УДК 342.5

И.В. МЕНЬ,

соискатель

 

Конституцией Российская Федерация провозглашена как демократическое правовое социальное федеративное светское государство с республиканской формой правления. Ради такого социально справедливого государства большинство россиян на рубеже 80—90-х гг. прошлого века поддержали рыночно-демократические преобразования, приведшие к слому тоталитарной командно-административной системы советского строя. Правовое социальное государство — идеал, к которому стремится Россия. Однако уровень экономического, социального, политического развития, на котором находится современная Россия, не позволяет достаточно динамично воплощать многие из характеристик, которым должна отвечать такая форма государственности.

Демократические преобразования в государственном устройстве страны начались со второй половины 80-х гг., во время «перестройки». Получили общее признание принципы правового государства, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия. В октябре 1991 года Верховным Советом РФ была одобрена концепция судебной реформы, направленная на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Тезис о необходимости построения правового государства, прозвучавший в Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации от 12 июня 1990 года[1], Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 года[2]  нашел отражение в статье 1 Конституции РФ 1993 года. 

На основе Конституции РФ были сформированы новые органы государственной власти. В общественном сознании стала утверждаться новая иерархия ценностей, общепринятая в современном цивилизованном мире. В этой иерархии на первом месте находятся человек, его права и свободы как высшая ценность, затем — гражданское общество, его институты  и государство, образуемое народом через гражданское общество. При этом государство в качестве основной своей задачи признает обеспечение прав и свобод человека, его свободное развитие, обязано соблюдать и защищать их, и в этом состоит его предназначение.

Последовательно (несмотря не немалые трудности и скептические заявления оппозиции) реализуются приоритетные национальные проекты и программы в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и продовольственного комплекса, т. е. в самых важных отраслях социального обеспечения и стратегического развития страны по пути демократии, законности и демографического оздоровления.

Между тем правовым, равно как и социальным, российское государство пока назвать нельзя. Даже конституционного закрепления его принципов недостаточно. Формирование правового социального государства — это длительный исторический процесс, который может успешно развиваться лишь при наличии соответствующих условий: высокого уровня экономики и культуры, соответствующего духовно-нравственного потенциала общества.

В основе этих моделей — правовой и социальной — лежат единые объективные предпосылки:

—экономические — многоук