллюстрирует сколь многообразно содержание права на данный вид деятельности, что существенно затрудняет реализацию права на предпринимательскую деятельность во всех его проявлениях, а также предопределяет появление пробелов в законодательстве, возможных повторов тех или иных норм права в этой области и обуславливает сложность обращения субъекта предпринимательской деятельности или иного субъекта права к какой-либо норме в данной сфере. Отметим, что данная ситуация характерна и для всех остальных прав социально-экономической группы.

В связи с этим необходимо систематизировать законодательство в сфере социально-экономических прав по блокам, в каждом из которых будет представлен исчерпывающий перечень норм права, регулирующих ту или иную область социально-экономической жизни. Например, целесообразно принять Основы законодательства о предпринимательстве, полностью охватывающее и регулирующее все направления предпринимательской деятельности, Основы законодательства в сфере социального обеспечения, основы законодательства в сфере здравоохранения, Основы законодательства в сфере жилища и другие, аналогичным образом регулирующие все направления той или иной области, входящие в данную категорию прав.

В структуре муниципальных администраций создаются различные управления и комитеты, функционирующие в социально-экономической сфере. Например, в г. Хабаровске  это Управление экономического развития, Управление по социальным вопросам, Управление социальной защиты населения, Управление образования, Управление здравоохранения, Управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда, Управление культуры и др.; в г. Орле — Управление экономического развития и торговли, Управление муниципального имущества и землепользования, Управления образования, здравоохранения и культуры и др., в г. Саратове — Комитет по ЖКХ, Комитет по земельным ресурсам, Комитет по образованию, Комитет по труду и социальному развитию, Комитет здравоохранения и др. Организация и деятельность данных элементов структуры администрации обусловлены специфическими потребностями местного населения, нуждающегося в образовании того или иного департамента, управления или комитета с присущими ему названием и компетенцией. При этом многообразие структурных подразделений муниципального исполнительно-распорядительного органа порождает необходимость координации их действий. В связи с этим целесообразно создать в представительном органе муниципального образования Комитет по социально-экономическим правам, состоящий из депутатов, с возможностью привлечения к его работе специалистов из тех или иных социальных сфер. Целью создания данного Комитета является четкая координация деятельности различных структурных подразделений муниципальной администрации по обеспечению социально-экономических прав и налаживание взаимодействия между ними для создания оптимального механизма обеспечения реализации прав и свобод в социально-экономической сфере.

Еще одним злободневным вопросом, возникающим в процессе реализации социально-экономических прав, как впрочем и других категорий прав, является недостаточное финансирование мероприятий по их обеспечению. Например, в сфере реализации права на образование остро ощущается нехватка бюджетных мест во многих образовательных учреждениях, что приводит к огромному конкурсу среди абитуриентов и невозможности поступить на желаемый факультет особенно членам малообеспеченных семей. В жилищной сфере также существует проблема нехватки финансовых средств, что выражается в несопоставимости спроса и предложения на рынке недвижимости, в том числе невозможности властных органов переселить всех нуждающихся из жилья, признанного ветхим, в достойное. Не может оставить равнодушным и тот факт, что на сегодняшний день все еще остается недостаточным для достойной жизни размер различных социальных пособий и пенсий. Недостаток финансирования более или менее остро ощущается и в других социально-экономических сферах.

Несомненно, государственная политика всецело направлена на решение проблем, связанных с созданием достойного уровня жизни граждан. Однако решать эту задачу в большей степени приходится органам местного самоуправления. Однозначно проще проблема финансирования тех или иных областей социально-экономической сферы решается в крупных муниципальных образованиях, где бюджетные средства формируются в том числе за счет налоговых поступлений крупных предприятий, учреждений, организаций. Более сложная обстановка наблюдается в мелких муниципальных образованиях, не имеющих собственных предприятий и учреждений, приносящих немалую долю в бюджет муниципального образования. Разумеется, государство субсидирует те или иные направления, в которых бюджет муниципального образования не достаточен, но это зачастую приводит к прямой зависимости этого муниципального образования от государства с вытекающими отсюда последствиями, что затрудняет самостоятельное функционирование местного самоуправления. В связи с этим необходимо создать собственную материальную базу каждого муниципального образования, способную удовлетворять его потребности, тем самым обеспечив финансовую независимость органов местного самоуправления. В этой связи представляется необходимым предоставлять муниципальному образованию финансовую поддержку со стороны государства в виде, например, целевого кредитования для создания собственного производства с обеспечением рабочих мест. Эта поддержка должна осуществляться на первоначальном этапе, путем предоставления стартового капитала, который мог бы послужить толчком для дальнейшего развития производства в сфере животноводства, растениеводства, рыболовства, лесозаготовок и т.д. Вследствие работы данных предприятий не только будет решен вопрос занятости населения, но и будет формироваться бюджет муниципального образования, в том числе за счет  налоговых отчислений, что в конечном итоге приведет к созданию собственной материальной базы органов местного самоуправления. Однако важно отметить то, что выделенные государственные средства должны использоваться строго в рамках целевого направления с четким контролем со стороны государства.

