Н.В. СИРИК,

кандидат юридических наук, завкафедрой гражданского права и процесса Смоленского гуманитарного университета

 

В  последнее время в туристской отрасли сложилась инфраструктура, в которой трудно представить себе продвижение и реализацию путевок без участия сети турагентов. Они ближе к потребителю, имеют клиентские базы, могут дать исчерпывающую информацию о направлениях и маршрутах и т. д. При этом взаимоотношения сторон чаще всего регулируются агентским договором.

Агентский договор является новшеством для российского права. Он широко распространен в англо-американском праве, где заменяет договоры поручения и комиссии, традиционные для континентальной правовой системы[1]. Не следует полагать, что этот договор полностью заимствован отечественным законодателем из англо-американского правопорядка, хотя влияние последнего на этот институт полностью отрицать нельзя. Под агентским договором в праве Англии и США понимается договор о совершении одним лицом (агентом) действий по поручению и за счет другого лица (принципала). Созданный судебной практикой агентский договор в настоящее время является одним из распространенных видов международных сделок.

Конструкция агентского договора в российском праве преследует цель гражданско-правового оформления отношений, в которых посредник (представитель) совершает в чужих интересах как сделки и другие юридические действия (что характерно для отношений поручения и комиссии), так одновременно и действия фактического порядка, не создающие правоотношений принципала с третьими лицами.

Введение нового вида договора обусловлено тем, что известные российскому праву сходные договоры комиссии и поручения не охватывают всего многообразия отношений, которые возникают в условиях современной экономической деятельности.

В странах с англосаксонской системой права термин «агент» употребляется в широком смысле. Под агентом подразумевается лицо, уполномоченное на заключение сделок и на совершение других действий от имени представляемого и за его счет или на посредничество между сторонами при заключении сделок между ними самими. Поэтому под понятие «представитель» подпадают не только комиссионеры и торговые представители, но и коммивояжеры, брокеры, капитаны судов, адвокаты. Для англо-американского права характерно понимание агентского договора как общего, при котором поручение и комиссия являются по отношению к нему специальными, подчиняющимися институту агентирования. Английское право при регулировании отношений в сфере туризма устанавливает, что туроператор, являющийся принципалом, нанимает турагента для заключения контрактов с клиентом от имени принципала. Данные отношения, подтвержденные контрактом, являются агентским соглашением. Контракт уполномочивает агента реализовывать комплексный тур от имени туроператора на основании информации, содержащейся в каталогах туроператора. Третье лицо использует турагентов только для того, чтобы забронировать услуги туроператора[2]. В континентальной Европе между действиями от собственного имени и действиями от чужого име-ни проводится четкая граница. Так, в правопорядках большинства стран континентальной Европы не считаются представительством действия лица, заключающего договор от собственного имени (приобретает права и обязанности по такому договору только такое лицо). Даже в том случае, если это лицо уполномочено заказчиком на заключение сделки, оно должно вести дело «за счет» заказчика и отчитываться за это перед ним, а также получать за свои труды соответствующее вознаграждение[3]. Информация о туре отражается в каталогах туроператора. В задачи турагента входит предоставление различной информации о поездке, подтверждение бронирования и получение за это денег. Предполагается, что турагент, реализуя тур клиенту, тем самым предполагает заключить контракт напрямую между туристом и туроператором. Как правило, все претензии и иски при этом предъявляются туроператору (принципалу), а не агенту.

Ситуация, сложившаяся в российском законодательстве после принятия части второй Гражданского кодекса РФ, не характерна ни для англо-американской, ни для континентальной европейской правовых систем. На отечественном правовом поле агентскому договору отведена законодательная ниша, в которой сосуществуют комиссия и поручение, так же как и агентский договор, направленные на регулирование отношений по исполнению поручения. При этом ни один из них не выступает в качестве общего для других, поскольку все они юридически равны.

До принятия ГК РФ в сфере туристской деятельности для регулирования отношений между туроператорами и турагентами использовались различные правовые конструкции, сочетающие в себе элементы договоров по оказанию услуг, поручения, комиссии, о совместной деятельности.

