УДК 340.11

Страницы в журнале: 8-11 

 

К.А. СТРУСЬ,

кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой  государственно-правовых дисциплин филиала Северо-Кавказского государственного технического университета в г. Пятигорске e-mail: Konstantin_Strus@rambler.ru

 

В статье представлено авторское определение понятия  «правовые основы». Выделяются и рассматриваются такие признаки правовых основ, как научность, системность, концептуальность, доктринальность, целесообразность, инструментальная и организационная обеспеченность.

Ключевые слова: понятие правовых основ, содержание категории «правовые основы», признаки правовых основ.

 

Тhe notion and indications of legal fundamentals

 

Strus К.

 

The author’s definition of the notion “legal fundamentals” is offered in the article. Such indications of legal fundamentals as scientific character, conceptualization, doctrinalization, expediency, instrumental and organized provision are defined and examined.

Keywords: notion of legal fundamentals, content of the category legal fundamentals, indications of legal fundamentals.

 

Правовыми основами обобщенно или конкретно формируются желательные модели социального развития общественных отношений;  посредством закрепления норм, отличающихся высокой степенью генерализации (учредительных норм, норм-принципов, норм-целей, правовых средств реализации полномочий), определяются правила поведения, что в совокупности обеспечивает идеолого-нравственное и регулятивное воздействие на общество.

В содержании категории «правовые основы» можно выделить совокупность следующих элементов:

1) научно обоснованное формирование прогрессивных моделей социального развития общественных отношений, ориентированных на создание условий для наиболее полной жизненной самореализации и удовлетворения интересов общества, индивидов и их коллективных образований;

2) закрепление системы правовых актов, регламентирующих конструируемые общественные отношения;

3) определение руководящих начал, идей, раскрывающих ценности, на которые ориентируются при выстраивании механизма правового регулирования;

4) отражение прогнозируемого результата правового воздействия;

5) закрепление инструментов (установлений) и деяний (технологий), с помощью которых обеспечивается достижение прогнозируемого результата.

Таким образом, правовые основы — научно обоснованное моделирование прогрессивного развития общественных отношений, ориентированных на создание условий для наиболее полной жизненной самореализации и удовлетворения интересов общества, индивидов и их коллективных образований путем определения в системе правовых актов принципов, целей, правового воздействия, а также правовых средств, с помощью которых обеспечивается достижение прогнозируемого результата.

Рассмотрение любого понятия будет неполным без анализа признаков, по которым можно определить сущность категории.

В словаре синонимов указывается на связь категории «признак» с категорией «знак»[1]. Значение последней понимается как «1) важность, значительность, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности; 2) содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка. Значения языковых выражений изучаются в языкознании, логике и семиотике»[2]. Любое понятие содержит совокупность существенных и отличительных признаков предмета, которые мыслятся в данном понятии.

Исходя из предложенной нами дефиниции, остановимся на признаках правовых основ.

1. Научность, т. е. научная обоснованность моделирования прогрессивного развития общественных отношений. Формирование правовых основ возможно только при  всестороннем углубленном научном исследовании, тщательном анализе юридической и иной литературы, которая содержит предложения по совершенствованию законодательства, обеспечивающие прогрессивное развитие общественных отношений. Эта огромная работа должна осуществляться при активном участии широкого круга ученых и охватывать разнообразные сферы общественных отношений.

Использование научных подходов к моделированию правовых основ предполагает:

1) выработку твердой методологической основы стратегии правотворчества, соответствующей общим тенденциями развития общества в целом, с отражением проблем и перспектив совершенствования правовой надстройки для функционирования институтов гражданского общества;

2) подготовку необходимых методических материалов и пособий по практическим вопросам установления и реализации правовых основ;

3) непосредственное участие ученых в работе по составлению проектов актов, обеспечивающих реализацию правовых основ, а также в рецензировании подготовленных материалов.

В процессе реализации принципа научности используются разнообразные научные данные (юридические, социологические, экономические, политологические и др.).

