С.И. ИСТОМИН,

 кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ

 

В   практике достаточно часто возникают вопросы при применении ряда положений Таможенного кодекса РФ (далее — ТамК РФ), сопровождающих помещение товаров под некоторые таможенные режимы. Рассмотрим эти вопросы на примере таможенных режимов реимпорта и временного ввоза.

Таможенный режим реимпорта находит широкое применение при осуществлении внешнеторговых операций. Реимпорт представляет собой таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории России, ввозятся обратно в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Правовое положение товаров, помещенных под этот режим, характеризуется тем, что они выступают как товары, выпущенные для свободного обращения, т. е. товары находятся в обороте на таможенной территории России без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством.

Помещение товаров под режим реимпорта возможно при соблюдении следующих условий:

· при вывозе с таможенной территории России товары находились в свободном обращении или были продуктами переработки иностранных товаров;

· товары заявлены к режиму реимпорта в течение 3 лет после пересечения ими при вывозе таможенной границы; этот срок может быть продлен при определенных обстоятельствах;

· товары находятся в том же состоянии, в каком были вывезены с таможенной территории России, за исключением изменений, происшедших вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

· уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы, подлежащие возвращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров.

Установленный общий срок (3 года), в течение которого возможно помещение товаров под режим реимпорта, имеет исключения в отношении оборудования, используемого для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и в других подобных целях. Какие товары следует рассматривать как подпадающие под «другие подобные цели»? Авиатехника, ранее поставленная иностранным заказчикам в режимах экспорта или переработки на таможенной территории, в процессе эксплуатации нуждается в техническом обслуживании, диагностике, ремонте. Проведение этих работ является в соответствии с условиями внешнеэкономического договора обязанностью российского предприятия — поставщика авиатехники.

В то же время выполнение операций по ремонту, техническому обслуживанию, проверке работоспособности блоков, агрегатов возможно при наличии соответствующего оборудования, инструментов, контрольно-поверочной аппаратуры. Эти товары вывозятся российскими предприятиями в режиме временного вывоза, предельные сроки которого таможенным законодательством не устанавливаются. При необходимости срок временного вывоза может продлеваться таможенным органом по мотивированному запросу заинтересованного лица. Возможность продления срока временного вывоза предусмотрена ст. 254 ТамК РФ.

Отсутствие предельного срока временного вывоза имеет большое значение для поддержания в эксплуатационном состоянии авиатехники, находящейся у иностранного заказчика, так как «жизненный» цикл авиатехники составляет до 40 лет, в течение которых необходимо проводить различные работы по ее обслуживанию.

Положения ТамК РФ, регулирующие вопросы установления срока временного вывоза, отвечают интересам российских производителей авиатехники. Однако обратный ввоз в режиме реимпорта ранее вывезенных товаров в режиме временного вывоза возможен при соблюдении 3-годичного срока. Только в этом случае обратный ввоз освобождается от уплаты таможенных пошлин, налогов. Для соблюдения этого условия заинтересованное предприятие должно до истечения 3-годичного срока ввезти ранее вывезенные товары. При всей обычности такого ввоза с технической стороны следует иметь в виду, что нередко ввозу подлежат дорогостоящие товары или имеющие значительные весовые характеристики (несколько тонн), в связи с чем необходимо заключить договор на организацию их воздушной перевозки, что вызывает немалые дополнительные расходы. Если учесть, что таких перевозок нужно сделать несколько в течение срока, требуемого на обслуживание авиатехники в период «жизненного» цикла, расходы на транспортировку будут весомыми.

При несоблюдении 3-годичного срока заинтересованное предприятие должно поместить обратно ввозимые товары под режим выпуска для внутреннего потребления (ст. 163 ТамК РФ), для чего ему необходимо уплатить таможенные пошлины, налоги, соблюсти все ограничения, установленные законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 164), т. е. понести дополнительные расходы.

Норма о 3-годичном сроке, в течение которого допускается помещение товаров под режим реимпорта, должна быть дополнена перечнем товаров, в отношении которых возможно продление этого срока, что будет отвечать интересам российских производителей авиатехники.

