УДК 342.547 

Современное право №9 2011 Страницы в журнале: 32-37

 

В.Б. БАШУРОВ,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Омского экономического института

 

На основе анализа законодательства  о государственной гражданской службе Российской Федерации и практики его применения представлены основные элементы системы присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации, сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: государственная гражданская служба Российской Федерации, государственный гражданский служащий Российской Федерации, присвоение и сохранение классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации.

 

Basic elements of system of assignment, preservation of class ranks of the state civil service of the Russian Federation

 

Bashurov V.

 

On the basis of the analysis of the legislation  about the state civil service of the Russian Federation and practice of its application basic elements of system of assignment, preservation of class ranks of the state civil service of the Russian Federation are presented, offers on legislation perfection in the given sphere are formulated.

Keywords: civil service in the Russian Federation, civil officer of the Russian Federation, conferment and retention of class ranks of civil service of the Russian Federation.

 

Одним из основных элементов процесса прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба), направленных на повышение престижа гражданской службы и, соответственно, на стимулирование государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — гражданский служащий) продвигаться по службе, выступают классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — классный чин).

На основе анализа законодательства Российской Федерации о гражданской службе и практики его применения можно выделить следующие основные элементы системы присвоения и сохранения классных чинов.

1. Нормативно-правовая основа определения наименований классных чинов, процедуры их присвоения, а также условий сохранения классных чинов. Она означает:

1) единый подход к определению наименований классных чинов, присваиваемых федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации.

Являясь целостным механизмом, базирующимся на принципе общности правовых и организационных основ федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, гражданская служба немыслима без системного регулирования и согласования статусов ее должностей, классных чинов, последовательности взаимосвязей и процедур функционирования всех элементов гражданской службы.

Разнообразие законодательных моделей регулирования отношений, связанных с определением наименований классных чинов на уровне субъектов Российской Федерации[1], обусловило необходимость принятия Федерального закона от 17.12.2009 № 322-ФЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”» (далее — Закон № 322-ФЗ). В соответствии с положениями данного нормативного правового акта федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, классные чины подлежат присвоению в пределах группы должностей федеральной государственной гражданской службы с указанием на их принадлежность Российской Федерации и, соответственно, государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации, замещающим должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, — на субъект Российской Федерации.

Такое установление единых наименований классных чинов, имеющих свой отличительный элемент, позволяющий конкретизировать правовое положение (статус) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации посредством указания на принадлежность Российской Федерации и субъекту Российской Федерации, является, на наш взгляд, достаточно оправданным. Однако этот подход должен предусматривать наличие некоего связующего звена, обеспечивающего единство правовых и организационных основ гражданской службы. Таким компонентом должен выступать нормативно закрепленный механизм соотношения классных чинов, присваиваемых федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации. Вместе с этим Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ) в редакции Закона № 322-ФЗ не предусматривает возможности установления подобного соотношения, что, как полагаем, является скорее недостатком этого нормативного правового акта, нежели его достоинством. К тому же документ не учитывает, что в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон № 58-ФЗ) именно Президент РФ определяет корреляцию классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий.

Хотелось бы также отметить, что Закон № 79-ФЗ не закрепляет возможности установления и каких-либо альтернативных наименований классным чинам. Несмотря на это, отдельными указами Президента РФ[2] предусмотрено присвоение дипломатических рангов и классных чинов юстиции лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, а также установлены самостоятельные оклады за дипломатический ранг и, соответственно, классный чин юстиции;

2) единые требования, устанавливаемые к процедуре присвоения классных чинов.

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона № 79-ФЗ гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. При этом с точки зрения публично-правового регулирования отношений, связанных с прохождением гражданской службы, опирающихся на принцип «разрешено только то, что разрешено законом»[3], гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы с ограниченным сроком полномочий, которые они осуществляют на основании срочного служебного контракта, классные чины с позиции анализируемого законодательства не должны присваиваться.

