УДК 349.4

Страницы в журнале: 65-73

Ю.А. УМЕРЕНКО,

кандидат юридических наук, научный сотрудник Управления организации научных исследований Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина student4@bk.ru

Рассматривается вопрос о перспективах развития земельного законодательства Российской Федерации в связи с принятием Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012—2017 годы; анализируются основные направления государственной политики по управлению земельным фондом.

Ключевые слова: земельное законодательство, земельный участок, перспективы развития, земельный фонд, правовое регулирование.

Prospects of development of the land law in the light of acceptance of bases of a state policy of use of land fund of the Russian Federation for 2012—2017

Umerenko J.

The question about the prospects of the land legislation of the Russian Federation in connection with the adoption of the Principles of State Policy of the land fund of the Russian Federation for 2012—2017, analyzes the main directions of the state policy on land fund.

Keywords: land law, land plot, development prospects, land fund, legal regulation.

 

Распоряжением Правительства РФ от 03.03.2012 № 297-р были утверждены Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012—2017 годы (далее — Основы). Основы определяют, что «государственная политика Российской Федерации по управлению земельным фондом Российской Федерации (далее — государственная политика по управлению земельным фондом) направлена на создание и совершенствование правовых, экономических, социальных и организационных условий для развития земельных отношений, осуществляется исходя из понимания о земельных участках как об особых объектах природного мира, используемых в качестве основы жизни и деятельности человека, средства производства в сельском хозяйстве и иной деятельности, и одновременно как о недвижимом имуществе с особым правовым режимом».

Правовые аспекты государственной политики имеют фундаментальное значение, так как реализация государственной политики проводится посредством принятия новых законов и внесения изменений в действующие нормативные правовые акты с целью совершенствования правового регулирования соответствующих сфер земельных отношений, в связи с чем они нуждаются в самостоятельном анализе, на основании которого можно прогнозировать и попытаться определить наиболее важные тенденции и перспективы развития земельного законодательства на 2012—2017 гг.

В пользу правомерности данной позиции также свидетельствует раздел IV Основ, определяющий, что «государственная политика по управлению земельным фондом осуществляется посредством реализации следующих мероприятий:

— разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на совершенствование земельно-имущественных отношений в соответствии с направлениями земельной политики;

— разработка и осуществление государственных и муниципальных программ по соответствующим направлениям земельной политики;

— контроль и надзор за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации земельной политики».

Основы провозглашают в качестве целей государственной политики по управлению земельным фондом «повышение эффективности использования земель, охрана земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности страны».

Значение и роль данных целей для обеспечения развития земельных отношений в Российской Федерации трудно переоценить: в современных условиях проблемы продовольственной безопасности приобретают глобальный характер, что обусловливает необходимость качественно иного подхода к регулированию земельных правоотношений, так как земля является основным средством производства в сельском хозяйстве.

В Основах отражено: «Основными задачами государственной политики по управлению земельным фондом являются:

— создание условий для организации рационального и эффективного использования земельных участков, включающих в себя учет общественных и отраслевых потребностей, требования устойчивого развития территорий, а также соблюдение гарантий прав участников земельных отношений;

— обеспечение охраны природы и окружающей среды, в том числе охраны земель и сохранения объектов культурного наследия;

— сохранение и повышение качественного состояния земель;

— сохранение статуса особо охраняемых природных территорий как особо охраняемых земель в составе земельного фонда;

— обеспечение условий для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, в том числе направленных на защиту прав на недвижимое имущество, а также для снижения административных барьеров и обеспечения налогообложения недвижимости».

От эффективности решения данных задач в немалой степени зависит качественное состояние земельного законодательства Российской Федерации, а также динамика развития земельного рынка Российской Федерации и российской экономики в целом, так как земля традиционно рассматривается как один из факторов экономического роста. Следует отметить, что данные задачи сформулированы в наиболее концентрированном виде, а их реализация потребует решения множества промежуточных задач.