А.П. Иванов, исследуя данные отношения, предложил использовать договор аквизиции, в силу которого одно лицо (комиссионер — направляющая туристическая фирма) обязуется по поручению другого лица (комитента — принимающей туристической фирмы) заключать для него от своего имени туристские договоры на поездки в страну комитента, а последний обязуется выплачивать комиссионеру обусловленное вознаграждение[4].

Приведенное определение позволяет сделать вывод о том, что предметом данного договора является заключение сделок. Сделки с туристом заключаются от имени фирмы, поэтому договор аквизиции следует рассматривать как разновидность договора комиссии. Однако в туристской деятельности турагент, помимо действий юридического характера, должен совершать большое количество фактических действий. По мнению ряда ученых, отношения агентирования могли бы регулироваться и в рамках смешанного договора (содержащего элементы договоров комиссии, поручения и возмездного оказания услуг), заключение которого допускается в соответствии с принципом свободы договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ). На такой вариант как на один из возможных указывает и Г.Е. Авилов4[5]. Однако, по его мнению, для России он неприемлем из-за отсутствия практики самостоятельного урегулирования сторонами своих отношений.

С точки зрения функциональных особенностей агентский договор представляет собой облегченную конструкцию, позволяющую избегать заключения либо нескольких различных и самостоятельных, но тем не менее связанных между собой гражданско-правовых договоров между одними и теми же субъектами (комиссии, поручения, подрядных договоров) либо смешанных договоров.

Рассмотрим подробнее отношения агентирования. По агентскому договору одна сторона обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Из этого определения проистекают два варианта действий агента. Если агент действует за счет принципала, но от собственного имени, он становится и стороной сделок, заключенных им с третьими лицами, причем и в том случае, когда эти лица знали о совершении сделки в интересах принципала, а не его агента, либо даже сам принципал вступил с третьим лицом — контрагентом по сделке — в непосредственные отношения по ее исполнению (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Однако после заключения сделки агент должен передать права и обязанности по ней принципалу. Такая модель отношений характерна для договора комиссии (п. 1 ст. 990 ГК РФ). Поэтому к указанным отношениям применяются правила о договоре комиссии, если они не противоречат специальным нормам закона об агентском договоре или существу этого договора (ст. 1011 ГК РФ). В частности, порядок передачи прав по сделкам, заключенным агентом в интересах и за счет принципала, а также режим имущества, приобретенного агентом для принципала или, наоборот, переданного агенту принципалом для реализации, определяются по правилам о договоре комиссии. За рубежом туроператор, реализующий туристский продукт от своего имени, обозначается как «неназванный» (unnamed). Агент принципала самостоятельно заключает договор с туристом, указывая все данные о принципале. Все претензии по оказанным услугам принимает непосредственно агент, который далее по регрессному иску истребует возмещение убытков с туроператора.

Если же агент действует не только за счет, но и от имени принципала, права и обязанности по заключенным им с третьими лицами сделкам возникают непосредственно у принципала (туроператора), минуя агента. Эта модель отношений характерна для договора поручения (п. 1 ст. 1005 и п. 1 ст. 971 ГК РФ). Поэтому в такой ситуации используются общие нормы о договоре поручения (ст. 1011 ГК РФ). В туристском праве зарубежных стран принципал, работающий по такой схеме, обозначается «названным» (named). Вся документация заполняется от имени принципала с обязательным указанием агента. В этом случае вся ответственность за туристский продукт ложится на туроператора и агент перед туристом формально никакой ответственности не несет. Действия агента при этом следует расценивать как деятельность по исполнению поручения.

Таким образом, агентский договор в системе договоров, предусмотренных гражданским законодательством России, представляет собой сложное переплетение норм о договорах комиссии и поручения и регулируется этими нормами с учетом особенностей, которые вытекают из существа данного договора. По своему содержанию агентский договор в целом ближе к договору комиссии, чем к договору поручения, ибо агент, подобно комиссионеру, обычно является профессиональным предпринимателем. Поэтому данный договор всегда возмездный и не носит лично-доверительного характера даже при совершении агентом сделок от имени принципала.