На определенных исторических этапах тем или иным правам социально-экономической сферы государство уделяет больше внимания, что выражается, например, в таких национальных проектах, как «Здравоохранение», «Образование», «Жилище» и пр., субсидируемых государством и имеющих политический приоритет. Это, несомненно, позитивно, однако вследствие этого на второй план уходят другие, не менее важные (особенно для отдельных регионов страны, малочисленных коренных народов) социально-экономические права. Кроме того, загрязнение рек и других водоемов-поставщиков питьевой воды и рыбной продукции, постоянные лесные пожары, характерные не только для Хабаровского края в последнее десятилетие, но и для центральной части России, наносят серьезный ущерб населению, лишая его при этом двух первостепенных для жизнедеятельности человека факторов — чистого воздуха и воды, а некоторые категории людей, такие как люди пожилого возраста, страдающие астмой, беременные женщины, остаются фактически не защищенными. Таким образом, очевидна проблема неравного подхода к обеспечению разных прав.

Важен тот факт, что в Конституции РФ  равным образом признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Более того, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Таким образом, реальное положение дел разнится с желаемым, гарантированным Конституцией. В связи с этим, представляется рациональным выработать критерии значимости, по которым будет возможно разъяснить населению важность того или иного социально-экономического права, путем опроса, проведенного в каждом отдельно взятом муниципальном образовании и выявить объективно значимые для населения данного образования сферы, на которые в первую очередь необходимо направить максимальное количество средств и уделить повышенное внимание. Это, однако, не означает, что ввиду ограниченных финансовых средств не будет уделяться внимание второстепенным по результатам волеизъявления народа сферам, а приведет к тому, что в первую очередь будут решаться главные проблемы того или иного образования в силу именно его особенностей, а затем наступит очередь и второстепенных для них вопросов.

Стоит отметить, что данные предложения по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в обеспечении социально-экономических прав и свобод личности в Российской Федерации могут привести к положительному результату лишь в их системной взаимосвязи друг с другом, а также взаимодействии всех государственных и негосударственных структур с целью решения данных проблем в российском обществе.

 

Список использованных источников

1.            Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г.

№ 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г.

№ 14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ. // СЗ  РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. №. 5. Ст. 410; 2001. №. 49. Ст. 4552; 2006. №. 52 (ч. 1). Ст. 5496.

2.            Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». // СЗ РФ. 2004. №. 31. Ст. 3215.

3.            Федеральный закон от 27 мая 1998 г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». // СЗ РФ. 1998. №. 22. Ст. 2331.

4.            Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных ви-дов деятельности». // СЗ РФ. 2001. №. 33 (ч. 1). Ст. 3430.

5.            Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». // СЗ РФ. 2006. №. 31 (ч. 1). Ст. 3434.

6.            Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе». // СЗ РФ. 2006. №. 12. Ст. 1232.

7.            Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». // СЗ РФ. 2007. №. 31. Ст. 4006.

8.            Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции». // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. №. 16. Ст. 503.

9.            Решение Хабаровской  городской Думы от 23 января 2007 г. № 388 «Об утверждении городской целевой программы «развитие и поддержка малого предпринимательства в г. Хабаровске на 2007-2009 годы» . http://www.khabarovsk.kht.ru/info/normdoc/main.htm

10.          Постановление главы администрации г. Саратова от 20.06.2008 г. № 809 «Об организации и проведении городского конкурса «Лучшее предприятие розничной торговли  и общественного питания 2008 года». http://www.saratovmer.ru/

11.          Муниципальный правовой акт г. Владивостока от 01.07.2008 года № 31-МПА, принятый Думой г. Владивостока 20.06.2008 «О порядке согласования заявлений организаций-соискателей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории г.  Владивостока». http://www.vlc.ru/mayor/docs/

2008/mpa_032.htm

12.          Решение Думы городского округа г. Чита от 15.03.2006 г. № 26 «О порядке оказания консультационной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства на территории городского округа «Город Чита» http://www.admin.chita.ru/law_base/

13.          Структура администрации г. Хабаровска http://www.khabarovskadm.ru/local_adm/

city_adm/structure/struct0.png

14.          Структура администрации г. Орла http://www.orel-adm.ru/data.php?id=structura.jpg

15.          Структура администрации г. Саратова http://www.saratovmer.ru/administration/structure/