Еще одним необходимым условием для помещения обратно ввозимых товаров под режим реимпорта является неизменность состояния таких товаров с учетом исключений, содержащихся в подп. 3 п. 1 ст. 235 ТамК РФ, т. е. во внимание принимаются только изменения, вызванные естественными износом или убылью, произошедшие при нормальных условиях использования (эксплуатации) или транспортировки, хранения.

Состояние товаров может измениться и при других обстоятельствах, например, товар был поврежден, в том числе до степени невозможности эксплуатации, при погрузке, выгрузке, в результате неправильных действий. Такие обстоятельства могут возникнуть до сдачи товара иностранному заказчику, т. е. перед поставщиком возникает обязанность поставить новый товар либо провести ремонтные операции по восстановлению поврежденного товара. Поврежденный товар, как правило, возвращается поставщику, так как в зависимости от характера повреждений выполнение восстановительных работ возможно только на предприятии—изготовителе продукции. При помещении такого товара под режим реимпорта необходимо сохранить товар неизменным, и у таможенных органов сразу возникают вопросы о применении нормы ст. 235 ТамК РФ, не предусматривающей такого случая.

Возврат поврежденного товара можно осуществить в режиме выпуска для внутреннего потребления, на чем, как правило, настаивают таможенные органы. Но тогда необходимо уплатить таможенные пошлины, налоги и соблюсти все установленные законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности ограничения. Таможенные органы, советуя воспользоваться режимом выпуска товара для внутреннего потребления, ссылаются на то, что заинтересованное предприятие получило страховое возмещение за поврежденный товар. Однако это неприемлемо. Страховое возмещение определяется с учетом стоимости товара, а поскольку товар при экспорте освобождается от уплаты внутренних налогов в соответствии с законодательством о налогах и сборах и от вывозной таможенной пошлины, в страховое возмещение не войдут суммы налогов. В таком случае страховое возмещение будет служить источником средств для восстановления поврежденного товара либо изготовления нового. Выплата налогов при выпуске для внутреннего потребления повлечет для предприятия дополнительные расходы.

Такое положение стало возможным в результате недостаточной проработки нормы, содержащейся в подп. 3 п. 1 ст. 235 ТамК РФ, что служит препятствием для ввоза поврежденного товара в режиме реимпорта.

Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур учитывает это обстоятельство. Стандартное правило 4 главы 2 Специального приложения «В» устанавливает, что в реимпорте не должно быть отказано на том основании, что товары были использованы или повреждены либо пришли в изношенное состояние во время нахождения за рубежом, что отвечает интересам предприятий-изготовителей. Стандартное правило 7 этой же главы устанавливает, что в реимпорте не должно быть отказано на том основании, что товары вывозились без объявления об их предполагаемом обратном ввозе.

Один из наиболее востребованных таможенных режимов — временный ввоз, при котором иностранные товары используются в течение определенного периода (срока временного ввоза) на таможенной территории России с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ввозимым товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Условием помещения товаров под этот режим является возможность таможенных органов идентифицировать товары при их обратном вывозе (реэкспорте), за исключением случаев, когда международные договоры допускают замену временно ввезенных товаров товарами того же типа (ст. 210 ТамК РФ). Однако таможенные органы по-разному понимают обратный вывоз. Одни считают, что он предполагает вывоз в страну, откуда был осуществлен ввоз, другие — вывоз товаров с таможенной территории.

Представляется, что обратный вывоз следует рассматривать как вывоз товаров с таможенной территории России в любую страну. Временный ввоз обычно завершается реэкспортом (п. 1 ст. 210 ТамК РФ), при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию России, вывозятся с этой территории. Статья 239, определяющая содержание режима реэкспорта, не указывает на то, чтобы товар вывозился в страну, откуда он был вывезен. Норма ст. 242, требующая возврата товара поставщику или иному указанному им лицу, может быть применена только к товарам, выпущенным для свободного обращения, т. е. в режиме выпуска для внутреннего потребления.

Временно ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный ввоз (п. 1 ст. 211 ТамК РФ). С разрешения таможенного органа допускается передача временно ввезенных товаров в пользование иному лицу, при этом необходимо соблюсти некоторые условия. Следует отметить, что эти нормы регулируют вопросы пользования ввезенными товарами.

