УДК 347.73

Страницы в журнале: 90-96

 

Д.А. СМИРНОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной академии права

 

Раскрывается понятие политических факторов, влияющих на определение принципов налогового права. Предлагается сформировать правовую концепцию налоговой политики, направленную на реализацию основных принципов налогового права.

Ключевые слова: политические факторы, принципы налогового права, налоговая стратегия, налоговая тактика, налоговая безопасность.

 

Political factors of forming and determination of tax law principles

 

Smirnov D.

 

The concept of the political factors influencing formation and definition of principles of the tax right reveals. It is offered to generate the legal concept of a tax policy directed on realization of main principles of the tax right.

Keywords: political factors, tax law principles, tax strategy, tax tactics, tax security.

 

Важнейшее влияние на формирование и детерминацию принципов налогового права оказывают политика[1], политическая власть, политическая жизнь[2] в обществе. При этом следует помнить: «Вся политическая анатомия цивилизованного общества так или иначе оформляется и закрепляется правом. Уже в этом заключается их органическая взаимосвязь»[3]. В свою очередь «все юридическое в основе своей имеет политическую природу»[4]. Право и политика — два взаимозависимых явления, существование которых в значительной мере влияет на распоряжение финансовыми ресурсами, в частности их налоговой составляющей. В зависимости от того, кто обладает политической властью: земельная аристократия, промышленная и торговая буржуазия, пролетариат или народ, — а также от особенностей налогово-правовых принципов и иных правовых факторов налоговая система имеет соответствующее направление[5]. Она представляет собой отражение состояния политических сил, событий или действий, опирающихся на налоговое право и его принципы.

Совокупность политико-правовых мероприятий в налоговой сфере определяет налоговую политику государства. Иначе говоря, действительная политическая и правовая жизнь демонстрирует тесную связь налоговых отношений как вида финансовых отношений и политики, поэтому и необходима налогово-правовая политика (налоговая политика) — наиболее приемлемая модель их взаимодействия. По своей сути она представляет деятельность, в основе которой лежит подготовка и реализация юридически оформленных идей, принципов, концепций налогового развития государства[6].

Ввиду того что вся правовая политика призвана быть созидательной, необходимо вести речь о налоговой политике (налогово-правовой политике) как функции государства по созданию эффективного механизма налогово-правового регулирования. Сущность налогово-правовой политики заключается в формировании, детерминации и использовании прежде всего правовых средств — как наиболее приемлемых способов организации налоговой деятельности государства[7]. Основой таких средств выступают принципы налогового права, в концентрированном виде определяющие политическое и экономическое состояние государства.

Положения налогового права играют особую роль в разработке и проведении единой налоговой политики в Российской Федерации, ее субъектах и муниципальных образованиях, определяют направления разграничения компетенции между соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления. Принципы являются ориентиром выработки новой налогово-правовой политики, «так как, базируясь на Конституции РФ и отражая те коренные преобразования экономики, на путь которых встала постсоциалистическая Россия, они позволяют совершенствовать процессы по усилению роли механизма финансов и всестороннего использования его государством в целях регулирования социально-экономических процессов»[8].

В свою очередь политические факторы определяют развитие процессов, в результате которых формируются и детерминируются принципы налогового права. Налогово-правовое регулирование осуществляется в соответствии с выработанной налоговой политикой государства, предполагающей проведение налоговых реформ[9], оформляемых соответствующими финансовыми законами. Давно подмечено: «Право есть лишь констатация факта»[10]. Задача политиков, законодателей — вовремя уловить, осмыслить и выразить назревшие потребности общественного развития, перевести их на язык законов.

Особенность налоговой политики состоит в том, что она может объективироваться в двух основных правовых формах.

