М.П. АВДЕЕНКОВА,
кандидат юридических наук, доцент Международной академии предпринимательства
 
Административно-правовая ответственность является наиболее распространенной формой публично-правовой юридической ответственности. Это связано с тем, что данная форма ответственности носит универсальный характер: она установлена за широкий круг правонарушений, которые могут выражаться в несоблюдении правовых норм, относящихся к различным отраслям права, что придает административной ответственности межотраслевой характер. 
 
Формирование административной ответственности как самостоятельной формы ответственности за малозначительные правонарушения связывается учеными с принятием в 1864 году Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями[1]. Указанный акт, явившийся прообразом кодексов об административных правонарушениях, содержал как нормы, регламентирующие некоторые аспекты порядка привлечения к ответственности, так и составы 150 проступков, разделенных в зависимости от объекта посягательства на 12 видов. Вместе с тем Уставом не был предусмотрен полноценный процессуальный порядок привлечения к ответственности[2]. Отметим, что разграничение деяний в зависимости от тяжести правонарушений на преступления и проступки предусматривалось российским законодательством и ранее, например, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года[3]. Таким образом, административная ответственность имеет в России довольно длительную историю формирования и развития.
Данная форма ответственности появляется в правовой системе в связи с выделением из уголовного права правонарушений, обладающих меньшей общественной опасностью и, следовательно, не требующих применения суровых мер наказания и соблюдения сложной процедуры привлечения к ответственности, свойственной уголовной ответственности. Данные малозначительные деяния традиционно именуются правонарушениями.
Именно административное правон