М.С. ЛОЖКИН

 

Из всех видов страхования в Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) определение внутренней территории организации имеет особое значение, что проявляется прежде всего в правоприменительной практике. В Законе об ОСАГО и принятых на его основе Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (далее — Правила ОСАГО), дано только название внутренней территории без раскрытия ее смысла. Возникает много сложностей при осуществлении страховых выплат по договорам обязательного страхования, а именно признание той или иной территории внутренней дает возможность неоднозначно и порой некорректно толковать это понятие в пользу заинтересованных лиц.

Понятие дорожно-транспортного происшествия (ДТП), приведенное в Законе об ОСАГО и Правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее — Правила дорожного движения), подходит и в том случае, если столкновение транспортных средств и (или) наезд на человека произошли на территории организации. Однако именно условие, при котором произошло ДТП (на внутренней территории организации), является очень важным для признания ДТП страховым случаем.

Закон об ОСАГО устанавливает закрытый перечень случаев, которые не признаются страховыми. В этот перечень включается ДТП, произошедшее на внутренней территории организации. Так, некоторые недобросовестные страховщики могут «подгонять» под это понятие очень большое количество ДТП, и законодательная неурегулированность может быть выгодна таким страховщикам.

В настоящее время отсутствует четкое и наиболее полное определение внутренней территории организации. Судебная практика свидетельствует о том, что в разных регионах понятие внутренней территории трактуется неодинаково.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 03.02.2005 № А11-6684/2004-К1-3/189 по кассационной жалобе ООО «Игротэк» к ООО «Страховая компания “Наста-Центр”» указывается, что судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о принадлежности места ДТП к внутренней территории организации, так как место ДТП ограждено, имеет особый режим движения и титульную принадлежность. Однако заявитель оспаривает как противоречащий нормам материального права вывод суда о том, что произошедшее ДТП не относится  к страховому случаю.  Ни п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО, ни подп. «к» п. 9 Правил ОСАГО не содержат признаков, по которым та или иная территория относится к внутренней (нахождение земельного участка на балансе организации, в собственности либо на ином законном основании). Несмотря на то, что участок, на котором произошло ДТП, арендуется, он не принадлежит страхователю на каком-либо вещном праве. Истец полагает, что при этих обстоятельствах у страховой компании отсутствовали правовые основания для отказа в выплате страхового возмещения.

Отсутствие у страхователя какого-либо вещного права на участок, на котором произошло ДТП, не имеет правового значения при разрешении спора. При определении внутренности территории необходимо учитывать совершено иные критерии.

Конечно, судебная практика — это не закон. Однако в страховых спорах господствующую роль при вынесении судебного решения играют сложившаяся в регионе практика, а также огромное воздействие на «независимое» мнение судей разъяснений Верховного суда РФ. Эти разъяснения носят рекомендательный характер, однако в большинстве случаев рассматриваются судами как общеобязательные нормы. Пока практика Верховного Суда РФ отсутствует, мнения судов разных инстанций, и тем более регионов, различны.

Для того чтобы ответить на вопрос, что такое внутренняя территория организации, необходимо уяснить прежде всего, какой смысл вложил законодатель в само понятие «внутренняя территория организации».

В Законе об ОСАГО страховым случаем признается наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату. Использованием транспортного средства является его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и др.).

В этом определении очевидна взаимосвязь Закона об ОСАГО с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения. Так, в последних понятие «дорога» трактуется следующим образом: это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. В комментарии к Закону об ОСАГО указано: «Дорога — это не только автодорога, автотрасса, шоссе и т. п., это все, что находится на земле и (или) другом дорожном сооружении и предназначено для движения автотранспортных средств: мост, понтонная переправа, приспособленная для движения. Кроме того, эксплуатация транспортного средства при движении на прилегающих территориях, как-то: во дворах, жилых массивах, на стоянках, автозаправочных станциях — также относится к использованию транспортного средства»[1].

Внутренняя территория организации также может быть местом ДТП. Однако одним из основных критериев для определения внутренней территории организации является именно ее принадлежность к той или иной организации. Такая принадлежность может возникать в силу как договора (аренда, безвозмездное пользование и др.), так и иного права, например права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Здесь возможна аналогия с определением владельца транспортного средства, данным в Законе об ОСАГО, а именно: «Владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании» (ст. 1). Таким образом, ДТП, произошедшим на внутренней территории организации, признается происшествие, произошедшее на территории, владельцем которой является организация.