Во-первых, в политических документах (концепциях, программах, посланиях и т. д.) и принимаемых на их базе основополагающих нормативных правовых актах[11]. Так, в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ от 25 мая 2009 г. «О бюджетной политике в 2009—2011 годах» указывается на необходимость принять главу НК РФ, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне. Указанная мера была предусмотрена и Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (одобрены Правительством РФ

25 мая 2009 г.). Кроме того, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р) предполагает введение местного налога на недвижимость в жилищной сфере к 2012 году. Также в соответствии с положениями п. 5 ст. 3.1 Проекта бюджетной стратегии на период до 2023 года (утв. постановлением СФ ФС РФ от 26.11.2008 № 443-СФ) в долгосрочной перспективе планируется создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных и местных бюджетов.

Несмотря на временную разницу в регламентации стратегических задач, указанные бюджетные и налогово-политические документы направлены на формирование и детерминацию принципа реальности налогообложения имущества в Российской Федерации.

Во-вторых, непосредственно в законодательных актах. В НК РФ и принятых в соответствии с ним законах напрямую объективирована налоговая политика России. Такое явление сложилось потому, что НК РФ был поддержан большинством участников политического процесса. Фактически получилось так, что НК РФ стал правовым актом, объективирующим определенную налогово-правовую политику, воспринимаемую самым широким кругом субъектов. Следует согласиться с М.В. Карасевой, что в этом случае необходимо говорить о политике налоговой справедливости, т. е. политике максимального сочетания интересов налогоплательщика и государства[12]. Свое выражение политика налоговой справедливости нашла в принципах налогового права, а также в ряде других инструментов налогообложения.

Поскольку понятия налоговой справедливости и естественного права постоянно меняются[13], принципы налогового права эволюционируют вместе с иными принципами права, лежащими в основе правового государства. Суть правового государства также не является неизменной: государство развивается и проходит стадии либерального правового государства (провозглашение верховенства законов, принципа разделения властей, прав и свобод личности), демократического правового государства (широкое политическое участие граждан в осуществлении властных функций), социального правового государства (провозглашение и реализация принципов социальных гарантий, в том числе гарантий налогоплательщиков)[14]. На одной из таких стадий в России интересы государства стали превалировать над общественными, поскольку нарушились механизмы влияния общества на государство (контроль государства над СМИ, отмена прямых выборов губернаторов, юридическая затрудненность референдума, предопределенность результатов выборов с доминированием «партии власти»). Можно констатировать, к сожалению, что становление принципов налогового права в соответствии с политикой налоговой справедливости было прервано. Но для реальной ликвидации угрозы цивилизационного отставания важно не развивать ошибочные направления налоговой политики и не повторять пройденных стадий, а с опережением ориентироваться на перспективные правовые способы согласования интересов налогоплательщиков, общества и государства.

Одним из таких способов может выступать налоговая стратегия Российской Федерации. Законодатель уделяет недостаточное внимание долгосрочной постановке задач в развитии налоговой системы России. Если в бюджетной сфере существует определенный нормативный документ о бюджетной стратегии (постановление СФ ФС РФ от 26.11.2008 № 443-СФ «О бюджетной стратегии на период до 2023 года»), то в налоговой сфере подобного не наблюдается. Стратегические вопросы налогообложения рассматриваются каждый год и рассчитываются на срок, как правило не превышающий 3 лет. Основательного долгосрочного планирования в налоговой сфере не прослеживается. А ведь это просто необходимо.

Некоторые положения налоговой стратегии находят свое закрепление и неполноценное развитие в основных направлениях налоговой политики на текущий год и плановый период. Так, в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов указано, что к числу стратегических вопросов налоговой политики относятся: проведение налоговых мероприятий во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства РФ и с проектами по реализации основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года; внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:

— совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;

— создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;

— совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием;

— пересмотра порядка взимания налогов на прибыль организаций, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на добычу полезных ископаемых, налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;

— индексации ставок акцизов;

— введения налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц;

— международного сотрудничества, интеграции в международные организации и соглашения, а также информационного обмена.

Подобная постановка налоговых задач и вопросов близка скорее к налоговой тактике, чем к стратегии. Данная ситуация связана с отсутствием законодательного регламентирования в области осуществления налоговой тактики и налоговой стратегии в Российской Федерации. Более того, законодатель в нормативных актах вообще не прибегает к терминам «налоговая тактика» и «налоговая стратегия», а между тем стратегия и тактика налогового развития государства раскрывают сущность единой общенациональной налоговой политики Российской Федерации.

