УДК 342.951

Страницы в журнале: 54-57 

 

Х.С. ГАМИДУЛЛАЕВА,

стажер Института государства и права Российской академии наук

 

Рассматриваются проблемы изменения компетенции таможенных органов в условиях создания таможенного союза Евразийского экономического сообщества и планирования вступления России во Всемирную торговую организацию.

Ключевые слова: таможенные органы, статус, полномочия, концепция.

 

Improving the efficiency organization and operation of the customs service as a way of ensuring the rule of law

 

Gamidullaeva H.

 

The problems of change within the customs authorities under the Customs Union of the Eurasian Economic Community and the planning of Russia’s entry into the World Trade Organization.

Keywords: customs, status, power, concept.

 

Таможенные органы, реализуя поставленные перед ними функции, обеспечивают поступательное экономическое развитие России в условиях усиливающейся интеграции национальной экономики в рамках таможенного союза Евразийского экономического сообщества (далее — Таможенный союз).

Полномочия Федеральной таможенной службы в установленной сфере деятельности, закрепленные Таможенным кодексом таможенного союза 2009 года (далее — ТамК ТС), Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ) и Положением о Федеральной таможенной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459), можно условно разделить на следующее группы:

— организация и руководство таможенным делом (формирование государственной политики и нормативно-правового регулирования в области таможенного дела, разработка и реализация программ развития таможенного дела, осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, проведение валютного и правоохранительного контроля, взимание таможенных платежей т. д.);

— непосредственное руководство деятельностью таможенных органов.

Рассмотрим группы функций таможенных органов, наиболее актуальные с точки зрения совершенствования и оптимизации, дифференцировав их в зависимости от объекта регулирования.

Таможенное оформление и таможенный контроль. В современных условиях таможенные органы России представляют собой основные органы исполнительной власти, регулирующие процесс перемещения через таможенную границу Таможенного союза и, соответственно, Российской Федерации товаров, транспортных средств и пассажиров.

В соответствии со ст. 2 ТамК ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств—членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства—члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Таможенный контроль тесно связан с процедурами таможенного оформления. Это обусловлено тем, что для получения информации о состоянии таможенной системы, выполнения ею своих функций должна быть обеспечена контролируемость таможенного оформления товаров и транспортных средств, т. е. возможность определять результаты таможенного администрирования, способность таможенных органов получать информацию о качественном совершении таможенных операций и процедур, проводить ее анализ на предмет эффективности таможенных технологий с точки зрения достижения целей таможенного дела. При отсутствии такой возможности таможенный контроль становится формальным, информация, получаемая по его результатам, не имеет точного и достоверного характера. В свою очередь, по итогам таможенного контроля могут быть выявлены не только отдельные нарушения таможенных правил, но и способы уклонения участников внешнеэкономической деятельности от уплаты таможенных платежей, несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Такие нарушения могут в силу наличия правовых пробелов совершаться путем применения на «законных основаниях» таможенных льгот, искаженного использования классификационных кодов товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, занижения или завышения в зависимости от ситуации таможенной стоимости. Соответственно, от эффективности взаимодействия механизмов управления и контроля во многом зависит продуктивность всей таможенной системы.

Исходя из вышеизложенного, можно определить таможенный контроль как специализированную контрольно-надзорную деятельность таможенных органов, осуществляемую на системной основе в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, изданных на его основе и во исполнение, а также совершенствования таможенного регулирования для реализации задач в области таможенного дела, повышения эффективности и оптимизации деятельности таможенных органов[1].

Финансовая деятельность таможенных органов. Важным для обеспечения реализации функций государства в целом представляется эффективное осуществление таможенными органами финансовой деятельности. Она имеет место быть в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства при осуществлении фискальной и правоохранительной функций в целях формирования доходной части бюджетной системы и содействия развитию внешней торговли[2]. Данная деятельность может быть разграничена на два направления:

— фискальное, заключающееся в наделении таможенных органов функцией взимания таможенных платежей;

— бюджетное, выражающееся в участии таможенных органов в отношениях по распределению и использованию финансовых средств государства.

Валютный контроль. Валютный контроль осуществляется в целях реализации государственной валютной политики, представляя собой самостоятельный вид государственного финансового контроля, который обладает собственным предметом, особым кругом субъектов контрольной деятельности и подконтрольных объектов, специальными задачами и целями и определенным набором контрольных действий. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения валютных ограничений и тем самым является способом поддержания правопорядка в валютной сфере[3].

Правоохранительная деятельность. Одной из основных функций таможенных органов является организация борьбы с контрабандой и иными преступлениями в таможенной сфере, разработка и реализация мер по пресечению незаконного перемещения наркотических средств, оружия. Кроме того, таможенные органы осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, дознание и проведение неотложных следственных действий, а также оперативно-разыскную деятельность.

В связи с созданием Таможенного союза перед таможенными органами Российской Федерации встала задача унификации правоохранительных функций с таможенными органами стран Евразийского экономического сообщества.

Ведомственный контроль. В механизме ведомственного контроля деятельности таможенных органов главными системообразующими факторами являются функциональное и организационное единство таможенных органов и их структурная специализация. Это выражается в наличии иерархической субординационной подчиненности и общей подконтрольности таможенных органов, дополняемой специальной подконтрольностью структурных подразделений по определенным направлениям деятельности.

Одним из важнейших способов защиты прав лиц в таможенном деле является институт обжалования решений и действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, который впервые был закреплен положениями раздела XIII Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года (далее — ТамК РФ). ТамК РФ содержал процедуру обязательного досудебного прецедента.

В целях обеспечения единообразного порядка действий должностных лиц таможенных органов при принятии к рассмотрению, рассмотрении и разрешении жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, а также организации работы с такими жалобами ФТС России были разработаны Методические рекомендации по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, подготовленные по результатам анализа практики таможенных органов по рассмотрению жалоб[4].

В настоящее время положения ТамК РФ в большинстве своем утратили силу в связи с принятием Закона № 311-ФЗ, который регулирует и процедуры ведомственного контроля в таможенном деле, так как очевидно, что одним из важнейших способов защиты прав лиц в таможенной сфере выступает институт ведомственного контроля. При этом необходимо отметить, что данный институт является собирательной категорией. Он объединяет контроль как при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией положений главы 3 Закона № 311-ФЗ, так и при разбирательстве по проблемам, регулируемым ст. 24 «Ведомственный контроль деятельности таможенных органов».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что таможенные органы выполняют большой набор управленческих функций, как в области таможенного дела, так и в иных областях. В качестве положительной тенденции в процессе реформирования таможенной администрации в контексте создания Таможенного союза следует отметить, в частности, ограничение таможенного контроля следующими целями: обеспечения полноты и своевременности уплаты таможенных платежей; соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с действующим таможенным законодательством. При этом, по нашему мнению, возлагать на таможенные органы дополнительные контрольно-надзорные функции следует только тогда, когда анализ всех иных вариантов решения соответствующей проблемы дает отрицательный или неудовлетворительный результат.

 

Библиография

1 Подробнее см.: Янчуков Д.А. Государственный контроль в таможенной сфере: административно-правовые аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2011.

2 См.: Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. — Саратов, 2005. С. 86.

3 Подробнее см.: Мельник А.Н. Осуществление таможенными органами валютного контроля как мера противодействия утечке капитала за рубеж (правовые аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2004.

 

4 См.: Письмо ФТС России от 29.06.2010 № 01-11/31888 «О направлении Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела» // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.