Данное положение, как полагаем, не соответствует одному из важнейших принципов — принципу профессионализма и компетентности гражданских служащих (п. 4 ст. 4 Закона № 79-ФЗ). Гражданский служащий в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона № 79-ФЗ обязан исполнять должностные функции добросовестно, на высоком профессиональном уровне, оценка которого осуществляется при проведении квалификационного экзамена. Экзамен, по нашему мнению, должны сдавать все гражданские служащие, а не только те, которые определены п. 2 Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня) (утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 111; далее — Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена). На возможность присвоения классного чина именно по результатам квалификационного экзамена гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы без ограничения срока полномочий на условиях срочного служебного контракта, указывается и в письме Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 5068-17 «Разъяснения отдельных вопросов применения законодательства о государственной гражданской службе».

Исключение из общего правила присвоения классных чинов, как полагаем, могут составлять только случаи поощрения гражданских служащих за особые отличия в гражданской службе. Считаем, что именно эта позиция реализована в содержании п. 21 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим (утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113; далее — Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов).

Изучение законодательной практики субъектов Российской Федерации в части рассматриваемого элемента системы присвоения классных чинов позволяет отметить, что в отдельных субъектах Российской Федерации классные чины государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации присваиваются без сдачи квалификационного экзамена:

— в случае заключения с государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации срочного служебного контракта в соответствии с ч. 4 ст. 25 Закона № 79-ФЗ[4];

— в качестве меры поощрения за особые отличия в государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации (абзац третий п. 6 ст. 31.1 Закона Омской области от 22.12.2004 № 601-ОЗ «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области»; далее — Закон Омской области № 601-ОЗ).

Доля государственных гражданских служащих отдельных субъектов Российской Федерации, которым классные чины присвоены без сдачи квалификационного экзамена, от общего числа государственных гражданских служащих соответствующего субъекта Российской Федерации, которым в отчетном периоде присвоены классные чины, достигает 30%. Этот показатель свидетельствует о том, что присвоение классных чинов значительной части государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации без оценки их профессионального уровня внешне приобретает форму прохождения службы. Однако он, на наш взгляд, не отвечает содержанию государственно-служебных правоотношений. Считаем, что присвоение классных чинов гражданским служащим, с которыми заключен срочный служебный контракт, также должно быть связано с оценкой их профессионального уровня и зависеть от результатов квалификационного экзамена. Данное утверждение имеет и свое нормативное закрепление. Так, абзацем четвертым ч. 4 ст. 3 Закона Хабаровского края от 29.09.2005 № 293 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы государственным гражданским служащим Хабаровского края» предусмотрено присвоение государственному гражданскому служащему Хабаровского края, замещающему должность государственной гражданской службы Хабаровского края по срочному служебному контракту, классного чина после сдачи им квалификационного экзамена.

Учитывая вышеизложенное, полагаем необходимым внести следующие изменения в Закон № 79-ФЗ: в ч. 1 ст. 11 фразу «должностей гражданской службы» дополнить словами «по результатам квалификационного экзамена, за исключением случаев их присвоения в качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе», ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 49 исключить;

3) общие условия сохранения классных чинов.

Ограниченный перечень условий сохранения классных чинов, предусмотренный п. 24 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов, в правоприменительной практике порождает вопрос о возможности сохранения за гражданским служащим классного чина при его назначении на другую должность гражданской службы, в том числе на должность гражданской службы, которая относится к другой группе должностей гражданской службы. Полагаем, что независимо от того, на какую должность гражданской службы назначен гражданский служащий, присвоенный ему классный чин подлежит сохранению за ним, как это, например, предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона Камчатского края от 04.12.2008 № 169 «О классных чинах государственной гражданской службы Камчатского края» и п. 1 ч. 15, ч. 16 ст. 7 Закона Амурской области от 13.12.2006 № 261-ОЗ «О государственной гражданской службе Амурской области».

Таким образом, предусмотренный Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов перечень условий сохранения классных чинов, на наш взгляд, должен быть расширен. Однако при назначении гражданского служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, рассматриваемый вопрос может иметь и альтернативный вариант решения (он будет представлен при рассмотрении третьего из элементов системы присвоения и сохранения классных чинов).

