Реклама
Статья

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих: проблемы и пути решения

Н.С. ЧУКИНА, соискатель кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета Существенное изменение государственного устройства России поставило задачу разработки новых подходов к оценке эффективности деятельности управленческого аппарата на местах. Это обусловлено тем, что результаты социально-экономического развития муниципального образования зависят от степени квалификации муниципальных служащих. Как справедливо отмечает Г.В. Атаманчук, реформы являются сложным и трудным делом и требуют для проведения большого профессионализма[1]. Поэтому проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих местных органов власти приобрели особую значимость.

Н.С. ЧУКИНА,

соискатель кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета

 

Существенное изменение государственного устройства России поставило задачу разработки новых подходов к оценке эффективности деятельности управленческого аппарата на местах. Это обусловлено тем, что результаты социально-экономического развития муниципального образования зависят от степени квалификации муниципальных служащих. Как справедливо отмечает Г.В. Атаманчук, реформы являются сложным и трудным делом и требуют для проведения большого профессионализма[1]. Поэтому проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих местных органов власти приобрели особую значимость.

На сегодняшний день сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, формирование гражданского общества и становление рыночного хозяйства требуют квалифицированного кадрового потенциала. С другой стороны, современная система подготовки кадров не сформирована. Командно-административная схема управления с характерным для нее подбором кадров по политическим признакам давно устарела. В связи с этим назрела необходимость создания новой модели муниципальной кадровой политики, в основу которой должны лечь принципы профессионализма и компетентности. Муниципальный служащий должен обладать обширными теоретическими знаниями и владеть практическими навыками решения задач управленческого характера.

Актуализация проблемы профессионализации муниципальной службы вызвала необходимость в комплексе мероприятий, которые позволили бы сформировать новое поколение грамотных специалистов и руководителей, обладающих современными знаниями и способных обеспечить эффективность управления.

Для обеспечения высокого уровня профессионализма и компетентности муниципальных служащих необходима единая система их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Однако само определение понятия «система повышения квалификации муниципальных служащих» по-прежнему является предметом дискуссий.

По нашему убеждению, это понятие подразумевает комплекс мер, объединенных по ресурсам, целям и срокам их выполнения и направленных на обновление теоретических и практических знаний муниципальных служащих.

Одним из основных способов организации такой системы является создание сети учебных заведений. Хотя сегодня подготовка и переквалификация муниципальных служащих осуществляется многочисленными образовательными учреждениями, в основном они действуют разрозненно, независимо друг от друга и применяют различные образовательные программы. Причем многие из них вообще не могут обеспечить высокий уровень подготовки.

Полагаем, что назрела необходимость упорядочить и систематизировать всю существующую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. Следует использовать опыт зарубежных стран, где создаются межрегиональные учебные центры (академии), которые осуществляют подготовку дипломированных специалистов в области социального управления.

В связи с этим представляется целесообразным создать единую трехуровневую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих с целью унификации учебных программ. Высший уровень должна занимать Российская академия муниципальной службы (РАМС), созданная по аналогии с Российской академией государственной службы при Президенте РФ (РАГС). Среднее звено может быть представлено филиалами РАМС — академиями муниципальной службы в каждом федеральном округе. Низовыми звеньями этой системы должны быть институты муниципальной службы, расположенные в центрах каждого субъекта Федерации.

Таким образом, первостепенной задачей на сегодняшний день является обеспечение органов местного самоуправления квалифицированными кадрами, поскольку от этого зависит эффективность муниципальной службы в целом.

 

Библиография

1 См.: Атаманчук Г.В. Кто сегодня у штурвала. О профессионализме управления // Российские вести. 1993. 26 мая.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024