А.Ф. ИСТОМИН,
кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник НИИ Генеральной прокуратуры РФ
Д.А. ЛОПАТКИН,
кандидат юридических наук, прокурор Адлерского района г. Сочи
 
Российскому уголовному законодательству — десять лет. Срок достаточный для оценки и подведения некоторых итогов. В целом Уголовный кодекс РФ следует признать состоявшимся, несмотря на многочисленные дополнения и изменения. Однако в нем преобладает излишняя гуманность (в век разгула террора, экстремизма и коррупции), имеются неработающие или не востребованные практикой нормы, нормы с конструктивными пробелами или не отвечающие требованиям современности. 
 
Объясняется это модной оглядкой на запад, политикой либерализации всех сфер деятельности общества. Слепое подражание западной школе, излишняя либерализация, особенно в законодательстве, приводят к правовому нигилизму, расшатыванию устоев государственности, расслоению общества, неповиновению и озлоблению населения.
Одними полицейскими мерами правопорядок в стране не укрепить, а правосознание населения не изменить, все должно быть в меру — и кнут, и пряник. Тем более что навести общественный порядок, отвечающий интересам общества и требованиям демократического государства, в одиночку не по силам ни одной структуре правоохранительной системы. Для этого необходимы усилия общества, всех его структур, а самое главное — политическая воля государства, направленная на искоренение преступности.
Средства массовой информации пестрят сообщениями о новых кампаниях борьбы с «оборотнями» и другой нечистью. Но в пылу борьбы за «чистые руки» мало кто задался вопросом, что послужило первопричиной перерождения добросовестного, профессионального сотрудника в мздоимца и коррупционера? Кто виноват и что делать — вопросы не праздные и не риторические; они требуют детального ответа, если мы хотим видеть свою страну сильной, богатой и демократически развитой.
Сотрудник правоохранительного органа нередко не замечает нарушения общественного порядка, проходит мимо хулиганов и дебоширов, избегает вмешиваться в конфликтные ситуации, хотя обязанность по пресечению правонарушения независимо от того, находится он при исполнении служебных обязанностей или его время по несению службы окончилось, предусмотрена законодательными и ведомственными актами. Законы, регламентирующие деятельность того или иного ведомства, наделяют своих сотрудников властными полномочиями, которыми они в целях пресечения правонарушения имеют право воспользоваться в любое время. Но всегда ли сотрудник правоохранительного органа пользуется этим правом? Что сдерживает его от применения активных мер по пресечению нарушений общественного порядка или общественной безопасности?
В государстве, на конституционном уровне провозгласившим себя правовым, охрана правопорядка приобретает особое значение. Государство становится важнейшим гарантом прав и свобод человека и гражданина (статьи 17—18 Конституции РФ). Но лица, стоящие на страже правопорядка, также нуждаются в охране, в том числе с помощью уголовно-правовых средств, что вытекает из целей охраны правопорядка, самой деятельности правоохранительной системы. Правоотношения в этой сфере нередко порождают проблемы, являющиеся труднопреодолимым препятствием в решении задач правопорядка, а порой ущемляющие законные интересы участников охраны общественного порядка, осложняющие или препятствующие осуществлению ими функциональных обязанностей, нарушающие принципиальные законоположения, регулирующие их деятельность.
Защищенность лиц, выполняющих свой служебный, профессиональный или общественный долг, не всегда полно отражена в признаках субъективной или объективной стороны противоправных посягательств. В частности, описание признаков деяния не согласовано с характеристикой охраны общественного порядка и общественной безопасности. Законодателем не урегулирован вопрос об ответственности за посягательство на лиц, выполняющих свой служебный или общественный долг, вне времени деятельности, связанной с должностными полномочиями. Для уголовно-правовой оценки содеянного имеет значение только то, что посягательство на жизнь совершено в целях воспрепятствования законной деятельности лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. К субъектам защиты не относятся иные лица, обеспечивающие охрану общественного порядка, например сотрудники прокуратуры (не оперативный аппарат), МВД России (инспектор службы) и других служб, наделенных правом и обязанностью по поддержанию общественного порядка, пресечению и предупреждению преступлений, если деятельность не связана напрямую с борьбой с преступностью.
Диспозиции статей 317—319 УК РФ не отражают специфики деятельности правоохранительных органов, закрепленных законодательно (Закон РФ от 18.04.1991 № 4510-1 «О милиции»; далее — Закон о милиции; Федеральный закон от 17.11.1995 № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и др.). Предусмотренные в этих статьях конструктивные признаки, раскрывающие качественную характеристику деяния, отражены в законе недостаточно полно.