Совершенно новым понятием выступает «налоговая безопасность», которая формируется и обеспечивается в результате соблюдения стратегических и тактических направлений в налоговой сфере. Как правило, в юридической науке уделяется внимание экономической безопасности[15], фокусирующей иные виды безопасности: национальную[16], финансовую, налоговую, бюджетную и др. Налоговая безопасность остается вне интереса ученых и практиков и редко фигурирует лишь в качестве неопределенного термина[17]. При этом налоговая безопасность — явление реально существующее, требующее изучения и теоретической разработки.

Представляется, что налоговая тактика, налоговая стратегия и налоговая безопасность — основные факторы формирования и детерминации принципов налогового права, которые существуют в рамках налоговой политики России и способствуют ее реализации. В них воплощены важнейшие политические соображения, основанные на социальных, материальных и иных условиях. Внесем ясность в их понятие.

Налоговая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития страны путем адекватного изменения способов организации финансовых отношений, маневрирования финансовыми ресурсами. Она выявляет решающие области, узловые проблемы социально-экономического развития, своевременно изменяет способы и формы организации налоговых отношений, решает задачи, поставленные налоговой стратегией, т. е. представляет текущее налоговое регулирование.

Налоговая стратегия — долговременный курс государства, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных социально-экономической стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития налогов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации налоговых отношений, составляются специальные программы в целях концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях социально-экономического развития[18].

Налоговая тактика и налоговая стратегия направлены на решение трех основных вопросов, до известной степени переплетающихся между собой:

1) какую долю национального дохода можно извлекать с помощью бюджетных поступлений вообще и с помощью налогов в частности;

2) как эту сумму следует распределять между классами населения, с одной стороны, и отраслями народного хозяйства, с другой стороны;

3) как эта сумма должна быть распланирована между отдельными плательщиками[19].

Основой юридических инструментов для решения указанных вопросов выступают принципы налогового права, на которых строится нормативное регулирование в налоговой сфере.

Особое внимание следует уделить понятию налоговой безопасности. В российском законодательстве безопасность понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ст. 1 Закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности»). Наиболее важной частью структуры национальной безопасности является экономическая безопасность, которая служит основой жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости и представляет собой сложное, многогранное социально-экономическое явление, отражающее комплекс динамичных условий материального производства[20].

Значительное место в системе элементов экономической безопасности занимает финансовая безопасность государства. В современных условиях финансовая безопасность является одним из ключевых видов экономической безопасности, поскольку «с учетом господствующего положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, мы вправе характеризовать последнюю как экономику, управляемую в основе своей финансовым образом, через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях»[21].

В свою очередь, наряду с бюджетной и валютной безопасностью, безопасностью денежно-кредитной системы, важнейшей составляющей национальной финансовой безопасности выступает налоговая безопасность.

Налоги являются главным источником средств, обеспечивающих функционирование государства. Вместе с тем в налогах заложены большие возможности и по регулированию социально-экономической деятельности со стороны государства. Так, налоги могут использоваться для регулирования процессов производства и потребления, уровня доходов населения (дифференциация ставок, предоставление льгот и др.). Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические и экологические процессы, социальные явления. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, правомерности получения доходов гражданами, источников этих доходов, использования имущества[22].

С учетом изложенного принципиально верным представляется подход, согласно которому налоги и налоговая политика в системе экономической и финансовой безопасности рассматриваются, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства, во-вторых, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы и, в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий[23].

Иными словами, налоговая безопасность подразумевает устойчивое функционирование налоговой системы страны и ее регионов, обеспечение сбора налогов и налоговых платежей, предусмотренных налоговым законодательством, предотвращение налоговых злоупотреблений на основе контроля со стороны государственных органов[24].

Таким образом, представляется, что налоговая безопасность есть составляющая обеспеченности (гарантированности) эффективной деятельности налоговой системы.

