Реклама
Статья

Поиск и первичный отбор лиц, желающих поступить на военную службу —перспективное направление формирования высококвалифицированного кадрового состава органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Проводится анализ процессов поиска и первичного отбора граждан на военную службу в органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

УДК 342.951:355.2

Страницы в журнале:  45-50

 

М.Н. Кременская,

аспирант, адъюнкт Московского пограничного института, юрист ООО «Строй Гарант Сервис» bukamarina@rambler.ru

 

Проводится анализ процессов поиска и первичного отбора граждан на военную службу в органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Формулируются предложения для обеспечения более эффективного формирования кадрового состава органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: поиск, первичный отбор, военная служба, органы федеральной службы безопасности.

 

Модификация системы государственной службы в рамках общего административного реформирования связана с тем, что на указанной службе в силу особой ее важности должны состоять высокопрофессиональные, высококвалифицированные и ответственные специалисты.

Формированию высококвалифицированного кадрового состава государственной (в том числе военной) службы, на наш взгляд, может способствовать поиск лиц, отвечающих самым высоким требованиям, обучение кадрового состава органа государственной власти с целью повышения квалификации, а также ротация кадров.

Рассмотрим поиск высококвалифицированных лиц совместно с первичным отбором для поступления на военную службу в органы федеральной службы безопасности (далее — органы безопасности) как вариант формирования профессионального кадрового состава на примере федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности государства (Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России)). Во многом целенаправленный поиск достойных лиц позволит уменьшить попадание неподготовленных, немотивированных граждан в число сотрудников органов безопасности.

Российским законодательством определены основы правового регулирования отбора кандидатов и поступления граждан на военную службу. Так, раздел пятый Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ) [5] устанавливает правила поступления на военную службу по контракту, который закрепляет требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу; определяет особенности заключения контракта о прохождении военной службы и условия прохождения испытания при поступлении на военную службу. Пункт 5 ст. 33 Закона № 53-ФЗ закрепляет право руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности государства устанавливать требования, предъявляемые к кандидатам на военную службу.

Пункт 1 ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (далее — Закон № 40-ФЗ) [4] определят право органов безопасности самостоятельно осуществлять отбор (в том числе на конкурсной основе) кандидатов для поступления на военную службу по контракту в органы безопасности из числа граждан Российской Федерации в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Во исполнение указанной нормы права ФСБ России и органы безопасности закрепляют порядок поступления и отбора на военную службу.

Отбору кандидатов для поступления на военную службу по контракту в органы безопасности предшествует волеизъявление гражданина, обратившегося в органы безопасности для поступления на военную службу по контракту, или поиск и первичный отбор граждан. Рассмотрим содержание поиска и первичного отбора в органы безопасности как перспективного направления формирования высококвалифицированного кадрового состава органов безопасности.

Прежде всего обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова: под отбором он понимает выделение кого-нибудь из какой-нибудь среды [6]. Из этимологии слова «отбор» понятно, что это выделение кого-то из общей массы по каким-то критериям.

Цель поиска и первичного отбора — выявление граждан, желающих поступить на военную службу по контракту в органы безопасности, в целях своевременного и качественного пополнения штата органа безопасности, а также получение первичной информации о лице. Поиск и первичный отбор граждан осуществляется во взаимосвязи: помимо наличия желания у лица поступить на военную службу в органы безопасности, ему необходимо пройти первичный отбор для определения соответствия требованиям, предъявляемым к сотрудникам органов безопасности. При первичном отборе учитываются условия воспитания и развития личности, особенности общения и поведения в различных ситуациях; акцент делается на анализе различных качеств лица.

На предварительном этапе выясняются мотивы поступления на военную службу, соответствие имеющегося у лица профессионального образования квалификационным требованиям; наличие профессиональных знаний, навыков и опыта работы по специальности и другие сведения, необходимые для принятия решения о целесообразности дальнейшего изучения лица.