Основы закрепляют: «Основными направлениями государственной политики по управлению земельным фондом являются:

— совершенствование порядка определения правового режима земельных участков путем исключения из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории;

— совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданам и организациям;

— обеспечение гарантий прав на землю и защита прав и законных интересов собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

— совершенствование порядка образования земельных участков;

— совершенствование государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;

— совершенствование порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

— совершенствование порядка изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием, включая уточнение оснований для такого изъятия, а также полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий, связанных с изъятием;

— уточнение случаев и порядка установления ограничений прав собственности на земельный участок без изъятия земельного участка, а также прав ограниченного пользования чужим земельным участком (далее — сервитут) для обеспечения размещения линейных объектов и объектов, связанных с пользованием недрами, имеющих государственное или муниципальное значение;

— развитие государственного мониторинга земель;

— совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственной политики по управлению земельным фондом, а также совершенствование порядка предоставления государственных услуг в области земельных отношений».

Каждое из вышеуказанных направлений нуждается в самостоятельном полном и всестороннем правовом анализе для конечного определения возможных перспектив развития земельного законодательства Российской Федерации.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является «деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства». Смысл этого принципа можно трактовать следующим образом: целевое назначение земель (соответственно, требования к целевому использованию земель) устанавливается их принадлежностью к той или иной категории, а разрешенное использование — дополнительный элемент, из которого складывается правовой режим земельного участка[1].

Данный принцип в немалой степени обусловил структуру ЗК РФ, которая содержит 7 глав, посвященных закреплению правового режима различных категорий земельных участков.

В Основах раскрывается, что «совершенствование порядка определения правового режима земельных участков путем исключения из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории предусматривает в том числе:

— определение правового режима земельных участков на основании видов разрешенного использования в соответствии с документами территориального планирования, в том числе создание классификатора видов разрешенного использования земельных участков;

— обеспечение защиты от произвольного и (или) необоснованного изменения видов разрешенного использования земельных участков при осуществлении территориального зонирования, в том числе обеспечение сохранения особо ценных земель;

— установление допустимого соотношения между основными и вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков;

— установление порядка определения видов разрешенного использования земельных участков при отсутствии документов территориального планирования».

Таким образом, исключение из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории приведет к необходимости внесения концептуальных изменений в ЗК РФ.

Одновременно можно предположить: будет установлен порядок определения и изменения видов разрешенного использования земельных участков, так как правовое регулирование данных вопросов является недостаточным и имеет много пробелов, что в процессе правоприменительной практики приводит к нарушению прав и законных интересов субъектов земельных правоотношений, а также публично-правовых образований.

Так, законодательно не закреплен перечень субъектов, наделенных правом обращаться в уполномоченные органы с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, что на практике приводит к значительной потере площадей земельных участков сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование которых, как правило, изменяется на иные виды, связанные, например, с индивидуальным жилищным или иным строительством.

Кроме того, можно сделать вывод о предстоящем смещении приоритетов в самом подходе к правовому режиму земельных участков, так как основной акцент при этом будет делаться на виде разрешенного использования.

Особенным направлением государственной политики по управлению земельным фондом является совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданам и организациям, с которым тесно соприкасается такая сфера государственной политики, как обеспечение гарантий прав на землю и защита прав и законных интересов собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В рамках реализации данных областей государственной политики по управлению земельным фондом Основы закрепляют необходимость осуществления ряда следующих мероприятий:

« — предоставление земельных участков на торгах, проводимых в общем порядке в виде открытых аукционов;

— установление перечня случаев льготного предоставления земельных участков (без торгов, по льготной цене или бесплатно и др.), в том числе учитывая необходимость поддержки развития отраслей экономики, социальной поддержки населения, включая повышение уровня жизни сельского населения и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также обеспечения обороны и безопасности государства, сохранения природы и объектов культурного наследия;

— совершенствование порядка передачи земельных участков с одного уровня публичной власти на другой в целях рационального управления землями, в том числе муниципальным образованиям для обеспечения их развития».

Земельное законодательство Российской Федерации является одной из самых сложных отраслей российского законодательства в силу специфики регулируемых общественных отношений, что обусловливает дифференциацию порядка предоставления земельных участков исходя из субъектного состава и целей предоставления.