Статья 57 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Из указанного положения следует, что конечная цель налоговой безопасности состоит в обеспечении слаженного взаимодействия участников налоговых правоотношений по реализации конституционной обязанности, направленного на формирование бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Основными структурными элементами налоговой безопасности являются:

— субъект налоговой безопасности;

— объект налоговой безопасности;

— угрозы жизненно важным интересам;

— гарантии налоговой безопасности;

— система безопасности как совокупность организационно и функционально взаимосвязанных элементов, деятельность которых направлена на реализацию мер обеспечения налоговой безопасности;

— государственная политика как совокупность концептуальных положений, обеспечивающих состояние защищенности.

Исходя из субъектного состава, можно выделить собственно налоговую безопасность налогоплательщиков и безопасность в деятельности налоговых органов. Исследуя проблему налоговой безопасности, мы более всего сталкивались с вопросами реализации второго вида безопасности. 28 февраля 2008 г. в Самаре проходил семинар-практикум «Налоговая безопасность— 2008: Как не подставляться под удар и управлять рисками», в ходе которого отмечалось, что в условиях активного развития предпринимательской деятельности все чаще возникает потребность в налоговой безопасности и судебной защите. Как подчеркнул В.Л. Ардашев — автор-ведущий семинара, эксперт по частному праву и налогообложению, — каждому налогоплательщику необходимо разработать индивидуальную систему налоговой безопасности и управления налоговыми рисками, имеющую три уровня:

1) глобальное или стратегическое налоговое планирование (модель ведения бизнеса, построение холдингов, группы компаний, экономическое, управленческое и налогово-правовое обоснование модели, инвестиционного проекта, сделки или их совокупности);

2) локальное налоговое планирование (в рамках конкретной сделки, проекта, отдельных налогов);

3) система документооборота, внутреннего контроля (аудита) и отчетности[25].

Безопасность в деятельности налоговых органов — это комплекс организационно-правовых мер, реализуемых правоохранительными и контролирующими органами в целях обеспечения всесторонней защищенности и гарантированности гражданско-правового состояния сотрудников налоговых органов, материальных ресурсов от противоправных посягательств. Основными задачами данного вида безопасности являются: своевременное выявление и устранение угроз безопасности персоналу и ресурсам, причин и условий, способствующих нанесению финансового и материального ущерба; создание механизма и условий оперативного реагирования на угрозу безопасности и проявления негативных тенденций в функционировании налогового органа[26].

К основным объектам безопасности относятся человек и гражданин — его права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Соответственно объектами анализируемой безопасности выступают прежде всего субъекты налоговых правоотношений, объекты налогообложения, государственная казна.

Элементом структуры налоговой безопасности являются угрозы жизненно важным интересам объектов, безопасность которых должна быть обеспечена. Согласно ст. 3 Закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» угроза безопасности представляет собой совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

К числу угроз налоговой безопасности можно отнести:

1) несовершенство и пробельность финансового законодательства;

2) искажение принципов финансового и налогового права;

3) инертность практики судов, идущей по пути ослабления судебной защиты прав налогоплательщиков;

4) нарушение срока постановки на учет и уклонение от такой постановки; непредставление налоговой декларации; грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения; неуплата или неполная уплата сумм налога и иные налоговые правонарушения;

5) незаконное получение и разглашение сведений, составляющих налоговую тайну;

6) уклонение от уплаты налогов и, как следствие, налоговая преступность, незаконное возмещение сумм налогов и сохраняющаяся из года в год недоимка.

Так, задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций) на 1 января 2007 г. составила 757, 4 млрд руб. По сравнению с 1 января 2006 г. удалось достичь сокращения недоимки на 0,4%, в том числе по налогу на прибыль организаций — на 5,9%, акцизам — на 2,8%. Однако при этом увеличилась недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых — в 5,8 раза, по налогу на добавленную стоимость — на 3,3%; по акцизам на дизельное топливо — в 3,3 раза, на автомобильный бензин — в 2 раза, табачную продукцию — на 24%[27].