Немаловажен и ответ на вопрос, что является территорией в смысле обязательного страхования гражданской ответственности? Более правильно считать территорией не только участок земли, но и любую другую поверхность, приспособленную для движения транспортных средств, будь то многоуровневая конструкция, предназначенная для движения транспортных средств, или просто территория перед зданием. Если это участок земли, то к определению границ территории применяются общие правила, установленные земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. Если это иная территория, например многоуровневая автостоянка, то границы внутренней территории организации определяются, например, стенами этого здания, а также поэтажным планом и другими документами (договором аренды и т. п.).

Следовательно, внутренней территорией организации признается любая территория, предназначенная или приспособленная для движения транспортных средств, владельцем которой является организация.

Следующим критерием определения внутренней территории организации является ограниченность ее использования. Она должна определяться прежде всего визуально (например, наличием ограждения или иной конструкцией.

В соответствии со ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений пребывать на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Если земельный участок принадлежит кому-то на праве собственности, но не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через него. При отсутствии визуального закрепления территории к определенной организации теряется признак внутренности территории.

В понятие «ограждение» нет необходимости вкладывать широкий смысл. Не имеет значения, как ограждена территория — бетонным ли забором высотой 5 м или цепью, главное, чтобы ограждение или иное конструктивное выделение было выражено визуально и явно имело своей целью определить параметры (границы) территории. Этот критерий необходим для отграничения внутренней территории организации от иной территории.

Следовательно, внутренней территорией организации признается любая огражденная и (или) выделенная конструктивно территория, предназначенная или приспособленная для движения транспортных средств, владельцем которой является организация.

Важным критерием определения внутренней территории организации является особый режим движения. Он предполагает регулирование допуска на территорию организации путем установления запретов и дозволений, т. е. владелец должен явно обозначить, что вход (проезд) на его территорию без его разрешения не допускается, а если предоставление разрешения все-таки предполагается, то должен существовать и способ его предоставления. В качестве способа могут выступать наличие охраны, механической (сигнализация, приборы визуального наблюдения или звукового оповещения и т. п.) или осуществляемой людьми, а также системы блокирования движения (шлагбаумы, турникеты, ворота, натянутые цепи и др.). Перечень способов ограничивать нецелесообразно: нельзя запретить владельцу фантазировать, однако обязательным условием являются явность и визуальная выраженность контрольно-пропускного или иного особого режима. Территорию, имеющую ограждение или иное конструктивное выделение, но не имеющую особого запретительно-дозволительного режима, нельзя признать внутренней территорией организации.

Таким образом, можно дать следующее определение, которое наиболее четко отражает признаки, по которым ту или иную территорию можно отнести к внутренней. Внутренняя территория организации — это любая огражденная и (или) выделенная конструктивно, имеющая особый пропускной или иной контролируемый режим территория, предназначенная или приспособленная для движения транспортных средств, владельцем которой является организация.

Это определение дает исчерпывающие в пределах Закона об ОСАГО признаки, отличающие просто территорию от внутренней территории организации. Однако в нем не совсем корректно определен случай, который не признается страховым. Так, в соответствии с подп. «и» п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО к страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в п. 1 этой статьи, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке, а также при движении транспортного средства по внутренней территории организации.

Законодатель к внутренней отнес территорию именно организации. Вопрос о том, применяется ли это положение к индивидуальным предпринимателям, является полемичным. Так, некоторые считают, что в отношении территории, владельцем которой является индивидуальный предприниматель, исключение из страхового случая по признаку внутренности территории не применяется.

С этим трудно согласиться, поскольку к деятельности индивидуального предпринимателя применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23).

Несмотря на то, что в Законе об ОСАГО однозначно прописано, что не признается страховым случаем ДТП на внутренней территории именно организации, норма подп. «и» п. 2 ст. 6 должна распространяться и на индивидуального предпринимателя. Не существует отличия внутренней территории организации от внутренней территории индивидуального предпринимателя. Проблема состоит только в том, какая территория признается внутренней территорией индивидуального предпринимателя. Безусловно, к такой территории нельзя отнести место регистрации, место проживания или иную территорию, однако к ней можно отнести территорию коммерческой деятельности индивидуального предпринимателя. Это подтверждает и жизнь, так как в настоящее время количество граждан, занимающихся коммерческой деятельностью, значительно возросло. К такой деятельности можно отнести и организацию различных мест розничной и оптовой торговли, и производство продукции, и оказание услуг. Значительно увеличилась деятельность граждан по перевозке пассажиров и грузов, а эта деятельность требует специально охраняемой территории. Вот почему нецелесообразно исключать территорию коммерческой деятельности индивидуальных предпринимателей из числа внутренней территории организации.