В практике возникает необходимость ввезти товар, ранее вывезенный в режиме экспорта, в целях проведения различного рода исследований в связи с отказом блока, агрегата или их нестабильным функционированием. После ввоза нередко исследование товаров возможно в условиях завода-изготовителя с использованием специального оборудования. В этом случае товары передаются заинтересованным лицом, осуществившим их ввоз, заводу-изготовителю. Товары передаются для исследования, но таможенные органы рассматривают такую передачу как нарушение таможенного законодательства, не учитывая при этом, что ст. 211 ТамК РФ рассматривает передачу товаров другим лицам для пользования. Кодекс не раскрывает понятия «пользование», делая отсылку на другое законодательство (п. 2 ст. 11). В соответствии с гражданским законодательством пользование заключается в возможности извлечения полезных свойств вещи.

При передаче товаров для исследования не предполагается извлечение полезных свойств, завод—изготовитель продукции проводит исследовательские операции с целью установить причину, приведшую к отказу в работе. При таком положении говорить о нарушении таможенного законодательства нет оснований.

Временный ввоз товаров возможен с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. Полное освобождение от их уплаты допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба России (ст. 212 ТамК РФ), в частности в случаях временного ввоза контейнеров, поддонов, других видов многооборотной тары и упаковок; если временный ввоз товаров осуществляется в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма; если целью временного ввоза является оказание международной помощи.

Для российских предприятий—изготовителей продукции, вывозящейся в режиме экспорта, большое значение имеют положения о временном ввозе товаров в рамках развития внешнеторговых отношений. Они позволяют временно ввозить ранее поставленную заказчикам технику для проведения различного рода испытаний, проверок в связи с техническими отказами для выявления причин таких отказов, которые возможны в результате недостаточной подготовки специалистов, эксплуатирующих технику в стране-заказчике. При помещении товаров в режим временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов доказывание обстоятельств такого ввоза является обязанностью декларанта. Надежда некоторых лиц, осуществляющих ввоз товаров, на то, что таможенные органы самостоятельно выберут оптимальный режим для таких товаров, не имеет под собой оснований.

Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством РФ (п. 1 ст. 212 ТамК РФ). Правительство РФ приняло постановление от 16.08.2000 № 599 «О Перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов». Перечень товаров, временно ввозимых в целях оказания содействия внешнеэкономической деятельности, содержится в разд. II. Так, в п. 8 указаны товары, временно ввозимые для проведения испытаний, проверок, при условии если их использование не имеет цели извлечения дохода.

Следующим общим условием полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов является то, что такое освобождение предоставляется в отношении товаров, срок временного ввоза которых не превышает одного года, если иное не предусмотрено в перечне. При продлении срока временного ввоза свыше одного года в соответствии с п. 2 ст. 212 ТамК РФ применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Нередко приходится сталкиваться со своеобразным пониманием некоторыми хозяйствующими субъектами частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов. Они рассматривают режим временного ввоза как возможную рассрочку уплаты таможенных платежей или единовременную уплату какой-то суммы.

При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный или неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории России уплачивается 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения (п. 2 ст. 212 ТамК РФ). При изменении режима временного ввоза на режим выпуска для свободного обращения товаров за период, когда применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, уплачиваются проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена рассрочка, за исключением случая, предусмотренного п. 5 ст. 212. За предоставление рассрочки взимаются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России, действующей в период рассрочки (п. 1 ст. 336).

Таким образом, помещение товаров под режим временного ввоза имеет свои особенности в зависимости от того, предполагается ли освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо частичная их уплата. При частичной их уплате с учетом уплаты процентов за предоставленную рассрочку при изменении этого режима на режим выпуска для внутреннего потребления необходим предварительный экономический расчет с целью избежать дополнительных расходов.

В практике сложно разобраться с применением положения п. 2 ст. 214 ТамК РФ, касающегося уменьшения таможенной стоимости товара. По мнению Л.В. Карамзиной, принципы применения режима временного ввоза в нашей стране глубоко проработаны и максимально приближены к нормам международного права в таможенном деле. Однако проблемы остаются. В частности, это касается ст. 214, предусматривающей, что при завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения декларант вправе указать в определенных случаях на уменьшение таможенной стоимости товаров и уменьшение их количества. Корректировка таможенной стоимости может быть произведена при представлении документально подтвержденной информации. Вместе с тем таможенная стоимость и количество товаров определяются на день их помещения под режим временного ввоза, поэтому непонятно, как должна применяться норма этой статьи[1].