Проявления инфантильности со стороны сотрудников правоохранительных органов связаны с тем, что общественно опасные посягательства на жизнь и здоровье, честь и достоинство лиц, наделенных правом поддержания общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, оказались за пределами преступного. Так, лицо, пытающееся пресечь хулиганские или преступные проявления, хотя и обозначившее себя как сотрудника правоохранительного органа, но не находящееся при исполнении служебного или профессионального долга, поскольку пребывает в отпуске, следует в выходные дни на дачу, не подпадает под защиту специальных норм (статьи 317—319 УК РФ). Противоправные действия лиц, совершивших в отношении него правонарушения, будут квалифицированы как преступление против личности в общем порядке (статьи 105, 111, 112, 119) в зависимости от последствий деяния.
Диспозиции статей 317—319 УК РФ должны аккумулировать спектр социальных ценностей и благ, связанных с реализацией задач и целями правоохранительной деятельности. Граждане не могут рассчитывать на охрану, если лица, обязанные защищать их права и свободы, находятся без должной законодательной защиты. Охрана и защита будут действенны только тогда, когда ни один факт посягательства на их интересы, а следовательно интересы государства, не останется без должного внимания со стороны законодателя.
Отрадно, что преступления против жизни и здоровья сотрудников правоохранительных органов не носят широко распространенного характера и существенно не влияют на уровень преступности в стране. Но даже единичный случай подобных проявлений говорит о многом, демонстрирует прежде всего неуважение к институтам государственной власти, игнорирует правоохраняющие нормы и правопорядок. Сотрудник правоохранительного органа, будучи при неисполнении, приняв меры, направленные на пресечение правонарушения, выступает согласно закону не как должностное лицо, а как гражданин, выполняющий гражданский долг. Как и большинство граждан, многие сотрудники правоохранительных органов избегают, игнорируют или оставляют незамеченными  конфликтные ситуации.
Сотрудник правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) — это строго определенное лицо, наделенное законом полномочиями осуществлять охрану общественного порядка и обеспечивать общественную безопасность на профессиональной основе, выполняющее данную функцию в одном из структурных подразделений, установленных законодательством. Под сотрудником правоохранительного органа понимается лицо, которое участвует в правоохранительной деятельности, обладает определенными правами и несет обязанности и может вступать в правоотношения с другими лицами по своей инициативе или в силу требования закона.
Однако в диспозиции ст. 317 УК РФ законодатель сужает это понятие и выделяет только один признак, связанный с деятельностью сотрудников правоохранительных органов, отмечая тем самым степень важности их деятельности по охране общественного порядка. Он признает, что преступное деяние в отношении этих лиц имеет большую общественную опасность по сравнению с деянием иных лиц, участвующих в осуществлении правопорядка.
Основным критерием посягательства на жизнь и здоровье сотрудника правоохранительного органа должно быть осуществление этим лицом охраны общественного порядка или его поддержание, т. е. нормальная деятельность по охране общественного порядка и общественной безопасности в интересах общества, независимо от выполняемых им функций. Ценность человеческой жизни не может изменяться в зависимости от деятельности должностного или иного положения лица, выполняющего профессиональный или общественный долг по охране общественного порядка и общественной безопасности. На первом месте должна стоять охрана жизни человека, обладающего правами и обязанностями по охране общественного порядка.
Деятельность, жизнь и здоровье этих лиц охраняются уголовным законом (ст. 317 УК РФ). Но посягательство на их жизнь в зависимости от цели воспрепятствования законной деятельности или из мести за такую деятельность целесообразно отразить в квалифицированных составах. Необходимо дифференцировать уголовную ответственность в зависимости от профессионального статуса потерпевшего и выполняемых им функций, а также от степени общественной опасности деяния, определив более суровые виды и размер наказания.
Составы преступлений, предусмотренных статьями 317—319 УК РФ, специальные, следовательно, деяния, ими очерченные, более общественно опасны, чем предусмотренные статьями 111, 112, 119. К тому же эти статьи предусматривают посягательство сразу на два объекта уголовно-правовой охраны — интересы деятельности правоохранительных органов и интересы личности. Значит, ответственность за совершение преступления в отношении лиц, осуществляющих охрану общественного порядка и общественной безопасности, должна быть более строгой.
В диспозиции ст. 317 УК РФ закреплен основной признак объективной стороны — воспрепятствование законной деятельности сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В понятие законной деятельности этих лиц входит деятельность по:
· охране общественного порядка, направленная на предупреждение и пресечение правонарушений (в том числе преступлений), затрагивающих интересы неопределенного круга лиц, — обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и иных общественных местах, контроль за соблюдением правил паспортно-визовой системы, выявление обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений, и т. п.;
· обеспечению общественной безопасности, направленная на поддержание необходимой степени защищенности жизненно важных интересов граждан от различных угроз — оказание помощи находящимся в беспомощном состоянии, опасном для их жизни или здоровья, контроль за соблюдением правил безопасного дорожного движения, правил обращения с огнестрельным оружием, боеприпасами к нему, взрывчатыми веществами и т. п.
