Реклама
Статья

Особенности правового положения и организации деятельности специалиста-кинолога

Л.Ю. ДЕНИСОВА, соискатель Московского гуманитарного университета Статья посвящена анализу правового статуса специалиста-кинолога, знания которого используются в правоохранительной деятельности.

Л.Ю. ДЕНИСОВА,

соискатель Московского гуманитарного университета

 

Статья посвящена анализу правового статуса специалиста-кинолога, знания которого используются в правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, специалист, специалист-кинолог.

 

Features of the legal situation and organization of specialist dog handlers.

L. Denisova

 

This article analyzes the legal status of a specialist dog handlers, knowledge of which is used in law enforcement.

Keywords: law enforcement, professional, specialist canine.

 

Повседневная деятельность специалиста-кинолога протекает в рамках, соответствующих его правовому положению, складывающегося из прав и обязанностей.

Причем все права и обязанности, образующие правовой статус данного специалиста формально определены и нормативно закреплены законодателем, то есть имеют фундаментальные правовые основы, которые не подвергались еще всестороннему изучению и анализу в юридической и иной специальной литературе.

Однако прежде чем начать ее исследование, необходимо ответить на вопрос, кто же такой специалист-кинолог, так как именно он является обладателем специальных знаний в области кинологии и именно ему принадлежат права и обязанности, о которых идет речь в данном случае.

Анализ действующего законодательства и юридической литературы позволяет утверждать, что специалист — лицо, обладающее специальными знаниями[1]. В свою очередь профессор Р.С. Белкин утверждает, что специалист — это сведущее лицо[2]. В общем, специалист — это лицо, обладающее профессиональными знаниями и умениями в области науки, техники, искусства или ремесла, необходимыми для разрешения вопросов, возникающих в ходе той или иной деятельности, в нашем случае — правоохранительной.

Как видно из приведенных выше определений, основным признаком специалиста, отличающим его от остальных участников какой-либо совместной деятельности, является наличие у него специальных знаний в определенной области.

Обобщение вышеизложенного позволяет  сформулировать определение понятию «специалист-кинолог», знания которого используются в правоохранительной деятельности. На наш взгляд это лицо, обладающее специальными знаниями в области кинологии, а также навыками применения специально обученной служебной собаки в различных ситуациях, совокупность которых достаточна для оказания квалифицированного содействия субъектам, осуществляющим организацию, планирование и непосредственное производство правоохранительной деятельности.

Продолжая разговор о правах и обязанностях специалиста-кинолога, следует отметить, что сам кинолог — это, как правило, сотрудник милиции. Он является представителем системы государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступ-ных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом РФ «О милиции» и другими федеральными законами.

Очевидно, что вся служебная деятельность специалиста-кинолога в данном случае долж-на быть подчинена достижению следующих задач: обеспечению безопасности личности; предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; выявлению и раскрытию преступлений; охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказанию помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных действующим законодательством. По сути, речь идет о задачах, стоящих перед милицией Российской Федерации в целом.

В настоящей статье мы уже употребили термин «правовые основы организации и деятельности специалиста-кинолога», однако не назвали их, указав лишь на один элемент из всех составляющих — Закон РФ «О милиции».

По нашему мнению, правовые основы организации и деятельности специалиста-киноло-га — это совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих множество прав и обязанностей, а также основные направления и принципы организации и деятельности указанного специалиста как лица, непосредственно осуществляющего правоохранительную деятельность в различных ее проявлениях.

Обобщение имеющихся в юридической ли-тературе точек зрения по этому вопросу и действующего законодательства дает возможность утверждать, что к правовым основам организации и деятельности специалиста-кинолога относятся Конституция РФ; Закон РФ«О милиции»; Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и ряд других законов.

Следует отметить, что Закон РФ «О милиции» наделяет этот орган достаточно широкими полномочиями, позволяющими эффективно осуществлять правоохранительную деятельность на всей территории России. При этом специалист-кинолог является сотрудником органов внутренних дел — милиции, и соответственно на него распространяются все положения указанного выше закона и не только его.

Анализ действующего законодательства позволяет говорить о том, что правовой статус специалиста-кинолога образуют вполне определенные права и обязанности, присущие ему как сотруднику милиции, обладающему, вместе с тем, специальными знаниями в области кинологии. Мы не будем анализировать все права и обязанности данного участника правоохранительной деятельности, а уделим внимание лишь той их совокупности, которая присуща специалисту-кинологу одновременно и как сотруднику милиции, и как специалисту.

В соответствии со статьями 11 и 10 Закона РФ «О милиции», а также ведомственными нормативными актами МВД России правой статус специалиста-кинолога складывается из блоков нижеследующих прав и корреспондирующихся им обязанностей:

· права требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;

Это означает, что, являясь сотрудником милиции и осуществляя правоохранительную деятельность, кинолог наделен государством полномочиями требовать от граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан и долж-ностных лиц прекращения противоправных действий, совершающихся в его присутствии, в том числе и преступлений. Очевидно, что такое требование должно высказываться в очень корректной и вежливой форме, а наличие рядом с кинологом специально обученной служебной собаки не должно выглядеть угрожающе.