Существующее правовое регулирование порядка предоставления земельных участков имеет множество недостатков, обусловленных сложностью процедур предоставления земельных участков, наличием пробелов и противоречий, возможностью двоякого толкования норм права, что в процессе правоприменительной практики приводит к коррупционным проявлениям и нарушению прав и законных интересов заинтересованных лиц, в том числе публично-правовых образований, при передаче земельных участков.

Совершенствование порядка предоставления земельных участков должно происходить посредством внесения изменений в существующие нормативные правовые акты, в первую очередь в ЗК РФ, и обеспечивать прозрачность процедур предоставления и передачи земельных участков исходя из заявленных целей и минимизацию административных процедур.

С целью реализации данных направлений государственной политики по управлению земельным фондом Основы предусматривают также осуществление следующих мероприятий:

« — уточнение перечня вещных прав на земельные участки, подлежащих государственной регистрации;

— совершенствование порядка применения приобретательной давности в качестве основания для возникновения права собственности, обеспечение дополнительной защиты для собственников земельных участков, права которых были зарегистрированы;

— установление возможности предъявления собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков требований об их выкупе или возмещении убытков в случае ограничений использования земельных участков в связи с установлением охранных и санитарно-защитных зон;

— установление порядка учета мнения правообладателя при изменении видов разрешенного использования земельных участков и порядка возмещения убытков, причиненных решениями об изменении видов разрешенного использования или решениями об установлении ограничений прав на землю без согласия правообладателя земельного участка».

Осуществление данных мероприятий должно положительно сказаться на реализации конституционных прав граждан на землю и обеспечить динамичное и поступательное развитие земельного рынка Российской Федерации.

Совершенствование порядка применения института приобретательной давности в качестве основания для возникновения права собственности на земельные участки неминуемо приведет к пересмотру презумпции государственной собственности на землю, закрепленной в ГК РФ нормой, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

На данной презумпции в немалой степени базируется современное земельное законодательство, в связи с чем можно определить в качестве дальнейшей перспективы развития земельного законодательства Российской Федерации внесение фундаментальных изменений и появление новых правовых институтов.

Кроме того, представляется, что в рамках реализации вышеуказанных направлений следовало бы отдельно отразить такие мероприятия, как совершенствование порядка предоставления земельных участков для строительства  и разработка порядка предоставления и оформления прав на земельные участки при исполнении инвестиционных контрактов.

Особая значимость данных направлений для привлечения инвестиций и развития рынка недвижимости, в который в широком смысле входит и земельный рынок, позволяет выделить их в качестве самостоятельных мероприятий, имеющих фундаментальное значение для развития российской экономики.

Еще одним направлением государственной политики по управлению земельным фондом является совершенствование порядка образования земельных участков.

В рамках реализации данного направления Основы предусматривают осуществление следующих мероприятий:

«— определение единого документа, составляемого для целей образования земельных участков, а также требований к его содержанию, разработке, согласованию и утверждению, в том числе в электронном виде;

— обеспечение условий для одновременного осуществления кадастрового учета и регистрации прав на образуемые земельные участки, в том числе принадлежащие нескольким лицам;

— установление порядка образования земельных участков с целью устранения недостатков, препятствующих рациональному использованию и охране земель (вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица, невозможность размещения объектов недвижимости)».

От степени эффективности реализации данного направления в немалой степени зависит время оборота земельных участков как объекта гражданских прав и, следовательно, динамика и качество развития земельного рынка Российской Федерации. Реализация данного мероприятия должна осуществляться в приоритетном порядке.

Следует отметить: законодательство Российской Федерации до сих пор четко и однозначно не определяет, что следует понимать под понятиями «вклинивание», «вкрапливание», «изломанность границ», в результате чего на государственный кадастровый учет зачастую ставятся земельные участки, очевидно не соответствующие заявленным требованиям.

Обеспечение одновременного осуществления кадастрового учета и регистрации прав на образуемые земельные участки должно снизить административные барьеры и уменьшить время проведения мероприятий по оформлению прав на земельные участки.

Не менее важным направлением государственной политики является совершенствование государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля. При этом данное направление весьма тесно связано с развитием государственного мониторинга земель.

В соответствии с п. 1 ст. 67 ЗК РФ «государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации». В пункте 2 ст. 67 ЗК РФ отражено, что «задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение государственного земельного надзора, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель».