Проблемы в законодательстве встречаются очень часто. Казалось бы, что может быть понятнее, чем внутренняя территория организации. Однако практика свидетельствует об обратном: ничего простого не бывает. Эти проблемы нельзя оставлять на разрешение судов и способствовать необоснованно расширительному толкованию. Их нужно решать на законодательном уровне путем внесения изменений в закон.

Необходимо в Закон об ОСАГО внести следующие изменения:

· подп. «и» п. 2 ст. 6 изложить в следующей редакции: «...причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке, а также при движении транспортного средства по внутренней территории организации или коммерческой деятельности индивидуального предпринимателя»;

· ст. 1 дополнить абзацем следующего содержания: «внутренняя территория организации или коммерческой деятельности индивидуального предпринимателя — любая огражденная и (или) выделенная конструктивно, имеющая особый пропускной или иной контролируемый режим территория, предназначенная или приспособленная для движения транспортных средств, владельцем которой является организация или индивидуальный предприниматель, для которого данная территория является местом осуществления коммерческой деятельности;».

В случае внесения изменений в Закон об ОСАГО количество судебных процессов значительно сократится, хотя в нашей стране наличие четкого законодательства вовсе не означает отсутствие проблем.

При рассмотрении споров о признании или непризнании территории внутренней суд будет руководствоваться следующими признаками:

· организация или индивидуальный предприниматель должны быть владельцами территории, на которой произошло ДТП;

· территория должна быть ограждена и (или) выделена конструктивно;

· территория должна иметь особый пропускной или иной контролируемый режим движения;

· территория, на которой произошло ДТП, должна быть предназначена или приспособлена для движения транспортных средств;

· для индивидуальных предпринимателей эта территория должна быть местом осуществления коммерческой деятельности.

При отсутствии хотя бы одного из этих признаков ДТП должно быть признано страховым случаем. Можно привести аналогию с уголовным правом: «Единственное и достаточное основание уголовной ответственности — наличие в совершенном деянии признаков состава преступления. Под составом преступления понимается совокупность признаков, указанных в уголовном законе, характеризующих конкретное общественно опасное деяние в качестве преступления... В состав преступления законодатель включает наиболее существенные признаки, определяющие специфику преступления и его общественную опасность. Признание состава преступления единственным основанием уголовной ответственности означает, что, если совершенное общественно опасное деяние не подпадает под признаки ни одного состава преступления, предусмотренного уголовным законом, уголовная ответственность исключается»[2]. В нашем случае, если нет вышеуказанных признаков, значит, есть страховой случай.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона об ОСАГО объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории России. Более того, в ст. 1 приведено понятие страхового случая. Им признается наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату. Использованием транспортного средства является эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях. Если взять эти законодательные определения в совокупности, то получается, что ДТП, произошедшее на автостоянках и заправочных станциях, признается страховым случаем. Что касается заправочных станций, то здесь все просто: отсутствует один из признаков, определяющий внутреннюю территорию организации, а именно территория должна иметь особый пропускной или иной контролируемый режим движения. В некоторых случаях режим может существовать, но не настолько, чтобы признать его особым. Как правило, на заправках есть охрана, но она не контролирует движение транспортных средств.

Что касается стоянок транспортных средств, то здесь все намного сложнее. Уже выработана некоторая практика применения судами совокупности положений ст. 1 и п. 1 ст. 6 Закона об ОСАГО. Так, ДТП, произошедшее на территории автостоянок, признается страховым случаем, но не всегда. Практика неоднозначно подходит к решению этой проблемы, однако территория автостоянки также должна признаваться внутренней, и, следовательно, ДТП, произошедшее на ее территории, не является страховым случаем.

Не совсем ясна логика законодателя: с какой целью территория автостоянок была включена в понятие «использование транспортного средства»? Возможно, это было сделано только как пример прилегающих и предназначенных для движения территорий, но никак не исключение из подп. «и» п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО. Иначе получилось бы, что к другим территориям (ст. 1) относились  любые внутренние территории организаций, что явно привело бы к противоречию двух норм в одном законе. Более того, подп. «и» п. 2 ст. 6 является специальной нормой по отношению к норме ст. 1 — использование транспортного средства. Последняя, в свою очередь, является общей, так как определяет более широкий круг вопросов и обладает более широким понятием, нежели внутренняя территория организации.

Следовательно, специальная норма (подп. «и» п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО) по общим правилам гражданско-правового регулирования отменяет общую норму (ст. 1).

 

Библиография

1 Обязательное автострахование гражданской ответственности: Комментарий и практические вопросы / Под ред. И.Л. Трунова. — М., 2005. С. 31.

2 Уголовное право: Учеб. / Под ред. Ю.И. Ляпунова. 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001. С. 77.