Многие исследователи указывают как на существенное отличие агентского договора от договоров комиссии и поручения на возможность агента совершать иные (фактические) действия в интересах принципала (по договору поручения это юридические действия, которые выполняет поверенный в интересах доверителя, по договору комиссии — комиссионер совершает сделки в интересах комитента). В частности, Е.А. Суханов отмечает, что «агент совершает в чужих интересах одновременно как сделки и другие юридические действия (что характерно для отношений поручения и комиссии), так и действия фактического порядка, не создающие правоотношений принципала с третьими лицами»[6].

Поэтому основное отличие агентского договора от договоров комиссии и поручения заключается в том, что законодатель предусмотрел саму возможность совершения агентом фактических действий, влекущих правовые последствия для принципала. Смысл агентского договора состоит именно в том, что деятельность, осуществляемая агентом по поручению и в интересах принципала, порождает для принципала имущественные последствия. Фактические действия агента (получение продукции) могут порождать правовые последствия на стороне как принципала, так и третьего лица. Кроме того, данный договор всегда имеет длящийся характер, поскольку агент обязуется совершать, а не совершить для принципала какие-либо действия[7].

Агентский договор по своей юридической природе является консенсуальным, возмездным и двусторонним. Он может заключаться на определенный срок или быть бессрочным. Стандартный агентский договор в сфере туризма включает в себя следующие разделы:

· предмет договора, который можно сформулировать разными способами: указать один из видов тура; описать всевозможные виды туров; применить самые общие формулировки и в то же время описать те виды туризма, которые могут иметь льготное налогообложение или дающие получение каких-либо скидок. Как правило, большинство агентских соглашений содержат следующую формулировку: «Осуществлять юридические и фактические действия по продвижению и реализации туристского продукта или реализовывать комплекс туристских услуг, входящих в состав туристского продукта, включая рекламу туристского продукта и поиск клиентов»;

· обязанности сторон — подробно расписывают порядок бронирования и оплаты туров;

· порядок расчетов между сторонами — устанавливаются сумма и порядок выплаты вознаграждения агенту;

· ответственность сторон — в каких случаях и в каких размерах стороны несут ответственность за нарушение условий договора. Как правило, для агента ненадлежащим исполнением или неисполнением договора агентирования является несвоевременная, неполная или неправильная оплата счетов туроператора; несвоевременное аннулирование или внесение изменений в заказ; необеспечение явки туристов в пункт начала путешествия; предоставление неправильных сведений о туристах, непредставление туристам информации об условиях совершения путешествия; неправильное оформление путевок и несвоевременная передача туристу документов, необходимых для совершения путешествия; для туроператора — отказ от реализации агенту своевременно заказанного, подтвержденного и оплаченного агентом турпродукта; неправильное оформление документов, необходимых для совершения путешествия, несвоевременная передача документов агенту или его туристам и т. п.

Одним из положений агентского договора в сфере туризма является условие о штрафе за аннулирование договора. Данное условие необходимо рассматривать как договорную неустойку. Как правило, на практике ее размеры таковы, что при разбирательстве суд получает возможность воспользоваться правом уменьшить ее на основании ст. 333 ГК РФ, особенно если заинтересованной стороной будет заявлена соответствующая просьба. Обычно неустойка взыскивается в следующем размере: при отказе в срок от 20 до 10 суток до начала тура — 20% от стоимости тура, при отказе в срок от 10 до 3 суток до начала тура — 50%, при отказе менее чем за 72 часа до начала тура — 90%;

· обстоятельства непреодолимой силы (в каких ситуациях стороны не будут нести ответственность за то, что они не исполнили договор);

· порядок разрешения споров;

· дополнительные условия — указываются срок действия договора, порядок изменения его условий и т. д.;

· реквизиты и подписи сторон.