Анализируя условия сохранения классных чинов, можно также отметить, что сохранение присвоенного гражданскому служащему классного чина при выходе его на пенсию должно, на наш взгляд, выступать правоустанавливающим фактом, непосредственно влияющим на размер пенсионного обеспечения данного лица, т. е. учитываться при исчислении пенсии за выслугу лет. Вместе с этим максимальный размер пенсии за выслугу лет в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ограничивается кратной величиной должностного оклада и не учитывает размер оклада за классный чин. Необходимо также нормативно закрепить правило, в соответствии с которым лицам, лишенным классного чина в установленном законом порядке, назначается пенсия согласно Федеральному закону от  17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

2. Открытость процедуры присвоения классных чинов. Реализация данного элемента системы присвоения классных чинов обеспечивается не только посредством строгой регламентации и соблюдения нормативно установленной государством административной процедуры сдачи квалификационного экзамена, но и через участие представителей научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемых органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой (далее — независимые эксперты), в конкурсных или аттестационных комиссиях (ч. 4 ст. 49 Закона № 79-ФЗ). Установив необходимость включения в конкурсные и аттестационные комиссии представителей научных и образовательных учреждений, других организаций, законодатель, как полагаем, не определил в полном объеме правовой статус независимых экспертов. Неразрешенными являются вопросы, например, о необходимости наличия правоустанавливающего документа (лицензии) на осуществление экспертной деятельности в данной сфере отношений со стороны вышеуказанных лиц; о возможности подготовки ими экспертных заключений по результатам проведения конкурса, аттестации, квалификационного экзамена.

Процедура приглашения и включения независимых экспертов в конкурсные или аттестационные комиссии, исходя из анализа сложившейся практики, многовариантна[5]. Однако, на наш взгляд, наиболее оптимальной, имеющей свое практическое преломление[6], является модель формирования состава соответствующей комиссии государственного органа непосредственно перед проведением квалификационного экзамена гражданских служащих с учетом специфики профессиональной служебной деятельности последних. При этом персональные данные независимых экспертов в обязательном порядке подлежат отражению в издаваемом правовом акте государственного органа о формировании конкурсной или аттестационной комиссии, который выступает, как отмечается в постановлении Президиума ВС РФ от 21.07.2010 № 11ПВ10 «Об отмене определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.07.2009 и оставлении в силе решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30.04.2009, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 21.01.2009 № 22-РП и приложения № 1 к данному распоряжению в части указания персональных данных экспертов», единственным юридическим фактом, подтверждающим законность участия независимых экспертов в работе комиссии. Следует также отметить, что полномочия независимых экспертов должны ограничиваться рамками процедуры сдачи квалификационного экзамена, на которую они были приглашены, т. е. носить временный характер.

3. Обязательность и последовательность присвоения классных чинов в зависимости от сроков, установленных для прохождения в соответствующем классном чине. В соответствии с п. 7 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов первый классный чин присваивается федеральному государственному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через 3 месяца после назначения федерального государственного гражданского служащего на должность гражданской службы.

Рассмотрение законодательной практики субъектов Российской Федерации в части регламентации порядка присвоения и сохранения классных чинов государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации позволяет отметить, что она фактически не отличается от порядка, определенного Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов.

Установив таким образом срок прохождения гражданской службы в замещаемой должности гражданской службы, законодатель, как полагаем, не до конца учел, что классный чин является неотъемлемой частью должности гражданской службы, на которую назначается гражданин Российской Федерации, а также то, что профессиональный уровень этого гражданина (фактически аналогично сдаче квалификационного экзамена) оценивается при его поступлении на гражданскую службу в рамках конкурсной процедуры на замещение вакантной должности гражданской службы (абзац второй п. 19 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112)). Совпадение предметов оценки при реализации различных процедур (конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы и сдачи квалификационного экзамена) порождает вопрос нормативной необходимости установления срока прохождения гражданской службы в замещаемой должности гражданской службы для присвоения первого классного чина. Полагаем, что сроки прохождения гражданской службы в замещаемой должности гражданской службы могут быть установлены только с учетом сроков прохождения в соответствующем классном чине, обеспечивая тем самым должностное продвижение (из одной группы в другую) гражданского служащего, а не для присвоения первого классного чина. Учитывая вышеизложенное, считаем, что первый классный чин должен присваиваться одновременно с назначением гражданина Российской Федерации (гражданского служащего) на должность гражданской службы.