Общественно опасное посягательство в рамках диспозиции ст. 317 УК РФ ограничено законной деятельностью сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, т. е. конкретным промежутком времени непосредственного исполнения лицом возложенных на него функциональных обязанностей, исходя из его должностного положения, а не статусом сотрудника правоохранительного органа, обязанного осуществлять охрану общественного порядка. Обязательными элементами субъективной стороны законодатель вводит специальную цель в виде воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мотив мести за такую деятельность.
Несомненно, конструкция состава должна иметь обязательный признак субъективной стороны в виде специальной цели, мотива совершения преступления, связанных не только с деятельностью, но и с обязанностями этих лиц по:
· охране общественного порядка — деятельностью, направленной на предупреждение и пресечение правонарушений, затрагивающих интересы широкого круга лиц, по обеспечению порядка в общественных местах (патрульно-постовая служба, охрана порядка во время проведения массовых мероприятий, действия во время общественного бедствия и т. п.). Ответственность должна быть предусмотрена независимо от того, находился сотрудник правоохранительного орана на дежурстве или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечению преступления (ст. 18 Закона о милиции);
· обеспечению общественной безопасности — деятельностью, направленной на поддержание необходимой степени защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц (охрана опасных объектов, контроль над оборотом оружия, регулирование дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, осуществление таможенного контроля и т. п.).
Основным критерием деятельности сотрудника правоохранительного органа должна быть ее законность. В иных случаях содеянное квалифицируется по соответствующей норме о преступлении против личности исходя из наступивших общественно опасных последствий.
Объективная сторона должна включать следующие признаки: основной состав — неисполнение требования должностного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; квалифицированный — цель воспрепятствования исполнению обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, месть за совершенную деятельность.
В правоохранительных органах работают сотрудники, которых закон наделяет определенными обязанностями, функциями и полномочиями по реализации законодательных предписаний, являющимися узко специфичными. Они должны быть защищены правом не только в силу воспрепятствования их законной деятельности либо мести за нее, но и как лица, наделенные особым правовым статусом по охране общественного порядка. Защищается именно правовой статус лица — сотрудника правоохранительного органа, представителя власти, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа и т. п., позволяющий ему реализовать права и функциональные обязанности по охране общественного порядка и общественной безопасности, предписанные законом и иными нормативными актами.
Сотрудники этих органов, как, впрочем, и все физические лица, находятся под охраной уголовного закона, т. е. все уголовно-правовые нормы, охраняющие человека и гражданина, его основные права и свободы, в полной мере распространяются на этих лиц. Но в отличие от других физических лиц сотрудники правоохранительных органов обладают особым правовым статусом, который позволяет им в полной мере выполнять определенные правоохранительные функции и обязанности. С целью защиты их особого правового статуса законодатель и вводит специальные нормы в уголовный закон.
Развитие института уголовно-правовой охраны представителей власти, в том числе сотрудников правоохранительных органов, видится в уровне уголовно-правовой охраны общественных отношений, обеспечивающих порядок управления, общественный порядок и сохранение общественной безопасности. Недостаточная правовая защищенность субъектов правоохранительной деятельности является одним из факторов снижения авторитета власти, ее действенности, приводит к большим социально-политическим издержкам.
Именно в этих целях в УК РФ (статьях 317—319) целесообразно предусмотреть нормы, направленные на охрану общественных отношений в сфере обеспечения общественного порядка, в основу которых заложить характер и степень общественной опасности применяемого насилия к сотрудникам правоохранительных органов и представителям власти в зависимости от возложенных на них законом прав и обязанностей, функций и полномочий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Необходимо повысить ответственность за захват или удержание в качестве заложника сотрудника правоохранительного органа, а также за нападение на учреждения правоохранительных органов. За воздействие на сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего с целью воспрепятствовать исполнению им обязанностей по охране общественного порядка или добиться неправомерного решения, осуществленное путем применения в отношении него или его близких насилия, если такие действия помешали предотвратить совершение преступления или задержать лицо, его совершившее, необходимо предусмотреть уголовную ответственность.
Проблема уголовно-правовой охраны сотрудников правоохранительных органов является частью общей проблемы охраны авторитета и дееспособности государственной власти и управленческой деятельности государственных органов. Даже при самых совершенных законодательных актах актуальны именно реализация норм права, восстановление нарушенных прав и социальной справедливости. Авторитет государства и деятельность его специально управомоченных органов служат гарантией стабильности в обществе, что особенно важно во время переустройства общества и государства на новых политических и экономических началах.