Закон не содержит специальных требований к форме данного договора, однако право на совершение агентом юридических действий от имени принципала должно оформляться либо доверенностью, либо письменным договором, содержащим полномочия агента (что характерно для отношений коммерческого представительства — п. 3 ст. 184 ГК РФ). Агентский договор может предусматривать условия об ограничении действий как агента, так и принципала определенной территорией (сравни пункты 1—2 ст. 1007 и п. 2 ст. 990 ГК РФ), в том числе для случаев его оформления по модели отношений поручения. Думается, что если агент будет представлять одновременно нескольких принципалов, рекламируя одним и тем же потребителям аналогичные услуги, то, вероятнее всего, будут ущемлены интересы этих туроператоров. Однако агент вправе требовать от туроператора (принципала) не заключать договоры с другими агентами и не осуществлять самому деятельность, предусмотренную агентским договором. Заметим, что в английском праве имеется различие между понятиями «исключительный агент» и «монопольный агент». Первый берет на себя обязательство не продавать товары в пределах конкретной территории без услуг агента; второй может осуществлять сделки собственными силами, но обязуется не нанимать других агентов[8]. Такие ограничения в форме запрета агенту заключать однородные по предмету агентские договоры с другими принципалами (а принципалу — с другими агентами) обычно преследуют цель контроля той или иной сферы соответствующего рынка (конечно, с соблюдением требований антимонопольного законодательства). Они не могут затрагивать круг третьих лиц — контрагентов по сделкам, заключаемым агентом, ибо в ином случае определенная категория лиц заранее исключается из числа потребителей (покупателей, заказчиков) товаров, работ или услуг, предоставляемых с помощью агента. Поэтому такие условия агентского договора объявлены ничтожными (п. 3 ст. 1007 ГК РФ).

Исполнение агентом и принципалом предусмотренных договором обязательств регулируется нормами о договорах комиссии или поручения (с учетом отмеченной специфики агентского договора).

В ходе исполнения договора агент обязан представлять принципалу отчеты с приложением доказательств расходов, произведенных за счет принципала. Порядок и сроки представления отчетов устанавливаются договором, а при отсутствии в нем таких условий — по мере исполнения договора или по окончании его действия (п. 1 ст. 1008 ГК РФ). Возражения по отчету принципал по общему правилу обязан заявить агенту в пределах 30 дней с момента его получения. При несоблюдении пресекательного срока отчет считается принятым принципалом без возражений, а агент — исполнившим поручение или его соответствующую часть.

Агентский договор предполагает возможность самостоятельного заключения агентом субагентского договора, т. е. возложения исполнения своих обязательств по договору на третье лицо (если только такая возможность не исключена соглашением сторон). Это тоже сближает его с договором комиссии. Так, турагент может в целях исполнения договора воспользоваться услугами третьей фирмы, например турагентства, работающего с конкретным направлением (маршрутом) или в определенном населенном пункте, для распространения путевок.

Субагентский договор может предусматривать совершение юридических действий субагентом для агента (принимающего в этом случае статус принципала), в том числе от его имени. Однако совершение субагентом юридических действий для принципала (хотя бы и от собственного имени) возможно только как исключение, если это прямо предусмотрено в договоре, либо в иных ситуациях, например при передоверии (п. 1 ст. 187 ГК РФ).

Порядок и сроки представления отчетов агентом принципалу устанавливаются договором, а при отсутствии в нем каких-либо условий отчеты представляются в зависимости от характера поручения либо периодически, либо по выполнении поручения в целом (сравни п. 1 ст. 1008, ст. 999 и ст. 974 ГК РФ). Представление отчета в агентском договоре, как и в договоре комиссии, является обязательным. С этим моментом закон связывает ряд юридических последствий, касающихся прежде всего исполнения поручения агентом. В частности, при отсутствии возражений принципала по отчету в течение 30 дней с момента его получения отчет считается принятым (п. 3 ст. 1008 ГК РФ), а агент — должным образом исполнившим поручение принципала или его соответствующую часть.

Таким образом, агент обязан:

· не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на той же территории, если этот запрет указан в договоре;

· не продавать товары, не выполнять работы или не оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков), проживающих или находящихся на определенной в договоре территории;

· представлять принципалу отчеты в порядке и сроки, предусмотренные договором;

· прикладывать к отчету необходимые доказательства расходов, произведенных за счет принципала.

Правомочия по сделкам, совершенным за счет принципала, возникают у агента только в том случае, если он действовал от своего имени[9].