Продвижение гражданского служащего по иерархии классных чинов, предусматривающее его пребывание в том или ином классном чине в течение ограниченного, нормативно установленного срока, является, на наш взгляд, одним из условий его профессионального развития[7], соответствующего и мировой практике[8]. Иерархичность системы классных чинов, как объективно отмечает И.Н. Сурманидзе, предполагает «временное прохождение всех ее элементов, в противном случае вся система классных чинов… теряет смысл, более того, резко снижаются стимулирующие мотивы добросовестного исполнения должностных обязанностей, а также мотивы долгосрочного построения служебной карьеры»[9]. Нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней в сфере гражданской службы установлены сроки нахождения в том или ином классном чине. В большинстве случаев сроки не являются строго определенными, тем самым допускаются задержки в присвоении очередного классного чина и связанные с этим моральные (переживание ожидания и неопределенности с присвоением классного чина) и материальные (невыплата разницы между окладами за классный чин) потери гражданского служащего. Однако обобщение законодательной практики субъектов Российской Федерации позволяет отметить, что, например, в соответствии со ст. 6 Закона Псковской области от 21.07.2006 № 574-оз «О присвоении и сохранении классных чинов государственной гражданской службы государственным гражданским служащим Псковской области» сроки прохождения в соответствующем классном чине государственной гражданской службы Псковской области 3-го и 2-го класса установлены фиксированно — 1 и 2 года. При этом данный нормативный правовой акт, к сожалению, как и Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена, а также законодательные акты субъектов Российской Федерации, не предусматривает ответственности представителя нанимателя (уполномоченного субъекта), необоснованно задерживающего присвоение (или направление представления) первого и очередного классного чина. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена не содержит и норм, определяющих сроки, в течение которых представитель нанимателя должен совершить вышеуказанные действия.

Полагаем необходимым в нормативно-правовом порядке закрепить:

1) сроки, в течение которых представитель нанимателя должен принять решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо направить представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданской службе;

2) ответственность представителя нанимателя за необоснованную задержку в направлении представления либо в присвоении первого или очередного классного чина гражданскому служащему;

3) механизм компенсации гражданскому служащему денежных средств, не полученных в результате задержки присвоения соответствующего классного чина.

4. Соответствие классного чина должности гражданской службы. Данный элемент системы присвоения классных чинов призван следить за соответствием классного чина замещаемой должности гражданской службы и сохранять гражданскую службу как целостную иерархическую структуру.

Предусмотренные ст. 11 Закона № 79-ФЗ система классных чинов, порядок их присвоения и сохранения, по нашему мнению, не позволяют определить должностное положение гражданского служащего в иерархии должностей гражданской службы.

Так, согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 79-ФЗ классные чины присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы. Это условие фактически позволяет присваивать одноименные классные чины гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, относящиеся к одной группе, без учета соответствующей категории должностей гражданской службы.

Например, в соответствии с Указом губернатора Омской области от 02.03.2004 № 49 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Омской области»[10] должность ведущего специалиста отнесена к старшей группе должностей государственной гражданской службы Омской области, которая установлена как по категории должностей государственной гражданской службы Омской области «Специалисты», так и по категории должностей «Обеспечивающие специалисты». Согласно подп. 2 п. 1 ст. 31 Закона Омской области № 601-ОЗ государственным гражданским служащим Омской области, замещающим должности государственной гражданской службы Омской области старшей группы, присваиваются классные чины — референт государственной гражданской службы Омской области 3, 2 и 1-го класса.

Таким образом, установление одноименных классных чинов в рамках группы должностей без их соотношения с соответствующими должностями гражданской службы, по нашему мнению, снижает значимость данной административно-правовой категории.

Вместе с этим императивное условие о соответствии классного чина должности государственной службы Российской Федерации закреплено в абзацах третьем, четвертом п. 2 ст. 13 Закона № 58-ФЗ, а также предусмотрено на уровне отдельных подзаконных нормативных правовых актов (например, подп. «б» п. 4 Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена). Аналогичные правила установлены и для присвоения воинских[11] и специальных[12] званий, а также дипломатических рангов[13].

Законодательная практика отдельных субъектов Российской Федерации[14] позволяет отметить наличие существующей необходимости изменения ряда положений ст. 11 Закона № 79-ФЗ, направленных на присвоение классных чинов гражданским служащим в соответствии с замещаемыми ими должностями гражданской службы. Первые шаги в этом направлении предприняты Минздравсоцразвития России, которым подготовлены и направлены в федеральные органы исполнительной власти примерные таблицы соответствия классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной государственной гражданской службы в федеральных органах исполнительной власти[15].