Нейтрализовать реальную и потенциальную угрозы объектам налоговой безопасности позволяет реализация разработанной системы мер. Речь идет о гарантиях налоговой безопасности, приемах, методах, средствах, например, запрещающих нецелевое использование бюджетных средств или переложение исполнения налоговой обязанности на третьих лиц, которые предписывают осуществлять обязательный контроль над проводимыми финансовыми операциями, обязывают погашать недоимку. Содержание законодательства о налогах и сборах позволяет, в частности, выделить возможность использования следующих специальных гарантий налоговой безопасности: налогового контроля; налоговых проверок; способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов; применения различных видов ответственности за неисполнение конституционной обязанности по уплате налогов.

Основным элементом, с которым связана налоговая безопасность, выступает государственная политика как совокупность концептуальных положений, обеспечивающих состояние защищенности. Президент РФ в Бюджетном послании ФС РФ от 30 мая 2006 г. «О бюджетной политике в 2007 году», обозначая основные направления налоговой политики на три года, предложил ориентировать ее на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения, в частности: принять решение об освобождении от налогообложения дивидендов, получаемых российскими юридическими лицами от инвестиций в дочерние общества; разработать критерии эффективности работы сотрудников налоговых и таможенных органов; совершенствовать налоговый контроль за использованием механизмов трансфертного ценообразования в целях минимизации налогообложения[28].

В этом направлении уже сейчас идет процесс совершенствования инструментов налогового регулирования, переход на упрощенные процедуры работы налоговых органов, апелляционное обжалование решений налоговых органов, предпринимаются некоторые иные меры, в том числе применимые к налоговой безопасности. Обеспечение налоговой безопасности необходимо, поскольку направлено на предотвращение конфликтов между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации и сохранение целостности всей финансовой системы государства.

Таким образом, налоговая безопасность — это показатель:

1) финансового обеспечения публичных интересов;

2) степени защиты налогоплательщиков от произвола государственных органов;

3) эффективности и безопасности работы налоговых органов;

4) уровня налоговых правонарушений в Российской Федерации.

В ближайшем будущем следует разработать концепцию российской налоговой политики, ее основные составляющие, объективные требования, развивающиеся тенденции, социальную и экономическую направленность. Предположительно концепция должна включать следующие базовые компоненты:

1) разработку теоретико-методологических основ налоговой политики, в том числе таких категорий, как налоговая тактика, налоговая стратегия и налоговая безопасность;

2) определение основных налоговых приоритетов и потребностей развития;

3) постановку текущих и стратегических целей с указанием средств, путей и условий их достижения;

4) совершенствование методов реализации налоговой политики;

5) внедрение международных стандартов налогообложения, а также прав и обязанностей налогоплательщиков.

Кроме того, для успешного формирования и детерминации принципов налогового права следует закрепить основы осуществления налоговой тактики, налоговой стратегии и налоговой безопасности в налоговом законодательстве (наиболее целесообразно в НК РФ), что

будет выступать одним из условий их прогрессивного функционирования. НК РФ должен определить термины «налоговая тактика», «налоговая стратегия» и «налоговая безопасность», субъектов, утверждающих условия их развития, а также иные моменты, связанные с эффективностью их правореализации. Тем самым законодатель создаст необходимые условия для результативного использования инструментов налоговой политики, в том числе позволяющего выявить и законодательно сформировать новые принципы налогового права.

 

Библиография

1 В понятие «политика» ученые вкладывают различный смысл. Под ней понимаются участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; деятельность государства, классов, политических партий, социальных групп, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, которые обусловливают образ действий, направленных на достижение цели и определяющих отношения с людьми; совокупность целей и задач, практически реализуемых государством, а также средств, используемых при этом. Подробный обзор точек зрения на понятие «политика» см.: Коробова А.П. Правовая политика: понятие, формы реализации. Приоритеты в современной России: Дис. … канд. юрид. наук. — Самара, 2000. С. 26—44.

2 Основными элементами политической жизни признаются политические действия, среди которых выделяются государственные перевороты и революции, крестьянские погромы и гражданские войны, лоббирование и избирательные кампании, демонстрации и забастовки, митинги, шествия, петиции, дискуссии и т. д. Подробнее см.: Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России. — М., 2000. С. 9.