Между тем положения Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее — Закон о таможенном тарифе) по определению таможенной стоимости ввозимых товаров применяются к товарам, фактически пересекшим таможенную границу России при ввозе или заявленным к ввозу при применении предварительного декларирования, при первом помещении этих товаров под таможенный режим, установленный таможенным законодательством (ст. 13). При изменении таможенного режима таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость, определенная в соответствии с этим Законом на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенный режим после фактического пересечения ими таможенной границы, если иное не установлено таможенным законодательством.

Статья 214 ТамК РФ предусматривает возможность уменьшения таможенной стоимости, но не содержит механизма ее корректировки. Соответственно применяется правило, содержащееся в ст. 13 Закона о таможенном тарифе, а ст. 214 ТамК РФ не работает. Именно в таком контексте Минфин России в письме от 15.02.2007 № 03-10-07/12 «О таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенный режим временного ввоза, при завершении его выпуском товаров для свободного обращения» предлагает применять ст. 214 ТамК РФ: уменьшение таможенной стоимости товаров может применяться в случаях, когда изменения с ввозимыми товарами относятся либо к периоду от даты заключения сторонами соответствующего договора, согласно которому товары ввозятся на таможенную территорию России, до даты пересечения товарами границы России, либо к случаю, предусмотренному ст. 221 ТамК РФ.

Доводы, содержащиеся в письме Минфина России, не бесспорны. Позиция Минфина России сводится к тому, что обстоятельства, приведшие к уменьшению таможенной стоимости товаров, должны возникнуть при их ввозе до помещения их под режим временного ввоза, о чем речь идет в постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 № 500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации». В то же время ст. 214 ТамК РФ предусматривает возможность уменьшения таможенной стоимости товаров после их ввоза на таможенную территорию России и помещения под режим временного ввоза, более того, при завершении этого режима.

Участники внешнеторговой деятельности именно так трактовали положения ст. 214 ТамК РФ. Например, при определении таможенной стоимости должно быть учтено, что товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их временного хранения, подлежат помещению под определенный декларантом таможенный режим, как если бы они были ввезены на таможенную территорию в негодном, испорченном или поврежденном состоянии (ст. 105). Статья 221 также учитывает эти обстоятельства при хранении товаров на таможенном складе. В любом случае неопределенность норм ст. 214 приведет к их различному пониманию и в конечном счете неработоспособности.

В практике применения режима временного ввоза трудности вызывают вопросы завершения этого режима. Частью 3 ст. 16.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение одного из основных требований таможенного режима — завершить его определенным способом в установленные сроки. Такое требование включено в содержание таможенных режимов, предполагающих временное нахождение или использование иностранных товаров на таможенной территории России, а российских товаров — за ее пределами, без изменения ими статуса иностранных или российских товаров соответственно. К ним, в частности, относятся таможенный режим международного таможенного транзита, переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, временный ввоз, а также таможенный режим временного вывоза.

Предусмотренные ТамК РФ способы завершения таможенных режимов зависят от вида таможенного режима, и при рассмотрении вопросов, связанных с административными правонарушениями, большое значение имеет установление, каким законным образом должен быть завершен тот или иной режим. Так, временно ввезенные товары не позднее дня истечения срока временного ввоза должны быть вывезены с таможенной территории России или заявлены к иному таможенному режиму (ст. 214 ТамК РФ). То есть ответственность по ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ наступает, если по истечении этого срока товары фактически не вывезены с таможенной территории России или на эти товары не подана таможенная декларация с целью помещения товаров под иной таможенный режим.

Как полагает О.А. Уразовская, факт невыпуска товаров до истечения срока временного ввоза по таможенной декларации, поданной в этот срок, не может свидетельствовать о незавершении таможенного режима временного ввоза, поскольку товары были заявлены к иному таможенному режиму[2].

 

Библиография

1 См.: Карамзина Л.В. Временный ввоз: закон и здравый смысл // Таможня. 2005. № 17. С. 9.

2 См.: Уразовская О.А. Административная ответственность за нарушение таможенного режима // Закон. 2006. № 6. С. 46.