Совокупность представленных элементов системы присвоения и сохранения классных чинов, их законодательное закрепление и практическая реализация позволит определить классный чин как неотъемлемую часть должностного (статутного) положения гражданского служащего.

 

Библиография

1 См.: Башуров В.Б. Правовые коллизии чинопроизводства государственных гражданских служащих Российской Федерации // Современное право. 2008. № 5(1). С. 51—56.

2 Указы Президента РФ от 15.10.1999 № 1371 «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5012; от 19.11.2007 № 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции» // Там же. 2007. № 48 (ч. 2). Ст. 5952. 

3 См.: Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. — Саратов, 2004. С. 413; Туманов Д.А. Некоторые вопросы о процессуальной аналогии в гражданском процессе // Государство и право. 2006. № 7. С. 100.

4 См., например, законы Алтайского края от 28.10.2005 № 78-ЗС «О государственной гражданской службе Алтайского края» // Сборник законодательства Алтайского края. 2005. № 114. С. 56; Калининградской области от 04.10.2005 № 657 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы государственным гражданским служащим Калининградской области» // Российская газета («Запад России»). 2005. 1 нояб.  № 245; Кемеровской области от 01.08.2005 № 103-ОЗ «О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области» // Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области». 2005. 4 авг. № 39.

5 См.: Башуров В.Б. Организационные проблемы аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации // Международные юридические чтения: Ежегодная научно-практическая конференция. Ч. 2. — Омск, 2007. С. 89—94.

6 См., например, приказы Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 07.11.2005 № 45 «Об аттестационной комиссии Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга»; Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 09.09.2005 № 295-п «О Положении об аттестационной комиссии Комитета по образованию» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2006. № 2.

7 Содержание одного из главных организационных принципов государственной службы, по мнению Л.Е. Шепелева, составляло то, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина (см.: Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. — Л., 1991. С. 15).

8 Например, ст. 56 Закона Франции от 11.01.1984 № 84-16, содержащей статутные положения, касающиеся государственной публичной службы, предусмотрено, что продвижение по службе государственных служащих включает повышение разряда и повышение ранга. Повышение по службе, подчиненное интересам службы, предусмотрено и ст. 12 Федерального закона Швейцарии о статусе государственных служащих 1927 года, в соответствии с которой переход из одного класса должностных окладов в более высокий класс по результатам экзамена считается повышением по службе (см.: Государственная служба в странах основных правовых систем мира. Т. 2 / Под ред. А.А. Демина. — М., 2010. С. 40, 140).

9 Сурманидзе И.Н. Проблемы правового регулирования прохождения государственной гражданской и муниципальной службы в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. — Киров, 2005. С. 96.

10 Омская правда. 2004. № 8.

11 См.: Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» // СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4534. 3 См., например: постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 70. С. 128—162; указы Президента РФ от 30.06.1997 № 659 «Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 27. Ст. 3185; от 24.04.1998 № 447 «О форме одежды, знаках различия, чинах и об удостоверении казака не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» // Там же. 1998. № 18. Ст. 2016.

12 См.: Указ Президента РФ от 15.10.1999 № 1371 «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами» // Там же. 1999. № 42. Ст. 5012.

13 Например, постановлением губернатора Ярославской области от 20.01.2006 № 46 утверждено Положение о классных чинах государственной гражданской службы Ярославской области, п. 2 которого установлено соответствие классных чинов государственной гражданской службы Ярославской области должностям государственной гражданской службы Ярославской области (Губернские вести. 2006. № 5).

14 Примерные таблицы соответствия классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной государственной гражданской службы в федеральных органах исполнительной власти приняты для использования в работе по присвоению классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральных государственных органах, например, в Федеральной службе государственной статистики (приказ Росстата от 17.09.2008 № 229 «О примерных таблицах соответствия классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной государственной гражданской службы в федеральных органах исполнительной власти»), в Федеральной таможенной службе (письмо ФТС России от 12.09.2008 № 10-99/37613 «О порядке присвоения классных чинов») // СПС КонсультантПлюс.