Важность задач государственного мониторинга земель является очевидной, при этом их своевременное и эффективное решение в немалой степени определяет государственную политику в рассматриваемой сфере.

«Совершенствование государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля предусматривает в том числе:

— уточнение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

— установление возможности привлечения нарушителей к ответственности на основании данных дистанционного зондирования;

— повышение ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земельных участков, в том числе в части установления размера административного штрафа в зависимости от площади и кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено земельное правонарушение» (раздел III Основ).

В свою очередь «развитие государственного мониторинга земель предусматривает в том числе:

— своевременное выявление изменений состояния земель, оценку этих изменений, прогноз и выработку рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

— информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

— обеспечение граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией о состоянии земель» (раздел III Основ).

Вне всякого сомнения, от эффективности осуществления мероприятий по государственному земельному надзору, муниципальному земельному контролю и государственному мониторингу земель зависит добросовестность исполнения правообладателями земельных участков своих обязанностей, вытекающих из закона и договорных отношений, и, следовательно, сохранение земельных ресурсов в надлежащем состоянии, а также пополняемость бюджетов соответствующих публично-правовых образований.

В процессе правоприменительной практики довольно остро стоит вопрос, касающийся совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Основы в качестве одного из направлений предусматривают необходимость совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в рамках реализации которого планируется:

« — уточнение случаев изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

— уточнение порядка выявления и уведомления правообладателей земельных участков о предстоящем изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе особенности такого порядка в отношении лиц, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— установление порядка принятия решений об изъятии земельных участков для государственных нужд, включая определение органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных принимать указанные решения;

— определение порядка образования земельных участков, которые предстоит изъять, в том числе принудительно;

— установление порядка предоставления земельных участков взамен изъятых;

— установление возможности привлечения частных средств для оплаты выкупной цены и убытков, причиняемых изъятием земельных участков;

— уточнение порядка оценки изымаемых земельных участков и расположенных на них объектов, установление порядка расчета убытков, причиняемых таким изъятием;

— предоставление дополнительных прав правообладателям изымаемых земельных участков (право пользования земельным участком в течение определенного времени после его изъятия, право на предоставление иного недвижимого имущества в зачет стоимости изъятого земельного участка и др.)».

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд регулируется нормами ГК РФ и ЗК РФ. Реформирование гражданского законодательства, как показали результаты публичного обсуждения Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)[2], невозможно без учета сложной системы межотраслевых связей гражданского и иных отраслей законодательства, включая земельное.

Научный поиск новых основ взаимодействия норм различной отраслевой принадлежности позволит уменьшить коллизионность ГК РФ и иных федеральных законов и стабилизирует правоприменительную практику[3].

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отчуждение недвижимого имущества в ходе изъятия земельного участка, на котором оно находится, может иметь специальные характеристики, установленные законом для отдельных случаев[4].

Существует ряд нормативных правовых актов, содержащих особенности, связанные с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в числе которых необходимо отметить федеральные законы:

— от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

— от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран—участников форума “Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество” в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Реализация данных мероприятий теоретически должна позволить устранить существующие пробелы в правовом регулировании изъятия земельных участков и оказать положительное влияние на развитие института изъятия земельных участков.

При разработке проектов соответствующих нормативных правовых актов следует в полной мере учесть положительный опыт реализации вышеуказанных специальных законов, одновременно исключив возможность включения в законодательство Российской Федерации, регулирующее земельно-имущественные правоотношения, норм, которые показали свою нежизнеспособность и несостоятельность в процессе правоприменительной практики.

Еще одним немаловажным направлением государственной политики по управлению земельным фондом является совершенствование порядка изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием, включая уточнение оснований для такого изъятия, а также полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления при проведении мероприятий, связанных с изъятием, которое предусматривает в том числе определение мер  государственной поддержки мероприятий по вовлечению неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот и эффективному использованию мелиорированных земель.

Механизмы изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием показали свою неэффективность, это негативно сказалось на состоянии и качестве земель в Российской Федерации. Ситуация осложняется тем фактом, что прекращение прав на землю по данному основанию осуществляется только в судебном порядке, на практике это занимает продолжительное время, в результате чего соответствующие земельные участки приходят в непригодное для дальнейшего использования состояние.

