Реклама
Статья

Особенности правового режима Пенсионного фонда Российской Федерации

В.А. УСКОВА, адъюнкт Московского университета МВД России Особенности правового режима функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации установлены Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (в ред. от 05.08.2000) и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России).

В.А. УСКОВА,

адъюнкт Московского университета МВД России

 

 

Особенности правового режима функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации установлены Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (в ред. от 05.08.2000) и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России).

В ходе пенсионной реформы, которая призвана обеспечить надлежащую реализацию конституционного права на государственную пенсию на основе обязательного (государственного) пенсионного страхования в условиях свободы экономической деятельности, в субъектах Российской Федерации создаются единые пенсионные службы на базе региональных отделений ПФР. Эти службы осуществляют страховые выплаты (финансируют, назначают и выплачивают государственные пенсии) в рамках обязательного (государственного) пенсионного страхования как составной части общей системы обязательного социального страхования, закрепленной Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 05.03.2004; далее — Закон об основах соцстрахования), а также назначение и выплату социальных пенсий.

Первоначально единая пенсионная служба была создана в порядке эксперимента на базе отделения ПФР по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий (Постановление Президиума ВС РФ от 06.07.1992 № 3209-1). В 1993 году результаты эксперимента были одобрены и было решено подготовить предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение ВС РФ. К моменту издания Указа Президента РФ от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» единые пенсионные службы были образованы в 24 субъектах Российской Федерации.

Образование и деятельность единых региональных пенсионных служб и ПФР в качестве организационной системы единой пенсионной службы легитимированы как на уровне субъектов Российской Федерации, принявших соответствующие нормативные акты, так и на федеральном уровне.

С 1993 года в федеральных законах об исполнении бюджета ПФР за соответствующий год и о бюджете ПФР отдельной строкой указывались расходы на содержание органов ПФР из средств его бюджета, а также расходы на содержание единых пенсионных служб, финансируемых за счет средств субъектов Российской Федерации. Из норм указанных законов, статей 7, 10, 13 и 31 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (в ред. от 09.05.2005; далее — Закон об учете) и статей 3—6, п. 2 ст. 11, статей 13 и 16, п. 3 ст. 19, ст. 22 и п. 1 ст. 27 Закона об основах соцстрахования, распространяющегося и на обязательное (государственное) пенсионное страхование, следует, что в отношении трудовых пенсий, которые назначаются и выплачиваются в рамках такой важнейшей организационно-правовой формы социального обеспечения, как обязательное (государственное) пенсионное страхование, ПФР в силу положений федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, по сути, выполняет функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий.

Следовательно, ПФР наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом. Такие полномочия, по смыслу ч. 2 ст. 7, ст. 10, ч. 1 ст. 11, ч. 2 ст. 15, ст. 39, ч. 1 ст. 45, пунктов «в» и «ж» ст. 71, пункта «ж» ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 78, ст. 110, пунктов «в», «г», «е» ч. 1 ст. 114 и ст. 115 Конституции РФ, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Основными функциями ПФР как государственного финансово-кредитного учреждения являются:

1) осуществление государственного управления финансами пенсионного обеспечения;

2) обеспечение формирования и функционирования системы (государственного и частного) пенсионного страхования в Российской Федерации.

ПФР является юридическим лицом (самостоятельным финансово-кредитным учреждением), имеет печать с изображением Государственного герба РФ и наименованием учреждения и выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

Денежные средства ПФР находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 27.03.2006) координация деятельности ПФР возложена на Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

ПФР обеспечивает:

· организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

· целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование соответствующих расходов;

· участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

· капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

· организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Законом об учете, а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов;

· изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение  предложений по ее совершенствованию;

· межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

· проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

· разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

Кроме того, ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР формируются за счет:

1) поступлений в рамках единого социального налога;

2) ассигнований из бюджетов Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

3) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

4) добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

5) доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Собранные средства ПФР направляются, в частности, на следующие цели:

1) на выплату государственных пенсий в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

2) на выплату пособий по уходу за ребенком;

3) на оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

4) на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов.

Отчеты об исполнении бюджета ПФР утверждаются в виде федеральных законов

ежегодно, хотя и с некоторым запаздыванием. Например, итоги исполнения бюджета ПФР за 2002 год были утверждены только в 2004 году.

Необходимо сказать об органах управления ПФР. Руководство осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией. В состав правления ПФР входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, управляющие 12 отделениями ПФР, а также могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе правления могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

Правление ПФР несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда; определяет перспективные и текущие задачи ПФР; утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты; назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений; утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР; издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР, и др.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР. Порядок проведения аудита ПФР установлен Постановлением Правительства РФ от 04.06.1997 № 667.

Предприятия, организации и учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным ПФР в районах и городах, а также ревизионной комиссии ПФР необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности ПФР, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну. Работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024