3 Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. — Саратов, 2003. С. 228.

4 Там же.

5 См.: Годме П.М. Финансовое право. — М., 1978. С. 121.

6 См.: Цапков В.Е. Понятие налоговой политики и основные направления ее развития на современном этапе // Финансовое право. 2007. С. 6—9.

7 См.: Цапков В.Е. Указ. раб. С. 6—9.

8 Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансово-правовая политика // Правовая политика России: теория и практика: Моногр./ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М., 2006. С. 446. См. также: Химичева Н.И. Принцип экономического стимулирования как инструмент современной финансово-правовой политики в России // Реализация финансовой, банковской и таможенной политики: современные проблемы экономики и права: Сб. науч. трудов (по материалам межвуз. науч.-практ. конф. Саратов, 18 апреля 2008 г.) / Под ред. Е.В. Покачаловой, О.Ю. Бакаевой. — Саратов, 2008. С. 130—133.

9 См.: Девятых Н.В. Цели и средства налоговой политики // Финансовое право. 2008. № 5. С. 20—22.

10 Матузов Н.И. Указ. раб. С. 354.

11 См.: Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). — М., 2003. С. 110.

12 См.: Она же. Финансово-правовое регулирование и политика России на современном этапе // Российское правовое государство: итоги формирования и перспективы развития: Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж, 14—15 ноября 2003 г.: Пленарное заседание. — Воронеж, 2004. Вып. 2. С. 62.

13 См.: Годме П.М. Указ. соч. С. 153.

14 См.: Садков В., Аронов Д. Бюджетно-налоговый федерализм в Российской Федерации и налоговая политика // Налоги (газета). 2007. № 18.

15 См., например: Михайленко А. Механизм обеспечения экономической безопасности России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 7. С. 119—127; Паньков В. Экономическая безопасность: новые аспекты проблемы // Внешняя торговля. 1999. № 6. С. 26; Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 23—26; Аксенов И.А. Конституционно-правовые аспекты понятия экономической безопасности // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 1. С. 10.

16 См., например: Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — Саратов, 2005. С. 2; Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность. 1994. № 3. С. 69; Вишняков В.Г., Андриченко Л.В., Боголюбов С.А. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. № 2. С. 10.

17 См., например: Назаров В.Н. О понятии «налоговая система» и ее правовом содержании // Финансовое право. 2009. № 1. С. 20—24; Шарыкина Т.А. Обеспечение экономической и налоговой безопасности продовольственных рынков // Безопасность бизнеса. 2008. № 4. С. 23—25; Кваша Л.Ф. Милиция (полиция) в условиях переходного типа государства и права // История государства и права. 2006. № 3. С. 26—29.

18 См.: Титов А.С. Понятие, сущность и основные направления развития налоговой политики Российской Федерации // Финансовое право. 2005. № 5. С. 16—20.

19 Там же.

20 См.: Прудиус Е.В. О понятии и системе экономической безопасности // Законодательство и экономика. 2008. № 1. С. 34.

21 Осипов Ю.М. Финансовая экономика как высшая форма бытия экономики: Материалы к докладу на международной научной конференции «Финансовая экономика: концепция, структура, менеджмент». — М., 2000. С. 22.

22 См.: Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право: Учеб.-метод. комплекс / Отв. ред. Н.И. Химичева. — М., 2005. С. 246.

23 См.: Экономическая безопасность: производство — финансы — банки / Под ред. В.К. Сенчагова. — М., 1998. С. 176.

24 См.: Пиантковский А.В. Инвестиционный климат и бюджетно-налоговая безопасность в условиях развития предпринимательства // Налоги. 2007. № 3. С. 12.

25 http: www.ardashev.ru

26 См.: Зарубицкая Т.К., Кузнецов А.П. Безопасность как проблема в деятельности налоговых органов // http: www.unn.ru

27 См.: Сафонов О.А. Экономическая безопасность как финансово-правовая категория // Финансовое право. 2007. № 7. С. 7—8.