Определение мер государственной поддержки мероприятий по вовлечению неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот и действенному использованию мелиорированных земель должно стать приоритетной задачей, так как земля, как отмечалось выше, является фактором экономического роста.

Одновременно целесообразно рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают своевременное вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот, и внести соответствующие изменения в административное законодательство Российской Федерации, что должно послужить стимулом к увеличению количества земель, вовлекаемых в хозяйственный оборот земельных участков. При этом данное нововведение должно коснуться главным образом земель сельскохозяйственного назначения.

Следующим направлением Основ является уточнение случаев и порядка установления ограничений прав собственности на земельный участок без изъятия земельного участка, а также прав ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для обеспечения размещения линейных объектов и объектов, связанных с пользованием недрами, имеющих государственное или муниципальное значение.

В рамках реализации данного мероприятия планируется осуществить:

« — установление случаев размещения линейных объектов и объектов, связанных с пользованием недрами, на землях и земельных участках вне зависимости от факта государственной регистрации права собственности на такие земли и земельные участки;

— установление возможности строительства или размещения линейных объектов, за исключением особо опасных (железные и автомобильные дороги, газопроводы высокого давления), а также ряда объектов, связанных с пользованием недрами, на земельных участках (землях) любого разрешенного использования, за исключением тех земельных участков, на которых такая хозяйственная деятельность запрещена;

— определение порядка установления сервитутов, при котором сервитут устанавливается в связи с обращением заинтересованного лица, на основании схемы границ сервитута на кадастровой карте территории;

— изменение порядка оформления сервитута в части установления возможности включения сведений о границах сервитута, указанных в схеме границ сервитута на кадастровой карте территории, в государственный кадастр недвижимости в ходе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости без их последующей регистрации, что позволит обеспечить многократное снижение стоимости оформления доступа к земельным участкам (за счет отказа от уплаты государственной пошлины и отсутствия необходимости проведения кадастровых работ);

— уточнение порядка внесения платы за сервитут, в том числе в части отказа от внесения платы за сервитут в виде единовременного платежа» (раздел III Основ).

Уточнение случаев и порядка установления ограничений прав собственности на земельный участок касается главным образом перспективных целей использования земельных участков, связанных с реализацией государственных функций. Вместе с тем данные вопросы не урегулированы законодательством Российской Федерации.

Кроме того, существующее правовое регулирование установления сервитутов (частных и публичных) недостаточно и содержит множество пробелов и неточностей, в связи с чем данный вещно-правовой институт в настоящий момент является неэффективным способом оформления земельных правоотношений.

Вместе с тем этот правовой институт обладает огромным потенциалом при оформлении прав на линейные объекты, в связи с чем представляется правильным и объективно необходимым выделение вышеуказанного направления государственной политики по управлению земельным фондом в качестве самостоятельного.

Реализация государственной политики по управлению земельным фондом невозможна без обеспечения эффективного и своевременного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, в связи с чем вполне логично и обоснованно, что Основы закрепляют в качестве одного из направлений государственной политики по управлению земельным фондом совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственной политики по управлению земельным фондом, а также совершенствование порядка предоставления государственных услуг в области земельных отношений, в рамках реализации которого планируется:

« — исключение требований о представлении заявителем документов, которые могут быть получены органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в порядке запроса у иных органов власти;

— переход в основном к электронному документообороту с целью увеличения скорости обмена данными и удешевления документооборота;

— опубликование в электронном виде документов, касающихся порядка предоставления государственных услуг в области земельных отношений, возможностей и условий предоставления земельных участков» (раздел III Основ).

Реализация данного мероприятия должна повысить степень и эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также снизить административные барьеры и существующий уровень бюрократии.

Подводя итог проведенному анализу правовых аспектов Основ, можно прогнозировать, что в ближайшее время в ЗК РФ и ГК РФ, а также в иные федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты будет внесен целый ряд концептуальных изменений, которые должны обеспечить прогрессивное развитие земельных правоотношений в Российской Федерации и создать эффективные механизмы реализации прав граждан и юридических лиц на землю.

 

Читать продолжение