В своем исследовании А.Т. Вахидов также выделял предварительный отбор в работе органов военного управления по заключению контракта о прохождении военной службы: «к предварительному отбору мы относим получение уведомления от гражданина о желании проходить военную службу по контракту и принятие по данному уведомлению решения либо о сборе соответствующих документов и вызове гражданина для проверки его соответствия установленным требованиям, либо об отказе в этом» [2].

Также содержанием первичного отбора является установление информации о различных качествах соискателя. Критерием первичного отбора на военную службу является определение факторов риска, к которым могут быть отнесены: злоупотребление спиртными напитками; употребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача; наличие игровой зависимости; контакты с лицами, имеющими криминальное прошлое и настоящее; отрицательная общественная репутация; участие в незаконном обороте оружия, в деятельности запрещенных общественных организаций; совершение противоправных действий и др.

В поиске и первичном отборе граждан, желающих поступить на военную службу в органы безопасности, участвуют, во-первых, военнослужащие, замещающие воинские должности в подразделении кадров органа безопасности, для которых ведомственными приказами установлены квалификационные требования по уровню образования и направлению подготовки; стажу военной службы; наличию профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Во-вторых, сотрудники комплектуемого подразделения органа безопасности, начальник которого принимает решение о дальнейшем изучении кандидатов на военную службу после первичного отбора.

Поиск и первичный отбор граждан сотрудники комплектуемых подразделений органа безопасности осуществляют на основании приказа руководителя органа безопасности. Об эффективности такой деятельности свидетельствуют ежеквартальные отчеты уполномоченных должностных лиц о проделанной работе. Однако на сегодняшний день ни квалификационных требований, ни должностных обязанностей сотрудников комплектуемых подразделений, осуществляющих поиск и первичный отбор на военную службу в органы безопасности, не предусматривается.

Очевидно, что для определения должностных обязанностей сотрудников органов безопасности, осуществляющих поиск и первичный отбор, необходимо рассмотреть направления деятельности уполномоченных должностных лиц.

Исследуя вопросы поступления на службу и учебу в органы внутренних дел, А.М. Бобров [1, c. 122], Е.А. Николаенко и А.В. Карагодин [3, c. 77] выделяют следующие направления деятельности должностных лиц по выявлению кандидатов на учебу (службу): информирование населения о порядке поступления на учебу (службу) и условиях службы в органах внутренних дел; профессионально-ориентационные мероприятия с определенными группами населения по вопросам поступления на учебу (службу) в органы внутренних дел; непосредственный поиск кандидатов на учебу (службу) в органы внутренних дел; первоначальные разъяснительно-ознакомительные собеседования (консультации) с кандидатом.

А.Т. Вахидов выделял следующие направления деятельности комиссий по отбору кандидатов при военных комиссариатах: 1) ведение непрерывной информационно-справочной и агитационно-пропагандистской работы о возможностях, льготах, преимуществах и престижности военной службы по контракту; 2) выявление и учет граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту; 3) проведение медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора и проверки профессиональной подготовки кандидатов; 4) организацию взаимодействия с руководителями предприятий, учреждений, центрами профориентации и занятости населения и пр.; 5) принятие решения о рекомендации в приеме кандидата на военную службу по контракту в избранном виде и роде войск, по избранной специальности; 6) подготовку документов и оформление личных дел граждан, отобранных на военную службу по контракту; 7) ведение переписки с воинскими частями [2].

Сегодня отбор и поступление граждан на военную службу проводится не военными комиссариатами, а самостоятельно органами безопасности; на повестке дня стоит вопрос разграничения полномочий и определения направлений деятельности уполномоченных должностных лиц при осуществлении поиска и первичного отбора граждан, среди которых: профессионально-ориентационные мероприятия по вопросам поступления граждан на военную службу в органы безопасности; непосредственно выявление граждан, желающих поступить на военную службу в органы безопасности; первоначальные разъяснительно-ознакомительные консультации; сбор информации о лицах (потенциальных кандидатах на военную службу в органы безопасности) и организация взаимодействия сотрудниками органов безопасности; первичная оценка информации о лице; принятие решения о целесообразности дальнейшего изучения лица.