Агент имеет право:

· получить вознаграждение за выполнение поручения принципала. Размер вознаграждения определяется соглашением сторон, а при его отсутствии устанавливается применительно к суммам, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. Английское право содержит совершенно иную норму, в соответствии с которой при отсутствии прямо выраженных или подразумеваемых в договоре условий агент не вправе требовать вознаграждения[10]. Порядок и сроки выплаты вознаграждения также определяются договором; при отсутствии специальных указаний вознаграждение должно быть выплачено агенту в недельный срок с момента представления принципалу отчета о выполнении поручения за соответствующий период (если иной порядок выплаты не вытекает из существа договора или обычаев делового оборота).

Агентское вознаграждение в сфере туризма обычно составляет 2—12% от стоимости тура. Комиссия может быть выплачена агенту несколькими способами: в установленный срок после перечисления средств на счет принципала; вычтена из стоимости продукции агентом непосредственно при отправке денег принципалу; могут быть установлены системы взаимозачета, накопительные схемы. Накопительные схемы агентских вознаграждений разрабатываются за каждого туриста, дополнительно за группу из 10, 20, 50, 100 и 500 туристов за сезон, что в общей сложности может довести агентскую долю до 15% и выше. Также устанавливаются комиссионные за продажу дополнительных услуг, например страховки, если она включена в стоимость тура. Некоторые варианты соглашений детально рассматривают вопросы премирования агента за продажу услуг его клиентам. Важными являются статьи договора о компенсации агенту расходов, связанных с реализацией туристских услуг клиенту. В зависимости от принятых методов реализации в агентском соглашении должно быть зафиксировано, какие расходы агента покрывает принципал, а какие несет сам агент. Если размер вознаграждения в договоре не установлен, его следует определять по цене аналогичной услуги; если же порядок выплаты вознаграждения не указан, принципал обязан выплатить его в течение недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период;

· заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь при этом ответственным за действия субагента перед принципалом.

Принципал обязан:

· выплатить агенту вознаграждение в размере и порядке, установленных в агентском договоре;

· сообщить агенту об имеющихся у него возражениях по поводу его отчета в течение 30 дней со дня получения отчета;

· не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, и не действовать самостоятельно на этой территории, так же как агент, если это указано в договоре.

Стадия прекращения агентского договора имеет свои особенности, отличающие его от договоров комиссии и поручения. По договору поручения любая из сторон может в любое время прекратить отношения; по договору комиссии такое же право принадлежит комитенту. В агентском договоре прекращение договора возможно по инициативе любой из сторон, если он заключен без определения срока окончания его действия. Кроме того, в ст. 1010 ГК РФ предусмотрены особые случаи прекращения действия договора агентирования в связи с изменением статуса агента. В отличие от судебной практики Англии, в которой агентский договор прекращается ввиду смерти, объявления несостоятельным или душевнобольным лица—стороны договора, изменения статуса принципала по российскому законодательству не влечет за собой прекращения договора.

Агентский договор в сфере туризма широко применяется для регулирования отношений между туроператором и турагентом. Конечной целью данного договора является установление договорных обязательств между туроператором и туристом. Такой вид договора идеально подходит для организаций в сфере туризма, так как отношения между ними, как правило, носят длительный характер. Кроме того, данный договор позволяет возложить на агента обязанность совершать помимо юридических действий (заключения договоров с туристами) различные фактические действия: проведение рекламных мероприятий, маркетинговых исследований и т. п.

 

Библиография

1 См.: Ансон В. Договорное право. — М., 1984. С. 373—404; Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учеб. 3-е изд. — М., 1993. С. 373—377.

2 См.: Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования. — Владивосток, 1999. С. 176.

3 См.: Цвайгер К., Кетц К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 т. Т. II. — М., 1998. С. 148.

4 См.: Иванов А.П. Правовое регулирование международных туристских отношений: Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1974. С. 112.

5 См.:  Авилов Г.Е. Агентирование // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. — М., 1996. С. 525.

6 Гражданское право: В 2 т. Т. II. Полутом 2 / Под ред. Е.А. Суханова. — М., 2003. Глава 46.

7 См.: Авилов Г.Е. Указ. раб. С. 526.

8 См.: Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. — М., 1997. С. 171.

9 См.: Сафонов М.Н. Посреднические договоры в новых российских экономических условиях // Журнал российского права. 2003. № 9. С. 17.

10 См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств. С. 374.