Вместе с тем, правонарушитель должен осознать, что в случае активного неповиновения законным требованиям представителя органов государственной власти в отношении него могут быть применены физическая сила и специальные средства, в том числе и служебная собака, являющаяся таковым. Об этом лицо, совершающее правонарушение, должно быть предупреждено в доступной для восприятия и понятной форме.

Кроме того, используя служебную собаку в качестве вспомогательного средства, кинолог может осуществлять охрану места происшествия или правонарушения, не допуская туда посторонних лиц, а также в некоторых случаях, своевременно обнаруживать и удалять оказавшихся там граждан.

Вместе с тем специалист-кинолог, являясь полноправным сотрудником органов внутренних дел, осуществляя правоохранительную деятельность, обязан предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, а также выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств.

Профилактическая, иначе говоря, предупредительная деятельность милиции определена в данной норме Закона РФ «О милиции» в дифференцированном виде. Совершенно справедливо в этой связи высказывается доктор юридических наук А.Г. Мусеибов, который полагает, что в зависимости от стадий преступления она осуществляется в формах профилактики, предотвращения и пресечения преступлений[3].

Очевидно, что выявление правонарушений и их пресечение происходит во время патрулирования определенных районов, участков местности и всевозможных территорий. Как правило, это окраины городов, других населенных пунктов, не освещенные или слабоосвещенные улицы, лесопарковые зоны, кроме того это могут быть места массового пребывания людей, электрички и поезда, аэропорты и вокзалы.

Милиционер-кинолог имеет право:

—проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;

—осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества;

—осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; задерживать на срок до 3 часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты, проверять у них документы, удостоверяющие личность, получать от указанных лиц объяснения, производить в установленном законодательством об административных правонарушениях порядке их личный досмотр и досмотр их вещей, а также досмотр их транспортных средств, с помощью которых были совершены проникновение либо попытка проникновения на охраняемые милицией территории и объекты;

Как сотрудник правоохранительных органов, непосредственно осуществляющий правоохранительную деятельность, милиционер-кинолог обязан знать, что личность гражданина, причем не только Российской Федерации, но любого другого государства удостоверяет, как правило, общегражданский паспорт, и уметь выявлять лиц, проживающих по чужим или поддельным документам.

При наличии оснований сомневаться в подлинности документа или отсутствии обязательных реквизитов сотрудники милиции обязаны принять меры к доставлению правонарушителя в орган внутренних дел для установления его личности и выяснения иных, имеющих отношение к данному факту обстоятельств. В таких ситуациях служебная собака для милиционера-кинолога является рабочим инструментом, а для правонарушителя — своеобразным сдерживающим фактором, а также в определенной мере гарантом безопасности не только для кинолога, но и всего состава патруля в целом.

Как известно, законодатель предоставил сотрудникам милиции право производить личный досмотр граждан, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества. Такое право носит явно профилактический характер и позволяет предотвратить незаконное использование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, распространение и употребление наркотических и психотропных веществ.

Помочь в обнаружении этих предметов и веществ может специально подготовленная для таких целей собака, являющаяся специальным средством в руках, например, входящего в состав патруля кинолога. Кроме того, собака  будет, выражаясь фигурально,  оказывать дисциплинирующее воздействие на правонарушителя, особенно если у него предполагается на-личие оружия, боеприпасов, взрывчатых ве-ществ или он находиться в состоянии наркотического опьянения, но при этом способен передвигаться самостоятельно и отдавать отчет своим действиям.

При этом указанный специалист-кинолог должен отчетливо осознавать разницу межу личным досмотром физического лица и досмот-ром вещей, находящихся при этом лице, предусмотренном статьей 27.7 КоАП РФ.

Очевидно, что практически все изложенные выше права специалиста-кинолога, содержащиеся в Законе РФ «О милиции», имеют административно-правовой характер и очень четко соотносятся с обязанностью милиции, закрепленной в статье 10 этого же закона: предотвращать и пресекать административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств.

Следующий блок прав и обязанностей специалиста-кинолога, являющегося сотрудником милиции, имеет несколько отличную от предыдущей их совокупности характеристику и связан с расследованием и раскрытием преступлений. Причем речь идет не только о деятельности данного специалиста в рамках уголовно-процессуального законодательства, но и в границах законодательства, регулирующего порядок производства особого вида государственной деятельности — оперативно-розыскной.

Итак, в данный блок входят:

а) право производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;

б) задерживать в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;

в) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом.

Подвергая системному анализу данный блок, заметим, что специалисту-кинологу бо-лее присуще участие в производстве того или иного следственного действия, предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством, под руководством следователя, нежели его непосредственное производство, если только речь не идет о выполнении письменного поручения лица, осуществляющего предварительное расследование о задержании вполне определенной категории граждан.

В этом случае реализуются права и обязанности специалиста-кинолога, присущие ему и как сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации и как специалисту, приглашенному следователем в полном соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством.