Рассмотрим более подробно направления деятельности уполномоченных должностных лиц органов безопасности при осуществлении поиска и первичного отбора лиц на военную службу.

1. Проведение профессионально-ориентационных мероприятий по вопросам поступления на военную службу в органы безопасности посредством регулярных личных встреч сотрудников органов безопасности и информирования населения о порядке поступления и прохождения военной службы в органах безопасности (в том числе обучения в образовательных учреждениях органов безопасности) с использованием наглядной агитации, средств массовой информации, Интернета.

2. Непосредственно выявление лиц (целенаправленная работа), желающих поступить на военную службу в органы безопасности, осуществляется в образовательных учреждениях (в соответствии с профилем необходимой подготовки); среди граждан, находящихся в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, ФСБ России, желающих продолжить военную службу в органах безопасности, и пр.

3. Проведение первоначальных разъяснительно-ознакомительных консультаций сотрудниками органов безопасности. Существенное значение имеет отношение сотрудника органов безопасности к этому направлению деятельности, поскольку правовая культура, знание особенностей отбора и поступления на военную службу в органы безопасности, умение заинтересовать, составить психологический портрет, определить мотивацию собеседника играет большую роль в достижении результата — привлечении граждан на военную службу в органы безопасности.

В.А. Щербович отмечает, что наиболее сложной и трудно решаемой является проблема поиска кандидатов, желающих связать свою жизнь с военной службой. Как показывает практика, на это влияет авторитет армии и флота, привлекательность военной службы, материально-финансовая обеспеченность, статус и льготы военнослужащих, социальная защищенность в процессе службы и после ее завершения [7]. Эти проблемы взаимосвязаны и требуют постоянного практического решения, прежде всего в масштабе страны. Огромную роль играет комплекс мер, применяемых государством для привлечения граждан на военную службу.

4. Анализ информации о лице и организация взаимодействия сотрудниками органов безопасности включает в себя установление сведений о лице, в том числе являющихся ограничениями при поступлении на военную службу в органы безопасности. Сбор таких сведений осуществляется посредством анализа рекомендаций, характеристик, бесед с родственниками, соседями, коллегами по работе и работодателями, партнерами по бизнесу, преподавателями вуза и др. Это сведения о его образе жизни, поведении в быту, связях, взаимоотношениях в семье и окружении, чертах характера, склонностях, интересах. От умения грамотно выстраивать двусторонние отношения зависит полнота, ценность, объективность и достоверность полученной информации.

5. Первичная оценка информации сотрудником органа безопасности о лице (потенциальном кандидате на военную службу в органы безопасности) предполагает вывод о целесообразности дальнейшей работы с таким лицом. Вывод о целесообразности или нецелесообразности работы основывается на получении различных сведений о лице: личных и профессиональных качествах, сопоставление их с требованиями к конкретной воинской должности подразделения органа безопасности; а также препятствующих поступлению на военную службу (злоупотребление спиртными напитками; употребление наркотических средств, психотропных веществ и др.).

6. Решение о дальнейшем изучении лица принимается начальником комплектуемого подразделения в соответствии с необходимостью пополнения штата подразделения органа безопасности на основе имеющейся о лице информации.

Для того чтобы уже на этапе первичного отбора выявить лиц, не отвечающих предъявляемым требованиям, а также лиц с социально-меркантильными установками, необходимо тщательным образом рассматривать полученные данные, выяснять мотивы поступления на военную службу и проводить разъяснительное собеседование.

Разъяснительное собеседование целесообразно проводить комиссией в составе начальника подразделения органа безопасности, который имеет право назначать на воинскую должность, руководителя структурного подразделения, в котором планируется прохождение военной службы кандидатом, сотрудника подразделения кадров, осуществляющего отбор и поступление на военную службу, а также иных заинтересованных должностных лиц. В процессе беседы обращается внимание гражданина и его родственников на характер его будущей деятельности и условия службы в органах безопасности в целом и в конкретном структурном подразделении в частности. При этом он информируется о гарантиях и компенсациях, установленных законодательством Российской Федерации для сотрудников органов безопасности.