2. Системность нормативно-правового регулирования. Правовые основы реализуются в широко развернутой деятельности органов государственной власти, в определенных моделях федеративных отношений, на уровне местного самоуправления, в деятельности институтов гражданского общества, в различных сферах общественных отношений. Обеспечить единство реализации правовых основ можно благодаря системе иерархически соподчиненных актов, предполагающих соблюдение приоритета документов по юридической силе. Данное качество позволяет организовывать и решать задачи по обеспечению системного регулирования общественных отношений с учетом управленческой, видовой, отраслевой, территориальной специфики.

3. Концептуальность, т. е. ориентированность правовых основ на создание условий для наиболее полной жизненной самореализации и удовлетворения интересов общества, индивидов и их коллективных образований. В содержании правовых основ отражается идея, ориентированная на обеспечение прогрессивного социального развития. Диалектика развития государства и права указывает на осуществление процесса по восходящей линии путем укрепления демократических принципов организации и деятельности государства, расширения социальных основ, связанных с реализацией прав и свобод человека. Кроме этой идеи, на которую должен быть в целом ориентирован законодатель, в содержании правовых основ отражается практическая цель, достижение которой обеспечивает реализацию выраженной идеи.

4. Доктринальность, которая выражается в наличии официально обозначенных правовых принципов и общих идей, на основе которых рождаются, формируются и развиваются механизмы реализации правовых основ. Сложившаяся в настоящее время совокупность научных взглядов и идей относительно механизмов совершенствования социально-правовых отношений включает в себя нередко противоположные взгляды и противоречивые идеи. В правовых основах выражаются трактовки и суждения о позитивном праве, признанные государством и юридическим сообществом в качестве согласованной и доминирующей в конкретный исторический период системы взглядов на правовую реальность. Официальное выражение государством в правовых основах правовых принципов обеспечивает единое воплощение теоретических конструкций в юридической составляющей государственной политики, в текущем законодательстве, на различных уровнях правового регулирования, в различных сферах общественных отношений, в нормативном и казуальном толковании норм права. Официальное признание принципов юридическим сообществом обеспечивает упорядоченность противоречивого, нередко хаотичного эмпирического материала о праве в интересах придания ему целостного и внутренне согласованного характера и формирования ретроспективной, действующей или прогностической юридико-логической модели позитивного права.

5. Целесообразность, которая отражает прогнозируемый результат правового воздействия, то, к чему стремятся субъекты правотворческой и правореализационной деятельности. Цели правовых основ выступают в качестве:

1) ориентира для применения всей системы правовых актов и отдельных норм права в правотворческой и правоприменительной практике;

2) ориентира доктринальной политики, объединяющего усилия государства, общества, ученых и практиков в решении насущных вопросов;

3) своеобразного информационно-энергетического элемента, стимулирующего поиск новых прогрессивных форм развития общественных отношений;

4) непосредственного средства регуляции поведения людей, отражающего «необходимость решения злободневных общественных потребностей и стремлений, показывающего значение используемых в своей совокупности юридических средств, ориентируя последние на ценности, которые лежат в основе правовой политики конкретного государства»[3].

6. Инструментальная и организационная обеспеченность правовых основ.  Реализация образа предстоящей деятельности, различного рода связей и свойств социального развития, обеспечение насущных потребностей жизни немыслимы без использования правовых средств — инструментов (установлений) и деяний (технологий), необходимых для материализации такого образа в предметной сфере. В качестве последних могут выступать меры поощрения, а в необходимых случаях — меры наказания. Комбинируясь определенным образом, юридические средства могут участвовать в правовом регулировании и правовом воздействии, выполняя специально-юридические (регулятивную и охранительную), общесоциальную (информационно-психологическую (мотивационную, побудительную)) и культурно-воспитательную функции.

 

Библиография

1  Кожевников А.Ю. Словарь синонимов современного русского языка. Речевые эквиваленты: практический справочник. —М., 2009. С. 553.

2  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011 г. (БЭКМ) // CD-ROM.

 

3 Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: Учеб. пособие. — М., 2010. С. 26.