В свою очередь, право задерживать в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу, является неотъемлемым правом милиции. Это значит, что при задержании в уголовно-процессуальном порядке указанных выше лиц с участием специалиста-кинолога последний вправе использовать не только свои специальные знания, но и применять служебную собаку в качестве специального средства в соответствии с действующим законодательством, например,для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться, а также для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление.

Далее отметим, что в соответствии действующим законодательством России об оперативно-розыскной деятельности и Наставлением по организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации[4] применение специальных собак осуществляется при проведении оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений, связанных с хищением, обнаружением, незаконным изготовлением, хранением, сбытом, приобретением наркотиков, взрывчатых веществ, а также человеческих трупов (останков).

В таких ситуациях правовое положение специалиста-кинолога складывается из прав и обязанностей, предусмотренных как федеральным законодательством и присущих любому сотруднику милиции, осуществляющему правоохранительную деятельность, независимо от ее формы, в том числе и негласной, предусмотренную Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Очевидно, что специалист-кинолог как сотрудник милиции, привлеченный к участию в оперативно-розыскном мероприятии вправе, обязан применить свои специальные знания и навыки, используя при этом специально обученную служебную собаку для разрешения поставленных перед ним задач. К таким задачам может быть отнесены: поиск, обнаружение предметов и документов, возможно имеющих отношение к событию преступления на путях отхода лиц его совершивших, участие в осмотре участков местности с целью обнаружения тайников с оружием и боеприпасами, лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также иные задачи.

Кроме вышеперечисленных прав и обязанностей специалист-кинолог обязан принимать участие в производстве по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя оцепления (блокирования) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств.

При этом он вправе применять свои специальные знания и навыки, связанные с применением в качестве специального средства служебной собаки, как правило, лично им подготовленной и в точном соответствии с законом.

Кроме всего прочего специалист-кинолог, с одной стороны, вправе, а с другой — обязан участвовать в пределах своей компетенции в проведении предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с действующим законодательством пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты.

Очевидно, что специалист-кинолог, несущий свою службу в аэропорту, являясь сотрудником милиции, непременно обязан знать не только специфику своей службы, но и цели предполетного и послеполетного досмотров, а также свои права и обязанности, предусмотренные федеральным законодательством. Ведь именно от него как от специалиста, применяющего специальные знания и средства, во многом зависит безопасность полета и недопущение преступления на борту воздушного судна.

Продолжая исследование совокупности прав и обязанностей, которыми обладает специалист-кинолог, являющийся одновременно сотрудником органов внутренних дел, следует отметить, что мы подвергли анализу практически все нормативные акты Российской Федерации, имеющие статус закона, регламентирующие правовое положение данного специалиста.

Но существуют еще и подзаконные нормативные акты, которые являют собой ведомственные приказы, инструкции и положения МВД России. Данные документы развивают положения законов, адаптируют их к конкретным условиям службы, закрепляют служебные права и обязанности специалиста-кинолога, представляющие правила его поведения в служебное время.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать ряд выводов относительно особенностей правового положения специалиста-кинолога.

1. Специалист-кинолог как обладатель правового статуса  — это лицо, обладающее специальными знаниями в области кинологии, а также навыками применения специально обученной служебной собаки в различных ситуациях, совокупность которых достаточна для оказания квалифицированного содействия субъектам, осуществляющим организацию, планирование и непосредственное производство правоохранительной деятельности.

2. Правовые основы организации и деятельности специалиста-кинолога — это совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих множество прав и обязанностей, а также основные направления и принципы организации и деятельности указанного специалиста как лица, непосредственно осуществ-ляющего правоохранительную деятельность в различных ее проявлениях.

3. Права и обязанности, из которых складывается правовое положение данного специалиста, формально определены и нормативно закреплены законодателем, то есть имеют фундаментальную правовую основу. Эта основа представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих множество прав и обязанностей, а также основные направления и принципы организации и деятельности специалиста-кинолога как лица, непосредственно осуществляющего правоохранительную деятельность в различных ее проявлениях.

4. Все права и обязанности специалиста-кинолога можно условно разделить на три блока:

· связанные с предотвращением и пресечением правонарушений;

· обусловленные спецификой его участия в уголовном судопроизводстве или, говоря иначе, смешанные, то есть закрепленные и в положениях федерального законодательства и нормах Уголовно-процессуального кодекса РФ;

· иные права и обязанности, предусмотренные федеральным законодательством.

5. В зависимости от источника права и обязанности специалиста-кинолога можно подразделить на общие (присущие ему как сотруднику милиции и закрепленные в федеральных законах)  и служебные (обозначенные в приказах и указаниях МВД России, а также составленных на их основе должностных инструкциях).

Полагаем, сделанные нами выводы будут способствовать более точному определению правового положения, места и роли специалиста-кинолога, участвующего в правоохранительной деятельности, и стать некой отправной точкой совершенствования правовых норм.

 

Библиография

1 Статья 5 УПК РФ

2 См.: Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. — М.: Бек, 1997. С. 217

3 Мусеибов А.Г. Нормы Закона РФ «О милиции», регулирующие деятельность милиции в сфере предупреждения преступлений//  СПС Консультант Плюс, 2006.

4 Приказ МВД России от 31.12.2005 № 1171 «Об утверждении Наставления по организации кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024