Сотрудники органов безопасности в процессе поиска и первичного отбора граждан в своей деятельности руководствуются требованиями, закрепленными ст. 16 Закона № 40-ФЗ, а также Кодексом этики и служебного поведения сотрудников органов федеральной службы безопасности.

Так, Закон № 40-ФЗ устанавливает: «Сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства, способный по своим личным, профессиональным и психологическим качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Квалификационные требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудника органов федеральной службы безопасности, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или уполномоченными им должностными лицами».

Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов безопасности устанавливает основные принципы и правила служебного поведения сотрудников органов безопасности для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности, а также содействия укреплению авторитета органов безопасности и доверия к ним граждан.

На наш взгляд, в типовых должностных регламентах к конкретной воинской должности целесообразно закрепить описание тех личных качеств, на которые следует ориентироваться сотрудникам органов безопасности при поиске лиц в комплектуемое подразделение органа безопасности. Решение о дальнейшем изучении лица по результатам поиска и первичного отбора должно приниматься начальником комплектуемого подразделения на основе имеющейся первичной информации о лице, и исходя из оценки качеств лица.

Таким образом, должностные обязанности сотрудников органов безопасности, осуществляющих поиск и первичный отбор на военную службу, могут быть сформулированы следующим образом:

— сотрудники должны принимать непосредственное участие в информационно-справочной работе об условиях поступления на военную службу;

— вести пропагандистскую работу о преимуществах военной службы по контракту;

— осуществлять поиск лиц, желающих поступить на военную службу;

— проводить первичные консультации по вопросам прохождения военной службы;

— осуществлять сбор необходимой информации о лице: его личных, деловых, профессиональных качествах, а также анкетные данные с целью дальнейшей оценки соответствия образования, опыта работы по специальности, необходимых знаний, навыков, умений;

— составлять отчетные документы по результатам осуществления поиска и первичного отбора на военную службу.

В целях преодоления возникающих при комплектовании штата органов безопасности противоречий предлагаем разработать Организационно-методические указания по организации поиска и первичного отбора граждан, желающих поступить на военную службу в органы безопасности, а также должностные регламенты сотрудников комплектуемых подразделений органов безопасности, осуществляющих поиск и первичный отбор граждан в органы безопасности. Также для осуществления поиска и первичного отбора граждан на военную службу в подразделения органов безопасности следует ввести воинскую должность.

Список литературы

 

1. Бобров А.М. Поступление на государственную службу в органы внутренних дел Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2011.

2. Вахидов А.Т. Организационно-правовые основы поступления граждан на военную службу по контракту в Вооруженные силы Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. — М., 1996. URL: http://voenprav.ru/docs/19-0039.doc

3. Николенко Е.А., Карагодин А.В. К вопросу о роли руководителя территориального органа МВД России на районном уровне в системе отбора кадров на учебу в образовательные организации МВД России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 1.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 13. Ст. 1475.

6. Толковый словарь С.И. Ожегова. URL: http:// www.slovarozhegova.ru/word.php?wordid=18969

 

7. Щербович В.А. Организация и пути повышения качества отбора кандидатов на военную службу по контракту // Вестник адыгейского государственного университета. URL: http:// www.cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-puti-povysheniya-kachestva-otbora-kandidatov-na-voennuyu-sluzhbu-po-kontraktu

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Авторы на основе теоретических разработок ученых проводят анализ федеральных и региональных нормативных правовых актов с целью определения и разграничения социальных и материальных гарантий, предоставленных гражданам,
Добавлено: 12.05.2023
Анализируется проблема реализации ограничения доступа к запрещенной информации в сети Интернет.
Добавлено: 01.11.2020
Опираясь на существующие исследования отечественных специалистов, автор рассматривает систему и структуру органов военной контрразведки Российской империи в период Первой мировой войны.
Добавлено: 28.12.2019
Рассматриваются проблемы увольнения военнослужащего с военной службы по контракту по собственному желанию.
Добавлено: 26.11.2019
Латентная преступность в армейской среде имеет свои особенности, вытекающие из специфики военной службы.
Добавлено: 21.06.2018